Умер легендарный вождь кубинского народа Фидель Кастро Рус, в течение многих десятилетий успешно противостоявший либеральному Западу. Никакой, конечно же, не коммунист (в чём и сам публично признавался), а самый что ни на есть национал-патриот - и даже, не побоюсь этого слова, националист, к тому же вдохновлённый христианским учением.
Лишь для того, чтобы получить помощь СССР против могущественного врага Кубы в лице США, Фидель объявил, что его революция является не только национально-освободительной, но и социалистической. Таким было условие Хрущёва, возглавлявшего тогда Советский Союз. Это Сталин иногда совершал такие шаги, как признание официальным лидером Франции генерала де Голля - стопроцентного националиста, который к тому же не обладал тогда реальной властью, а был всего лишь изгнанником со своей Родины, оккупированной немцами. Для троцкиста же Хрущёва на первом месте была марксистко-ленинская чушь.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказывал о первой своей встрече с вождём Кубы в 2004 году: «Мне всегда с ним было интересно беседовать, тем более, что он, как он мне сам сказал, когда после смерти отца они с Раулем стали думать, что делать с этой огромной латифундией, то будучи воспитаны в иезуитском колледже, они решили, что надо поступать так, как Евангелие говорит: «Иди, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небе».
Теперь давайте на минуточку поставим себя на их место. Богатейшее наследство, перед тобой весь мир, а они принимают решение раздать все крестьянам и раздают! Потом стали задавать себе вопрос - а так ли хорошо все на Кубе? Поняли, что очень много нужно менять, но когда стали менять, известно, что очень обидели могучие экономические силы, тесно связанные с сильным соседом с севера. Тогда возникла угроза уничтожения революции. Как мне тогда сказал Кастро, в нашей первой беседе: «Тогда мы поехали в Москву, потому что ехать больше некуда было. Нам сказали, что нам будут помогать, если мы скажем, что это социалистическая революция». Они сказали «социалистическая» и стали учиться марксизму, как он говорил. Но исток-то христианский!»
Фидель Кастро был не только романтиком, но ещё и прагматичным политиком, и потому принял хрущёвское условие. Он (уже после своего прихода к власти) создал и возглавил свою Компартию Кубы взамен давно существовавшей и не принимавшей участия в кастровской революции. Этот компромисс позволил Кубе получить советскую помощь, но не помешал Фиделю критиковать (разумеется, не слишком резко) политику едва ли не всех генсеков КПСС. А после того, как рухнул Советский Союз, а вместе с ним и многочисленные просоветские режимы по всему миру, никакого чаемого глобализаторами свержения Кастро не произошло - именно потому, что власть бородачей во главе с Фиделем опиралась не на импортированную из-за рубежа коммунистическую доктрину, а на собственную национальную идеологию. В ней горячая любовь к Родине и ненависть к её врагам естественным образом сочетались с идеями государства для народа, основанными на христианской этике, а не на атеистическом марксизме. Фидель, сумевший превратить Кубу, которая для янки и их местных холуёв была публичным домом (в прямом и переносном смыслах), в свободную страну, уважаемую во всём мире, выстоял, в условиях жесточайшей блокады, и без помощи извне.
А ещё по его инициативе в Гаване, в её историческом центре, был построен православный храм в честь Казанской иконы Божией Матери - великолепный собор, возведённый в традициях древнерусского зодчества по проекту русского архитектора Алексея Воронцова и вмещающий более тысячи человек. Вот что пишет большой друг Кубы и лично братьев Кастро генерал Леонов (помните его выступления в телепрограмме «Русский Дом?): «В самом начале XXI века, когда российско-кубинские отношения дошли до нижней точки в своей деградации, у Фиделя состоялась встреча с тогдашним митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
В разговоре возникла идея постройки в кубинской столице православного храма. Фидель загорелся этой мыслью, помог получить для строительства землю в самом престижном месте Гаваны, за счет Кубы был возведен храм, и в 2008-м митрополит Кирилл освятил его. На церемонии присутствовал уже Рауль Кастро, а находившийся на излечении Фидель нашел силы и время, чтобы принять митрополита Кирилла для личной беседы. Оба собеседника отметили, что храм будет вечно напоминать о временах тесной дружбы между нашими государствами и народами, духовно утолять жажду растущей православной колонии на острове.
...Мне довелось присутствовать при любопытном разговоре Фиделя со своим помощником: он доложил шефу о просьбе монахини-настоятельницы небольшого монастыря выделить ей грузовик для хозяйственных нужд. Фидель выяснил, что сестры-насельницы монастыря очень много помогают в уходе за пенсионерами в домах для престарелых, за тяжелобольными пациентами в госпиталях, за детьми с врожденными дефектами, за душевнобольными. Узнал, что монахини работают как подвижницы, что настоятельница сама собирается сесть за руль грузовика и выполнять все работы, связанные с транспортом. Дав «добро» на предоставление машины, «команданте» сказал при этом: «Монахини - пример для коммунистов. Все умеют делать эффективно, быстро, с душой».
В той же статье Николай Сергеевич Леонов пишет: «В период подготовки вооруженного отряда для штурма казарм «Монкада» в 1953-м Фидель не придавал никакого значения, являются ли его бойцы христианами или атеистами. Главное для будущих революционеров - быть патриотом Кубы, ненавидеть проамериканскую диктатуру Фульхенсио Батисты и быть готовым пожертвовать собой ради социальных перемен в интересах народа. После неудачного штурма и последовавшей охотой и зверскими расправами над захваченными в плен бойцами архиепископ Сантьяго-де-Куба Перес Серрантес призвал власти прекратить жестокие внесудебные убийства. Фидель уважительно оценивал позицию церкви, которая вместе с подавляющим большинством общественного мнения Кубы, требовала амнистии для осужденных участников штурма «Монкады». Никаких трений между церковью и революцией в то время и позже, в годы революционной войны в горах Сьерра-Маэстры, не было. Среди союзников и соратников «команданте» тоже были люди глубоко верующие. Например, подпольщик Франк Паис, убитый полицией, сын священника и убежденный христианин. Известный лидер революционного студенчества в Гаване Хосе Антонио Эчеверрия, также павший от рук карателей Батисты, оставил политическое завещание, в котором не скрывал своих религиозных убеждений. Однажды, много лет спустя после победы революции, на церемонии по случаю годовщины гибели Эчеверрии кто-то из официальных ораторов зачитал его политическое завещание, опустив при этом упоминание о Боге и вере. Тогда Фидель публично исправил допущенную несправедливость и сказал, что религиозность Эчеверрии нисколько не умаляет его заслуг как революционера.
С благословения кубинского епископата в Повстанческую армию в горы прибыл священник Сардиньяс, который выполнял все функции служителя церкви в партизанской армии и среди населения освобожденных районов.
Фидель десятки раз брал на себя обязанности крестного отца и участвовал в обрядах.
Сохранились фотографии той военной поры, где видно, что Фидель носил крестик на шее - он объяснял, что получил его в подарок от одной девочки, родители которой были убиты батистовцами. За свою патриотическую и самоотверженную работу в годы революционной войны отец Сардиньяс получил высшее воинские звание: «команданте».
В то время, как правительственные войска пленных не брали, Фидель сотнями отпускал на свободу захваченных на поле боя противников, взяв с них только слово, что они не станут больше воевать с партизанами. Это было куда ближе к заповедям Христа, чем к привычным жестокостям гражданской войны.
...Фидель постоянно подчеркивал, что не было пролито ни одной капли крови священнослужителя, не был закрыт ни один монастырь, ни один храм, что и привело постепенно к выработке нового modusvivendi между церковью и властью.
Кубинская революция никогда не ставила под сомнение ценность моральных и нравственных императивов, завещанных человечеству Христом. Эту тему Фидель энергично развивал во время своей встречи в январе 1985-м с группой американских епископов, приезжавших на Кубу по приглашению духовенства острова. Комментируя каждый постулат христианской морали и нравственности, «команданте» на множестве примеров, доказывал, что кубинская революция придерживается их гораздо последовательнее и жестче, чем США и их союзники, поливающие в течение десятилетий Кубу грязью. Принципы «Не воруй», «Не лги», «Люби ближнего как самого себя», «Не поминай всуе имя Божье» не только каждодневно нарушаются в странах с так называемой рыночной экономикой, но вообще несовместимы с капиталистической системой».
Прощай, команданте! Ты сражался за свою Родину - и побеждал. Ты был искренним другом России и русского народа - и всегда был верен этой дружбе. Это ведь только о так называемых «великих державах» говорил Александр Третий: «У России нет друзей». А вот такие по-настоящему великие страны, как маленькая Сербия и маленькая Куба, делом засвидетельствовали свою дружбу по отношению к России и русским.
Будем помнить Фиделя! Родина или смерть!