У татарских национал-радикалов, их «тайных» покровителей и приданных борзописцев, похоже, опять не на шутку сдали нервы. Причиной очередной антироссийской истерики, устроенной на страницах казанской газеты «Звезда Поволжья» её бессменным главным редактором Рашитом Ахметовым, стал прошедший 16 апреля в Казани митинг в защиту преподавания русского языка в школах Татарстана.
Давний собиратель местных кремлёвских сплетен, привыкший безнаказанно, с высокой колокольни (или, точнее, минарета), плевать на Россию и её историю, попытался в передовице пятнадцатого номера под названием «Митинги» свалить вину за нагнаивающуюся последние двадцать лет языковую проблему с больной головы на здоровую. Передёргивая факты и обильно поливая своё повествование русофобским соусом из собственных политических и псевдоисторических фантазий, Рашит Ахметов постарался выставить участников митинга (среди участников которого преобладали учителя и матери с детьми) махровыми реакционерами и гонителями татарского языка, а «оппонировавших» им татарских радикалов борцами за свободу и демократию.
Причём, среди последних оказались скандально известный вожак набережночелнинских радикалов, добрый знакомый Шамиля Басаева Рафис Кашапов, условно осуждённый недавно за разжигание межнациональной вражды, и отставной полковник Заки Зайнуллин, призывавший в эпоху буйства «суверенитетов» сбросить кресты с Благовещенского собора и разрушить православный храм-памятник на Казанке, а также неоднократно оскорбительно высказывавшийся в адрес русского народа. Про первого, правда, Рашит Ахметов тактично промолчал, а вот про второго весьма забавно заметил, что «его любимая книга - «Тихий Дон» Шолохова, любит он и Толстого, и русскую живопись, да и всех честных русских людей».
На то, что это за «честные русские люди», редактор «Звезды Поволжья» намекнул ниже, противопоставив некую высосанную им из пальца «демократическую тенденцию русского национального движения» другой тенденции - «черносотенной, охранительной». Само собой понятно, что «черносотенцев», «охранителей», «сталинистов» (всё - в кучу) он «разглядел» в участниках учительско-родительского митинга (среди которых, кстати, было немало татар). «Черносотенность есть искус русского народа, труднопреодолимый», - выдал гениальную в своей бестолковости «максиму» главный редактор «Звезды Поволжья».
Видимо, Рашита Ахметова задел сам факт того, что русские в Татарстане наконец-то обрели голос, право подавать который было гарантировано лишь татарским националистам. Вот и полезли из него либерально-коммунистические «страшилки» о черносотенцах, вперемешку с истерическими националистическими причитаниями о злокозненной «столице русских и их духовной родине» Москве, которая, по выражению Рашита Ахметова, представляет собой «модель раковой опухоли на теле России».
Любопытно, что в ход опять пошёл замшелый «чёрный миф» о консерваторах, рассеянный ещё в начале 1990-х годов. Спасибо Рашиту Ахметову, что он хотя бы не объявил в духе времени участников митинга в защиту преподавания русского языка «фашистами». Впрочем, в его понимании черносотенцы и фашисты это, судя по всему, одно и то же.
Видимо, редактор «Звезды Поволжья» давно уже ничего не читает, кроме своей непомерно пожелтевшей и политически выцветшей газеты. А ведь сейчас, чтобы составить представление о черносотенцах, достаточно просто «погуглить» в Интернете. Тогда бы Рашит Ахметов открыл для себя, что в рядах черносотенных организаций состояли и открыто сочувствовали правым монархистам такие, по его выражению, «лавочники» и «унтер-пришибеевы в штатском», как Император Николай II, Иоанн Кронштадтский, Патриархи Тихон (Беллавин) и Сергий (Страгородский), Дмитрий Менделеев, Виктор Васнецов, Николай Рерих... Возможно, узнал бы Рашит Ахметов и о том, что его дореволюционные «коллеги» из числа национал-либералов в своё время активно травили за «черносотенство» муфтиев Мухаммат-Сафу Баязитова, Галимджана Баруди, Ахмад-хаджи Рахманкулова, Ахметзяна Сайдашева...
Хотя, конечно, куда им тягаться с такими «столпами» новоиспечённой татарской националистической тусовки, как Рафис Кашапов и Заки Зайнуллин. Вот уж кто точно является «лица необщим выраженьем» современной татарской «национально-демократической» оппозиции!
Воспроизводить лозунги, начертанные на плакатах представителей «татарского национального движения», которое потенциально «прорастает в либерализм», Рашит Ахметов не стал. Возможно потому, что просто их не понял, так как, по слухам, сам не дружит с родным татарским языком. Но один из них, нарочито написанный на русском - «Чемодан, вокзал, Россия» - он всё же обойти не смог, стыдливо «отмазав» его тем, что «это не отвечало настроению татарских пикетчиков».
Выходит, что «татарские пикетчики» уже сами не знают, что творят, перемежая свои «демократические» требования подсудными националистическими призывами. Да и вряд ли редактор «Звезды Поволжья» не знает, чего подобное «баловство» стоило в конце 1980-х - 1990-х гг. многим русским на одичавшем от местечкового национализма «постсоветском пространстве» не только изгнания с обжитых мест, но и жизни. Да и не только русским, но и татарам. Не даром, например, в Средней Азии с этим лозунгом часто соседствовал другой: «Русские - в Рязань, татары - в Казань!». Странные, однако, вырисовываются у Рашита Ахметова «либералы» и «демократы».
Да и участники учительско-родительского митинга, как ни крути, тоже никаким боком на черносотенцев не тянут. Они ведь не провозглашали лозунгов «Православие. Самодержавие. Народность», не выступали за восстановление монархии, не призывали, наконец, освободить от турок Константинополь. Они требовали лишь соблюдения формально гарантированного им российской конституцией права на то, чтобы их дети могли изучать в школах русский язык в том же объёме, как и татарский, чтобы русский язык преподавался русским детям в республике, как родной, за добровольность изучения русскими детьми татарского языка. Признайтесь, не так уж и много для тех русских, которые живут всего в одиннадцати часах езды от Москвы?
Я, как музейный работник, хотя и не имею прямого отношения к педагогическому труду, да и в Казани бываю лишь наездами, но тоже сочла своим долгом принять участие в этой акции, потому что мне не безразлична судьба моего родного языка и русских людей, где бы то ни было - в Татарстане ли, на Чукотке, в Прибалтике или, например, в Дагестане, куда татарские националисты предлагали убираться участникам учительско-родительского митинга. И мне понятно высказывание женщины-татарки, преподающей русский язык и литературу, о том, что «не стоит делать из русских суррогатную мать для вынашивания татарского языка». И, тем более, склонять эту «мать» на каждом шагу.
Учительско-родительский митинг не был никоим образом направлен ни против татарского народа, ни против татарского языка. Почему Рашит Ахметов не упомянул, что на плакатах, которые держали его участники были и такие: «Да здравствует многовековая дружба русских и татар!», «Мы - за расширение сети татарских гимназий!», «Даёшь татарские школы! Даёшь русские школы!», «Наш национальный компонент - русский!»?
Ответ, думаю, прост. Ему не нужна правда, ему нужна модель национального противостояния, которую редактор «Звезды Поволжья» многие годы искусственно конструирует на страницах своей газеты. Чем больше оскорбительных ярлыков и жупелов, тем больше вероятность того, что удастся сделать хороший политический гешефт на разжигании межплеменной и межрелигиозной розни.
Так и лупит Рашит Ахметов своей «Звездой» по Поволжью, высекая искры ненависти, в либеральной надежде, что из них разгорится пламя. Однако, как показывает история, сами поджигатели имеют больше других шансов первыми задохнуться в смрадном дыму разожжённых ими конфликтов. Но стоит ли доводить и без того непростую ситуацию до такой трагической развязки? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден для любого здравомыслящего человека.
Полина Варламова, специально для «Русской народной линии»