В преддверии саммита "большой восьмерки", проведение которого запланировано в Петербурге на 15-17 июля, администрация США предприняла новую атаку на администрацию Путина. По информации "The Wasington Post": "Чиновники администрации пришли к выводу, что просто убеждать Россию быть демократичнее бессмысленно, поэтому они подготовили список из полудюжины пунктов, которые Москва должна выполнить в ближайшие два месяца, чтобы сигнализировать о новом курсе." Бывший сенатор-демократ Джон Эдвардс, который был одним из руководителей "российской" группы Совета по международным отношениям, высказался более ясно: "Мы должны продемонстрировать лидерство".
В рамках демонстрации лидерства США на постсоветском пространстве прошла и международная конференция, собравшая в Литве лидеров стран Балтийского и Черноморского регионов. На данном мероприятии уже вице-президент США Дик Чейни, передав "дружественные и добрые пожелания" президента США в адрес "смелых лидеров цветных революций", обвинил Россию в отступлении от демократии и использовании нефти и газа в качестве "средств запугивания и шантажа" соседних стран. При этом Чейни, обращаясь к представителям стран, сбросившим "пути стагнации имперской диктатуры", заверил их в том, что "движение за свободу еще не окончено и не исчерпало своих сил". Чейни также заявил, что страны-участники саммита "ради нашей безопасности должны решительно действовать против известных опасностей". Ключевой в выступлении Чейни в отношении России стала фраза: "Россия должна сделать выбор".
В отличие от России, после распада СССР администрация США не только не отступила от своих завоеванных позиций, но и провозгласила приоритетом своей внешней политики дальнейшее распространение "свободы и демократии". Как следствие данного курса - уничтожение Югославии, прием бывших участников Варшавского Договора в ряды НАТО, оккупация Афганистана и Ирака, ряд успешных "оранжевых революций" на постсоветском пространстве, попытка революции в Белоруссии и последующие объявление данного государства "последней диктатурой Европы", а также подготовка к вторжению на территорию Ирана.
Говоря о внешней политике Соединенных Штатов, стоит обратиться к материалам Глобального форума сторонников мира [1], прошедшего в Малайзии в декабре прошлого года. Данные материалы весьма ярко и точно характеризуют внешнюю политику США и их проводников в Европе. По мнению участников Форума: "Это не что иное, как официальная подрывная деятельность. Если подрывная деятельность не дает результата, то далее следуют санкции, вторжение, война."... "Лидеры этих мощных стран присваивают себе право изменять правительства независимых стран. Они открыто говорят об изменении режима. И хотят делать это, даже если они должны ниспровергать Правительства, применять санкции, вторгаться в страны, уничтожать людей, разрушать большие и малые города, и развязывать гражданские войны. Они говорят об упреждающих войнах, и открыто издают законы, позволяющие сделать свою агрессию легитимной".
На прошедший в Литве саммит газета "The Times" отозвалась весьма интересной статьей "Грубые, как медведь, факты". Вот что пишет "The Times": "С 1991 года в российско-американских отношениях многое изменилось, но в сухом остатке, если использовать "эпохальную терминологию", можно говорить о переходе от холодной войны к прохладному миру". По мнению редакции, "Лучше, если США будут делать это открыто и прямо, чем, например, оказывая помощь размещенным в Москве группам давления, чтобы те не оказались, сами того не осознавая, предлогом для российских националистических теорий заговора. И лучше бросить вызов Путину сейчас, чем когда будет уже слишком поздно".
В данном случае хотелось бы согласиться с пожеланием редакции "The Times". Но, учитывая логику возникновения разных процессов в мире, ожидать того, что США будут действовать открыто и прямо не стоит. Наиболее яркие примеры подрывной работы США против России лишь красноречиво подтверждают данное предположение. Ведь это тайная деятельность, направленная на разрушение нашей страны, имеет давние корни. Это и источники финансирования русско-японской войны, и осуществление организованного конфликта между СССР и Германией, и развал Советского Союза и последующие процессы, происходящие на постсоветском пространстве.
Тот факт, что руководство постсоветской России не сумело или не захотело найти адекватного ответа для отстаивания собственных национальных интересов на мировой арене, только сыграло на руку американской администрации. Да и о какой защите национальных интересов могла тогда идти речь? Ведь в те годы российское правительство выполняло прямые рекомендации США, направленные на уничтожение, разложение системы здравоохранения, образования, вооруженных сил и специальных служб России. Многие "государственные мужи" предпочли тогда забыть высказывание императора Александра III о том, что у России есть только два верных союзника - ее Армия и Флот.
Сегодня Соединенные Штаты все так же продолжают поступательно двигаться в направлении увеличения своего влияния на постсоветском пространстве, в том числе и путем расширения своего присутствия на Кавказе и в Центральной Азии.
Говоря о выстраивании взаимоотношений России и США, необходимо помнить о том, что США - это умный и широко осведомленный противник, который в отношении России имеет давние разработанные и утвержденные планы, а в отношении мирового господства - растущие аппетиты. Необходимо помнить и о том, что на протяжении многих лет Соединенные Штаты встречали на этом пути прямое содействие, как со стороны администрации Михаила Горбачева, так и Бориса Ельцина, действиями которых был нанесен колоссальный вред нашей стране.
Поэтому говорить о возможности адекватного и трезвого реагирования на вызовы США со стороны нынешней администрации в лице Президента Путина очень сложно. Ведь решение этого вопроса во многом зависит от наличия политической воли власти, от уровня поддержки данной власти со стороны населения. Это требует огромного напряжения сил и единения власти и населения. И без этого весьма сложно отстаивать национальные интересы в сфере внешней политики. Особенно при отсутствии профессионального госаппарата и собственной национальной идеологии, которая должна лежать в сфере внутренней политики государства.
1 - По информации Агентства НАМАКОН, в работе форума участвовали представители пяти континентов - бывшие и действующие государственные руководители, крупные бизнесмены, учёные, адвокаты, врачи, журналисты, религиозные деятели, ветераны войн, руководители крупных общественных фондов, представители движений за мир, Комиссии по правам человека, бывшие руководители ООН, деятели культуры, представители неправительственных организаций.