В настоящее время среди богословов образовалось два противоположных лагеря: одни утверждают, что нет особенной разницы какой веры человек и Бог по своему милосердию спасет всех (таковы проф. А.И.Осипов, филокатолики и модернисты), другие утверждают, спастись могут только православные христиане и никто кроме них не спасется и не спасается. Две крайние и противоположные точки зрения.
О.Георгий Максимов в частности написал много статей на эту тему, одна из них «Оптимистическое богословие», в которой критикует первую точку зрения. Но, к сожалению, так уж устроена наука богословия (если она вообще является наукой, в чем мы очень сильно сомневаемся), что она есть всего лишь некое приближение к Истине, аппроксимация (математическое понятие). Самое сильное богословие изрекли святые отцы, водимые Духом Святым - преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», преп. Иустин Попович и святитель Филарет (Дроздов) в своем бессмертном творении «Катехизис».
Многие современные богословские труды написаны людьми, увы, не святыми и представляют собой разную степень искажения истины. Хорошо бы богословам поставить на полку эти книги как высочайший авторитет и по мере необходимости извлекать оттуда цитаты для спрашивающих, но они почему-то непременно хотят сказать что-то новое, изобрести, модернизировать. Если с богословием фантастически-оптимистическим все более-менее понятно, то с богословием противоположного лагеря не все так просто. Богословие о.Георгия Маскимова очень близко к истине, но где-то он перегибает палку и впадает в абсолютизацию своих же богословских конструкций, которые являются ничем иным, как неким продуктом головного мозга. Его богословие является глубоко пессимистическим в отличии от радужного и безответственно «оптимистического» богословия тех, кто всем пророчит неминуемый рай.
И чем вообще отличается теория от реальности, и что является критерием истины - практика (реальность) или теория? Вот, например, представим, что какой-то ученый создал прекрасную гармоничную теорию некоторого физического процесса, в котором вода замерзает при температуре ноль градусов Цельсия, и защитил по ней кандидатскую и докторскую диссертацию, его затаив дыхание слушала ученая комиссия, поражаясь глубине его мыслей и красоте его теории, но вот та комиссия пришла на святой источник в очень сильный мороз и видят, что он не замерз, тогда они обратились к этому ученому: «скажи, почему здесь твоя теория не работает? Значит в ней есть какая-то ошибка?» «Нет, - отвечал тот ученый. - Моя логика неоспорима, не верьте своим глазам. Моя теория абсолютна и в ней не может быть ошибок». Так вот уважаемый о.Георгий Максимов говорит подобное же, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя вымолить некрещеных и все некрещеные и неправославные попадают в ад и, более того, в аду их место в вечности. Разве это не последняя степень пессимистического богословия?
Этот уважаемый батюшка и богослов знает, что в наше время есть примеры того, как, например, старица Варвара Вырицкая, духовная дочь преподобного Серафима Вырицкого, вымаливала абортированных некрещеных младенцев по благословению Царицы Небесной, или же старец Николай Гурьянов сказал однажды своему духовному чаду с ноткой тревоги в голосе: «Почему ты не молишься о своем отце?» (отец его был некрещеный, умер и являлся ему несколько раз во сне с немой просьбой о молитве, причем этот человек, в настоящее время уже священник, не говорил старцу Николаю об этих снах, и потому данный случай еще одно подтверждение удивительной прозорливости старца Николая). «Это выдумки», - ответит уважаемый батюшка Георгий Максимов. А почему выдумки? На это он не ответит, хотя, конечно, понятно: все, что не соответствует его богословской теории, «безупречной и неоспоримой в своей сверхлогичности и абсолютности», является «выдумкой» . Вот если бы явился Господь наш Иисус Христос и сказал о.Георгию: «Отец Георгий, действительно есть те из некрещеных, что попали в рай, что отмолены, хотя их очень и очень мало», и он, наверное, ответил бы Господу: «Нет, этого не может быть» или же посчитал бы, что это было ложное видение. Проблема в вере.
Подобная точка зрения, что нет спасения некрещеным (даже относительно невинным абортированным младенцам, имеющих только первородный грех) вредна тем, что повергает сродников умерших некрещеных в черную глубину отчаяния и отчуждения от их ошибавшихся при земной жизни умерших сродников, что особенно явственно видно в случае младенцев абортированных. Мало того, что они (эти младенцы) страдали, когда их убивали, так еще и ад их вечное место по теории пессимистического богословия или же в лучшем случае они никогда не увидят Света Божественного, который по преп. Симеону Богослову и есть рай. Разве это не жестоко? Да к тому же еще и вредно, так как препятствует молитве любви за свое погибшее чадо, препятствует восстановлению любви столь естественной между матерью и ребенком, отцом и чадом (кстати и оптимистическое богословие не особенно ратует за молитву, утверждая, что они (абортированные младенцы) автоматически спасаются, не признавая первородный грех, который не смыт таинством крещения). Но пессимистическое богословие и на этот случай выдумало оправдание: Бог будто бы знал, что они вырастут извергами, когда станут взрослыми, потому почел за лучшее для них допустить их аборт (минимизируя их наказание в вечности). А что думают о Промысле Божием святые? Откроем книгу святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион», в которой есть такие строки: «...Итак, перестанем и мы расширять крылья любопытствующего нашего суждения о предметах нам недоведомых. Волны безграничного океана Высочайшего Ума, непрестанно вращающиеся и возвращающиеся, восходящие и нисходящие, превосходят быстроумие всякой мудрости, не только человеческой, но и ангельской.
И как же могли бы мы постигнуть конечные причины глубочайших Божественных судеб? Кто может постигнуть Божье предопределение: зачем этот родился в язычестве, другой в Христианстве? Почему Евангельская проповедь во многих странах довольно поздно огласилась, а потому, многие тысячи людей погибли, лишась возможности спастись принятием Христова учения, тогда как в других странах оно быстро огласилось? Почему одно государство наполнено еретиками, другое свободно от всех пороков неправоверия и в нем сильно укоренилось благочестие? Почему наказание Божье за грехи одних минет (до времени), а других постигает? Почему иногда невинные в преступлении предаются суду, обвиняются и погибают, а грехи некоторых людей отзываются на их детях и дальнейших их потомках?» (Иоанн Тобольский (Максимович) свт. Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей).
Богословие святых было святым и непорочным, потому что через них глаголал Дух Святой, а богословие наших современников искажено их страстями и является в большей степени продуктом мозга и потому не может быть абсолютно верным. Конечно, нам ближе богословие о.Георгия Максимова неизмеримо более высокой степенью трезвенности, аутентичности святоотеческому богословию и разумности (в сравнении с оптимистическим богословием и синкретическим модернизмом), но признать и его за абсолютную истину мы не можем, хотя бы потому, что Истина - есть КТО (Господь Иисус Христос), а не ЧТО (некая пусть и кажущаяся совершенной богословская система).
Если же уважаемый о.Георгий Максимов когда-нибудь пожелает поправить свою богословскую теорию в сторону деабсолютизации некоторых утверждений, особенно освещенных в этой статье, то мы будем рады и засвидетельствуем о еще большем приближении его слов к той Вечной Правде, которая не лишена и Милости; к тому Судие, предвосхитить суд (о вечной участи каждого человека) Которого является делом страшным и непозволительным никому из смертных, насколько бы умны и образованны они ни были. Да поможет нам милосердный Господь.
3. Ответ на 1., Anton:
2. Re: Пессимистическое богословие некоторых ревнителей православной веры
1. Немного в защиту о.Георгия Максимова