В последнее время на РНЛ вокруг моих публикаций о вечности геенских мук возникла, прямо скажем, крутая полемика. Впрочем, надо сказать, что в вину нам вменяется не только это, но и учение о том, что спасение возможно только в Православной Церкви. В этом учении больше постарался на РНЛ другой автор - Михаил Яблоков, особенно в своей статье «Может ли Христос спасти без Церкви?». Я, правда, в своих публикациях не касался сего вопроса, но полностью согласен с Михаилом.
Вот это-то учение и вызвало крайнее негодование некоторых читателей и авторов РНЛ. Что отразилось на форумах соответствующих наших статей, а также в виде нескольких публикаций профессора В.Е.Семенова и А.В.Грунтовского.
Тут следует заметить, что если кто-то в Православной Церкви не согласен с тем или иным учением и лицами, его возвещающими, то он может вступить с ними в полемику. Только полемика эта должна вестись на основании Св.Писания и Св.Предания, которые в Православии являются единственными критериями истины. Но, насколько я понимаю, наших оппонентов не устраивает такой вариант. Так проф.Семенов ставит мне в вину, что я «использую цитаты (т.е. цитирую Св.Писание и Св.Предание), но не рассуждение». Хотя «Антоний Великий говорил: «Нет добродетели выше рассуждения», - утверждает профессор.
Вообще-то говоря, эта добродетель у преподобного Антония Великого и других отцов называется не «рассуждение», а рассудительность. И состоит она в том, что ум опытного подвижника зрит путь спасения, ведущий его к Богу. А также заранее видит все опасности, подстерегающие его на сем пути, и благодаря этому избегает их. Святые отцы сравнивали это свойство богопросвещенного ума со свойством человеческого ока. Которое при здравом зрении человека точно также позволяет ему видеть любую дорогу, ведущую его к какой-то цели, а также те опасности, которые могут быть на этом земном пути, что позволяет избежать и их.
А что касается собственно самих по себе рассуждений, то они бывают разные. Так «Майн Кампф» Гитлера, его «план Ост» или такой же «хороший» план Даллеса (и мифический, и реальный) полны рассуждений. Но вряд ли русский патриот, да и любой русский человек назовет эти рассуждения добродетелью!
С другой стороны, если наши оппоненты такие сторонники рассуждений, то где же они у них?! В процессе их словоизлияний, которые иногда представляют собой не столько связные мысли, сколько какой-то поток сознания, мы узнали, что мы: «инквизиторы; садомазохисты, отправляющие всех грешников в ад или геенну на вечные муки; при этом мнящие, что, де, мы сами спасемся, будем в раю; и через какой-то телескоп будем с наслаждением наблюдать за вечными муками грешников; в число которых, якобы, по нашему мнению обязательно попадут и наши оппоненты и т.д.».
Но если рассуждать или рассудить, то, спрашивается, какое отношение имеют все эти клеветы к утверждениям, что спасение есть только в Православной Церкви, а муки нераскаявшихся грешников в геенне - вечны?! И прот. Г.Городенцев (или еще лучше - просто Городенцев, как назвал меня в одном месте Семенов), и М.Яблоков, и любой православный, нас поддерживающий или не поддерживающий, точно с таким же «успехом» может отпасть от Церкви или даже в Церкви совершить смертный грех, не покаяться в нем и пойти в ад, а затем и в геенну на вечные муки.
Так что господа-хорошие, любители рассуждать без Св.Писания и Св.Предания, - непонятно, что вы там нарассуждали вокруг нас, убогих, и вокруг наших простых, прямо даже скажем, элементарных православных истин?! А вот теперь давайте и я порассуждаю, и также без Св.Писания и Св.Предания, но на основании общеизвестных законов гносеологии, логики и здравого смысла.
Итак, у нас с вами разногласия по определенным вопросам сотериологии. Очевидно, в нашем споре - безотносительно к сущности полемики - правы либо мы, либо вы. Но если правы мы, то вам следует молчать и каяться в своих заблуждениях, исправляя их. Если же правы вы, то нам непонятен ваш пафос, чрезвычайный жар и пыл в защите учения проф. А.И.Осипова?!
Нет, конечно, в древности святые отцы, особенно на Вселенских Собора, с величайшей ревностью защищали православные догматы от еретиков; святитель Николай вон даже пощечину Арию дал. А почему? Потому что древние отцы не знали учения проф. Осипова (не смотрели, понимаешь, его роликов) и считали, что еретики пойдут в геенну на вечные муки. Поэтому, как было сказано, с величайшей ревностью и защищали свое словесное стадо от сих мысленных волков, его расхищающих, т.е. путем насаждения своей ереси отправляющих христиан на вечные муки в геенну.
А вам, осиповцам, какой смысл с таким жаром и пылом опровергать нас, даже если мы не правы? Ну и что, что не правы: все равно по вашему же учению все в свое время попадем в Царство Небесное. Как говорится - все там будем: и те, кто учит, что загробные муки грешников конечны; и те, кто учит, что они бесконечны. Так что по вашему же, осиповскому, учению в нашем учении никакой беды нет. Так чего же вас по отношению к нам так колбасит?! А что касается вашего учения - сами подумайте, а лучше порассуждайте, так как вы очень любите рассуждать!
72. Давайте порассуждаем!
71. Ответ на 66., Потомок подданных Императора Николая II:
70. Ответ на 68., Фёдор:
69. Ответ на 64., вода:
68. Ответ на 66., Потомок подданных Императора Николая II:
67. Ответ на 64., вода:
66. Ответ на 65., Lucia:
65. Ответ на 63., Фёдор:
64. Фёдору and Kiram ( у)
63. Ответ на 53., вода: