Христорадостный человек

Леонид Болотин 
0
21.07.2009 219
Отдалился еще на один год наш добрый Старец и Владыка Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В этом 1997 году ему исполняется 70 лет — возраст новозаветный, но попустил Господь забрать к Себе в селения праведных нашего многоопытного и мудрого Наставника прежде срока человеческого. Отдаление его плотского образа в суетной памяти странн о сочетается с приближением его светлого лика в памяти сердечной. Ярче и ярче разгорается свет его святости в наших душах. Мне рассказывал друг, что его сын — младенец Тихон целует портрет Владыки Иоанна. Малыш родился уже после кончины нашего Северного Святителя — родился на другом конце великой России, во Владивостоке. Но он уже понимает святость этого человека больше нас с вами. Он обращается к образу Иоанна Санкт-Петербургского как к иконе.

Несколько раз еще при жизни Владыки я порывался написать о нем, о его трудах, но все оставалось незавершенным. Были и поводы. Случались нападки на дорогого Владыку из стана врага. Это воспринималось как само собой разумеющееся. Нам в пору было просить заступничество у Владыки, а не защищать его. Ведь враг лишь злобно свидетельствовал об истинности того, что проповедовал питерский Пастырь.

Несколько раз хотелось объясниться со своими — будь то представители монархического движения в эмиграции или здешние малоцерковные или «слишком церковные» патриоты, которые измышляли свои упреки в адрес Невского Подвижника, вовсе не ведая, что творят. Это возникало не из желания заступиться, ибо там была духовная скала, но из желания сказать своим — одумайтесь, братия, вам же завтра стыдно станет…

Об одном русском Святом говорится: он слезами и любовью удавил змея. Владыка давил змея в наших сердцах поразительной христианской радостью, которой всегда сияют его глаза. Вот и сейчас они сияют на портрете, что над кроваткой моей дочери.

Да, было предчувствие, что плотски Владыка угасал, телесные немощи брали свое, и чувствовалось, что , не смотря на непревзойденную бодрость Пастыря, расставание с ним близится.

И потому еще при жизни так ценились редкие минуты радостного общения. При этом все время испытывался страх перед каждой встречей, тогда особенно остро чувствовались — собственное недостоинство, собственная греховность. Православные знают это переживание хорошо, когда готовятся к исповеди с кем-нибудь из наших немногочисленных, но могучих духовников всея Руси — будь то в Псковских Печерах или в Троице-Сергиевой Лавре. Такой страх моментально уничтожается любовью, которой обдает тебя истинный старец в первые же мгновения состоявшейся встречи. Кажется совершенно невозможной духовная беседа накануне, такой предельно естественной она становится во время самого разговора.

По милости Божией общение с Владыкой Иоанном никогда не было праздным, а совершалось только в случае крайней нужды по делу, на которое он же нас и наставил.

Познакомились мы с Владыкой в сентябре 1992 года, а помогли этому знакомству Ольга Николаевна Куликовская-Романова и мой друг Константин Душенов. Тогда же по письменному благословению Владыки со своими соратниками вплотную стал заниматься вопросами канонизации Царской Семьи и проблемой так называемых Екатеринбургских останков, которые определенные силы хотят выдать за мощи Святого Царя-Мученика Николая и Его Близких.

Впервые на уровне Митрополичей кафедры в России эти вопросы стали обсуждаться "на равных" с мiрянами. Само по себе это неординарное явление обязательно будет потом осмысляться историками Русской Православной Церкви как судьбоносный этап. Тогда же мы сразу почувствовали, что это новый рубеж. Следом сразу же возникла поддержка в этом вопросе со стороны Его Высокопреосвященства Владыки Мелхиседека, Архиепископа Екатеринбургского и Курганского (ныне Брянского). Менее чем через год появилось историческое Послание Священного Синода в связи с 75-й годовщиной убийства Царской Семьи.

С первых же встреч более всего поразило то, что с Владыкой Иоанном можно было спорить и не соглашаться, и при этом не было никакого "снисхождения", но один живой и непосредственный интерес, при котором чувствовалось примерно такое внутренне рассуждение:

— Дай убедительный аргумент и я соглашусь с тобой! Ищи веские доводы — давай! давай! старайся!

Так своей совершенно детской улыбкой подбадривал нас Владыка, и вдруг поражал наши хитроумные конструкции в самую сердцевину каким-нибудь совершенно простым словом. Потом, чтобы не умножать наше смущение, вдруг интересовался о чем-нибудь житейском, о наших семьях, детях…

В помпезной византийской резиденции на Каменном острове стоял дух простенькой коммунальной квартиры, что на Пятницкой улице в Москве, где жили духовные чада Владыки Иоанна, точнее , их общего духовника и руководителя — Владыки Мануила. Свежо и просто пахло картошечкой или гречечкой. К этому примешивался ладанный аромат или розовый дух. И еще был тонкий запах каких-то лекарств.

Вокруг Владыки было особое пространство необыкновенной чистоты жизни. Везде, где жил Владыка, стоял чистый русский дух! Именно чистый, сказочный. Вот главное впечатление о нем. Помните? Этот дух коснулся нас с вами! Каждого православного в России и мiре!

Великий человек. Его величие раскрывается только сейчас. Однажды Владыка явился после смерти — во сне. Он исповедовал, наставлял, истреблял зло, которое затаилось в сердце. Я проснулся, испытывая туже радость, какая неизменно грела душу после встречи с ним при жизни. Он был рядом.

Сейчас он молит радостными слезами Самого Господа Иисуса Христа у Престола о спасении всех нас. Он радуется жизни будущего века. Аминь.

Москва, Октябрь 1997 года от Р.Х.

Из сборника «Слушая сверчка»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Леонид Болотин
Магия цареубийства
Следственная логика и софистические «доказательства»
09.12.2021
Автократор Иоанн Васильевич и современное государственное строительство
К 491-й годовщине со дня рождения Государя и к недавним высказываниям В.В. Путина о Малюте Скуратове
08.09.2021
Неукротимый Мономах
К 85-летию В.Ю. Троицкого
20.08.2021
Третий Рим – особое служение Удерживающего
О предназначении России и возможном переносе её столицы
16.08.2021
Все статьи Леонид Болотин
Последние комментарии
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Олег В.
23.01.2022 01:55
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
23.01.2022 00:34
Социальные функции Церкви
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.01.2022 23:56
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15