1 декабря 1922 года родился Всеволод Михайлович Бобров – великий русский спортсмен и тренер, который был талантлив в различных игровых видах спорта. Эта разносторонность напоминает то, как другой великий русский человек, Михаил Васильевич Ломоносов, был талантлив в различных областях науки и искусства. Объединяет их также и происхождение из русского простонародья.
Бобров был лучшим игроком и капитаном нашей сборной по хоккею с шайбой и по футболу, в том числе и на дебютных (ставших победными!) для наших хоккеистов чемпионате мира 1954 года и зимней Олимпиаде 1956 года.
«Бобёр», как его называли болельщики, и на хоккейном льду, и на футбольной траве был уникальным нападающим, мастером решающих голов, остроатакующая игра которого отличалась потрясающим сочетанием трёх «э» - эффектности, экономности и эффективности.
Приложивший к великому таланту великое же трудолюбие, общавшийся с деятелями искусства, занимавшийся самообразованием, обладавший внешним обликом русского мастерового и солдата, Всеволод Бобров был любимцем болельщиков.
Он стал лучшим нападающим первенства мира по хоккею, установил множество хоккейных рекордов, уровень его мастерства (даже в годы после завершения им игровой карьеры) остался недосягаемым для звёзд следующих поколений, о чём, например, свидетельствует великий Вячеслав Старшинов.
А как футболист Бобров осенью 1945 года стал главным героем весьма успешного британского турне «Динамо», в состав которого он был откомандирован из армейского клуба для усиления. Те матчи против лучших британских клубов (также прибегавших к укреплению своих составов) не уступали по своему спортивному уровню многим встречам чемпионатов мира и тем более Лиги чемпионов. И Бобров, совсем недавно бывший чистым любителем, игравший за свой завод, а затем за своё военное училище, произвёл на родоначальников футбола (как впоследствии и на родоначальников хоккея, разделавшись с ними на льду) громадное впечатление. Жаль, что в бобровскую эпоху мы, в силу политических причин, не участвовали в мировых футбольных первенствах...
В качестве тренера Бобров, став преемником своего учителя, основоположника отечественного хоккея с шайбой Аркадия Ивановича Чернышёва, во главе сборной команды СССР, выиграл чемпионаты мира 1973 и 1974 годов. Кроме того, он достойно противостоял сборной НХЛ в серии матчей 1972 года. Первый в истории матч СССР – НХЛ мы выиграли со счётом 7:3, а минимального перевеса по итогам серии противник смог достичь, прибегнув к откровенно грязной игре – в частности, целенаправленно выведя из строя нашего лучшего в те годы и конкретно в той серии нападающего, Валерия Харламова.
Интересно, что счёт первой нашей встречи со сборной НХЛ почти в точности повторяет счёт первой нашей встречи против сборной Канады восемнадцатью годами ранее (7:2), когда наша ледовая дружина под началом А.И. Чернышёва отобрала у «кленовых листьев» титул чемпионов мира. Героем обоих событий был Всеволод Бобров – сначала как лидер и капитан команды, а потом как её наставник. Это готовый сюжет для кинематографа – однако современные киношники предпочитают снимать антиисторическую, антипатриотическую мерзость, причём далеко не только о спорте.
Первым и по сей день единственным нашим тренером, победившим НХЛ не в отдельном матче, а в турнире, стал Виктор Васильевич Тихонов – ученик Чернышёва и Боброва, выиграв в 1979 году Кубок вызова. А в 1981 году он же выиграл турнир всех сильнейших национальных сборных в их сильнейших составах – Кубок Канады, как тогда назывался Кубок мира, и победу в таком формате (лучшие против лучших) также до сих пор, к сожалению, не удалось завоевать другим нашим специалистам.
В футболе учителем Боброва был Борис Аркадьев. Его легендарная «команда лейтенантов» была расформирована в результате происков Берии, что навредило развитию в нашей стране этого вида спорта и во многом предопределило его значительное отставание от хоккея в плане международных результатов. Впоследствии негодные руководители не дали и Всеволоду Михайловичу в полной мере раскрыть свои возможности как футбольному тренеру.
В 1979 году великий Бобров скоропостижно и безвременно скончался. Его оплакивало множество русских людей, которым он в тяжёлые времена щедро дарил радость. Ему было это свойственно не только в спорте.
P. S. Один из биографов Всеволода Боброва, а именно Анатолий Салуцкий, приводит оценку, которую дал Боброву известный деятель нашего хоккея – А.В. Старовойтов:
«Это был железный человек, он не признавал никакого превосходства над нами. Сильный был человек. Патриот».
Как не хватает нам таких людей! И не только в спорте...
Николай Викторович Смирнов, публицист, Сергиев Посад