Свершилось! Крым вернулся в Россию. Историческая справедливость восстановлена. Документы подписаны. Народные ликования постепенно стихают. Впереди…
А что, собственно говоря, ждёт нас впереди? Всех нас? Крымчан, Севастопольцев, россиян с Большой земли? Особенно последних. Сумели ли мы реально, без эйфории, осознать, что произошло и что происходило со всеми нами в эти двадцать с лишним лет искусственного разделения? Сумели ли сделать выводы?
Да, в конце 80-х личные амбиции отдельных политических деятелей, могучее влияние западной пропаганды, жажда мифических перемен, битва за колбасу на прилавках и даже предчувствие экономической катастрофы сделали своё дело. Нерушимый Союз свободных республик, сплочённый навеки великой Русью, рухнул, вопреки всяким там референдумам (как часто в наше время история течёт вопреки референдумам, ой, не повторилось бы) и воле какого-то там народа. Рухнул. Нас убедили, что это даже ничего себе, что это даже во благо, что нам, россиянам, даже будет от этого польза, ведь перестанем кормить всяких там иждивенцев. И заживём… Ух, как заживём! В колбасной сытости и голливудской нирване. И вообще – распад СССР – это историческая необходимость.
Только вот в заложниках у этой необходимости оказались в том числе крымчане и севастопольцы. А мы промолчали. Мы сделали вид, что нас это не касается. Мы, подчёркиваю, МЫ ВСЕ. Все, кто имеет совесть называть себя русскими, предали, именно предали Крым, Артек, залитый кровью наших прадедов и отцов Севастополь. Предали нашу память. Предали тени Айвазовского, Грина, Волошина, Пушкина…
И вот теперь, когда документы о воссоединении подписаны, у отдельных «деятелей - совести нашей нации» из либерально-антиллигентского лагеря хватает совести рассуждать на темы: «А нужен ли нам Крым? А что даст нам это самое воссоединение с экономической точки зрения? А зачем из-за какого-то там Севастополя портить отношения с мудрыми Отцами из уважаемых стран?»
Пока я не вижу главного: я не вижу осознание русскими людьми своего предательства. Двадцать три года назад такие же люди в Крыму и Севастополе были брошены в омут национального унижения и правового беспредела. Это даже представить страшно. Двадцать три года из них методично с политическим упорством, экономическим расчетом и психологическим зомбированием выбивали, именно выбивали их русскость. За что?
Я служил на Черноморском Флоте в середине 80-х. До сих пор считаю два с половиной года службы на боевом корабле одними из лучших в моей жизни, но… До этого была учебка. Полгода муштры, решёток на окнах, передвижения только бегом либо чеканным строевым шагом, ночные учения в противогазах и тумбочках в руках, голод, ГОЛОД, недосыпания, опухшие ноги, бесконечные издевательства выродков-старшин и не дающий покоя ни днём, ни во сне вопрос: за что? Что сделали мы, вчерашние пионеры, активисты, отличники, не имевшие судимостей, приводов и родственников за границей (а только таких и брали служить на флот) своему любимому государству такого, что нас бросили в тюремные застенки казарменных казематов? На этот вопрос у меня нет ответа до сих пор.
Точно также, как нет ответа на вопрос: за что двадцать три года в казематах махрового национализма страдали такие же, как мы, а может быть, и тысячекратно лучшие нас русские люди? В условиях полной и тотальной оккупации. Когда кругом все надписи исключительно на украинском, СМИ исключительно проукраинские и антироссийские, когда в «Свидетельствах о рождении» крымские дети насильственно лишались русских имён.
И не полгода, как в моей бурной и кипучей юности, продолжалась эта пытка, а два с лишним десятка лет! И мы молчали. Стыдливо делая вид, что нас это не касается, что всё это происходит не с нашими братьями по вере, крови и духу, а где-то в некоей Буркина Фасо. Что в болото национального позора бросили крымчан и севастопольцев не мы, а плохие дяди Ельц, Кравч и Шушк. А оказалось-то, что в болоте национального позора все эти двадцать три года были именно мы. Мы. Свободные, независимые, дружески и добровольно сдававшие Западу одну позицию за другой. Сдавали, предавали… О, Боже, как больно и стыдно!
Помню, как тогда, в учебке, едва ли не в первые дни нашего в ней заключения, несколько молодых матросиков в чудом выпавшую свободную минутку, в казарменном гальюне, тайком поклялись друг другу: что бы ни случилось, сохранить в себе главное – остаться ЧЕЛОВЕКОМ. Крымчане же и Севастопольцы без всяких там тайных клятв сохранили в себе русскость. Сегодня – это именно они, а не мы настоящие РУССКИЕ. Именно они заслужили, пройдя через страдания и унижения, право так именоваться. Для этого им пришлось выиграть третью, самую, не сочтите за кощунство, самую тяжёлую, изнурительную оборону Севастополя и Крымаю
И сегодня, когда Крым вошёл-таки в состав России, может быть, признаемся сами себе. Это мы входим в состав Крыма – колыбели русского Православия, символа мужества, стойкости, верности и русскости. И это нам предстоит стать достойными вместе с Севастопольцами называться РУССКИМИ.
По крайней мере, такой шанс у нас есть.
Олег Селедцов, член Союза писателей России
1. Re: Третья оборона Севастополя