Сцилла казачьего сепаратизма

Бывший СССР 
0
1964
Время на чтение 7 минут

В истории казачества есть не только много героических и славных страниц, есть еще и масса того, о чем вспоминать не хотелось бы, но и забыть нельзя (например, братоубийство гражданской войны или служба казаков в вермахте. При желании можно копнуть глубже и до Емельки Пугачева, и далее). Очевидно, всё это случалось не вдруг, этому всегда предшествовали какие-то события. Это я к тому, что не надо идеализировать прошлое, но надо взять всё лучшее, и сделать работу над ошибками, хотя бы над главными, которые привели к уничтожению и страны, и казачества.

В последнее время как никогда остро встал вопрос, кто такие казаки и что такое казачество.

Именно так этот вопрос сформулировали на заседании круглого стола в ФАДН. По результатам приняли решение взять за основу выступление В.П.Водолацкого.

Основной мыслью доклада Водолацкого было предложение:

1. «понять, что мы строим». Казачество - это прямые потомки казаков, носители этно-культурной традиции или казачество - это реестровые казачьи общества, члены которых приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы?

2. отказаться от разделяющих факторов, в частности - от выделения казачества из русского народа, для чего, по мнению докладчика, необходимо тонкой работой юристов ФАДН найти узкий проход между сциллой казачьего сепаратизма и харибдой асфальтового «неоказачества». В определениях должна быть преемственность между созданной в 90-е годы нормативно-правовой базой о казачестве и созданным в 2000-е законодательством о госслужбе, т. е. госполитика в отношении казачества должна опираться на этнокультурную составляющую - на прямых потомков казаков.

3. Для принятия базовых терминологических определений о «казаках», «казачестве» взять за основу формулировку из постановления президента РФ N 632 от 15 июня 1992 года «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов": «...граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, возрождать и сохранять его культуру и быт, участвовать в несении государственной и иной службы, а также граждане , в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их...».

Размышляя о «сцилле казачьего сепаратизма и харибде асфальтового неоказачества», невольно вспоминается шекспировское: «чума на оба ваших дома». И вот почему. В отличие от многих, убежден, что даже самые прямые потомки казаков, с детства живущие в традиционном укладе, сейчас не являются носителями некой эталонной казачьей традиции , а именно - полной системы мировоззренческих ценностей казачества. И если эта система не полная, не цельная - ущербная, то вопрос разрушения общества имеющего основанием эту систему ценностей - вопрос времени. Пример идеология СССР: кодекс строителя коммунизма, это не что иное, как вариации на тему последних шести заповедей декалога, при отрицании первых четырех. Но именно первые четыре мотивируют последующие шесть. И если у первых поколений эта мотивация еще была (по инерции жизни в среде её носителей, в силу традиции, воспитания), то у последующих этой мотивации не осталось. И в 70-80-е годы прошлого столетия только ленивый не высмеивал этих идей: «человек человеку друг, товарищ и брат» - с какой стати? Нет мотивации - СССР был обречен рухнуть на 2-4 поколении. Умиротворяя казачий сепаратизм, мы строим тот же евангельский «дом на песке».

В большинстве своем, мы, казаки, мало смыслим в вере наших предков и не являемся носителями именно РУССКОГО православия, которое спаяло в один единый русский народ более двухсот племен. При том, что квинтэссенцией этого русского понимания православия является именно казачье понимание православия. Перечитайте Н.В.Гоголя, его описание запорожской Сечи - это же воинский монашеский орден. Высшая ценность - Вера, Отчизна, Товарищество. Именно это понимание спаивает воедино и богатых на историю донских, кубанских, терских, яицких казаков, и казаков из относительно молодых войск.

Вот что, пишет Михаил Иванович Венюков ((1832-1901), русский путешественник и военный географ, генерал-майор), в своей работе «Описание реки Уссури и земель к востоку от нее до моря»: «...Во все время моего путешествия по Сибири и Амурскому краю я сознательно пытался уклониться от постоя или даже ночевки в домах здешних казаков, предпочитая всякий раз постоялые дворы, казенные учреждения или, по необходимости, избы русских переселенцев. Пусть в казачьих домах и богаче, и чище, но мне всегда была невыносима эта внутренняя атмосфера, царящая в семьях казаков - странная, тяжелая смесь казармы и монастыря. Внутренняя недоброжелательность, которую испытывает всякий казак к русскому чиновнику и офицеру, вообще к русскому европейцу, почти нескрываемая, тяжелая и язвительная, была для меня невыносима, особенно при более-менее тесном общении с этим странным народом». К сожалению, с творчеством М.И.Венюкова знаком только в объёме этой, приведенной цитаты на КИАЦе, но на мой взгляд, это очень четкий и точный портрет казачества, тогда еще являющегося военным монашеским орденом, но уже пораженного вирусом казачьего сепаратизма. Генерал Венюков понял, что мощнейшим оружием русского народа (помните наполеоновское: «дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир!»?) - казачеством - уже овладел враг.

Убежден, что мы сейчас находимся в той точке истории России, когда нужно начинать писать новый том истории русского казачества. И факта потомственности по крови недостаточно для того, чтобы учить других тому, каков должен быть казак. Потому, что в большинстве своем мы утратили этот Дух воинского монашества, Дух «казармы и монастыря», Дух, который несли в себе и запорожцы, и казаки дикого поля, и казаки Ермака. Интуитивное понимание этого есть, и иногда проявляется в иронии: «дед был казак, отец сын казачий, а я ...» (дальше вы знаете). Иногда тонет в заносчивом: «казаки от казаков ведутся», «нехай идут в татары записываются». Собственно это именно то, о чем пишет Венюков: «внутренняя недоброжелательность, которую испытывает всякий казак к русскому...». То о чем говорит В.П.Водоладский, называя это «сциллой казачьего сепаратизма».

Но ведь этой самой внутренней сциллы не было у Тараса Бульбы, не было у казаков, прошедших всю Сибирь, переправившихся на другой континент, на Аляску, и дошедших до Флориды. Как сказал на том же заседании атаман Г.Н. Сидорин: «что они не верстали по дороге никого? Конечно верстали!» (Хочется напомнить, что это одна из главных традиций, один из главных казачьих законов: если казачья община приняла тебя - всё, ты равночестный казак. Ограничение только одно - атаманом тебе не быть, и сыну твоему - возможно только внуку. Переоценить это ограничение - невозможно. Именно оно стояло на страже охранения казачьего Духа).

Именно с этой сциллой сражались казаки гетмана Сагайдачного, когда сначала пошли войной на Москву, но затем победив её, одумались, замирились с Царем Михаилом Романовым, прогнали епископов принявших Брестскую унию и восстановили православие на Малой Руси. Эту же сциллу победили казаки Богдана Хмельницкого, подписав Переславскую клятву, именно как РУССКИЕ ЛЮДИ Малой Руси. Но, к сожалению, эта самая сцилла изъела казачество изнутри еще до революции (то, о чем пишет Венюков). Результат - катастрофа гражданской войны, которая завершилась не меньшей бедой - военным походом казаков в составе Вермахта против своей Отчизны. Она же и теперь пожирает каждого из наших казачьих националистов изнутри. С ней же идет борьба и на Украине.

А что же это за сцилла такая, откуда она берется? Она вырастает там, где нормальное понимание того, что «моя мать лучшая на свете потому, что она моя мама и лучше всех она только для меня и моих братьев», перерастает в убежденность, что «моя мать лучше, потому что курносая, а твоя хуже, потому, что горбоносая» - именно отсюда вырастает всем знакомый фашизм - зверь, который пожирает целые народы, разносит в клочья страны и континенты. Именно так, незаметно, казачество из «искры высеченной из груди русского народа ударами бед» превратилось в «недоброжелательное и язвительное ко всему русскому». Здесь снова вопрос о мотивации - как при таком отношении мотивировать защиту казаками рубежей России?

Очевидно, что успешная борьба с этой сциллой возможна лишь при условии восстановления казачьего Духа. А это, в свою очередь, невозможно без понимания и принятия всем своим существом веры наших славных предков (А как, говоря по-славянски, стяжать этот Дух? Как встать на этот путь и удержаться на нём? Для этого в Церкви существует институт духовничества. Духовное водительство, как правило происходит, на очень личном уровне, даже существует благочестивый обычай имена духовников не разглашать. Кроме того, наверное было бы ошибочно полностью полагаться в этом вопросе на чиновников из РПЦ, назначенных ответственными по взаимодействию с казачеством. Во-первых, потому, что необходимо понимать разницу между взаимодействием двух структур (РПЦ и Казачьих Обществ), и собственно духовным окормлением казаков. Между этими понятиями должна быть четкая граница. Во-вторых, по причинам описанным в моей статье «Епитимья атаману» на КИАЦ или здесь (-там своя сцилла, не меньше нашей)).

Итак вывод: согласен с В.П.Водолацким, что должна быть преемственность в созданной нормативно-правовой базы о казачестве. Но утверждение, что госполитика в отношении казачества должна опираться на прямых потомков казаков, требует серьёзных дополнений. Считаю, что мало быть просто «гражданами, относящими себя к прямым потомкам казаков...». Считаю, что заявленная цель: возрождение «традиционных форм хозяйствования культуры и быта» - мелка. Главного нет. Мотивация ущербна. Считаю, что Закон не должен проходить мимо, а тем паче умиротворять и откармливать сциллу казачьего сепаратизма. При создании казачьих обществ опираться можно лишь на тех, кто перед Законом и людьми признал себя ЧАСТЬЮ РУССКОГО НАРОДА, поставили себе целью воспитать в себе РУССКИЙ КАЗАЧИЙ ДУХ - Дух воинского монашеского братства, тот самый Дух «казармы и монастыря».

Если единство с русским народом можно как-то попытаться прописать в Законе, то казачий Дух необходимо сформулировать девизом: «Вера, Отчизна, Товарищество». И это тот девиз, тот лозунг, который нам нужно поднять на знамя казачества, и сделать его целью и мерилом того, что мы строим.

Казак Сергей Иванович Халин
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

20. Ответ на 18., Михаил922:

В 20 годы Красные тоже думали, что победили Белых. Ан вон оно как потом вышло.

Не сторонник ни белых ни красных 20-х годов. Я монархист и сталинист одновременно. Очень хорошо эту позицию изложил главред http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/06/kak_primirit_krasnyh_i_belyh/ И если снова вернуться к тому куда далее двигаться? Не о сегодняшнем воспрошаю, о будущем.

то к Самодержавию. Только Божий Помазанник, не связанный злонамеренными положениями Конституции или Закона - стоящий над ними - сможет навести порядок и в казачестве, и в Церкви и в России.
Алекс / 08.02.2016, 06:22

19. Ответ на 18., Михаил922:

что за четверть века сделано и куда далее двигаться?

мерзостей, что за последние четверть века сделано - не счесть. Опыт того как делать нельзя накоплен. Много людей качественно изменились и задумались. Хотелось бы надеяться, что дно достигнуто, и теперь ситуация должна начать меняться. Но не сама по себе. Как известно, история учит тому, что она никого ничему не учит... Думаю война, которая уже началась - все расставит по местам. Время болтунов, воров и интриганов и клоунов заканчивается.
Алекс / 08.02.2016, 06:01

18. Ответ на 17., Алекс:

Братка, давай не будем торопиться. Время расставит все по своим местам. И желаемое, и очевидное. В 20 годы Красные тоже думали, что победили Белых. Ан вон оно как потом вышло. И не знаешь сейчас, кто был прав, а кто.... А уж почитай 100 скоро будет этой трагедии. Я то спрашиваю более приземлённо - что за четверть века сделано и куда далее двигаться? Не о сегодняшнем воспрошаю, о будущем. Что скажешь в ответ?
Михаил922 / 07.02.2016, 19:19

17. Ответ на 15., Михаил922:

Казаки по праву гордятся подвигами и добрыми делами пращуров и предков, но при этом, хотелось бы и в современной жизни слышать о добрых делах. А пока, об этом можно сожалеть..

О чем сожалеть? О том, что практически только наши хлопцы и воюют за Святую Русь в Новороссии? Жизни свои за неё кладут так же как в прошлых веках. И не от романтизма или глупости поток их не иссякает - в отличие от многих теперешних молодых ребят -люди четко понимают для чего и за что. Чем будут гордиться наши правнуки? А вот об этом, отчего- то никто и не говорит

Подожди, брат, еще скажут. Напишут и покажут, про то, как осмеянное и оплеванное на все лады (особенно за последние "четверть века") "ряженное" казачество самоорганизовалось и за свой счет, по зову сердца (оставив семьи, "бизнесы" и "работы"), приехали в Крым -не много ни мало, всего 20 тыс. казаков- на "казачий фестиваль" и взяли под контроль всё что можно было взять. Просто это по совести, а не для пиара - поэтому и "ни кто и не говорит"
Алекс / 07.02.2016, 15:59

16. Ответ на 14., Обломов:

Казачий сепаратизм вызван неисполнением Закона РСФСР от 26.04.1991 года N 1107 в отношении казачества. Это главная причина!

Обломов ,какая именно статья (а их там 13) Закона <<О РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ>> от 26 апреля 1991 года не выполнена по отношению к казачеству? Вы сначала закон изучите ,а потом уже речь толкайте.
Silvio63 / 06.02.2016, 20:51

15. Может быть, посмотрим в будущее?

Мы постоянно рассматриваем прошлое, забываю при этом посмотреть в будущее. Каким видится казачество через 50 лет? Чем будут гордиться наши правнуки? А вот об этом, отчего- то никто и не говорит. И еще. Четверть века мы наблюдаем возрождение казачества. При этом, за все это время ни одно из ВКО не создало ни одного общероссийского общественного проекта, не придумало ни одного обероссийского социально - ориентированного движения или проекта. Казаки по праву гордятся подвигами и добрыми делами пращуров и предков, но при этом, хотелось бы и в современной жизни слышать о добрых делах. А пока, об этом можно сожалеть... Так каким видится казачество через 50 лет?
Михаил922 / 06.02.2016, 20:04

14. В дополнение сказанного

Казачий сепаратизм вызван неисполнением Закона РСФСР от 26.04.1991 года N 1107 в отношении казачества. Это главная причина! Именно эта неправовая практика государства дает плодородную почву для внешнего влияния на казачью среду и манипуляциям ею. Не исполнялся бы сей Закон в отношении, например, калмыков или карачаевцев, сепаратизм цвел бы там. Так что, не стоит путать причину со следствием!
Обломов / 06.02.2016, 16:27

13. На п.12 Воде

А в чем противоречие?! Это мои ответы, адресованные Вам, но на разные Ваши комментарии! В одном ответе я пожелал Вам спасения, а в другом призвал Вас не сплетничать! Одно другого не исключает! Или Вы желаете слышать только одобрения Ваших слов?! Тогда Вы, действительно, не по адресу...
Обломов / 06.02.2016, 15:55

12. &quot; Письмо&quot; не нашло адресата

11. Обломов : На п.8 Воде 2016-02-06 в 14:45 "Да, кстати, а отчего, именно Вы, среагировали на мой комментарий (п.3)(?), ведь я его писала, цитируя Михаила Шолохова, вовсе не Вам" Потому, что в заголовке этого комментария Вы процитировали текст из моего предыдущего комментария N2, исказив при этом его. Вижу по Вашему ответу, что мои слова Вас почему-то задели... Простите меня, я не ставил такой цели! Спаси Вас Господи! С уважением, Григорий.

. "Получите": 129. Обломов : На п.98 и п.110 Воде 2016-02-06 в 15:06 Прекращайте сплетничать!

. Роспись не требуется.
вода / 06.02.2016, 15:05

11. На п.8 Воде

"Да, кстати, а отчего, именно Вы, среагировали на мой комментарий (п.3)(?), ведь я его писала, цитируя Михаила Шолохова, вовсе не Вам"

Потому, что в заголовке этого комментария Вы процитировали текст из моего предыдущего комментария N2, исказив при этом его. Вижу по Вашему ответу, что мои слова Вас почему-то задели... Простите меня, я не ставил такой цели! Спаси Вас Господи! С уважением, Григорий.
Обломов / 06.02.2016, 11:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Халин
Вступать ли в брак без любви?
Браки, которые совершаются на небесах и те, которые совершаем мы сами
04.03.2024
Придумывать идеологию не надо. Продолжение
О последних указах и выступлениях Владимира Путина
29.04.2023
Придумывать идеологию не надо
Доклад на Калязинских чтениях
30.05.2022
«Никогда такого не было и вот опять!»
Кто мы? И куда идем? Продолжение
02.04.2021
Кто мы? И куда идем?
Для формирования культуры нужно время, а для формирования нравственности нужна идеология
27.03.2021
Все статьи Сергей Халин
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59