Предыдущий год был для Алушты годом юбилеев. 15 лет отпраздновал единственный в мире музей писателя Ивана Шмелева. С рождения самого Шмелева прошло 135. Ни в Москве, где родился замечательный писатель, ни в Париже, где он окончил свои дни, нет его литературного музея. А маленькая Алушта, которая обычно ассоциируется у нас с летом и морем, приобрела, благодаря такому музею, мировую известность как научный центр русской эмиграции.
Ежегодно ученые собираются здесь на Крымские Международные Шмелевские чтения. Потому что основные вехи творчества писателя связаны с этим городом. В 1922 г. Иван Сергеевич выехал из Алушты, а в 1923-м в Париже вышел его алуштинский роман "Солнце мертвых" - самая страшная книга из написанных на русском языке, как сразу назвали ее критики.
В гости к писателю
Маленький небесно-голубоватый домик, где сегодня располагается Алуштинский литературный музей писателя Ивана Шмелева, найти просто. Нужно идти от центральных пляжей вдоль моря, пока асфальтированная дорога не приведет в так называемый (по-старому, по-дореволюционному) Профессорский уголок. В Советское время он был переименован в Рабочий. Нынче уж и не знаешь, кто здесь обитает чаще других: профессора, рабочие, новые удачливые бизнесмены или последние из "рожденных в СССР", по старинке предпочитающие провести отпуск не в египтах-турциях, а милом сердцу южном Крыму.
Пройдя метров 800, миновав роскошный аквапарк со скульптурами дельфинов на фасаде современного здания, замечаешь указатель. Зимой набережная пустынна. А летом его и найдешь не сразу, спрятанный за киоском с водами и чем покрепче. Это ли не символ наших дней? Дорога к музею пролегает сквозь чащу удовольствий, развлечений, отвлечений.
Но вот заветная тропинка - от набережной вверх на гору, туда, где начинается иной мир. Вековые сосны-гиганты - предрождественский антураж зимнего Крыма. А вот и ступеньки к домику. На них меня дружелюбно встречают музейные кошечки. Одна, вторая. Как здесь хорошо!
Возле маленького музея - широкий развесистый ливанский кедр. Сквозь веточки, внизу проглядывает "моря синяя чаша", которую, как писал Шмелев, "глазами пей!". Вот это все видел здесь писатель. Как, кстати, и розовый санаторий внизу - бывшую виллу "Марина", спроектированную академиком архитектуры А.Бекетовым.
Шмелев приехал в Крым из объятой революцией Москвы в 1918-м - к своему другу, писателю С. Н. Сергееву-Ценскому, у которого и жил некоторое время. Иван Сергеевич купил свой первый крымский участок земли, примыкающий к месту, где сегодня расположен литературный музей Шмелева. Именно этот факт и послужил причиной его размещения здесь в 1993 г., когда созданием музея Шмелева крымчане отметили 120-летие со дня его рождения. (Кстати, не побывав в Алуште, многие путают дом-музей с самим домом писателя. Подчеркнем: это два разных дома! Музей находится близ Набережной, по соседству с дачей Бекетова. А домик, где жил Шмелев, расположен на горе Орлиной, возле дома-музея Сереева-Ценского).
Пройти и Крым, и...
Крымская жизнь супругов Шмелевых стала самым страшным периодом в их судьбе. В то время многие уезжали на юг России, думали переждать здесь большевиков. На деле же эта земля стала черной усыпальницей, всероссийским кладбищем русского офицерства и всех, кто столкнулся здесь с красным террором, убийствами и страшным голодом 21 года, унесшим 5,5 млн. человек.
У Шмелевых - своя трагедия. Сюда, в Алушту, демобилизовался с фронта их сын Сергей. Он попал в Добровольческую армию, после отступления Врангеля Крым заняли красные. Сергей поехал регистрироваться в Феодосию, где был арестован и расстрелян. Родители долго не знали, куда он пропал, писали письма красным крымским начальникам, унизительно просили сообщить о судьбе сына. Только во Франции, писатель окончательно уверился в его гибели: врач, сидевший с Сергеем в подвалах Феодосии и чудом спасшийся, нашел Шмелевых и рассказал о расстреле. Тогда же писатель решил больше не возвращаться в Россию: "Где ни быть - все одно. Могли бы и в Персию, и в Японию, и в Патагонию. Когда душа мертва, а жизнь - только известное состояние тел наших, тогда все равно...", - писал он в письмах к К. Треневу и И. Бунину.
Уже в 1923 г. в эмигрантском сборнике "Окно" была опубликована трагическая эпопея о жизни в Крыму. В следующем году "Солнце мертвых" вышло отдельным томиком...
Запрет снят: можно вспоминать
Долгие годы имя русского писателя Шмелева, в 1931 г. выдвигавшегося на Нобелевскую премию по литературе, было под запретом на его Родине. Шмелев умер в Париже в 1950-м. А на Родину автор "Солнца мертвых" и замечательной религиозной прозы (это по его роману "Лето Господне" постперестроечная молодежь на пространствах СНГ изучала православные традиции) полноправно "вернулся" только в 1980-х - своими произведениями...
История крымского музея Шмелева началась в 1975 г. Именно тогда в Литературно-мемориальном музее С.Н. Сергеева-Ценского была расположена маленькая витрина и размещены материалы о Шмелеве. Дирекция и сотрудники музея писали письма-прошения, пытались увековечить имя писателя. Но получали отказ - как со стороны писательских кругов, так и официальной власти. В 90-м, на сороковой год по кончине писателя, вопрос о создании его музея был поставлен на Алуштинской всесоюзной конференции по вопросам литературы, где о его творчестве было сделано уже 5 докладов.
"Москвичи тогда отказались, - рассказывает Валерий Петрович Цыганник, бессменный с 1977 г. директор трех алуштинских музеев - С.Н. Сергеева-Ценского, И. С. Шмелева и академика А.Н. Бекетова. - И мы с сотрудниками решили попробовать. У нас было от чего оттолкнуться! Книжный шкаф с литературой из библиотеки Сергеева-Ценского, в том числе - все журналы с публикациями Шмелева, которые наверняка, получив, автор прочитывал... Мы переписывались и переписываемся сейчас с родственниками Шмелева, его внучатым племянником Ивом Андреевичем Жантийомом, который присылает фото и копии документов. И параллельно пытаемся искать в архивах..."
Дом, в котором "живет" Шмелев
...В год 120-летия со дня рождения писателя устроители будущего музея в который раз размышляли: какое здание связано с жизнью Шмелева в Алуште? Дом, где жила писательская чета, теперь оставался в частном владении, хозяева не соглашались на иной участок в Крыму (чего только не предлагалось им горисполкомом). И вот находится другое здание, в ста метрах от участка Шмелева.
Дом, в котором сегодня и расположен музей, принадлежал Владимиру Бекетову и спроектирован по проекту его брата, харьковского Растрелли - Алексея Николаевича Бекетова. Изначально здание было двухэтажным, в Великую Отечественную его разрушили, позже - достроили по-новому. Он совсем небольшой - музей Шмелева. Но, кажется, обладает своей теплой, открытой душой. Небольшие комнаты одна за другой вводят в мир писателя. Вот тот самый шкаф с журналами из дома Сергеева-Ценского. На рабочем писательском столе - современного письма икона "Неупиваемая Чаша". Копия старинной иконы - подарок Серпуховского Высоцкого монастыря по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря освящена в Новой Ореанде - тут же, на стене. Живое напоминание об одноименном рассказе Шмелева, написанном в Алуште в 1918 г.
В следующей комнатке под стеклами витрин - ценные фотографии и документы страшных алуштинских лет. Это материалы из архивов ИМЛИ и ЦГАЛИ (Москва), из личного архива семьи Шмелевых, фотографии, переданные музею Ивом Жантийомом. Можно прочитать письмо Ивана Сергеевича в комендатуру и Московское правительство, обращение к известным политическим деятелям - слезные просьбы сказать, где пропал его сын. За 3 месяца писатель написал около тысячи таких писем и телеграмм...
А вот так называемая "Охранная грамота" 1922-го г. Тридцать четыре фамилии: Чехов, Шмелев, Тренев, Волошин... Всем им власть милостиво разрешила жить в своих домах. И еще один книжный шкаф - на этот раз с книгами автора, изданными на самых разных языках мира. Многие из них подарены посетителями. Ежегодные Крымские Международные Шмелевские чтения собирают в музее ученых из Украины, России, Беларуси, Польши, Германии и США, изучающих творчество писателей-эмигрантов.
- Мы проводим чтения вместе с Российским Фондом культуры, в них принимает участие Университет Дружбы Народов, МГУ, госархив и РГБ (библиотека им. Ленина), Фонд российского зарубежья, ученые из Дубны, Петербурга, Магадана, - рассказывает Валерий Петрович. - У нас представлены и доклады на украинском языке, касающиеся украинской диаспоры. Тема может звучать расширенно, например: "Украинская диаспора и возможные контакты со Шмелевым". Ведь в его эпоху жили Борис Зайцев, Марк Алданов, Владимир Винниченко. Жизнь и творчество Шмелева - это целый пласт, вошедший в мировую культуру...
Еще столько надо издать...
Из музея выходишь - как в другую жизнь. День предрождественский - пора на службу в Храм Во имя Всех крымских Святых и Св. великомученика Феодора Стратилата. Свои предпраздничные дела накопились и у заведующей музея - Людмилы Ивановны Живаго: по традиции Литературный музей Шмелева в Рождественские дни принимает у себя городских детишек. Мудро поглядывают, провожая, пушистые четвероногие обитатели здешних музейных мест - Пеструша, Муся и солидный кот-"дворянин" Рыжик. Шумит за кедровыми ливанскими ветвями моря синяя чаша. А нам предстоит еще пройти около километра - до Литературно-Мемориального музея С. Н. Сергеева-Ценского. Именно там можно сегодня увидеть настоящий дом, где жила чета Шмелевых.
Скромный маленький домишко за частным забором - недосягаем для экскурсий. Тем не менее, украшен мемориальной доской. Еще полсотни метров по Орлиной горе - и вот рядом роскошная дача современника и литературного друга Шмелевых, приютившего семью в 1918-м - Сергея Николаевича Сергеева-Ценского. Разителен контраст между двумя домами. Разительно отличалась и судьба двух писателей. Тем не менее, здесь нас ждет завершающая подробность человеческих и литературных взаимоотношений двух писателей - изгнанного и признанного властью. Хранитель фондов музея С. Сергеева-Ценского Елена Москвина проводит нас по даче писателя и рассказывает о чудом сохранившейся здесь рукописи: в 60-х, перед тем, как передать в Москву написанные от руки воспоминания Сергеева-Ценского о Шмелеве, супруга Сергея Николаевича за несколько ночей успела переписать уникальный документ эпохи. Издать бы его сейчас. И всего-то, кажется, для этого надо - придти меценатам в музеи, посмотреть старые поблекшие фото. Для простого, ненаучного посетителя знакомство с такими экспонатами - мощный толчок к книгам писателя. Хочется перечитать неторопливо и "Солнце мертвых", и светлую "Неупиваемую чашу", и любимое, подробное "Лето Господне". И не для этого ли и существуют они - литературные музеи?
На снимках: Литературный музей И.Шмелева в Алуште; интерьер в музее Шмелева, рабочий стол писателя; семейное фото Шмелевых; фото писателя, подписанное в дар Сергееву-Ценскому ровно 95 лет назад - 6 января 1914 г.; настоящий дом, в котором жили Шмелевы в Алуште на Орлиной горе.
Фото автора
Алушта - Черкассы
14.01.2008