Долго не хотел я вмешиваться в бесконечные споры сторонников и противников профессора богослова Алексея Ильича Осипова. В частности и потому, что ни каких подвижек в мнениях оппонентов не происходит. Обычно спорящие - это одни и те же люди, активных среди которых 6-8 человек, примерно поровну, с каждой стороны. К одной из таких статей было более 1300 комментариев (!), так ни к какому интеллектуальному просветлению или согласию и не приведших. С чего начинали, тем и закончили - каждый остался при своем мнении. Однако, бросается в глаза, что сторонники А.И.Осипова ведут полемику более корректно и взвешено, а их противники в выражениях не стесняются и падки на обвинения в ереси. Наконец, последняя критика взглядов Осипова протоиереем Георгием Городенцевым на РНЛ 5 сентября 2016 года подвигла к выражению и моего мнения. Тем более, что речь идет о важнейшей для любого православного человека теме: посмертные судьбы грешников, каковыми мы все в сущности и являемся.
Используя цитаты, но не рассуждение (неслучайно Антоний Великий говорил: «Нет добродетели выше рассуждения»), протоиерей Георгий Городенцев приходит к однозначному выводу о несостоятельности и ошибочности воззрений Алексея Осипова о двух линиях в суждениях святых отцов о судьбах грешников (вечных муках либо конечном спасении). Восторженные сторонники о.Георгия полностью с ним согласны. И всё-таки сторонники профессора Осипова более симпатичны своей склонностью к размышлению, сомнениям и даже своей жизненностью и юмором. Священник Александр Васькин вполне резонно находит в обвинениях антиосиповцев склонность к ветхозаветному мышлению и жестоковыйности, а также подчеркивает непомерное самомнение и неумение вести доброжелательную и конструктивную беседу. Воистину, протоиерей Городенцев и его единомышленники безапелляционно и без всяких колебаний отправляют грешников, да и вообще всех неправославных в ад, а затем и в геенну огненную на вечные (!) муки.
Лично у меня возникает чувство абсолютного несогласия с таким инквизиторским и садистским подходом. Неужели эти люди не понимают, что Бог, будучи Судиёй, но и Божественной Любовью, а ещё, несомненно, и Высшей Мудростью (неизмеримо превосходящей человеческую) не может быть более жесток и несправедлив, чем человек, тем более по отношению к своему собственному творению. Несколько лет противоречивой, грешной, а значит и болезненной неудовлетворенной, самоубийственной жизни даже несомненного злодея - и вечные жуткие муки?! Тогда, как даже суд человеческий самым суровым наказанием считает пожизненное заключение или мгновенную смертную казнь. Не может за конечное преступление назначаться нескончаемая вечность мук. И как эти наши инквизиторы полагают вечную жизнь праведников, знающих о вечных муках грешников, например, собственных родственников, детей или родителей? Вообще, налицо вопиющая примитивизация Господа, опускания Его до собственного греховного, впадающего в нелепую и мракобесную гордыню, уровня.
По-моему, хорошо бы нашим православным (а православным ли?) инквизиторам, законникам и схоластам быть поскромнее и помилосердней, неужели они так уверенны в своей угодности Богу, а что, если они ошибаются? Кстати, и о врагах, как полагается в православии, тоже надо молиться. Позиция А.И.Осипова скромнее, он не утверждает, что он несомненно прав, более того, он постоянно сомневается и находит эти сомнения даже у святых. Неплохо бы нашим судиям-инквизиторам хотя бы время от времени перечитывать Достоевского, действительно, показавшего всю сложность и противоречивость души человеческой и размышлений о Боге и вере. Поэтому неудивительно, что наш критик «еретика» Осипова в другой своей статье проявляет незаурядную осведомленность о порно-сайтах. Не вызывают симпатии и иерейские высказывания вроде «срамная нагота осиповского лжеучения о конечности вечных мучений». Это сильно напоминает стилистику борцов с религией типа Емельяна Ярославского или Александра Невзорова. Как говорит Дмитрий в «Братьях Карамазовых»: «Нет широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
А в заключение я приведу, написанные аж в 1049 году, слова митрополита Илариона Киевского, первого митрополита из русских, из его замечательного поэтического трактата «Слово о законе и благодати»:
«О Законе Моисеем данном, и о Благодати и истине, в Иисусе Христе явившихся; о том, как Закон отошел, а Благодать и истина всю землю исполнили, и вера на все языки простерлась и на наш народ русский».
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России
55. ?
54. Ответ на 48., Лев Хоружник:
53. Ответ на 49., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
52. Ответ на 48., Лев Хоружник:
51. Ответ на 50., YES:
50. Ответ на 37., vlad7:
49. Ответ на 47., Лев Хоружник:
48. Церковь или Осипов?
47. Ответ на 45., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
46. Ответ на 40., Сергей Абачиев: