Начну с "малого". Десять лет назад - в 1997 г. - в процессе подготовки деноминационной денежной реформы в России были отчеканены монеты номиналом 1, 5, 10 и 50 копеек, на обратной стороне которых помещалось изображение Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём "древнего змия". Тем, кто не привык обращать внимание на такую "мелочь" (как в прямом, так и в переносном смысле), напомню, что копейки в нашей стране не чеканились с 1991 г., а с изображением Георгия Победоносца (как самостоятельного персонажа) - аж с 1796 г. Так что, событие, следует признать, произошло отнюдь не рядовое, но, кроме нумизматов, внимание на него, к сожалению, почти никто не обратил. На монетах же рублёвых номиналов (1, 2 и 5 рублей) был сохранён так называемый "демократический" (в просторечье - "голый") двуглавый орёл (являющий собой "укороченный" вариант известного российского "государственного герба" эпохи Временного правительства, нарисованного художником Иваном Билибиным), который ещё пятнадцать лет назад - в 1992 г. - перекочевал на денежные знаки Российской Федерации в качестве эмблемы Банка России. Что он делает на них до сих пор, т.е. после того, как в нашей стране появился "атрибутированный" государственный герб, тайна есть великая. Но вернёмся всё же к копейке.
4 августа 1997 г. Борис Ельцин подписал Указ .822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", и уже в январе следующего 1998 г. в наших кошельках зазвенела мелочь с рельефным изображением одного из великих святых покровителей земли Русской. За это время в жизни страны произошло много разных событий (в том числе - и обвальный кириенковский "дефолт"), но Георгий Победоносец по-прежнему сопровождает повсюду рядовых граждан России (владельцы "заводов, газет, пароходов", а также пластиковых карт - не в счёт). Хорошо это или плохо? Для человека православного, вопрос отнюдь не праздный. Ведь, помимо кошельков, изображения святого можно часто увидеть в грязи под ногами, что вполне может быть расценено, как, пусть и не непреднамеренное, но всё же кощунство.
В январе на "Форуме миссионерского портала диакона Андрея Кураева" на сей счёт даже разгорелась дискуссия, в ходе которой высказывались предложения убрать изображения Георгия Победоносца с мелочи и призывы подбирать оброненные копеечки (см.: http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&action=printpage;topic=8205.0 ). При этом обсуждался и такой вопрос: является ли помещённый на новых копейках рельеф изображением Георгия Победоносца или это - отождествляемое с ним изображение "великого князя, попирающего змия", взятое с герба Москвы. Не видя существенной "смыслообразующей" разницы между первым и вторым, замечу всё же, что на нынешней российской мелочи имеет место изображение именно Георгия Победоносца, что прямо подтверждается официальным описанием Банка России, гласящим: "в центре - рельефное изображение Георгия Победоносца на коне, поражающего копьём змея". Весьма любопытной на данный счёт представляется также заметка, помещённая на сайте ФГУП "Гознак", в которой главный художник Санкт-Петербургского монетного двора Александр Бакланов делится юбилейными воспоминаниями о работе над новым монетным рядом (см.: http://www.goznak.ru/news.shtml?id=351). По его словам, работа над ним продолжалась около двух лет, придясь "на очень сложное время", когда "в стране шёл активный политический процесс, не было государственных символов". Причём, предложения по "государственной символике" были самими разными, в т.ч. - поместить на лицевую сторону монеты (с обозначением номинала) "и Петра Первого, и изображения исторически значимых памятников из городов России, и Московский Кремль...". Но для эскизной работы, подчеркнул Александр Бакланов, сразу был принят "первоисточник" - Георгий Победоносец, т.к. изображение "всадника с копьём" издревле чеканили на русских деньгах, и именно от этого, согласно основной версии, и произошло само их название - "копейка".
Слева направо: оборотная сторона копеек Ивана IV Васильевича (Псков), Михаила Федоровича (Москва), Алексея Михайловича и Российской Федерации |
Возвращение Святого Георгия Победоносца на наши копейки, по моему мнению, несмотря на все спорные нюансы, следует только приветствовать (в этой связи не мешало бы, наконец, вернуть также на рубли державного двуглавого орла). Уверенности в этом мне добавляет один забавный эпизод, имевший место десять лет назад, когда татарские национал-радикалы развернули истеричную политическую кампанию с требованием запретить обращение новых копеек, так как разглядели в попираемом Георгием Победоносцем т.н. "каппадокийском" змее герб Казани - крылатого змея Зиланта (персонажа, надо сказать, тоже сугубо отрицательного), а в расширительном толковании - символ покорённого русскими Казанского ханства и благополучно развалившейся Золотой Орды. Если миниатюрное рельефное "Чудо Георгия о змие" и сейчас способно наделать такой переполох в стане противников Российского государства и русского Православия, то значит по-прежнему крепко его заступничество за нас грешных.
Другое дело, что и мы должны бережно относиться к любому его изображению, в т.ч. и на копейках (которые, того и глядишь, беспощадная инфляция вновь вытеснит из обращения). Не ленитесь и не стесняйтесь, православные люди, коли увидите валяющуюся на дороге копейку, поднять и очистить её от грязи. Помните, кто на ней изображён...