Незамеченные юбилеи

В этом году исполняется пятнадцать лет новому русскому рублю и десять лет новой русской копейке

Новости Москвы 
0
334
Время на чтение 4 минуты
Сразу оговорюсь: словосочетания "новый русский рубль" и "новая русская копейка" не имеют никакого отношения к так называемым "новым русским", хотя и появились они в эпоху экономического разгула "малиновых пиджаков".

Начну с "малого". Десять лет назад - в 1997 г. - в процессе подготовки деноминационной денежной реформы в России были отчеканены монеты номиналом 1, 5, 10 и 50 копеек, на обратной стороне которых помещалось изображение Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём "древнего змия". Тем, кто не привык обращать внимание на такую "мелочь" (как в прямом, так и в переносном смысле), напомню, что копейки в нашей стране не чеканились с 1991 г., а с изображением Георгия Победоносца (как самостоятельного персонажа) - аж с 1796 г. Так что, событие, следует признать, произошло отнюдь не рядовое, но, кроме нумизматов, внимание на него, к сожалению, почти никто не обратил. На монетах же рублёвых номиналов (1, 2 и 5 рублей) был сохранён так называемый "демократический" (в просторечье - "голый") двуглавый орёл (являющий собой "укороченный" вариант известного российского "государственного герба" эпохи Временного правительства, нарисованного художником Иваном Билибиным), который ещё пятнадцать лет назад - в 1992 г. - перекочевал на денежные знаки Российской Федерации в качестве эмблемы Банка России. Что он делает на них до сих пор, т.е. после того, как в нашей стране появился "атрибутированный" государственный герб, тайна есть великая. Но вернёмся всё же к копейке.

4 августа 1997 г. Борис Ельцин подписал Указ .822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", и уже в январе следующего 1998 г. в наших кошельках зазвенела мелочь с рельефным изображением одного из великих святых покровителей земли Русской. За это время в жизни страны произошло много разных событий (в том числе - и обвальный кириенковский "дефолт"), но Георгий Победоносец по-прежнему сопровождает повсюду рядовых граждан России (владельцы "заводов, газет, пароходов", а также пластиковых карт - не в счёт). Хорошо это или плохо? Для человека православного, вопрос отнюдь не праздный. Ведь, помимо кошельков, изображения святого можно часто увидеть в грязи под ногами, что вполне может быть расценено, как, пусть и не непреднамеренное, но всё же кощунство.

В январе на "Форуме миссионерского портала диакона Андрея Кураева" на сей счёт даже разгорелась дискуссия, в ходе которой высказывались предложения убрать изображения Георгия Победоносца с мелочи и призывы подбирать оброненные копеечки (см.: http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&action=printpage;topic=8205.0 ). При этом обсуждался и такой вопрос: является ли помещённый на новых копейках рельеф изображением Георгия Победоносца или это - отождествляемое с ним изображение "великого князя, попирающего змия", взятое с герба Москвы. Не видя существенной "смыслообразующей" разницы между первым и вторым, замечу всё же, что на нынешней российской мелочи имеет место изображение именно Георгия Победоносца, что прямо подтверждается официальным описанием Банка России, гласящим: "в центре - рельефное изображение Георгия Победоносца на коне, поражающего копьём змея". Весьма любопытной на данный счёт представляется также заметка, помещённая на сайте ФГУП "Гознак", в которой главный художник Санкт-Петербургского монетного двора Александр Бакланов делится юбилейными воспоминаниями о работе над новым монетным рядом (см.: http://www.goznak.ru/news.shtml?id=351). По его словам, работа над ним продолжалась около двух лет, придясь "на очень сложное время", когда "в стране шёл активный политический процесс, не было государственных символов". Причём, предложения по "государственной символике" были самими разными, в т.ч. - поместить на лицевую сторону монеты (с обозначением номинала) "и Петра Первого, и изображения исторически значимых памятников из городов России, и Московский Кремль...". Но для эскизной работы, подчеркнул Александр Бакланов, сразу был принят "первоисточник" - Георгий Победоносец, т.к. изображение "всадника с копьём" издревле чеканили на русских деньгах, и именно от этого, согласно основной версии, и произошло само их название - "копейка".

Слева направо: оборотная сторона копеек Ивана IV Васильевича (Псков), Михаила Федоровича (Москва), Алексея Михайловича и Российской Федерации
Слева направо: оборотная сторона копеек Ивана IV Васильевича (Псков), Михаила Федоровича (Москва), Алексея Михайловича и Российской Федерации
Известно, что серебряная монета с изображением "ездеца" (всадника на коне), как общероссийская денежная единица, появилась в обращении в результате реформы 1535 г., осуществлённой матерью и регентшей малолетнего Великого князя Ивана IV Васильевича Еленой Глинской. При этом в Москве и Твери чеканились монеты с изображением "ездеца", вооружённого саблей, а в Новгороде и Пскове - копьём. Змей же на них и вовсе отсутствовал. Очевидно, что изображение "ездеца" несло широкую смысловую нагрузку, но, в первую очередь, оно символизировало именно Великого князя (далее - царя), как защитника Православной Веры, подобного Святому Георгию Победоносцу - небесному покровителю русского православного воинства и столицы Руси (Третьего Рима) - города Москвы. Существует мнение, что в разное время предпринимались даже попытки персонифицировать изображение "ездеца", придав ему черты правящего царя, но в силу того, что оно было очень мелким и схематичным, разглядеть подобные отличия могут только самые "упёртые" нумизматы. Кстати сказать, змей под всадником-"копейщиком" появился на "ходячих" копейках лишь в 1727 - 1728 гг., при Императрице Екатерине I и Императоре Петре II, что придало ему окончательное сходство с Георгием Победоносцем. Продержался Святой Георгий на них, как уже говорилось выше, до 1796 г., т.е. до конца правления Императрицы Екатерины II Великой, в дальнейшем же - вплоть до 1917 г. - он присутствовал на русских монетах в качестве центрального элемента государственного герба.

Возвращение Святого Георгия Победоносца на наши копейки, по моему мнению, несмотря на все спорные нюансы, следует только приветствовать (в этой связи не мешало бы, наконец, вернуть также на рубли державного двуглавого орла). Уверенности в этом мне добавляет один забавный эпизод, имевший место десять лет назад, когда татарские национал-радикалы развернули истеричную политическую кампанию с требованием запретить обращение новых копеек, так как разглядели в попираемом Георгием Победоносцем т.н. "каппадокийском" змее герб Казани - крылатого змея Зиланта (персонажа, надо сказать, тоже сугубо отрицательного), а в расширительном толковании - символ покорённого русскими Казанского ханства и благополучно развалившейся Золотой Орды. Если миниатюрное рельефное "Чудо Георгия о змие" и сейчас способно наделать такой переполох в стане противников Российского государства и русского Православия, то значит по-прежнему крепко его заступничество за нас грешных.

Другое дело, что и мы должны бережно относиться к любому его изображению, в т.ч. и на копейках (которые, того и глядишь, беспощадная инфляция вновь вытеснит из обращения). Не ленитесь и не стесняйтесь, православные люди, коли увидите валяющуюся на дороге копейку, поднять и очистить её от грязи. Помните, кто на ней изображён...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Полина Варламова
Мастера фальсификаций
Кто на самом деле политизирует «кряшенский вопрос» в Татарстане
27.01.2015
Дьявольский бренд
Между беснованиями в Храме Христа Спасителя, «крестоповалом» и убийством женщин в Казани существует прямая связь
03.09.2012
«Звездой» по Поволжью
Редактор казанской газеты разглядел в учителях и матерях с детьми «черносотенную» угрозу татарскому народу
26.04.2011
«Иногда они возвращаются...»
Со страниц казанской газеты «Звезда Поволжья» ведётся проповедь сектантского учения «Виссариона»
17.05.2010
Гламурное кощунство
Андрей Малахов оскорбляет чувства верующих
30.03.2009
Все статьи Полина Варламова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12