«Сальери не атеист (т.е. не признающий существование Бога), ибо он верит в Рай (занёс к нам несколько «Райских песен»).
Он- Богоборец, считающий, что Бог создал мир несовершенный, несправедливый, и человек ВПРАВЕ этот мир изменять по своему усмотрению. Позже эта идея будет выражена в словах поэта Коца: «Весь мир насилья мы разроем (так!) до основанья, а затем мы НАШ, мы новый мир построим.
Кто был ничем, тот станет всем».
Г.В.Свиридов. «Музыка как судьба». М., Молодая гвардия. 2017[i].
Нет. Перед нами не «психологическая мелодрама», а тайна человеческого предательства и безысходной зависти. Нет, не Шпагина к Бортко, а ко всему ещё живому, чудом выжившему и живущему, а значит к тому, что будет плодоносить в будущем. Какая наивная и губительная ошибка - думать, что деньги имеют цену, что они могут влиять на жизнь, на судьбу. В Древней мифологии, которую так любит А. Шпагин, Гений - это Дух-Покровитель. И этим Духом пронизано все творчество Владимира Владимировича Бортко. Это его Воздух, его Знания (не информация, полученная из интернета), а глубокие, фундаментальные знания Культуры. Если бы в сокровищницу советского кинематографа нужно было бы избрать 20 фильмов (за 100 лет) в них неизбежно вошли бы «Собачье сердце», «Идиот» и «Тарас Бульба» Бортко.
Но софистический[ii] жанр Шпагина не даёт ему возможности отличить информацию от Знаний. Причина одна - Знания, которые нужно добывать годами, хранить, развивать, преображать, их нужно выстрадать как Любовь. Но только не такую какой живёт А. Шпагин, а такую, как в «Летят журавли» и в «Мостах округа Мэдисон»... Да, в интернете нет лубочных китайских картинок, где Христос изображён в виде обезьяны. Именно этими картинками встречали китайцы христианских миссионеров. А жаль. Пропустил! Это упоминание соделало бы А. Шпагина причастным к прошлому и настоящему в Русско-китайских отношениях. Бортко первый после Александра Александровича Блока, кто вспомнил об этом. А ещё Бортко наверняка знал, что Санкт-диакон, священномученик (+177г.), (память 25 июля). Ибо мы увидели город-мученик, рефреном сверху подобный замёрзшему кладбищу. Увидели все, что утратил Питер за прошедшие двадцать пять лет.
Это очень цельный фильм - и в операторской работе, и в монтаже, и в замечательных, редких актерах, которые знают, что такое Правда. Попробуйте теперь кто-нибудь снять такой фильм «О Любви», без фальши, без уродств, без пресловутого гламура. А. Шпагин силится устоять на позициях авангарда, забывая о том, что исход битвы всегда решают основные силы.
Завершить эту маленькую заметку хотелось бы словами благодарности А. Шпагину. Ведь если бы не его «Лаокоон», я могла бы так и не увидеть фильм «О Любви», не увидеть Русского Апокалипсиса.
[i]. Фрагмент размышлений Г.В.Свиридова о «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина. С.530.
[ii] Софистический - здесь: полный словесных ухищрений и ложных умозаключений.
Слово «прелесть» пишется с маленькой буквы.
Клоацина (Клоакина) – в древней мифологии богиня сточных вод
Лаокоон – именно Лаокоон, будучи прорицателем, предупредил троянцев о коварстве ахейцев, привезших в город громадного деревянного коня. Троянцы приняли «дар». О гибели Лаокоона с сыновьями и Троянской войне читайте в энциклопедии «Мифы народов мира». Т.2. «К - Я».