О причинах и последствиях "афганского наркотрафика" для Российской Федерации

Доклад директора ФСКН России В.П. Иванова на Парламентских слушаниях в Госдуме

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
305
Время на чтение 11 минут
19 февраля 2009 года в Государственной Думе состоялись Парламентские слушания на тему: "О причинах и последствиях "афганского наркотрафика" для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии". На Парламентских слушаниях выступил Председатель Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Борис Грызлов. С докладом выступил директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В.П.Иванов.

Уважаемый Борис Вячеславович! Уважаемые коллеги!

Трудно переоценить значение сегодняшних парламентских слушаний. Они отражают глубокую тревогу наших граждан, регионов, общественности и государственных органов.
Наделенные доверием электората люди должны знать всю правду о причинах запредельно высокого уровня наркотической опасности в России.

Сегодня мы должны со всей определенностью заявить, что Российская Федерация за последние годы не просто "подсела на иглу" афганских опиатов, но и стала абсолютным мировым лидером - рынком сбыта и потребителем опиатов, прежде всего, героина, номер один в мире.

Согласно данным ООН, процент российского населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах Европейского Сообщества. Опиаты, прежде всего героин, в России употребляют до 90 процентов всех наркозависимых и весь этот героин имеет исключительно афганское происхождение.
Это определяется тем, что основным источников наркотиков является находящийся в нашем "мягком подбрюшье" Афганистан. С одной стороны, эта страна превращена в абсолютного монополиста по производству опиатов - она их производит не менее 93-х процентов от всего мирового производства. С другой - в Афганистане созданы идеальные условия для направления героинового потока именно в Россию, на Север.

Дело в том, что с западной стороны Афганистана находится одна из самых укрепленных в мире границ с Ираном, которая представляет собой по сути фортификационные сооружения, с пятиметровыми по глубине рвами, стенами, виселицами через каждые 300 метров, 60-ю процентами сухопутных войск Ирана, находящимися по этой линии.
С восточной же и юго-восточной стороны линии трафик также предельно затруднен, поскольку там находится линия фронта - осуществляется затяжное, уже семилетнее противостояние пуштунских племен и войск коалиции под командованием НАТО и, соответственно, с обеих сторон находятся войсковые позиции, укрепрайоны, заслоны и иные опорные пункты.
Возникающая конфигурация неотвратимо порождает, если пользоваться термином писателя Алексея Толстого, эффект гиперболоида инженера Гарина и его гибельный луч - вектор движения основного урожая наркотиков в сторону абсолютно спокойного Севера, через неукрепленные границы Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и Казахстана - к нам.

В итоге, несмотря на рост объемов изымаемых в России наркотиков, из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется гражданами нашей страны не менее 12 тонн чистого героина. 12 тонн чистого героина - это 3 миллиарда (!) разовых доз.
Наркотрафик стал существенным негативным фактором демографической ситуации и ударом по генофонду нашей страны. Поэтому проблему производства и трафика героина из Афганистана необходимо сегодня рассматривать как цивилизационный вызов России.
Суть дела становится понятной, когда вы видите на российских кладбищах множество могил совершенно молодых людей. Афганский героин буквально выкашивает молодое, экономически активное население России.
Каждые сутки в стране от него умирает 82 человека призывного возраста, то есть каждый год 30 тысяч человек, - что в два раза больше, чем за все десять лет войны в Афганистане!
Но это только официальные цифры. На деле количество потерь от афганских опиатов в стране значительно выше.

Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно в стране до 100 тысяч человек снимается с учета в наркодиспансерах, при этом треть из них умирает, а половина считается убывшей в неизвестном направлении.
Но куда может убыть наркоман? Определенная часть, не более 20 процентов, на некоторое время освобождается от наркозависимости, но большая часть выбывающих, к великому сожалению, выбывает навсегда - уходит из жизни.
Маховик наркотизации набрал гигантские обороты и с каждым годом разгоняет наркоситуацию в сторону ухудшения, ввиду ежегодного увеличения объёмов поставляемых в страну через прозрачные границы афганских наркотиков.
Как следствие, медленно, но стабильно растет число зарегистрированных наркозависимых. Вместо выбывающих из жизни подростков и молодых людей рекрутируются новые жертвы. Ежесуточно 250 молодых людей становятся наркоманами, вставая в этот строй и замещая выбывающих по смерти. С учетом того, что регулярно принимающие героин умирают через 5-7 лет, очевидно, что контингент наркобольных за это же время практически полностью обновляется и ещё происходит прирост.

При сохранении существующей тенденции, эксперты прогнозируют, что через 5 лет в каждой 10-й российской семье будет по наркоману, принимающему афганские наркотики.
Афганские опиаты наносят нам и выраженный экономический ущерб. Только за счет исключения из числа экономически активного населения наркозависимых, расходов на пенитенциарную систему, судебные издержки, лечение и так далее страна ежегодно теряет до 3 % ВВП, что примерно в 2 раза больше, чем США расходуют на военные действия и своё присутствие в Афганистане.
Таким образом, в мирное время мы несем огромные невозвратные потери, и это с очевидностью свидетельствует, что против нас с территории Афганистана развернута полномасштабная героиновая наркоагрессия.
И задача нашей Службы и всего государства заключается в том, чтобы, выявляя объективные причины и последствия афганского наркотрафика, обеспечить обществу действенную защиту.

В рамках формируемой нами в настоящее время новой антинаркотической политики России мы определяем в качестве приоритетных три направления действий.
Во-первых, международное направление. Реализм отношения к проблеме заключается в том, что без кардинальных изменений ситуации в Афганистане избавить нашу страну от героиновых потоков практически невозможно. К тому же наркомафия, организующая против нас агрессию, имеет ярко выраженную транснациональную природу и характер.
Во-вторых, организация действенных полноценных границ, прежде всего, с Казахстаном. Без наведения порядка в режимах ввоза товаров и въезда в Россию мы будем продолжать создавать комфортные и нигде больше в мире не имеющиеся условия для организаторов наркотрафика.
В-третьих, ужесточение наказаний по отношению к тем, кто реализует оптовые партии наркотиков, адекватных уровню особой социальной опасности для общества. Минимальная оптовая партия по методике ООН - это 20 тысяч доз.

Реализуя первое направление действий, Россия вправе и должна ставить вопрос о кооперативной ответственности ведущих государств мира и международных организаций за последствия существования у нас под боком первого наркогосударства мира.
Превращенный в высокодоходную наркоферму, Афганистан, практически монопольно производящий весь мировой объём героина, по сути является позором мирового сообщества. А Россия - основной жертвой афганского героина. Однако Комиссия по наркотическим средствам ООН отказывается включать этот поистине всемирный феномен в свои приоритеты, в частности, готовящуюся к принятию в марте сего года политическую декларацию, стратегию и план действий на ближайшие 10 лет, ссылаясь на то, что включение данной, как они обозначают "региональной тематики", в столь глобальные документы якобы нецелесообразно.
Принимая во внимание размер ущерба, который наносят населению Российской Федерации наркотики афганского происхождения, мы также имеем полное право считать афганский героин особым видом оружия массового поражения (ОМП), причем, селективного действия, направленного на молодежь - будущее нашей страны.

По мнению ведущих академических специалистов, Россия сегодня фактически находится в той же ситуации, как и Китай полтора века назад, когда выращиваемый в британской Индии опиум буквально наводнил страну с древней цивилизацией, и китайское население за десяток лет было превращено в гигантский наркорынок и тотальную сеть притонов, что поставило Китай на грань вымирания.
В отличие от ООН, которая, к сожалению, не выделяет афганский фактор действия на Россию как вызов всему мировому сообществу и оптимистично рапортует о начавшемся в последние два года снижении объёмов производства опиатов, мы наблюдаем существенное увеличение потоков этого зелья в Россию.
Показательны итоги полутора месяцев начавшегося года. Наша Служба изъяла почти в два с половиной раза больше героина, чем за тот же период прошлого года. Цифры говорят сами за себя.
Давление афганского наркотрафика на Россию нарастает. Так, количество перехватываемых оптовых поставок наркотиков превышает 8 тысяч в год. Общий объём изъятого в прошлом году в Российской Федерации героина составил 3,5 тонны. Ежесуточно у нас в стране мы изымаем 10 килограмм героина - это ежедневное "питание" для 2 миллионов наркопотребителей.

Действующие в Афганистане сотни лабораторий или минифабрик по производству героина работают не только на текущий трафик, но и создание стратегических запасов. К настоящему времени такой складированный запас чистого героина по разным оценкам составляет от 2 до 3 тысяч тонн. По сути создан фонд будущих поколений, который в состоянии продолжать заливать Россию героином ещё 100 лет. И это в стране, которая контролируется иностранными войсками под командованием НАТО
Скептически следует отнестись и к победным реляциям ООН и правительства Афганистана о том, что северные провинции Афганистана стали свободными от опиумного мака.

Во-первых, именно эти провинции вывели Афганистан на первое место в мире по объемам производства марихуаны и гашиша.
Во-вторых, именно в северных провинциях вблизи границ с Таджикистаном и Узбекистаном, находящихся в зоне влияния "Северного Альянса", сконцентрировано основное число наиболее совершенных и технически оборудованных лабораторий, перерабатывающих опийные урожаи в героин.

Таким образом, северные провинции Афганистана не только не становятся "свободными от наркотиков", но и выступают плацдармом и трейдерами по распространению наркоэкономики и сопутствующего ей терроризма на Россию, интегрируя новые государства Средней Азии в наркоэкономику Афганистана.
Указанные выше факты и аналитические выводы позволяет говорить, что афганский наркотрафик имеет глобальную транснациональную природу.

Сегодня создана изощренная глобальная инфраструктура сбыта и организации производства героина. Как справедливо замечают и сами афганцы, в том числе Президент Хамид Карзай, в Афганистане остается незначительная часть доходов от реализации героина: не более 4 миллиардов из примерно 100 миллиардов долларов США. Таким образом, 96 миллиардов долларов работают на культивирование коррупции и организованной преступности по пути трафика.
Транснациональная организация наркогосударства и наркоэкономики в Афганистане отражает тот фундаментальный факт, что наркопроизводство в южных районах планеты неуклонно следует за геополитической напряженностью, образующейся, прежде всего, за счет иностранного военного присутствия.
Не случайно, что за последние 20 лет мы стали свидетелями феномена миграции героинового наркопроизводства в географическом пространстве из так называемого "Золотого треугольника", обязанного своему возникновению войне в Индокитае, в Афганистан.

Показательно, что после начала операции "Несокрушимая свобода" и введения в Афганистан военных контингентов США и НАТО в 2001 году производство опиатов за семь лет выросло в 44 раза (!).
Ни в коем случае не вменяя США и НАТО целенаправленные действия по наркотизации России, тем не менее, по фактическим потокам, захлестывающим нашу страну, мы обязаны сделать вывод как минимум о бездействии тех, кто принял на себя ответственность за происходящее в Афганистане.

Вторым направлением действий по пресечению афганского наркотрафика является организация полноценных границ, прежде всего, с новыми государствами Средней Азии.
Именно через эти страны поступает подавляющая часть афганских опиатов. В 2008 году за сбыт оптовых партий наркотиков в России осуждено свыше полутора тысяч иностранных граждан, - практически все они являются гражданами стран Средней Азии.
Анализ характера передвижений участников наркотрафика однозначно показывает, что административно-правовые режимы границы, торговли и ввоза грузов на территорию Российской Федерации крайне размыты международными соглашениями и не позволяют организовывать эффективное пресечение афганского наркотрафика.

Граница не является сегодня барьером для наркокурьеров.
Режимы пересечения границы организованы таким образом, что любой житель указанных стран может пересекать их практически неограниченное число раз. Это определяется безвизовым режимом и обеспеченной законодательством правовой возможностью ограничиваться внутренним, а не загранпаспортом.
При этом действующий режим пересечения границы по так называемым внутренним паспортам не предусматривает проставления отметок о прохождении погранконтроля в этих документах.
Вот один из многих случайно взятых примеров, который хорошо характеризует ситуацию.
Гражданин Муборов Акбар Мулинович, уроженец г. Душанбе, зарегистрирован в Тверской области, проживает и не работает в Санкт-Петербурге, где и задержан со 126 килограммами героина. Трижды за год этот безработный пересекал российскую госграницу и совершил 20 поездок по всей России.
Стремление заработать на героине превращает наркокурьеров в челноков, снующих через нашу государственную границу до 100 и более раз в году.
Эти возможности широко предоставлены полусотней международных, межправительственных и межведомственных соглашений, сопряженных с режимами пересечения госграницы, которые, по сути, девальвировали инструменты контроля. Анализ уголовных дел свидетельствует о сложившейся практике использовать бреши действующего законодательства, предоставляющие возможность ввозить в Россию сельскохозяйственную продукцию без внешнеторговых контрактов, коносаментов, инвойсов и иных документов, декларируя иностранного водителя как отправителя и грузополучателя, продавца и покупателя в одном лице.

Иными словами, согласно действующим в России законам, любой человек в Средней Азии сегодня садится в свой фургон и едет продавать любой товар в любую точку Российской Федерации по своему усмотрению. Не случайно в связи с этим транзит афганских опиатов в наши страны по Северному маршруту называют "Шелковым путем" - в смысле: торгуй сколько хочешь, где и чем хочешь.
Ежегодно в Российскую Федерацию, по данным Минсельхоза, поступает до 6 миллионов тонн только плодоовощной продукции. При практически отсутствующем контроле подобных грузов скрыть в таком потоке капусты, лука, яблок, других плодов и овощей любую партию героина не составляет труда.
Крайне низкая эффективность обеспечения пограничной безопасности России в сфере пресечения контрабанды наркотиков требует от государства в корне менять философию, методологию и технологию обеспечения пограничной безопасности России.
Доктрина прозрачности границ как основы национального развития к настоящему моменту исчерпала себя и является не просто неадекватной, но и губительной для страны.

Именно пресловутая прозрачность способствует подчас диким преступлениям. Так, осенью прошлого года сотрудниками УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленобласти выявлена партия героина, поступившая в сухофруктах, в кураге, в один из детских садов Ленинградской области.
Отправителями сельхозпродукции были граждане Таджикистана - к слову, они же граждане России, а получателем груза, у которого детским садом были закуплены сухофрукты, являлся индивидуальный предприниматель, гражданин России афганского происхождения Гулькакар Шах. Только своевременные действия сотрудников службы предотвратили поступление смертельных наркотиков в компот и массовое отравление детей.
В рамках третьего направления действий, необходимо существенное ужесточение наказаний по отношению к тем, кто реализует оптовые партии наркотиков.
В настоящее время законодательством никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партии составляют не граммы, а десятки и сотни килограммов. Оптовики по сути приравнены к мелким распространителям, и тем и другим предусмотрена одинаковая ответственность за сбыт что 5 грамм, что 700 килограмм героина.
Для решения данной проблемы необходимо ввести в уголовное законодательство понятия значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств, а также подготовить для утверждения Правительством Российской Федерации обновленный список основных видов наркотиков с определением весовой шкалы, по которой должен исчисляться срок наказания.

Действующий Уголовный кодекс относит любую контрабанду к разделу экономических преступлений. Однако наркотики запрещены к гражданскому обороту и не могут рассматриваться в перечне преступлений данной категории. Соответственно, необходимо выделять контрабанду наркотическими средствами в раздел преступлений против личности.

Уважаемые коллеги!
Мы надеемся, что проводимые сегодня слушания позволят нам не только вскрыть главные причины и последствия афганского наркотрафика, но и выйти на совместную работу по формулированию и реализации действенных мер по пресечению героиновой агрессии против России.
Считаю крайне важным повысить роль парламента, который облечен доверием избравших его граждан и в состоянии внести серьезный вклад в их защиту от героина.
Спасибо за внимание.

Материал подготовил Вадим ЗАХАРОВ

Впервые опубликовано на сайте "Нет - Наркотикам", Москва, 2009 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Петрович Иванов
Победа, начинавшаяся в Китае
Об определяющей роли пакта Мусякодзи—Риббентропа в истории Второй мировой войны
03.09.2020
«Наркотики следуют за геополитической нестабильностью»
Директор ФСКН Виктор Иванов об антинаркотической дипломатии и геополитике России в Латинской Америке
21.12.2015
Все статьи Виктор Петрович Иванов
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Сергей из НН
26.12.2024 08:31
Игорь Стрелков попросил суд освободить его из колонии
Новый комментарий от Vladislav
25.12.2024 23:18
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2024 21:00
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от влдмр
25.12.2024 20:46
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:51
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.12.2024 19:50
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:34