Об этом явлении Богородицы на РНЛ сообщалось уже дважды, первый раз в виде краткого сообщения о самом чуде, а второй раз в публикации «А было ли чудо?», в которой, наряду с комментарием Редакции РНЛ по этому вопросу, была помещена и моя небольшая заметка на данную тему.
Человеку, прочитавшему данную публикацию, может показаться, что свою заметку я писал по запросу Редакции, настолько совпадают те вопросы, которые она затрагивает, и данная моя статья, содержащая некоторый ответ на сии вопросы. Но на самом деле это совсем не так.
На самом деле я написал свою заметку о святогорском явлении Божией Матери по просьбе одного раба Божия, который просил меня высказать свое мнение об этом. Причем при написании данной своей статьи я ничего не знал о тех сомнениях в сем чуде у многих православных христиан, о которых (т.е. сомнениях) поведала Редакция РНЛ в публикации с характерным названием: «А было ли чудо?». Но то, что мой ответ на эти сомнения и вопросы в той заметке, на первый взгляд, случайно оказался очень к месту и ко времени, думаю, говорит о том, что все это было не случайно, но по смотрению Божию.
Однако, раз такие сомнения имеют место, то было бы бездуховно, не правильно и, как говорят в миру, непрофессионально ограничиться на этот счет лишь краткой заметкой. В этом случае я уподобился бы тому нерадивому евангельскому рабу, который закопал свой талант в землю.
Дело в том, что мне пришлось в течение почти четверти века преподавать Основное богословие в семинарии. А в рамках этого школьного богословского предмета как раз и рассматривается вопрос о признаках достоверности чудес, с помощью которых можно богословски точно определить признаки достоверности чуда святогорского явления Божией Матери.
Первым делом здесь следует отметить, что православные христиане отнюдь не являются легковерными людьми, готовыми верить каждому слуху о чуде или чудесах. Как и апостол заповедует: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.4:1).
Но в то же время здравое сомнение в том или ином чуде еще отнюдь не является отрицанием сего чуда. Для такого отрицания должны быть аргументы не менее полноценные, чем и для утверждения, что это чудо – истинное. А такой богословской аргументацией истинности или ложности того или иного чуда как раз и являются признаки достоверности чудес. Их, по крайней мере, шесть.
1-й признак. Если мы сами свидетели чуда, то должны обладать здравыми чувствами и сознанием, чтобы правильно понять его. Иначе говоря, мы должны убедиться, что чудо не было результатом галлюцинации, психического расстройства или чего-то подобного.
Теперь вспомним, что говорится в описании святогорского явления? Там буквально сказано: «В Святогорской Лавре после службы женщины убирали храм», - и именно эти женщины видели Божию Матерь. Очевидно, возможность галлюцинации, психического расстройства или чего-то подобного здесь следует полностью исключить. Во-первых, одновременное расстройство психики сразу у нескольких лиц крайне маловероятно. Во-вторых, даже если бы такие одновременные галлюцинации имели место, то они должны были бы носить строго индивидуальный характер. Т.е. кому-то казалось бы, что явился Христос, кому-то – Божия Матерь, а кто-то видел бы одного из великих святых. Но на самом деле все женщины видели Божию Матерь и слышали от Нее одно и то же, что говорит об истинности этого их видения.
2-й признак. Если мы слышали о чуде от других свидетелей, нужно оценить эти свидетельства по всем правилам критики, в первую очередь, убедившись в правдивости сообщившего о чуде.
Тут как раз к месту привести комментарий Редакции РНЛ на этот счет, помещенный в публикации «А было ли чудо?». Цитирую: «Разные мнения по поводу сообщения о явлении Божией Матери в Святогорской Лавре возникли из-за политических предпочтений. Как видим, одним показалось, что слова Богородицы, которые передают очевидцы, демонстрация особого отношения к Украине, а Донбасс, на территории которого находится Лавра, это – уже не Украина. Другие же не обращают внимания на этот аспект и воспринимают известие, как попечение Пресвятой Богородице о Русской Церкви. Нам трудно судить о достоверности сообщения. Человек, сообщивший об этом, нам не известен. Но мы понимаем, что Божия Матерь могла явиться в такой час Своим верным. Ведь мы знаем, что с 1917 года в Ее руках находятся скипетр и держава Третьего Рима».
Таким образом, мы не можем совершенно уверенно утверждать, что чудо действительно было. Но точно также мы не может и утверждать, что его не было. В это чудо можно верить или не верить. Я, например, верю, и в этом меня, кроме пренебрежения политическими пристрастиями, отрицающим сие действие Промысла Божия об Украине и ее народе, убеждают еще следующие признаки достоверности чудес в отношении этого конкретного чуда.
3-й признак. Для признания чуда именно сверхъестественным чудом надо убедиться, что оно произошло не по естественным законам природы.
Ведь кто-то может, например, сказать: а может быть в Святогорской Лавре приняли за Божию Матерь какую-то обыкновенную женщину, которая говорила какие-то странные слова?!
Но что говорится в кратком сообщении об этом чуде: «Внезапно из алтаря вышла Женщина». Между тем, все православные христиане прекрасно знают, что женщинам вход в алтарь строго запрещен. Поэтому если бы из алтаря вышла обыкновенная женщина, то убирающие храм отнюдь не приняли бы ее за Божию Матерь, но задержали бы, позвав настоятеля храма, который бы постарался выяснить, как она попала в алтарь. Уже то, что уборщицы храма не задержали эту Женщину, говорит о том, что Она вышла из храма таким же чудесным образом, как и вошла в него. Что само по себе есть чудо.
4-й признак. Чудо, как непосредственное действие силы Божией, должно быть достойно Бога.
И это мы вполне видим в святогорском явлении Божией Матери, когда Она в весьма кратких словах говорит очень многое. Причем говорит с силой, как власть имеющая, как истинная Царица Небесная и Царица Земли Русской. Говорит так, подобно Сыну Своему, Который учил народ «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7,29).
5-признак. Об истинности чудесного события свидетельствует его цель, которая должна быть достойна Бога и должна иметь высочайшую религиозную цель – содействие падшему роду человеческому вообще и, в частности, отдельным народам или людям в высоком деле религии и нравственности.
Этот-то признак более всего и убеждает меня в достоверности святогорского явления Божией Матери! Которая в немногих словах: «Не бойтесь! Я Украину не оставлю. Постреляют и уйдут», - ободрила весьма многих, в том числе и меня.
Ведь наши украинские бедствия продолжаются уже достаточно долго, более полугода. Ждали, что станет хоть немного легче, но все время становится все хуже и хуже. И конца и края этому не видно! У многих православных христиан, образно выражаясь, уже ослабели руки и трясутся колени. Некоторым людям начинает казаться, что Бог совсем забыл Украину и ее народ… И на этом мрачном фоне святогорское явление Божией Матери весьма ободряет унывающих, укрепляет ослабевшие руки и призывает к терпению! Терпеть, похоже, осталось совсем немного!!!
Я уже, чтобы не повторяться, не говорю о самих, соответствующих заповеди Спасителя «не ужасайтесь» (Мф.24,6), словах Божией Матери: «Не бойтесь!». Об этом я подробно сказал в публикации «А было ли чудо?», показав, что само это соответствие свидетельствует о достоверности святогорского явления.
Наконец, 6-й признак. При суждении об истинности чуда нужно обращать внимание на обстоятельства, место, время и способ его совершения. Чтобы не принять за чудо обыкновенный фокус.
В этой связи вспоминается другое, якобы «чудо явления Божией Матери». Это было лет 25 или больше тому назад, еще во времена пресловутой перестройки, и было на Западной Украине. Там в определенное время каждый день на стене одного из храмов появлялась якобы Богородица, точнее, какой-то Ее образ. Молча подсветившись на этой стене, он также молча затем исчезал. Что на самом деле больше соответствует ежедневной работе какого-нибудь кинопроектора или чего-то в этом роде, чем чуду явления Божией Матери.
Ничего подобного в произошедшем в Святогорской Лавре мы не видим.
Теперь суммируем. Все вышесказанное полностью убеждает меня, что святогорское чудо явления Божией Матери действительно было. Самый тонкий момент в этом чуде, а именно возражение, что оно, якобы, было кем-то выдумало, легко парируется следующим соображением. Если бы кто-то со злонамеренными или благими целями действительно выдумал бы факт этого чуда, он обязательно споткнулся бы на каком-то одном или нескольких признаках чудес. Он обязательно бы где-то прокололся, и где-то обязательно обнаружилась бы его ложь, не соответствующая хотя бы одному из этих признаков. Так он почти наверняка ложно вложил бы в уста «якобы явившейся» Божией Матери какие-то свои своеумия и нелепости. Но на самом деле ничего подобного мы не видим! В Святогорской Лавре Богородица в весьма кратких словах изрекла не только весьма душеполезные и спасительные для нас истины, но к тому же эти истины почти буквально соответствуют евангельскому учению (ср.Мф.24:6)! Ложно придумать такое – невозможно!!! Поэтому я и верю в это чудо.
Правда, я действительно верю, т.е. у меня нет абсолютных доказательств истинности сего чуда. Однако моя вера не слепая, но, как видно из сей и предыдущей статьи, основывается на богословском учении Православной Церкви. Если же кто-то в это чудо не верит, то ему также следует подобным же образом богословски аргументировать свое неверие. А если такой богословской аргументации нет, а ее, как было здесь показано, действительно нет и быть не может, то будем поэтому терпеть и ждать, что в скором времени Господь и Божия Матерь разрешат наши беды, как Она это и пообещала нам в Своем святогорском явлении!
4. Шаблоны богословия (говорю о том богословии,которое семинарское и академическое,а не от Духа Святого)не всегда могут быть применимы там, где "побеждаются естества чин.
3. Re: О святогорском явлении Божией Матери
2. Re: О святогорском явлении Божией Матери
1. Re: О святогорском явлении Божией Матери