О духовном бисере и религиозном фетишизме

0
726
Время на чтение 3 минуты
В последнее время меня посещает такая мысль: не превращаюсь ли я из православного христианина в религиозного фетишиста?

Дело в том, что за последние годы в моем доме скопилась большая коллекция памятных подарков из разных монастырей и святых мест. Мои родственники и знакомые очень любят передаривать мне маленькие бумажные иконки, которые им тоже кто-то дарил. Всё это я принимаю с благодарностью и расставляю на полках, укладываю в коробочки, составляю в шкафы, и теперь моя комната напоминает какой-то музей истории религии.

Часто мне приходится подбирать святыни прямо на улице. Стою как-то на перекрестке и замечаю, что из пакета с бытовым мусором, брошенного прямо на газоне, выглядывает… крохотный бумажный складень с ликами Спасителя, Богородицы и Николая чудотворца. Я покряхтел, покряхтел и полез извлекать из картофельных очисток и грязных салфеток то, что мы должны лишь целовать.

А в коридоре одного государственного учреждения, где я был трудоустроен, среди мебели, подлежащей списанию, мой взгляд наткнулся на… брошенную свечу от Гроба Господня. Очень узнаваемую белую свечечку из пучка иерусалимских свечей. Тут я со стыдом вспомнил, как одна коллега, вернувшись не очень давно из паломничества на Святую Землю, одарила всех сослуживцев такими же свечками.

В список моих уличных находок можно включить и Евангелие, поднятое мной с земли у мусорного контейнера. Оставить, бросить эти святыни на попрание людям казалось мне предательством веры.

Часто с грустью я вспоминаю случай из моего далекого детства, когда в коробочке у своего брата я увидел нательный крестик с оторванным ушком для шнурка. У нас была строго атеистическая семья, и брат спрятал свою находку подальше от глаз родителей. До сих пор я помню, как меня обожгли слова на обратной стороне крестика: «Спаси и сохрани». Этот зов из иного мира в моем пионерском детстве был несравнимо сильнее, чем много разных книжек о православии, прочитанных мною в зрелом возрасте. Видимо, детьми мы не успели приобрести привычку к святыне.

И вот сегодня, пересматривая свой домашний реликварий, я начинаю подозревать себя в религиозном фетишизме. Молиться всем тем святым, иконки которых хранятся в моем доме, у меня просто нет физического времени. А что делать с настенными календарями, где изображены лики святых? Они хоть и не освящены, как иконы, но выбросить их не поднимается рука. А что делать со старыми журналами и газетами с изображениями в них святых икон?.. Я не говорю про этикетки на винных бутылках, где часто эксплуатируется «религиозная тематика».

Да, время от времени часть своей коллекции мне приходится относить в церковь. Вот недавно принёс новую порцию в церковную печку, а топка – под замком. Спрашиваю: «Что такое?» Мне отвечают: «А всё, больше не принимаем, жгите у себя дома на подносе». Постоял я в недоумении, да и незаметно спрятал свое «приношение» в церкви. Ну, не костер же мне в городской квартире разжигать, на самом деле. Но с этих пор решил я в церковной лавке, кроме свечей, ничего не покупать.

Здесь я подхожу к главной мысли своей статьи. Святыня не должна быть слишком доступной. Икона не может стоить дешево. А то ведь получается, что лампада, которая висит перед иконой, стоит несравнимо дороже, чем сама икона. Совсем по Евангелию: «что больше: дар, или алтарь, освящающий дар?» И если православная церковь не может внушить определенной группе людей почтения к святыне, то она может заставить этих людей дорожить священными предметами с помощью высокой цены на них. По крайней мере, покупки из церкви завтра не окажутся в мусоре.

Может быть, я ошибаюсь, но стоило бы запретить или как-то ограничить использование изображений икон в газетно-журнальной продукции и товарах массового спроса. А тем, кто участвует в обороте такой продукции, надо помнить слова Христа, кому не следует давать святыню и перед кем не надо метать бисер.

Кстати, о фетишизме. Недавно мне привезли еще один подарок из святого места. Это кусочек белой хлопчатобумажной ткани размером с носовой платок в прозрачном пакетике. К нему приложен ярлык с надписью: «Платок, освящен на мощах такого-то святого (стирать нельзя)». О других вариантах использования данного платка я не мог догадаться. Хранить в своем реликварии? Или передарить другому?..

Может быть, кто-нибудь подскажет мне правильный ответ?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: О духовном бисере и религиозном фетишизме

Проблема, думается, общая... Хороший человек едет в святое место. Не хорошо как-то с пустыи руками возвращаться, вот и по сувенирчику каждой близкой душе... Что с этим всем делать, не очень понятно... Но меры, предагаеме автором, тоже как-то не очень... 1. Дорогие иконы... Иконы и так дороги. Настоящую, писаную, немаленькую икону купить дорого... А в глубинке - и нету таких... Бумажная икона, особенно маленькая, конечно, стоит дешево... Но кому нужно, тот купит... Проблема ведь не в том, что таких иконы покупают лишние, а в том, что покупают не для себя, а в подарок... 2. Сократить количество изображений святынь в публичном пространстве... Тоже не метод. Мы так отдадим это с трудом завоёванное пространство тому, что явно не свято... Мне кажется, что, прежде всего, следует преломить сувенирное отношение. Оно, на самом деле, имеет светские корни... Укоренено в суете мира. Принципы должны быть такие: привозить знакомым "сувениры" только тогда, когда об этом просили специально. Надо чувствовать свою ответственность. Человеку, который не знает, что делать со "святынькой", её вверять в руки нельзя. Нельзя отягощать ближнего проблемой - а что ему теперь делать с подарком? - Вместо вещественной символики мы должны дарить людям свой тепло и заботу, а мы легко сводим её в вещные формы и считаем, что задача выполнена. Однако, подобный перелом настроений приведет к уменьшению доходов тех, кто производит "святыньки". А это - и храмы, и монастыри... Экономика, как всегда, входит в противоречие с духовностью... Также было бы, на мой взгляд, уместно, ввести в практику прием таких "святынек" (пишу в кавычках, так как это может быть всё, что угодно - начиная от посуды с изображением храма и кончая лавровыми листьями из монастырского сада) - человек должен иметь возможность принести освященную вещь или ненужную печатную продукцию в ближайший храм. А в рамках благочиний эта проблема должна решаться централдизовано. Иначе мы никак не избегнем недолжного отношения к таким вещам.
Андрей Карпов / 09.01.2014, 07:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Четвериков
Душа народа – в его языке
Олег Четвериков о книге Владимира Ситникова «Эх, кабы на цветы, да не морозы…»
30.11.2017
Все статьи Олег Четвериков
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:13
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56