О духовном бисере и религиозном фетишизме

0
741
Время на чтение 3 минуты
В последнее время меня посещает такая мысль: не превращаюсь ли я из православного христианина в религиозного фетишиста?

Дело в том, что за последние годы в моем доме скопилась большая коллекция памятных подарков из разных монастырей и святых мест. Мои родственники и знакомые очень любят передаривать мне маленькие бумажные иконки, которые им тоже кто-то дарил. Всё это я принимаю с благодарностью и расставляю на полках, укладываю в коробочки, составляю в шкафы, и теперь моя комната напоминает какой-то музей истории религии.

Часто мне приходится подбирать святыни прямо на улице. Стою как-то на перекрестке и замечаю, что из пакета с бытовым мусором, брошенного прямо на газоне, выглядывает… крохотный бумажный складень с ликами Спасителя, Богородицы и Николая чудотворца. Я покряхтел, покряхтел и полез извлекать из картофельных очисток и грязных салфеток то, что мы должны лишь целовать.

А в коридоре одного государственного учреждения, где я был трудоустроен, среди мебели, подлежащей списанию, мой взгляд наткнулся на… брошенную свечу от Гроба Господня. Очень узнаваемую белую свечечку из пучка иерусалимских свечей. Тут я со стыдом вспомнил, как одна коллега, вернувшись не очень давно из паломничества на Святую Землю, одарила всех сослуживцев такими же свечками.

В список моих уличных находок можно включить и Евангелие, поднятое мной с земли у мусорного контейнера. Оставить, бросить эти святыни на попрание людям казалось мне предательством веры.

Часто с грустью я вспоминаю случай из моего далекого детства, когда в коробочке у своего брата я увидел нательный крестик с оторванным ушком для шнурка. У нас была строго атеистическая семья, и брат спрятал свою находку подальше от глаз родителей. До сих пор я помню, как меня обожгли слова на обратной стороне крестика: «Спаси и сохрани». Этот зов из иного мира в моем пионерском детстве был несравнимо сильнее, чем много разных книжек о православии, прочитанных мною в зрелом возрасте. Видимо, детьми мы не успели приобрести привычку к святыне.

И вот сегодня, пересматривая свой домашний реликварий, я начинаю подозревать себя в религиозном фетишизме. Молиться всем тем святым, иконки которых хранятся в моем доме, у меня просто нет физического времени. А что делать с настенными календарями, где изображены лики святых? Они хоть и не освящены, как иконы, но выбросить их не поднимается рука. А что делать со старыми журналами и газетами с изображениями в них святых икон?.. Я не говорю про этикетки на винных бутылках, где часто эксплуатируется «религиозная тематика».

Да, время от времени часть своей коллекции мне приходится относить в церковь. Вот недавно принёс новую порцию в церковную печку, а топка – под замком. Спрашиваю: «Что такое?» Мне отвечают: «А всё, больше не принимаем, жгите у себя дома на подносе». Постоял я в недоумении, да и незаметно спрятал свое «приношение» в церкви. Ну, не костер же мне в городской квартире разжигать, на самом деле. Но с этих пор решил я в церковной лавке, кроме свечей, ничего не покупать.

Здесь я подхожу к главной мысли своей статьи. Святыня не должна быть слишком доступной. Икона не может стоить дешево. А то ведь получается, что лампада, которая висит перед иконой, стоит несравнимо дороже, чем сама икона. Совсем по Евангелию: «что больше: дар, или алтарь, освящающий дар?» И если православная церковь не может внушить определенной группе людей почтения к святыне, то она может заставить этих людей дорожить священными предметами с помощью высокой цены на них. По крайней мере, покупки из церкви завтра не окажутся в мусоре.

Может быть, я ошибаюсь, но стоило бы запретить или как-то ограничить использование изображений икон в газетно-журнальной продукции и товарах массового спроса. А тем, кто участвует в обороте такой продукции, надо помнить слова Христа, кому не следует давать святыню и перед кем не надо метать бисер.

Кстати, о фетишизме. Недавно мне привезли еще один подарок из святого места. Это кусочек белой хлопчатобумажной ткани размером с носовой платок в прозрачном пакетике. К нему приложен ярлык с надписью: «Платок, освящен на мощах такого-то святого (стирать нельзя)». О других вариантах использования данного платка я не мог догадаться. Хранить в своем реликварии? Или передарить другому?..

Может быть, кто-нибудь подскажет мне правильный ответ?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: О духовном бисере и религиозном фетишизме

Проблема, думается, общая... Хороший человек едет в святое место. Не хорошо как-то с пустыи руками возвращаться, вот и по сувенирчику каждой близкой душе... Что с этим всем делать, не очень понятно... Но меры, предагаеме автором, тоже как-то не очень... 1. Дорогие иконы... Иконы и так дороги. Настоящую, писаную, немаленькую икону купить дорого... А в глубинке - и нету таких... Бумажная икона, особенно маленькая, конечно, стоит дешево... Но кому нужно, тот купит... Проблема ведь не в том, что таких иконы покупают лишние, а в том, что покупают не для себя, а в подарок... 2. Сократить количество изображений святынь в публичном пространстве... Тоже не метод. Мы так отдадим это с трудом завоёванное пространство тому, что явно не свято... Мне кажется, что, прежде всего, следует преломить сувенирное отношение. Оно, на самом деле, имеет светские корни... Укоренено в суете мира. Принципы должны быть такие: привозить знакомым "сувениры" только тогда, когда об этом просили специально. Надо чувствовать свою ответственность. Человеку, который не знает, что делать со "святынькой", её вверять в руки нельзя. Нельзя отягощать ближнего проблемой - а что ему теперь делать с подарком? - Вместо вещественной символики мы должны дарить людям свой тепло и заботу, а мы легко сводим её в вещные формы и считаем, что задача выполнена. Однако, подобный перелом настроений приведет к уменьшению доходов тех, кто производит "святыньки". А это - и храмы, и монастыри... Экономика, как всегда, входит в противоречие с духовностью... Также было бы, на мой взгляд, уместно, ввести в практику прием таких "святынек" (пишу в кавычках, так как это может быть всё, что угодно - начиная от посуды с изображением храма и кончая лавровыми листьями из монастырского сада) - человек должен иметь возможность принести освященную вещь или ненужную печатную продукцию в ближайший храм. А в рамках благочиний эта проблема должна решаться централдизовано. Иначе мы никак не избегнем недолжного отношения к таким вещам.
Андрей Карпов / 09.01.2014, 07:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Четвериков
Душа народа – в его языке
Олег Четвериков о книге Владимира Ситникова «Эх, кабы на цветы, да не морозы…»
30.11.2017
Все статьи Олег Семенович Четвериков
Последние комментарии
Искушение Императора
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 23:11
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17