Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

А что, если Бог сказал правду?..

Священник  Георгий  Максимов, Русская народная линия

Русская цивилизация и Ватикан
Встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска / 16.03.2016


Ответ на статью Сергея Худиева «Отвергает ли Христос католиков?» …

От редакции. В сопроводительном письме автор написал: «Я предлагаю вам статью с предысторией. Она написана в опровержение одного текста, опубликованного на «Правмире». Я высылал свою статью на этот ресурс с просьбой опубликовать мой ответ, однако текст не прошел цензуру, что особенно примечательно, если учесть, что официально заявляется, что будто бы дается возможность всем высказаться. Тем не менее, я думаю, текст должен выйти к читателю. Поэтому прошу рассмотреть возможность его публикации на «Русской народной линии».

***

Некоторое время назад Сергей Худиев опубликовал на сайте «Православие и мир» статью под названием «Отвергает ли Христос католиков?» Хотелось бы прокомментировать ее, и не только саму статью, но в целом затронутую в ней тему.

 

Часть 1. Кое-что про статью

Я помню ранние тексты Сергея Львовича, мне в них особенно импонировало то, что автор подводит серьезную аргументацию под каждое свое высказывание. Видимо, что-то изменилось за прошедшие годы, и теперь у того же автора вместо аргументов мы видим манипулятивную риторику и апелляцию к эмоциям. В значительной степени статья построена как «текст откровения» - автор просто вещает, в безапелляционном тоне накидывая одно утверждение за другим даже без попытки как-либо их обосновать.

Первый тезис «откровения от Худиева»: «Всякое заблуждение прискорбно, не все заблуждения одинаково пагубны». Почему? Кто это решил? На основании чего? Пока обескураженный читатель ждет, что сейчас последует обоснование этого тезиса, автор сразу же кидает ему следующий кирпич в голову: «Незамечание этой разницы и зачисление всех, кто не разделяет православие во всей полноте, в погибшие еретики, ведет к явно разрушительным последствиям». Правда, что ли? А почему? Кто вывел и доказал эту связь? И снова вместо какого-либо обоснования, в читателя летит следующий кирпич: «Жесткий конфессионализм, вера в то, что за пределами нашего вероисповедания сразу же наступает ад, ведет к расколам. Он не укрепляет приверженность к Православной Церкви, а, напротив, подрывает ее». И опять же, ни следа какого-либо доказательства, каких-то аргументов. Просто: я, Сергей Худиев, так сказал, и все тут.

Далее автор приводит то, что называет «пояснением». Позволю себе привести пространную цитату - он пишет, что известный врач XIX века католик Фридрих Гааз «верил во Христа как в Бога и Спасителя, возлагал на Него надежду спасения, проявил свою преданность Ему в усердных делах милосердия. Теперь я читаю, что он вместе с прочими католиками должен быть лишен спасения - поскольку об этом есть соответствующий набор цитат из святых. То есть я должен себе представить, как предстал Фридрих Гааз перед Христом, а тот ему и говорит - «Я был голоден и ты дал Мне есть; наг, и ты одел Меня; был болен и в темнице - и ты пришел ко Мне; но как ты имел неправильное мнение о примате римского епископа, то и отойди от Меня, проклятый, в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его». В Евангелии сказано, что надо веровать, хранить заповеди, приступать к таинствам. Но, оказывается, к обетованиям Христа прилагается некий мелкий шрифт: даже если человек делал всё это со всем возможным усердием, но имеет ошибочное мнение в каких-то вопросах церковного устроения и принадлежит через это к неправильной общине, он всё равно отправляется к диаволу и ангелам его».

Мысль автора понятна: если человек верил во Христа как Бога, да еще и делал хорошие дела, то Христос обязан его спасти и ввести в рай, не смотря на любые ереси, которые исповедовал этот человек и даже на то, что он сознательно не хотел входить в Его Церковь (доктор Гааз жил в России и о Православии был хорошо осведомлен). И если этому противоречит какой-то там «набор цитат из святых», то тем хуже для этих святых. Итак, мысль понятная и для многих наших современников очень симпатичная.

Однако когда мы открываем Евангелие и читаем слова Самого Христа, то неожиданно встречаем следующее: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное... Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» (Мф. 7:21-23).

То есть, «откровение Худиева» учит: того, кто признает Христа Господом и творит добрые дела, Христос не отвергнет. А Сам Христос в Евангелии описывает как раз сцену, когда Он отвергает тех, кто и признает Его Господом, и делал добрые дела при жизни - ведь освободить бесноватого от власти беса, безусловно, доброе дело.

Неужели эти слова в издании Библии, которым пользуется Сергей Львович, написаны мелким шрифтом? Настолько мелким, что он не смог их прочитать?

А есть ведь в Новом Завете и другие слова: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8-9).

Не так ли поступили святые отцы в отношении католиков? Когда предстоятели Римской Церкви стали благовествовать не то, что благовествовали апостолы - в частности, заблуждение о Троице (filioque), заблуждение о Теле Христовом - Церкви (что она будто бы имеет главой не Христа, а смертного человека - папу римского) и другие заблуждения, то их отсекли от общения как еретиков. Чтобы не показаться голословным приведу всего одну цитату в подтверждение.

Это из окружного послания восточных патриархов от 1848 года: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики».

Между тем апостол Павел ясно пишет: «предающийся... ереси... Царствия Божия не наследует» (Гал. 5:21-22). Неужели и это в Библии Худиева напечатано мелким шрифтом? Сколько ни смотрел я изданий Нового Завета, везде приведенные выше слова напечатаны таким же шрифтом, как и все остальное.

Сергей Львович, как мы видели, пытается убедить нас в том, что будто бы «Всякое заблуждение прискорбно, не все заблуждения одинаково пагубны. Есть разница в том, заблуждается ли человек относительно личности и деяний Спасителя или заблуждается он относительно полномочий Папы Римского».

Ради манипулятивного эффекта автор сознательно исказил суть отличия между Православием и католицизмом в данном вопросе. Католики заблуждаются не «относительно полномочий Папы Римского», а относительно учения о Церкви как о Теле Христовом. А еще в учении о Троице. Непонятно, с чего он решил, что будто бы заблуждения в этих пунктах церковного учения не являются пагубными?

Это все равно как если бы кто-то начинающему штурману перед отправлением в плавание сказал бы: «только если корабль отклонится от курса на 50%, надо беспокоиться, а если всего на 5%, то это ерунда. На то, чтобы добраться до пункта назначения это не повлияет». Разумеется, повлияет, - даже отклонение всего на 1% с курса в результате уведет корабль далеко от места назначения. То же самое - напутает ли человек в шифре от сейфа все цифры или только одну - открыть сейф он не сможет в любом случае.

Если даже в земных вещах для спасения столь важна точность, то с чего г-н Худиев решил, что в вопросах вероучения она неважна?

На VII Вселенском Соборе один из участников спросил: «Вновь появившаяся ныне ересь менее прежде бывших или больше их?» Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский, ответил: «Зло так зло и есть, особенно в делах церковных; что касается догматов, то погрешить в малом или в великом - это все равно; потому что в том и в другом случае нарушается закон Божий» (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1873. Т. 7. С. 104).

 

Часть 2. Как становятся фундаменталистами

В такой манере я собирался разобрать всю статью г-на Худиева, но затем понял, что это бессмысленно. Постараюсь объяснить, почему.

Когда я говорю о том, что все, кто не принадлежал при жизни к Православной Церкви, не имеют надежды на спасение, то вполне осознаю, насколько непопулярную мысль озвучиваю. В наши дни не только среди модернистов и либералов, но даже среди тех, кто причисляет себя к ревнителям веры и поносит экуменизм, немало тех, кто, услышав эту мысль, начинают морщиться и говорить: «Ну, это уже чересчур!»

В глазах современного человека мысль о том, что вне Церкви нет спасения выглядит опасным реликтом мрачного средневековья, чем-то в одном ряду с сожжением ведьм и сажанием на кол еретиков. Сказать такое - значит автоматически навлечь на себя ярлыки «гордеца», «ненавистника людей», «фанатика» и даже «экстремиста».

И поэтому, независимо от того, сколь убедительные аргументы я приведу, моя позиция в медийном плане обречена на поражение, поскольку я прямо высказываю весьма одиозную и некомфортную для современников идею. А мои оппоненты, например, Сергей Худиев, обречены на победу в медийном плане, даже и без всяких аргументов, если они просто вещают то, что современному человеку заведомо больше нравится.

Но, если уж мне не суждено переубедить читателя, по крайней мере, попробую объяснить, «как я дошел до жизни такой». Может быть, кому-то из очень современных православных станет понятнее, что движет людьми, которые говорят, что неправославные не спасутся.

Если бы кто-то двадцать лет назад, на заре моего воцерковления спросил бы меня: «спасутся ли католики?», то я бы ответил также, как сейчас отвечает господин Худиев. Но воцерковление мое проходило под чтение древних святых отцов. Я их любил и доверял им. От них я учился тому, что такое христианство, как правильно верить, как молиться, как жить.

Помню, некоторое время спустя мне попалась в руки книжка какого-то русского баптиста. И там как бы мимоходом заявлялось следующее: при апостолах была настоящая Церковь, а уже в следующем поколении Климент, Игнатий, Поликарп и прочие исказили чистое библейское учение и привнесли много лжеучений. Я был шокирован, у меня в глове не укладывалось - как можно считать, будто ты, сидя в кабинете одной из многоэтажек мегаполиса ХХ века лучше понимаешь Новый Завет, чем люди, которые были учениками апостолов, лично их видели и слышали, говорили и думали на том же языке, жили в той же среде, страдали и умирали за Христа?

Наверное, очень современным православным это покажется наивным, но я действительно с полным доверием относился к тому, что читал у святых. И вот я видел, что ученик апостола Иоанна священномученик Игнатий Богоносец, отправляясь на казнь, считает важным предупредить: «Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие дом Божий Царствия Божия не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, - если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает».

Встретив это, я решил: «значит, я был не прав, когда думал, что инославные могут спастись - ведь ученик апостола пишет, что не только ересиарх, но и те, кто его слушает, пойдут в ад». Так, доверившись святым, я менял свои взгляды по этому и по другим вопросам.

Продолжая чтение, я убеждался, что святые следующих веков учили той же истине. Когда я дошел до отцов третьего века, то у священномученика Киприана Карфагенского прочитал: «Вне Церкви нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви». А позднее увидел то же учение у святителя Иоанна Златоуста: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви, и что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участия во Христе или спастись... ересям мы не допускаем иметь надежды на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют ни малейшего общения со Христом».

И это учение я встречал у множества святых вплоть до святого Иоанна Кронштадсткого, который писал: «Нечестивые не узрят Славы Твоея, Христе, т.е. неверующие, непрививающиеся, католики... лютеране... и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники».

Что самое смешное, долгое время я думал, что это я один такой дурак был, считая, будто еретики могут спастись - а все остальные православные, конечно, верят, как святые отцы и такой ошибки не допускали. Ведь они же читали тех же святых, и многие начали читать раньше меня.

Прозрение наступило внезапно.

Это было при следующих обстоятельствах. Меня пригласили в одну семинарию прочитать лекцию для студентов, которых вскоре отправят на краткосрочную миссионерскую поездку куда-то на север. Я прочитал лекцию о миссиологии с практическим уклоном. В конце оставил время на вопросы и отвечая на один вопрос, упомянул, как что-то само-собой разумеющееся, что вне Церкви нет спасения. Вдруг студент мне возразил. Мы начали об этом разговаривать, подключились другие семинаристы и внезапно я понял, что значительная их часть, если не все, убеждены, что спастись можно и без христианства. Я сидел как громом пораженный. «Зачем же вы собираетесь ехать на миссию?» - спросил я. - «Зачем будете проповедовать Православие, если считаете, что и без него можно спастись? Оставьте тогда людей в покое, пусть живут как хотят и спасаются добрыми делами, раз вы считаете, что именно они, а не Христос, спасают человека».

Семинаристы мне ничего на это не ответили, вероятно, сами они и не рвались особо на миссию - это было инициативой начальства. Я понял, что всю свою лекцию проговорил впустую. Надо было вначале прояснить вопрос о единоспасительности Церкви, и только затем говорить о миссии. После того раза я старался в лекциях затрагивать этот вопрос. И по реакции слушателей я видел, насколько, оказывается, в головах современных православных распространено учение о том, что вне Церкви есть спасение. Не только относительно католиков - спасаться должны и некрещеные - «добрые мусульмане», «добрые идолопоклонники» и даже «добрые атеисты». Главное, чтобы человек добрые дела делал, а верит ли он в Бога, был ли крещен - это мелочи, на спасение не влияющие.

Когда я пытался ссылаться на то, что святые отцы учат совсем по-другому, я с изумлением видел у этих очень современных православных холодное презрение к святоотеческому свидетельству. Как и у Худиева - мол, подумаешь, какой-то там «набор цитат из святых», и что мне теперь, из-за них от СВОЕГО мнения отказываться?

Признаюсь, встречая такую реакцию, я до сих испытываю то же смущение и растерянность, какие испытал при чтении упомянутого выше баптиста.

Как можно не верить свидетельству святых? Наши вероучительные книги написаны святыми отцами. Наши богослужения написаны святыми отцами. Наши молитвы написаны ими. Нравственное, аскетическое учение, - короче говоря, все, что мы получили в Церкви, это подарок Бога, который Он подарил нам через Своих святых.

И если я не должен верить святым отцам, которые учили, что еретики погибнут, то кому тогда? Почему я, например, Худиеву и Осипову должен верить больше, чем священномученику Игнатию Богоносцу и святителю Иоанну Златоусту? Ищу причину и не нахожу - разве что одну: если первые говорят то, что мне больше нравится. Но Бог таков, каков Он есть, а не таков, каким бы мне хотелось, Он вовсе не обязан подлаживается под вкусы и фантазии грешных людей. И Бог действует так, как Он решил, а не так, как мне кажется лучше чтобы Он действовал. Я могу сколько угодно считать, что зеленое небо смотрелось бы лучше, но небо от этого не позеленеет.

Мне всегда было интереснее то, как все есть на самом деле, чем то, что я могу сам себе напридумывать. И потому я не понимаю тех, кому собственные фантазии интереснее истины.

У меня есть неправославные друзья, которых я люблю и о которых переживаю, что они вне ковчега спасения. Но это - их выбор. У меня есть близкие родственники, которые умерли вне Церкви. Я скорблю об их участи, но это - их выбор, и ложными фантазиями о том, что они все-таки будут в раю, им не поможешь.

Помню рассказ одной православной женщины. Ее сын покончил собой. Думаю, ничего хуже этого для верующего родителя быть не может, и можно понять ее чувства, когда она стала убеждать себя, что все-таки спасение для него возможно. Вскоре она встретила другую женщину, которая уверяла ее, что все это чепуха, будто бы самоубийцы идут в ад, на самом деле Бог всех любит, поэтому, конечно, должен спасти и самоубийц. Вот, вроде бы, эта мать услышала то, что так хотела услышать, подтверждение своей надежде. Но она еще решила помолиться, чтобы Господь открыл ей, где сейчас ее сын. И в ту же ночь она увидела во сне, как ее сын находится в аду, и это было настолько жутко, что, пробудившись, она стала молить Господа о том, что Он ей больше никогда не показывал этого.

 

Часть 3. Проблемы

Если я должен поверить в идею, что и без Церкви можно спастись, то это создает проблемы не только в моем отношении к святым отцам, но прежде всего в отношении к Богу. Тогда я должен, читая слова Христа о том, что «кто не родится от воды и Духа не войдет в Царствие Божие» (Ин. 3:5) мысленно поправлять Его: «Господи, Ты забыл, что есть добрые идолопоклонники и добрые атеисты, их Ты тоже должен в Царство Свое ввести». А читая приведенные выше слова из апостольского послания я должен мысленно возражать: «Да что ты такое говоришь, Павел? Какая анафема, когда среди инославных прорва добрых людей! Ну и что, если они благовествуют не то, что вы там две тысячи лет назад благовествовали? Главное, чтобы человек был хороший».

Честно говоря, мне было бы странно находиться в таком «шизофреническом» состоянии, одновременно и считая себя верующим в Бога и не веря Богу в том, о чем Он говорит.

Стоит сказать об аргументах оппонентов. Если Сергей Львович их не приводит, это не значит, что их нет. За прошедшие годы мне удалось изучить их хорошо, а также взвесить и найти их легкими. Значительная часть разобрана в моей книге «Вне Церкви нет спасения»[1].

Разберу здесь еще один. У приверженцев данного мировоззрения самая любимая словесная дубинка для того, чтобы колотить ею в споре «фанатиков» это - «вы не любите людей!» То же между строк просматривается и у Худиева - вот, мол, какой замечательный человек был Фридрих Гааз, а вы его в ад собираетесь послать! Ну как немилосердно! Разве это любовь? Часто прямо заявляют, что у того, кто верит, что неправославные погибнут, плохо дело с пониманием любви.

Но когда я это слышу, мне вспоминается тот же святой Иоанн Кронштадтский и я задаюсь вопросом: это он-то не любил людей? Но почему я тогда не вижу у наших оппонентов, говорящих про любовь, и десятой части той жертвенности ради ближнего, которую святой Иоанн показал своей жизнью? Или, может быть, у святителя Иоанна Златоуста было плохо с пониманием любви? У других святых?

Читатели «правмира» могут меня упрекнуть: опять ты за своих святых отцов! Неужели нельзя сказать что-нибудь без апелляции к ним? Что ж, попробую добавить пример из жизни. Или, вернее, притчу о двух врачах.

Первый врач, принимая больных, у которых на ранней стадии диагностирован рак или туберкулез, улыбается им, угощает конфетками и говорит: «все в порядке, вы здоровы! Конечно, кое-какие отклонения от нормы есть, но ничего страшного. На вашу дальнейшую жизнь это никак не повлияет». Довольные пациенты уходят, умиляясь такому улыбчивому и обходительному врачу. Без лечения их болезнь прогрессирует и они умирают.

Второй врач, принимая таких больных, безо всяких улыбок говорит им: «У вас опасная болезнь, если не принять срочных мер, вы умрете!» Он настаивает на лечении и больные, отнесясь к своему положению серьезно, принимают лечение и выздоравливают.

Как вам кажется: какой из двух врачей действительно любит своих пациентов? И будут ли в итоге благодарны первому врачу его пациенты и их родственники?

Если ересь действительно губит душу для вечности, то становится понятно, почему святые отцы об этом писали, а также и то, почему они действовали столь непримиримо в борьбе с ересями. Ими двигала любовь к погибающим. Для нас становится понятна вся история Церкви, и, наоборот, если мы считаем, что ересь не лишает человека возможности спасения, история Церкви становится непонятной. Если ересь лишает спасения, то понятно, что именно любовью к погибающим руководствовался, например, преподобный Максим Исповедник, непримиримо обличая ересь. Но если она не лишает человека спасения, то все сводится просто к временному различию в формулировках, и тогда мы должны согласиться с теми, кто отрезал прп. Максиму язык и руку, чтобы тот прекратил и устно и письменно обличать власти и тем вносить смуту в народ из-за вопроса, который не влияет на спасение.

Приведу и здесь пример. Представим, что у некой женщины муж заболел туберкулезом, но не считает это опасной болезнью, а симптомы списывает на свои индивидуальные особенности. Он ходит по квартире, играет с детьми, кашляет тут и там, и при этом отказывается проходить лечение. Жена забирает детей и уезжает от него, говоря, что вместе они могут быть только после того, как он пройдет лечение.

Наше понимание поступков этой женщины зависит от того, признаем ли мы туберкулез смертельной болезнью. Если да, то поведение женщины для нас становится понятным как проявление ее любви и к детям и к самому мужу, которого через это она хочет подтолкнуть к осознанию серьезности положения и началу лечения. Если же мы считаем, что никакого туберкулеза нет, или что он нисколько не вредит здоровью, то тогда поведение женщины нам представляется неадекватным, и даже граничащим с умопомешательством.

Точно так же и с историей Церкви.

И не только. Если верить, что можно спастись вне Православной Церкви, лишается смысла и то, чем Сергей Худиев пытается пугать читателей. Он утверждает, что, якобы, вера в исключительную спасительность своей Церкви ведет к расколам. Но если поверить основной мысли Сергея Львовича, то становится непонятным, что в этом страшного? Если спасение возможно вне Церкви, то, значит, и в расколе тоже. Можно адресовать автору его же патетический вопрос: отвергает ли Христос раскольников? Ведь в догматике у них нет даже тех заблуждений, которые он признает за католиками, а добрые дела они тоже делают. Раскольники не меньше католиков «веруют, хранят заповеди, приступают к таинствам», а значит, по мысли Худиева, должны прямиком идти в рай в компании доктора Гааза. А если спасению раскол не угрожает, то отчего бы не уйти в раскол? Если это не угрожает спасению, то в таком случае это просто административное разделение, которое не более чем рябь на поверхности истории, а в конце концов мы все окажемся в раю. Как видим, в действительности к расколам подталкивают как раз те идеи, которые исповедует г-н Худиев, а не те, с которыми он пытается спорить.

 

Часть 4. Заключение

Обсуждаемая нами идеология фактически не является христианством - это гуманизм с небольшим православным антуражем.

Помню, когда я изучал древние языческие религии, мне бросилось в глаза то, что люди, жившие до Христа, понимали, что после смерти их не ждет ничего хорошего. И шумерский кур, и древнегреческий аид были весьма безрадостными местами. И это то, что предназначалось для всех умерших. Что-то высшее и лучшее если и могло перепасть с барского стола богов, по мнению язычников, то лишь как исключение для весьма немногих, порой даже единиц. Древние люди отдавали себе отчет, что высшие силы им ничего не должны, и не обязаны их спасать. В такой среде евангельская проповедь о блаженном Царствии Небесном, которое открыто для приходящих ко Христу, звучала как поистине радостная весть, переполнявшая слушателей чувством глубокой благодарности за столь бесценный дар.

Но в наше время, благодаря господству гуманизма, поставившего человека в центр мира, весть о спасении, добытом на кресте Христом, совершенно обесценилась. Современные люди и, в том числе, очень современные православные, воспринимают это как должное. Господствует подспудное убеждение, что Бог обязан спасти человека уже просто потому, что «человек - это звучит гордо». Даже если и делают исключения для каких-нибудь извергов вроде Гитлера и Чикатило, то потому, что те своими злодеяниями «лишились права называться человеком». А так вообще Бог должен вводить человека в рай уже просто потому, что это человек. Это, типа, работа у Бога такая.

Всем, кто думает подобным образом, я предлагаю задать себе один простой вопрос: «А вдруг это не так? А вдруг Бог все-таки не шутил, и сказал правду, когда предупреждал, что некрещеные и еретики не войдут в Его Царство, что кто не уверует в Евангелие - осужден будет (Мк. 16:16), что участь неверующих - в озере огненном? (Откр. 21:8)».

Я встречал людей, которые говорили: «если так, то в такого Бога я верить не хочу! Такой Христос мне не нужен!»

Так что по примеру заглавного вопроса статьи г-на Худиева «Отвергает ли Христос католиков» мне хотелось бы спросить: а отвергнет ли г-н Худиев Христа, если окажется, что Он и впрямь не впустит в рай католиков, включая Фридриха Гааза?

Надеюсь, что все-таки не отвергнет, и искренне желаю Сергею Львовичу отказаться от ложных фантазий ради вечной истины. Потому что ложными фантазиями мы Фридриху Гаазу все равно не поможем, а себе повредим.

У современных людей очень непопулярна мысль о предельной ответственности за сделанный выбор. Поэтому одни фантазируют о реинкарнации, как о неограниченном количестве «вторых шансов на исправление» в будущем, а вторые фантазируют о всеобщем или почти всеобщем спасении. Все лишь бы уйти от признания предельной серьезности и ответственности выбора.

Но взгляните на землю, на то, как грандиозна наша планета и то, что на ней. Взгляните на звездное небо над головой. Даже минутное созерцание убедит вас: Тот, Кто создал все это, относится к тому, что делает, предельно серьезно. И особенно серьезно Он относится к нашему выбору: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе... Избери жизнь» (Втор. 30:19).

Христос сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь, никто не приходит к отцу как только через Меня» (Ин. 14:6) и «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Итак, кто не верит во Христа и тот, кто не причащается в Его истинной Церкви, тот делает выбор, который не ведет к вечной жизни. И Спаситель предупредил: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь» (Ин. 15:6).

Так сказал Бог вечный, создатель вселенной. «Он ли скажет, и не сделает? Будет говорить, и не исполнит?» (Числ. 29:13).

 

[1] - Вне Церкви нет спасения



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 443

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

443. Евгений В. Смирнов : Ответ на 396., Василий В.В., Карфагенский Собор 256 года:
2018-08-01 в 15:59

Разумеется, в догматике никаких компромиссов быть не может.И на каком же Соборе был утвержден догмат о границах христианской Церкви? Границу, например, с инославными Церквями какой догмат определяет?



Собор, утвердивший догмат о границах христианской Церкви – это Карфагенский Собор 256 года при еп. Киприане. «Авторитет соборного правила (Карфагенского Собора 256 года) подтвердил и Шестой Вселенский Собор (Правило II); и теперь то Правило, которое первоначально было правилом Поместного Собора, является Правилом собора Вселенского, по причине его подтверждения последним» (св. Никодим Святогорец. Толк. на 46 Ап).

Догмат, утвержденный на Карфагенском Соборе 256 года, гласит «никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви, ибо Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви»
https://apologet.spb.ru/en/богословие/91-voprosy-kanonicheskogo-prava/3308

И не только сообща отцы собора настоящим Правилом отвергают крещение еретиков и раскольников (а значит и устанавливают границы Церкви), но они отвергают его и порознь, каждый отдельно. Каждый из 84-х отцов настоящего собора привел свой аргумент и подтвердил вышесказанное, в результате чего крещение еретиков и раскольников было отвергнуто восьмьюдесятью четырьмя аргументами различных отцов. См. деяния собора здесь:
https://apologet.spb.ru/ru/богословие/3249
442. eka : Ответ на 441., vlad7:
2018-05-16 в 15:56

так как эта книга, написанная в 1815 году


на 200 лет ошиблись, написано это приблизительно между 2015 и 2018 годом. Тема уже давно доказана и закрыта....
441. vlad7 : Re: А что, если Бог сказал правду?..
2018-05-16 в 10:41

О. Максим Козлов: //Составить целостное представление о позиции святителя Филарета в данном вопросе, скажем, на основании мыслей, высказанных в раннем его творении «Разговорах между испытующим и уверенным» не представляется возможным, так как эта книга, написанная в 1815 году в определенных условиях и с определенными целями, отражает еще формирующиеся взгляды великого иерарха и святителя нашей Церкви. Впоследствии святитель высказывался об инославных, в том числе и о католиках, значительно более резко: «Терпимость значит не признание ереси, а только отсутствие гонения, допущение иноверцам пребывать в своей природной религии, коснеть в заблуждениях, доколе не озарит их свет благодати. Квакер ли это или еврей, гернгутер или мусульманин, папежник или язычник». Какая пара — папежник или язычник — на одном уровне! ( М.К,) (Собрание мнений и отзывов. Т. 4. С. 557).//
440. vlad7 : Ответ на 439., Ксения Балакина:
2018-05-16 в 10:26

Основные принципы отношения РПЦ.............. А это-то тут при чем? Здесь кто-то говорил, что Церковь – Тело Христово совпадает со всем христианским миром??Кстати, вы продемонстрировали излюбленный прием этого форума: приписать оппоненту какую-нибудь чушь несусветную, которая ни с какого перепуга тому в голову не могла зайти, а потом жарко со своей выдумкой спорить, обзывая собеседника еретиком/лютеранином/волком в овечьей шкуре (нужное выбрать или добавить) ))


Врать нехорошо. Я тут не называл никого еретиком и даже волком в овечьей шкуре.
439. Ксения Балакина : Ответ на 421., vlad7:
2018-05-07 в 19:12

Основные принципы отношения РПЦ..............


А это-то тут при чем? Здесь кто-то говорил, что Церковь – Тело Христово совпадает со всем христианским миром??
Кстати, вы продемонстрировали излюбленный прием этого форума: приписать оппоненту какую-нибудь чушь несусветную, которая ни с какого перепуга тому в голову не могла зайти, а потом жарко со своей выдумкой спорить, обзывая собеседника еретиком/лютеранином/волком в овечьей шкуре (нужное выбрать или добавить)
))
438. eka : Ответ на статью Сергея Худиева «Отвергает ли Христос католиков?» …
2018-05-06 в 20:09

Отец Георгий, зря вы меня заблокировали, многие интересные вещи уходят из вашего внимания. Например я так с информаторами не работая. Например регулярно моюсь с иудеями в бане, думаю апостольские правила для меня выделят индульгенцию на этот счёт. Ну типа я работая без прикрытия, вхожу в образ преступника.....
437. eka : Ответ на статью Сергея Худиева «Отвергает ли Христос католиков?» …
2018-05-06 в 20:06

куда-то пропала статья, никто ничего не пишет. Думаю отцу Георгию нужно вмешаться в процесс, тема ещё не до конца раскрыта. Конечно понятно, что еретики поняли, что вся их хитрость это ерунда, но надо-бы обнародовать.....
436. eka : Ответ на 430., М.Яблоков:
2018-05-06 в 11:15

Какую Церковь основал ­Христос - видимую или невидимую? Какие таинства установил для вступления в нее и участия в ее жизни - видимые или чисто духовные? Каких Апостолов дал ей - видимых или невидимых, известных одному лишь Богу или известных всем? И Сам Христос, воплотившийся нашего ради спасения, виден ли был очами и осязаем ли руками учеников или нет? И к кому Он вообще пришел на землю, к бесплотным Ангела­лам или людям?Итак, «невидимая церковь» превращается в церковь неведомую, призрачную, а значит и несуществующую. Это ничто иное как древний докетизм в экклезиологии.


древностью тут даже не пахнет, это всё 21 век. Появились технологии быстрого набора текста, появилось словоблудие....
435. eka : Ответ на 433., Василий В.В.:
2018-05-06 в 09:20

Где я писал " об истинности только одного Евангелия от Иоанна, и о невидимости совершенного Христом таинства евхаристии на Тайной вечери без хлеба и вина, а так же о невидимости самого крещения Христа Иоанном Крестилем."?


вот опять, самая старая тема. вначале пробивоны, а потом искушения. Или наоборот. Василий, таинство, на то и таинство что никто не знает что к чему, а если кто чего и знает, то знания эти от лукавого.....
434. eka : Ответ на 431., Василий В.В.:
2018-05-06 в 09:17

Удобная позиция - прижали тебя вопросами к стенкеВасилий, меня к стенке прижать у вас не получится.....Понял. Не выросла на Земле еще такая стенка ....Ладно. Больше никого ни к чему прижимать не буду.


Вася, всё дело в свободе слова. Как уже упоминалось ранее, крах свободы слова приводит к стремительному краху демократии. Играть в одни ворота не получиться. Теоретически, можно конечно распространять ересь, что мы сейчас и наблюдаем, только слушать никто не будет. А на счёт стенки, теорию всегда нужно проверять на практике......
433. Василий В.В. : Ответ на 432., М.Яблоков:
2018-05-06 в 08:25

“мертвых погребать своих мертвецов"Итак, что мы имет на данный момент. Некий пользователь под ником “свящ. Федор” православных христиан, исповедующих Святоотеческое Православие, назвал мертвецами. Но признал при этом антропософские высказывания пользователя с ником “Василий В.В.”, заявившего об истинности только одного Евангелия от Иоанна, и о невидимости совершенного Христом таинства евхаристии на Тайной вечери без хлеба и вина, а так же о невидимости самого крещения Христа Иоанном Крестилем. И что в Церкви могут оказаться не только еретики, но и иноверцы и даже языники. Вот его текст:«Он сообщает людям с помощью текста Евангелия от Иоанна, в котором таинства Крещения и Евхаристии совершаются невидимым образом ( Иисуса Христа Иоанн Креститель в Евангелии от Иоанна не крестит в воде, описания Тайной Вечери там нет, а есть описание причащения Плотью и Кровью Христа без использования хлеба и вина ). Когда придут времена жить христианам только по Евангелию от Иоанна, видимые таинства Церкви упразднятся, а совершаться они будут так, как это описано в Евангелии от Иоанна, т.е. они будут совершаться невидимым образом... Мы не видим действий Святого Духа, поэтому не видим и границ Церкви. В Церкви Христовой действиями Святого Духа могут оказаться даже те, кто формально принадлежит к инославной Церкви, и не только ....»Что ж, пусть чтущие сами сделают вывод: кто здесь духовные мертвецы и кому кого погребать. Однако, похоже, мы имеем дело с самой настоящей сектой.



И не стыдно Вам так нагло врать?

Где я писал " об истинности только одного Евангелия от Иоанна, и о невидимости совершенного Христом таинства евхаристии на Тайной вечери без хлеба и вина, а так же о невидимости самого крещения Христа Иоанном Крестилем."?

Отвечайте. И не подсовывайте людям солянку из кусков, вырванных из моих разных комментариев. Хотя, даже в этой солянке нет того, в чем Вы меня обвиняете.
432. М.Яблоков : Re: А что, если Бог сказал правду?..
2018-05-06 в 07:43

“мертвых погребать своих мертвецов"

Итак, что мы имет на данный момент.
Некий пользователь под ником “свящ. Федор” православных христиан, исповедующих Святоотеческое Православие, назвал мертвецами. Но признал при этом антропософские высказывания пользователя с ником “Василий В.В.”, заявившего об истинности только одного Евангелия от Иоанна, и о невидимости совершенного Христом таинства евхаристии на Тайной вечери без хлеба и вина, а так же о невидимости самого крещения Христа Иоанном Крестилем. И что в Церкви могут оказаться не только еретики, но и иноверцы и даже языники.

Вот его текст:

«Он сообщает людям с помощью текста Евангелия от Иоанна, в котором таинства Крещения и Евхаристии совершаются невидимым образом ( Иисуса Христа Иоанн Креститель в Евангелии от Иоанна не крестит в воде, описания Тайной Вечери там нет, а есть описание причащения Плотью и Кровью Христа без использования хлеба и вина ). Когда придут времена жить христианам только по Евангелию от Иоанна, видимые таинства Церкви упразднятся, а совершаться они будут так, как это описано в Евангелии от Иоанна, т.е. они будут совершаться невидимым образом... Мы не видим действий Святого Духа, поэтому не видим и границ Церкви. В Церкви Христовой действиями Святого Духа могут оказаться даже те, кто формально принадлежит к инославной Церкви, и не только ....»

Что ж, пусть чтущие сами сделают вывод: кто здесь духовные мертвецы и кому кого погребать. Однако, похоже, мы имеем дело с самой настоящей сектой.
431. Василий В.В. : Ответ на 427., eka:
2018-05-06 в 07:23

Удобная позиция - прижали тебя вопросами к стенкеВасилий, меня к стенке прижать у вас не получится.....



Понял. Не выросла на Земле еще такая стенка ....
Ладно. Больше никого ни к чему прижимать не буду.
430. М.Яблоков : Re: А что, если Бог сказал правду?..
2018-05-06 в 05:51

Какую Церковь основал ­Христос - видимую или невидимую? Какие таинства установил для вступления в нее и участия в ее жизни - видимые или чисто духовные? Каких Апостолов дал ей - видимых или невидимых, известных одному лишь Богу или известных всем? И Сам Христос, воплотившийся нашего ради спасения, виден ли был очами и осязаем ли руками учеников или нет? И к кому Он вообще пришел на землю, к бесплотным Ангела­лам или людям?
Итак, «невидимая церковь» превращается в церковь неведомую, призрачную, а значит и несуществующую.

Это ничто иное как древний докетизм в экклезиологии.
429. свящ. Федор : Ответ на 424., Василий В.В.:
2018-05-06 в 02:05

Дорогой Василий! Оставьте "мертвых погребать своих мертвецов"
Пишу Вам то же что и Ксении.
https://vk.com/alxndro - это мой акк. в ВК. Здесь можно мирно обсудить любые вопросы.
Храм наш строящийся (в Мск.обл.) - и пока нормального сайта нет. Есть страничка в livejounal, но там нет возможности что-то обсуждать, поэтому ВК самое простое.
А лучше всего беседовать лично, не знаю, как Вы далеко от Москвы и области. ))
http://www.pravoslavie.ru/46608.html - только что прочел замечательную проповедь свт. Николая Сербского (Велимировича) - всем очень советую! Пишите, все обсудим.
428. свящ. Федор : Ответ на 397., Ксения Балакина:
2018-05-06 в 02:02

https://vk.com/alxndro - это мой акк. в ВК. здесь можно спокойно обсудить любые вопросы.
Храм наш строящийся (в Мск.обл.) - и пока нормального сайта нет. Есть страничка в livejounal, но там нет возможности что-то обсуждать, поэтому ВК самое простое.
А лучше всего беседовать лично, правда, как я вижу Вы далеко от Москвы и области. ))
http://www.pravoslavie.ru/46608.html - только что прочел замечательную проповедь свт. Николая Сербского (Велимировича) - всем очень советую! Пишите, все мирно обсудим.
427. eka : Ответ на 424., Василий В.В.:
2018-05-05 в 23:48

Удобная позиция - прижали тебя вопросами к стенке


Василий, меня к стенке прижать у вас не получится.....
426. Василий В.В. : Ответ на 418., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 23:16

А теория 'невидимой церкви' отвергнута Арх. Собором 2000г.Пруф в студию.



А зачем Вам пруфы? Протестантское учение о " невидимой Церкви " не имеет почти никакого отношения к той " невидимости ", о которой здесь ( в этом обсуждении ) шла речь.
425. eka : Ответ на 419., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 23:07

во первых это фейк. Ваша фамилия не Фоменко? ))


походу мы не первый раз на этой теме пересекаемся. Думаю вы уже догадываетесь, что люди понимают на счёт современных подделок
424. Василий В.В. : Ответ на 422., М.Яблоков:
2018-05-05 в 22:24

«Я не желаю, чтобы еретики мучились, и не радуюсь их злу. Боже сохрани! - Но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих, собранных воедино! Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить милосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель.» (прп. Максим Исповедник).«Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину.»(свт. Филарет Московский).



И кому адресовано сие послание?

Вы бы хоть тактику свою как-нибудь уж разнообразили. В начале обсуждения ( 62 и 67 комментарии ) когда я задал Вам вопросы, на которые так и не получил ответы, Вы стали обвинять меня неизвестно в чем и убежали. Теперь та же история повторяется - вместо ответов на вопросы получаю обвинения в ереси, сектантстве и т.д.
Удобная позиция - прижали тебя вопросами к стенке, кричи и обвиняй вопрошающего в чем угодно, лишь бы самому уйти от ответа. Можно еще и позу праведника принять для усиления эффекта.
423. М.Яблоков : Re: А что, если Бог сказал правду?..
2018-05-05 в 21:12

«Я не желаю, чтобы еретики мучились, и не радуюсь их злу. Боже сохрани! - Но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих, собранных воедино! Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить милосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель.» (прп. Максим Исповедник).

«Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину.»
(свт. Филарет Московский).
422. М.Яблоков : Ответ на 421., vlad7:
2018-05-05 в 21:06

Вот откуда антихрист зайдёт и уже заходит. Православные становятся неправославными. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18.8). А они от цифровой идентификации его ждут...
421. vlad7 : Ответ на 418., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 19:51

А теория 'невидимой церкви' отвергнута Арх. Собором 2000г.Пруф в студию.


Основные принципы отношения РПЦ к инославию

2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром», что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров и что разделенность церквей принадлежит исключительно к несовершенному уровню человеческих отношений. По этой концепции, Церковь остается единой, но это единство недостаточно проявляется в зримых формах. В такой модели единства задача христиан понимается не как восстановление утраченного единства, а как выявление единства, неотъемлемо существующего. В этой модели повторяется возникшее в Реформации учение о «невидимой церкви».
420. Ксения Балакина : Ответ на 407., vlad7:
2018-05-05 в 18:54

Нет. Как пишет о. Георгий Максимов: Во-вторых, если мы, желая лучше понять позицию святых Феофана и Николая, привлечем их другие высказывания, то увидим ещё меньше оснований к тому, чтобы представлять их сторонниками мнения, что будто бы вне Православной Церкви можно спастись. У свт. Николая Японского, как видно по дневникам, позиция в разные годы менялась, и в более позднее время встречаются довольно резкие высказывания: «Католичество – яд мира, и ему предстоит то же, что было с ересью Ария, т.е. исчезновение из мира. Протестанство не менее... и его участь та же» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 389], «Протестантизм – клоака, в которую если порядочно засосет человека – нет ему спасения!» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 415].
...


Эти высказывания святого ни разу друг другу не противоречат. Просто надо их рассматривать в контексте рассуждений, а не отдельно. Они - о разных вещах. Хотите - убедитесь сами.
419. Ксения Балакина : Ответ на 409., eka:
2018-05-05 в 18:47

во первых это фейк.


Ваша фамилия не Фоменко? ))
418. Ксения Балакина : Ответ на 406., vlad7:
2018-05-05 в 18:46

А теория 'невидимой церкви' отвергнута Арх. Собором 2000г.


Пруф в студию.
417. Василий В.В. : Ответ на 414., vlad7:
2018-05-05 в 17:43

Как гласит Пространный Катехизис: 270. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ?Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в Мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть «Глава Церкве, и Той есть Спаситель тела», то, чтобы участвовать в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его Тела, т.е. членом Кафолической Церкви (Еф.5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге. Так все обретающие вечное спасение обретают его в Единой Кафолической Церкви



" Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в Мире. "

Истинно верующим может быть, например, буддист.

" Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега."

Все инославные - крещеные. Так что истинно верующий инославный вполне может быть членом Кафолической Церкви.

И вообще, попытка найти в катехизисе ответы на сложные и спорные вопросы ни к чему не приведет. Иначе, эти вопросы не были бы спорными. Читать все умеют.
416. Василий В.В. : Ответ на 412., eka:
2018-05-05 в 16:45

Добрый человек думает: всякий заблудившийся от истины погибает, и потому его жалко. А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святого всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.Это какое-то новое учение. Дай угадаю! Толстовство..... Или какая-то из современных ересей, из тех ересей которые регулярно выходят из под пера современных философов. Причём заметьте Василий, специально всё запутано, как книги по научному коммунизму. Понятно чей почерк. А с какой целью путали книги по научному коммунизму? путали эти книги с целью, что-бы люди обламывались изучать научный коммунизм.



Вам одного еретика ( Василия В.В. ) мало, так решили в еретики записать и преподобного Силуана Афонского?
415. Василий В.В. : Ответ на 410., eka:
2018-05-05 в 16:41

!Из Писаний преп. Силуана Афонского.«Кто любит врагов, тот скоро познает Господа Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других и Господа не познает он.. Василий, можно вопрос на засыпку: как умудрился Силуан Афонский столько наделать ошибок в заповедях Христа? Может всё-таки это твои слова, а не Силуана Афонского.....



Если у Вас ТИПВ преподобного Иоанна Дамаскина - подделка 20-го века, то какая Вам разница, что написано у преподобного Силуана Афонского. К тому же, Вы даже не поняли, что я просто опубликовал у себя в комментарии текст, написанный о. Федором.
414. vlad7 : Ответ на 400., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 16:34

Так вот очень интересно, что святитель очень осторожно говорит о загробной участи инославных христиан.


Он не всегда был осторожен. Как гласит Пространный Катехизис:
270. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ?
Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в Мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть «Глава Церкве, и Той есть Спаситель тела», то, чтобы участвовать в Его спасении (вместе с Ним), необходимо быть членом Его Тела, т.е. членом Кафолической Церкви (Еф.5, 23). Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа спаслись единственно в Ноевом ковчеге. Так все обретающие вечное спасение обретают его в Единой Кафолической Церкви
413. eka : Ответ на 387., Ник Ликашин:
2018-05-05 в 15:10

есть такая Ленинская пословица: если организовать и возглавить не получается, то хотя-бы внедрить.....Нет у Ленина пословиц вообще, и никогда небыло. Ека, не буди, а то щас расскажу о твоей религии


Жалко Ленина? недавно беседовал с иудеем, так он передёрнулся когда я отца иудеев сатану с маленькой буквы написал. Сказал мне что сатана это имя и пишется с большой буквы....
412. eka : Ответ на 398., Василий В.В.:
2018-05-05 в 15:01

Добрый человек думает: всякий заблудившийся от истины погибает, и потому его жалко. А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святого всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.


Это какое-то новое учение. Дай угадаю! Толстовство..... Или какая-то из современных ересей, из тех ересей которые регулярно выходят из под пера современных философов. Причём заметьте Василий, специально всё запутано, как книги по научному коммунизму. Понятно чей почерк. А с какой целью путали книги по научному коммунизму? путали эти книги с целью, что-бы люди обламывались изучать научный коммунизм.
411. eka : Ответ на 398., Василий В.В.:
2018-05-05 в 14:51

!Из Писаний преп. Силуана Афонского.«Кто любит врагов, тот скоро познает Господа Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других и Господа не познает он..

Василий, можно вопрос на засыпку: как умудрился Силуан Афонский столько наделать ошибок в заповедях Христа? Может всё-таки это твои слова, а не Силуана Афонского.....
410. eka : Ответ на 393., Василий В.В.:
2018-05-05 в 14:45

Эти слова преподобного Иоанна Дамаскина


оставьте в покое Иоанна Дамаскина, сколько можно клеветать на Святого.....
409. eka : Ответ на 400., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 14:42

обратился обер-прокурор Святейшего Синода князь Александр Николаевич Голицын с просьбой побеседовать с его племянником, который попал под влияние иезуитов и решил перейти из православной веры в католическую. В результате бесед, юноша возвратился в православие".


во первых это фейк. Вор вторых если теоретически можно предположить, что у прокурора синода такой сын, то это проблема в прокуроре, а не сыне. Святитель-бы с него начал решать вопрос. Хотя априори такая ситуация невозможна. Очевидно, что фейк придумал человек для не сильно разбирающихся в этом вопросе людей....
408. Василий В.В. : Re: А что, если Бог сказал правду?..
2018-05-05 в 14:35

Отец Федор был прав.
Какое может быть обсуждение, если вместо ответов на прямо поставленные вопросы следуют ругательства ( из-за забора своей псевдонепогрешимости ).
407. vlad7 : Ответ на 399., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 14:32

Пара мыслей:Мне интересно, почему великие святые Церкви очень аккуратно высказывались об обсуждаемом вопросе. Почему равноапостольный Николай Японский, приведший к Вере тысячи японцев, присоединивший к Вере сотни инославных, очень аккуратно отвечает на вопрос протестанта, о возможности спасения в протестантизме: « как же я могу решить это? Мне сказано: "не суди чужому рабу - сам он стоит пред Господом", - и я поэтому предоставляю суд о том, спасутся ли протестанты, католики и проч., Богу, не дерзая сам и коснуться сего моею мыслью и словом. Одно могу сказать, что протестантство в большой опасности. Мы стоим на прямой и верной дороге к небу, а протестант пробирается трущобами и всякими окольными путями; разумеется, что ему заблудиться и запутаться в своих или чужих измышлениях весьма легко (25 сентября (7 октября) 1895.), а на вопрос баптиста (15 (27) декабря 1895): - Католики уверены, что кроме них никто не спасется; меня один патер уверял, что я непременно пойду в ад. Вы как думаете об этом?ответил: - Мы твердо уверены только в том, что, кроме Христа, нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу, страшась сами делать это.Был ли великий святой представителем «розового христианства»?

Нет. Как пишет о. Георгий Максимов:

Во-вторых, если мы, желая лучше понять позицию святых Феофана и Николая, привлечем их другие высказывания, то увидим ещё меньше оснований к тому, чтобы представлять их сторонниками мнения, что будто бы вне Православной Церкви можно спастись. У свт. Николая Японского, как видно по дневникам, позиция в разные годы менялась, и в более позднее время встречаются довольно резкие высказывания: «Католичество – яд мира, и ему предстоит то же, что было с ересью Ария, т.е. исчезновение из мира. Протестанство не менее... и его участь та же» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 389], «Протестантизм – клоака, в которую если порядочно засосет человека – нет ему спасения!» [Свт. Николай Японский. Дневники. С. 415].
406. vlad7 : Ответ на 400., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 14:29

Кстати, у святителя Филарета Дроздова есть интересная работа «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии». Интересная история написания работы. В 1815 году к архимандриту Филарету (Дроздову), ректору Санкт-Петербургской духовной академии, обратился обер-прокурор Святейшего Синода князь Александр Николаевич Голицын с просьбой побеседовать с его племянником, который попал под влияние иезуитов и решил перейти из православной веры в католическую. В результате бесед, юноша возвратился в православие".Обрадованный возвращением племянника к православию, князь А.Н.Голицын попросил Филарета изложить на бумаге свои разговоры с колеблющимся собеседником, что тот и сделал…Так вот очень интересно, что святитель очень осторожно говорит о загробной участи инославных христиан. Желающим предлагаю почитать: https://predanie.ru/...nnym-o-pravoslavii/Кстати, там же есть мысль о существовании невидимого Тела Христова (интересно, обвинит ли кто-нибудь Святителя в лютеранстве? )) ) В общем, душеполезного вам чтения.

На всякий случай напишу, что у святителя есть еще одна интересная работа. Точнее, не всего лишь его личный текст, а официальный Катехизис. То, во что верила Российская Церковь и нынешняя РПЦ.
У определения Церкви из Катехизиса, кстати, интересная история. В первоначальном варианте свт. Филарет утверждал, что Церковь есть соединенное множество верующих, с чем согласится и любой лютеранин. После критики и исправления получилось то определение, которое я приводил.
А теория 'невидимой церкви' отвергнута Арх. Собором 2000г.
405. Василий В.В. : Ответ на 404., М.Яблоков:
2018-05-05 в 14:27

Обращаю внимние форумчан!Пользователь под ником «Василий В.В.» - принадлежит к какой-то антропософской секте. Будьте осторожны!



Почему " принадлежит ", а не " возглавляет "?
Вы даете мне шанс на спасение?
Ересиархи, ведь, не спасутся, а заблудшие еще могут спастись. Благодарю Вас за предоставляемый мне шанс. Еще больше буду благодарить Вас, если Вы предоставите мне, и не только мне, шанс закончить это обсуждение. Короче; хватит выступать, разойдемся с миром.
404. М.Яблоков : Re: А что, если Бог сказал правду?..
2018-05-05 в 13:56

Обращаю внимние форумчан!
Пользователь под ником «Василий В.В.» - принадлежит к какой-то антропософской секте. Будьте осторожны!
403. М.Яблоков : Ответ на 399., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 13:54

«кроме Христа, нет другой двери в Царство Небесное»

Кто бы спорил. Только Христос воплощённый Логос - Сын Божий, и без Тела не бывает. И спасает только через Свое Тело - Церковь. Без Тела нет Христа.
402. Василий В.В. : Ответ на 397., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 13:51

дискуссия тут совершенно не конструктивная, увы. Любое высказывание провоцирует не размышление, а повод для безосновательного спора "фундаменталистов", у которых все "стези прямы в их очах". Основные активисты тут все уже заранее знают, а чему можно обучить того, кто ВСЕ знает?Отче, так Вы, если хотите, просто обозначайте свою позицию по проблеме, не спорьте. Ведь пишет в обсуждениях лишь небольшая часть посетителей сайта, многие просто читают, сравнивая аргументы, ища для себя правильное решение вопроса. Поэтому Ваше мнение, как священнослужителя может быть очень полезным. Мы, на самом деле никогда не знаем, как отзовется наше слово. Иногда оказывается, что оно оказалось человеку полезным и даже спасительным, в то время как мы считали, что все было бесплодно. В сети есть сайт Вашего храма? Вот группа Вконтакте нашего: http://maima.cerkov.ru/



Могу кратко обозначить свою позицию по данной проблеме:

Церковь Христова - это Иисус Христос и Его люди. Всех своих знает только Христос.
Местные так называемые " мы - православные христиане " утверждают, что они знают критерии, по которым можно определить ВСЕХ " не Христовых ". Я утверждаю, что таких критериев нет. Всех своих знает только Иисус Христос.
По-моему, и Вы придерживаетесь такой же позиции.
401. Василий В.В. : Ксении Балакиной
2018-05-05 в 13:46

Могу кратко " обозначайте свою позицию по данной проблеме ":

Церковь Христова - это Иисус Христос и Его люди. Всех своих знает только Христос.
Местные так называемые " мы - православные христиане " утверждают, что они знают критерии, по которым можно определить всех " не Христовых ". Я утверждаю, что таких критериев нет. ( Своих знает только Иисус Христос ). По-моему, и Вы придерживаетесь такой же позиции.
400. Ксения Балакина : Re: А что, если Бог сказал правду?..
2018-05-05 в 13:43

Кстати, у святителя Филарета Дроздова есть интересная работа «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии». Интересная история написания работы. В 1815 году к архимандриту Филарету (Дроздову), ректору Санкт-Петербургской духовной академии, обратился обер-прокурор Святейшего Синода князь Александр Николаевич Голицын с просьбой побеседовать с его племянником, который попал под влияние иезуитов и решил перейти из православной веры в католическую. В результате бесед, юноша возвратился в православие".
Обрадованный возвращением племянника к православию, князь А.Н.Голицын попросил Филарета изложить на бумаге свои разговоры с колеблющимся собеседником, что тот и сделал…
Так вот очень интересно, что святитель очень осторожно говорит о загробной участи инославных христиан. Желающим предлагаю почитать: https://predanie.ru/...ennym-o-pravoslavii/
Кстати, там же есть мысль о существовании невидимого Тела Христова (интересно, обвинит ли кто-нибудь Святителя в лютеранстве? )) ) В общем, душеполезного вам чтения.
399. Ксения Балакина : Re: А что, если Бог сказал правду?..
2018-05-05 в 13:42

Пара мыслей:
Мне интересно, почему великие святые Церкви очень аккуратно высказывались об обсуждаемом вопросе. Почему равноапостольный Николай Японский, приведший к Вере тысячи японцев, присоединивший к Вере сотни инославных, очень аккуратно отвечает на вопрос протестанта, о возможности спасения в протестантизме: « как же я могу решить это? Мне сказано: "не суди чужому рабу - сам он стоит пред Господом", - и я поэтому предоставляю суд о том, спасутся ли протестанты, католики и проч., Богу, не дерзая сам и коснуться сего моею мыслью и словом. Одно могу сказать, что протестантство в большой опасности. Мы стоим на прямой и верной дороге к небу, а протестант пробирается трущобами и всякими окольными путями; разумеется, что ему заблудиться и запутаться в своих или чужих измышлениях весьма легко (25 сентября (7 октября) 1895.),

а на вопрос баптиста (15 (27) декабря 1895):
- Католики уверены, что кроме них никто не спасется; меня один патер уверял, что я непременно пойду в ад. Вы как думаете об этом?
ответил:
- Мы твердо уверены только в том, что, кроме Христа, нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу, страшась сами делать это.

Был ли великий святой представителем «розового христианства»?
398. Василий В.В. : Ответ на 397., Ксения Балакина:
2018-05-05 в 13:33

дискуссия тут совершенно не конструктивная, увы. Любое высказывание провоцирует не размышление, а повод для безосновательного спора "фундаменталистов", у которых все "стези прямы в их очах". Основные активисты тут все уже заранее знают, а чему можно обучить того, кто ВСЕ знает?Отче, так Вы, если хотите, просто обозначайте свою позицию по проблеме, не спорьте. Ведь пишет в обсуждениях лишь небольшая часть посетителей сайта, многие просто читают, сравнивая аргументы, ища для себя правильное решение вопроса. Поэтому Ваше мнение, как священнослужителя может быть очень полезным. Мы, на самом деле никогда не знаем, как отзовется наше слово. Иногда оказывается, что оно оказалось человеку полезным и даже спасительным, в то время как мы считали, что все было бесплодно. В сети есть сайт Вашего храма? Вот группа Вконтакте нашего: http://maima.cerkov.ru/



" Отче, так Вы, если хотите, просто обозначайте свою позицию по проблеме, не спорьте. "

О.Федор свою позицию по проблеме обозначил очень ясно и четко еще в своем первом комментарии:

" 13. свящ. Федор : Границы Церкви хорошо известны только одному Богу
2018-04-24 в 01:34

Несомненно, что вне Церкви, которая есть Тело Христово - невозможно спасение, но все же неплохо прислушиваться к своему (пусть даже очень испорченному грехом) сердцу, которое позволяет отличать доброе, благое от его противоположностей.
И если читающему слова о докторе Гаазе (из статьи о Сергее ХУДИЕВЕ) - «Я был голоден и ты дал Мне есть; наг, и ты одел Меня; был болен и в темнице - и ты пришел ко Мне; но как ты имел неправильное мнение о примате римского епископа, то и отойди от Меня, проклятый, в огонь неугасимый, уготованный диаволу и ангелам его», – все кажется вполне соответствующим Духу Евангелия, со ссылкой на авторитет святых отцов, то, друзья, что-то явно нездоровое есть в таком восприятии Евангелия.

И как раз об этом убивающем буквализме "псевдоцерковности" и говорит Христос «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное... Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас (Мф. 7:21-23). Говорит о таком самодостаточном по букве "православии", а вовсе не о тех, кто в "малых сих принимал Самого Христа, во имя Христово!" (А именно это доктор Гааз и делал).

К слову, там, где у автора статьи в цитате стоит многоточие, Господь говорит: "Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного."
Так что добрый доктор Гааз, полагаю, старался исполнять на деле "волю Отца Небесного" и по этой-то причине, быть может, и "войдет в Царство Небесное". А в пылу спора и борьбы "за православие" автор, видимо, поторопился и опустил из цитаты довольно существенное.

И если чуть вспомнить Ветхий Завет и святых его времени (как быть с их крещением и спасением?), однако про добрые дела и там речь, часто и обличительно.
"Очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю". (Исайя 1: 16-18)
Или м.б. в новозаветное время такое добро уже неактуально? А будем лишь пристально исследовать ереси и отступления, чтобы произнести на них приговор.

Теперь кратко о ГЛАВНОМ.
Христос в Евангелии говорит о спасении или осуждении ОЧЕНЬ ясно (Но не совсем так как его вольно цитирует автор данной статьи - что некрещеные и еретики не войдут в Его Царство, что кто не уверует в Евангелие - осужден будет - Мк. 16:16).
Точная же цитата такова - "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет." (Мк. 16:16) - Как говориться - "почувствуйте разницу"!
А разница есть. И именно она и говорит, о том, что из Небесной канцелярии никому так и не сообщили ГДЕ ЖЕ ПРОХОДЯТ ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ, Единой, Святой, Соборной и Апостольской.
А между теми кто "будет веровать и креститься" и теми кто будет просто веровать Богу, а может даже и дела веры будет совершать подобно Аврааму (но не креститься сакраментальным крещением в Православной Церкви) - ОГРОМНАЯ ДИСТАНЦИЯ!
«Широка заповедь Твоя зело» говорит псалмопевец.
А в статье лейтмотив иной больше похожий на «шаг вправо, шаг влево - расстрел».
Один только Бог, Который дышит там, где хочет, и действует ни у кого не спрашивая разрешения или совета. Он "знающий сердца и утробы человеческие" и тех, кто волю Отца Небесного творит, так как может сам это понять - Он Один и определит кому - куда.
Да, увы, - неверующим Он Сам уже в Евангелии сказал "кто не будет веровать, осужден будет".
Не будем же по нашему злому устроению (потому что зло - в противлении Его воле, а Он хочет всем спасения, и иногда совершает это дело спасения совершенно неведомыми нам путями), перетолковывать на свой "не очень благой лад", по букве - святых отцов, апостола Павла, и Св. Евангелие - остерегаясь как бы нам не оказаться в числе тех к кому обращены суровые слова Христовы - "и всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу".

Особенно ярко можно увидеть разницу, если мы сравним пафос статьи и дух святых нашего времени, скажем, старца Силуана. И тогда многое, думаю, предстанет в ином свете.
Дай Бог нам всем Духа разума и любви!

Из Писаний преп. Силуана Афонского.
«Кто любит врагов, тот скоро познает Господа Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других и Господа не познает он.

Добрый человек думает: всякий заблудившийся от истины погибает, и потому его жалко. А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святого всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.
Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет; а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух и если не покается, то по смерти пойдет туда, где пребывают злые духи. Да избавит Господь всякую душу от такой беды.
Поймите. Это так просто. Жалко тех людей, которые не знают Бога или идут против Бога; сердце болит за них, и слезы льются из очей. Нам ясно видно и рай, и муку: мы познали это Духом Святым. Вот и Господь сказал: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21).

Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5, 44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?

Ты говоришь: «Враг гонит нашу Святую Церковь. Как же я буду его любить?» А я тебе на это скажу: «Бедная твоя душа не познала Бога; не познала, как Он много нас любит и желанно ждет, чтобы все люди покаялись и спаслись. Господь есть любовь и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь. А если судить их по делам, то они заслуживают наказания».
Слава Господу, что Он так много нас любит, и прощает нам грехи, и Духом Святым раскрывает нам тайны Свои.

«Многие изучили все веры, но истинной веры, как должно, так и не познали; но кто будет во смирении молиться Богу, чтобы просветил его, тому даст Господь познать, как много Он любит человека»."

не спорил, а отвечал на вопросы в своих следующих комментариях.
397. Ксения Балакина : Ответ на 376., свящ. Федор:
2018-05-05 в 13:13

дискуссия тут совершенно не конструктивная, увы. Любое высказывание провоцирует не размышление, а повод для безосновательного спора "фундаменталистов", у которых все "стези прямы в их очах". Основные активисты тут все уже заранее знают, а чему можно обучить того, кто ВСЕ знает?


Отче, так Вы, если хотите, просто обозначайте свою позицию по проблеме, не спорьте. Ведь пишет в обсуждениях лишь небольшая часть посетителей сайта, многие просто читают, сравнивая аргументы, ища для себя правильное решение вопроса. Поэтому Ваше мнение, как священнослужителя может быть очень полезным. Мы, на самом деле никогда не знаем, как отзовется наше слово. Иногда оказывается, что оно оказалось человеку полезным и даже спасительным, в то время как мы считали, что все было бесплодно.
В сети есть сайт Вашего храма? Вот группа Вконтакте нашего: http://maima.cerkov.ru/
396. Василий В.В. : Ответ на 394., М.Яблоков:
2018-05-05 в 11:52

Разумеется, в догматике никаких компромиссов быть не может.



И на каком же Соборе был утвержден догмат о границах христианской Церкви?
Границу, например, с инославными Церквями какой догмат определяет?
395. Василий В.В. : Ответ на 391., Елена Павловна:
2018-05-05 в 11:48

Непреклонность православных воспринимается как жёсткость, а в данной дискуссии - как жестокость.



Во-первых, нет никакой дискуссии т.к. те, кого Вы называете " православные ", даже не пытаются вникнуть в то, что им говорят ( пишут ). Во-вторых, не жесткость и жестокость, а элементарное хамство.
394. М.Яблоков : Ответ на 391., Елена Павловна:
2018-05-05 в 11:27

Разумеется, в догматике никаких компромиссов быть не может.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме