Дело в том, что за последние годы в моем доме скопилась большая коллекция памятных подарков из разных монастырей и святых мест. Мои родственники и знакомые очень любят передаривать мне маленькие бумажные иконки, которые им тоже кто-то дарил. Всё это я принимаю с благодарностью и расставляю на полках, укладываю в коробочки, составляю в шкафы, и теперь моя комната напоминает какой-то музей истории религии.
Часто мне приходится подбирать святыни прямо на улице. Стою как-то на перекрестке и замечаю, что из пакета с бытовым мусором, брошенного прямо на газоне, выглядывает… крохотный бумажный складень с ликами Спасителя, Богородицы и Николая чудотворца. Я покряхтел, покряхтел и полез извлекать из картофельных очисток и грязных салфеток то, что мы должны лишь целовать.
А в коридоре одного государственного учреждения, где я был трудоустроен, среди мебели, подлежащей списанию, мой взгляд наткнулся на… брошенную свечу от Гроба Господня. Очень узнаваемую белую свечечку из пучка иерусалимских свечей. Тут я со стыдом вспомнил, как одна коллега, вернувшись не очень давно из паломничества на Святую Землю, одарила всех сослуживцев такими же свечками.
В список моих уличных находок можно включить и Евангелие, поднятое мной с земли у мусорного контейнера. Оставить, бросить эти святыни на попрание людям казалось мне предательством веры.
Часто с грустью я вспоминаю случай из моего далекого детства, когда в коробочке у своего брата я увидел нательный крестик с оторванным ушком для шнурка. У нас была строго атеистическая семья, и брат спрятал свою находку подальше от глаз родителей. До сих пор я помню, как меня обожгли слова на обратной стороне крестика: «Спаси и сохрани». Этот зов из иного мира в моем пионерском детстве был несравнимо сильнее, чем много разных книжек о православии, прочитанных мною в зрелом возрасте. Видимо, детьми мы не успели приобрести привычку к святыне.
И вот сегодня, пересматривая свой домашний реликварий, я начинаю подозревать себя в религиозном фетишизме. Молиться всем тем святым, иконки которых хранятся в моем доме, у меня просто нет физического времени. А что делать с настенными календарями, где изображены лики святых? Они хоть и не освящены, как иконы, но выбросить их не поднимается рука. А что делать со старыми журналами и газетами с изображениями в них святых икон?.. Я не говорю про этикетки на винных бутылках, где часто эксплуатируется «религиозная тематика».
Да, время от времени часть своей коллекции мне приходится относить в церковь. Вот недавно принёс новую порцию в церковную печку, а топка – под замком. Спрашиваю: «Что такое?» Мне отвечают: «А всё, больше не принимаем, жгите у себя дома на подносе». Постоял я в недоумении, да и незаметно спрятал свое «приношение» в церкви. Ну, не костер же мне в городской квартире разжигать, на самом деле. Но с этих пор решил я в церковной лавке, кроме свечей, ничего не покупать.
Здесь я подхожу к главной мысли своей статьи. Святыня не должна быть слишком доступной. Икона не может стоить дешево. А то ведь получается, что лампада, которая висит перед иконой, стоит несравнимо дороже, чем сама икона. Совсем по Евангелию: «что больше: дар, или алтарь, освящающий дар?» И если православная церковь не может внушить определенной группе людей почтения к святыне, то она может заставить этих людей дорожить священными предметами с помощью высокой цены на них. По крайней мере, покупки из церкви завтра не окажутся в мусоре.
Может быть, я ошибаюсь, но стоило бы запретить или как-то ограничить использование изображений икон в газетно-журнальной продукции и товарах массового спроса. А тем, кто участвует в обороте такой продукции, надо помнить слова Христа, кому не следует давать святыню и перед кем не надо метать бисер.
Кстати, о фетишизме. Недавно мне привезли еще один подарок из святого места. Это кусочек белой хлопчатобумажной ткани размером с носовой платок в прозрачном пакетике. К нему приложен ярлык с надписью: «Платок, освящен на мощах такого-то святого (стирать нельзя)». О других вариантах использования данного платка я не мог догадаться. Хранить в своем реликварии? Или передарить другому?..
Может быть, кто-нибудь подскажет мне правильный ответ?
1. Re: О духовном бисере и религиозном фетишизме