Вопросы Достоевского. К 200-летию писателя

200-летие со дня рождения Достоевского  Александр Сергеевич Пушкин 
0
1871
Время на чтение 6 минут

Величайший русский мыслитель Ф.М. Достоевский писал: «Здравый рассудок примолкает, как сирота, когда кончаются вопросы». Вопросы не заканчивались у него до последних дней самому себе и своим читателям, не только русским, а, пожалуй, и всему человечеству до сегодняшнего дня.

Как писал русский философ, Н.С. Арсеньева, Достоевский в еще большей мере «все-человечен», чем Л.Н. Толстой, так как он «забирает глубже». Прежде всего, мыслитель имеет в виду психологические тонкости творчества Достоевского, изображение различных психологических «курьезов»: душевной неуравновешенности, маниакальной истерии, приближающейся к психопатству. Те, кто стоял на прогрессистско-позитивистских позициях, называли Достоевского «больным гением», консерваторы считали его творчество слишком сложным. В русской эмигрантской среде часто скептически относились к Достоевскому. За рубежом считали, что романист открыл и описал темную и непонятную русскую душу, что Россия и ее народ загадочны и непознаваемы. «Этот же образ мог служить объяснением того, что происходило в Советском Союзе; поскольку русские, как считали за рубежом, больны, непостижимы, подвержены неконтролируемым переменам настроения, большевизм представляет собой нечто для них естественное и является их собственной виной» [3, c. 54].

Но видные мыслители и философы Русского Зарубежья подчеркивали значение Достоевского как критика современного мира, писателя, открывшего истинное предназначение человека на основе глубокого Православия. Этот аргумент выдвигался Н. Бердяевым и Л. Шестовым в философии, С. Булгаковым и Г.Флоровским в богословии, Н. Арсеньевым в литературно-эстетической критике.

Арсеньев подчеркивал христоцентристское мировоззрение Достоевского. Делая краткий обзор наиболее известных современных трактовок творчества Достоевского, он писал, что доктор Чиж, опубликовавший в журнале «Вопросы философии и психологии» статью, в которой насчитал 29 психопатов в произведениях Достоевского. Но Арсеньеву важно подчеркнуть «мастерство в изображении психопатизма» наряду с «мастерски проведенной сложностью фабулы и запутанностью интриги». Н.К. Михайловский называл писателя «жестоким талантом». Арсеньев приводит примеры восприятия Достоевского в разных «крикливо-эстетических» салонах, в среде «оргиастов» и символистов, где Достоевского принимали в «снобистической извращенности», в проповеди «кликушества и болезненного сладостратия» или называли «великим психологом» еще при жизни, на что Достоевский отвечал: «Я реалист, в глубоком значении этого слова». Арсеньев считает, что болезненность и взвинченность его героев уравновешивает «духовное мужество», «духовная напряженность» писателя. Он «виртуозно, гениально» пользуется изображаемыми им психологическими состояниями для своих творческих целей, для изображения «борьбы духа», «основоположных тайн жизни». Для Арсеньева Достоевский – «мастер», «творческий гений» и «мыслитель с силой и мужеством умственного созерцания, которому не найти равного» [1, c. 227]. Две основные черты «творческого гения» выделяет Арсеньев в философском видении Достоевского: во-первых, «реализм в смысле созерцания духовных реальностей», а во-вторых, «бесстрашное мужество мысли». Герои Достоевского - «экстракт», «конденсация типических черт», «потенцированная сгущенная правда», «возможности», глубины, «где Бог борется с дьяволом».

Н. Бердяев указывал на огромное значение для Достоевского проблемы свободы, В.С. Гроссман выделял вопрос о взаимоотношении между личностью и обществом (коллективом). Арсеньев же считает, что ни свобода личности, ни взаимоотношения между личностью обществом, ни духовные судьбы русского народа не являются центральной темой творческих исканий и созерцаний писателя, а решающая тема у него только одна: вопрос о существовании Бога. Достоевский своим мировоззрением оказался внутренне связан со славянофилами, которые ощущали свое дело не только как глубоко-национальное, русское, но также как всемирное. Об этом говорит, например, А.С. Хомяков в письме Ю.Ф. Самарину: «Мы должны знать, что никто из нас не доживет до урожая и что наша духовная, даже монашеская работа вспахивания, посева и прополки является не только русской, а всемирной работой». Эту всемирную работу продолжил Достоевский. Корни мировоззрения писателя, как и у славянофилов, в русском народе, он, как и его народ, «тоскует по успокоению, озарению, по тому, что свято, чему хотел бы преклоняться“. И Достоевский приходит к «уравновешенности, к умственной зрелости, к спокойно-достойному, мягкому соблюдению меры и одухотворению», так как это есть «у нас в аскетической традиции церкви», и в «народной душе». Такие герои Достоевского, как «спокойно-мягкий и умеренный» старый странник, Макар Иванович в «Подростке», старец Зосима, «так живо, так верно написаны», что их простые и возвышенные образы, волнующие «другой чрезмерностью», являются примером самоотверженной, отдающей, смиренной любви. «Любовное смирение - это огромная сила». «Эти слова старца Зосимы высвечивают из личности самого Достоевского» [1, c. 228]. Отмечая одностороннюю ироничность, несправедливость отношения Достоевского к другим народам, Арсеньев находит объяснение ей в «горячей любви этой сильной личности к своему народу и к его отечеству». Но его завещание – «известная захватывающая Пушкинская речь», которую он держал за полгода до своей смерти, полностью «пронизана большой всемирной точкой зрения о взаимопонимании народов». Высокое предназначение своего народа он видит в том, чтобы «вызывать это взаимопонимание, принимать души других народов братски. Эта всемирная, всечеловеческая широта духа» - особенность гения Пушкина, как явления «пророческого». То же можно сказать и о Достоевском. Его миссия, его предназначение – «пророческое» [4, s. 48].

Арсеньев в речи «Внутренний смысл творчества Достоевского», произнесенной в Кракове 15 марта 1931 года [2, c. 82] выделил три темы в творчестве и мировоззрении писателя.

Первая – это отношения западников и славянофилов и отношения русской народной жизни к Западу. Отмечая ряд колебаний Достоевского в сторону национализма, он останавливается на понимании писателем вопроса, что такое истинный русский и в чем его призвание? Ответом явились слова Версилова из «Подростка», о том, что «истинный русский и есть истинный европеец», а призвание русского человека и русской культуры в духовном «сроднении со всем лучшим, самым ценным, что есть в западной культуре». Призвание русского человека берется под углом «вселенскости, христианского универсализма». «Хомяковское учение о вселенскости жизни церкви и о призвании русского народа быть глашатаем этого братского вселенского единения силою духа Божия прорывается в речи Достоевского» [2, c. 83].

И хотя, по мнению Арсеньева, тут много утопизма и идеализации, Достоевский стремится во всяком случае к преодолению розни и борьбы направлений в высшем синтезе. Но эта роль вселенского служения возможна лишь тогда, когда в душе русского народа победит светлое начало над темным.

Проблема глубокого дуализма в русской душе - это еще одна тема, которую выделяет Арсеньев в творчестве Достоевского. Дикости, разнузданной карамазовщине противопоставляется жажда святости, преодоление темного начала силою перерождающей любви. «Преодоление злого, бесовского хаоса высшим, исцеляющим, просветляющим началом – силою Христовой – вот что предстает пытливому взору Достоевского, когда он думает о будущих – может быть – трагических судьбах народа в «Бесах». Исцеленный от бесов больной – наша Россия – поясняет Степан Трофимович, «сядет у ног Иисусовых... и будут глядеть с изумлением…» Это преодоление темного начала светлым в душе народа возможно лишь силою свыше» [2, c. 85].

И третья тема, «самая мировая», которая господствует над всем, - вопрос о зле в мире. Можно ли с этим злом совместить веру в Бога, можно ли вообще верить в Бога? Этот вопрос мучил всю жизнь Достоевского и его героев. Голос писателя звучал «от имени страдающего человечества к Богу» и требовал ответа и правды. По мнению Арсеньева, Достоевский находит ответ «в тайне Креста». Бог открывается не только в гармонии и грядущей славе, но «Он снизошел в глубину страдания. Крест Христов есть ответ на проблему зла и страдания мира. Об этой реальности свидетельствовал и Достоевский» [2, c.31].

Список литературы

  1. Арсеньев Н. С. Из русской культурной и творческой традиции. - Франкфурт-на-Майне: издательство Посев, 1959
  2. Арсеньев Н.С. Из жизни духа. – Варшава, 1935
  3. Никоненко В.С. Художественная литература в философском творчестве В.С. Соловьёва. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия “Symposium”, выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003, с. .358-365
  4. Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Великий русский националист Федор Михайлович Достоевский.

Фёдор Михайлович Достоевский Великий русский писатель и мыслитель. Годы жизни: 1821 - 1881 (был приговорён к смертной казни, прошёл через каторгу) Национальность: Русский Труды: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Еврейский вопрос» Цитаты: «Хозяин России есть один лишь Русский, так есть и всегда должно быть», «Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы», «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным», «Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли», «Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе?», «А между тем, мне иногда входила в голову фантазия: ну что, если б это не евреев было в России три миллиона, а русских; а евреев было бы 80 миллионов ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили ли бы прямо в рабов? Хуже того: не содрали ли бы кожу совсем! Не избили ли бы до тла, до окончательного истребления, как делывали они с чужими народностями в старину, в древнюю свою историю? Нет-с, уверяю вас, что в русском народе нет предвзятой ненависти к еврею, а есть, может быть, несимпатия к нему, особенно по местам и даже может быть, очень сильная. О, без этого нельзя, это есть, но происходит это вовсе не от того, что он еврей, не из племенной, не из религиозной какой-нибудь ненависти, а происходит это от иных причин, в которых виноват уже не коренной народ, а сам еврей»
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Владимировна Довыденко
«Тайна вечности А.С. Пушкина»
О сборнике «Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры»
02.09.2024
Быть сопричастным к берегам Родины и судьбам Отечества
Вышел в свет 62-й номер журнала «Берега», 4-й в 2024 году
27.08.2024
Она обрела звездную славу
К 95-летию актрисы кино и театра Вии Артмане
22.08.2024
Литературный скан человечества
О книге Евгения Чебалина «Ковчег для Третьей мировой» («Литературен свят» №6 04. 2023, Болгария, Международный литературный альманах)
20.08.2024
Все статьи Лидия Владимировна Довыденко
200-летие со дня рождения Достоевского
Дмитрий Андреевич достойно и смиренно выполнил свою миссию
Слово на кончину правнука великого русского писателя Ф.М.Достоевского
05.09.2024
К идеалу простоты, добра и правды
Н.Н. Страхов и Ф.М. Достоевский о романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
22.08.2024
И всех-то я обозлил, все-то меня ненавидят
Ф.М. Достоевский и литературная среда: по письмам великого писателя
16.07.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
«У врат Небесного Чертога, над леденящей глубиной...»
Существует ли православная поэзия? О творчестве Сергея Поликарпова (10.07.1947 - 28.09.2014)
29.09.2024
Какова миссия русских во времена СВО?
Хочется верить, что далеко не всё потеряно, и теперь, во времена суровых испытаний, будущее зависит от каждого из нас
19.09.2024
Почему я не люблю Америку
Предел американской мечты — создание постчеловеческого мира
30.08.2024
«Не дают житья Александру Сергеевичу»
Лишать Одессу Пушкина – значит обрекать её на безликость, заурядность, невыразительность
07.08.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Видеоигры уже сформировали образ Героя
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.10.2024 01:22
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от С. Югов
01.10.2024 22:44
Смертельное объятие «анаконды»
Новый комментарий от Владимир С.М.
01.10.2024 21:51
Израиль бесчинствует, а что Удерживающий?
Новый комментарий от Игорь Ал
01.10.2024 21:48
Кому Церковь не мать…
Новый комментарий от Владимир С.М.
01.10.2024 21:26
Организация конвейера по завозу мигрантов – предательство России
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.10.2024 18:27
Судилище над Владыкой Лонгином
Новый комментарий от влдмр
01.10.2024 18:20