Родившейся на великой русской реке Волге «буревестник» революции А.М.Горький однажды сказал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал!».
Характерным симптомом идеального сознания проявляется выход за пределы не только реального и действительного, но и возможного. Идеал и воображение- базисный мотив всех видов творчества. Идеалисты не отрицают материю. Они признают идеи. Умирающий за идею человек становится блаженным, если увидит бессмертное сущее.
Вокруг идеала собирается все человеческое. Идеалы (греч. idea - образ, представление) обогащают жизнь и возвышают чувства. Они необходимы как осмысленные векторы и ценностные ориентиры самосовершенствования. Великая духоподъемная энергия социальных идеалов способна сдвигать тектонические исторические пласты. Лишь немногие люди живут замечательно, потому что легко жить просто хорошо.
Крупнокалиберные идеалы являются величайшими соблазнителями и не всегда выдерживают соприкосновение с антипоэтической реальностью. Действительность приводит к деформации идеалов и приданию им обратных смыслов. Идеалы не реализуются и одни проблемы сменяются другими. Даже в горнем мире есть несовершенства и Бога никто не избирал на высшую должность.
Привлекательные образы иногда обламываются об острые грани мира. В данной ситуации возможны две основные стратегии. А именно: радикалы прибегают к социальному насилию для демонтажа реальности, романтики же испытывают чувство удивления и торопятся вернуть идеал на его недосягаемое место.
Академик Д.С.Лихачев предполагал, что идеал не всегда совпадает с действительностью, даже всегда не совпадает. В древнерусском идеале была какая-то удивительная эмансипация от всякого претворения в жизнь. Но общественный идеал, тем не менее, очень важен. Народ, создающий высокий национальный идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, ее высоту мы должны по высочайшим достижениям, ибо только вершины гор возвышаются над веками и создают горный хребет культуры.
Есть настоящая мудрость в том, чтобы сберечь склонность к мечтанию, придающему миру интерес и смысл. Последовательные и разумные мечты становятся еще прекраснее, создавая реальный мир по своему образу и подобию. Кто сегодня живет только сегодня, то завтра оказывается во вчера.
В мотивах утопического творчества можно вычленить склонность к интеллектуальной игре, стремление мысленно эстетизировать действительность, желание нравственной ясности. А также - склонность к критическому анализу и стремление к социальной гармонии.
Родником идеализации является потребность в преодолении реальных противоречий. Именно социальные антиномии, и особенно противоречие между духовной сущностью и материальными условиями существования, побуждают к идеализации и радикализму. Тяга к созданию идеалов и пространства утопической рефлексии относится к разряду уникальных духовных способностей.
Густобородый К.Маркс очень высоко ценил образ мифического Прометея, который жестоко страдал за то, что подарил огонь простым людям и поднял их до уровня богов. В трагедиях Эсхила боги смертельно ранены. В конечном итоге Зевс осознает, что мир невозможно исправить злом и ставит в центр своего правления добро. Эсхил вводит Зевса, теперь уже мудрого и доброго, в роль Творца, стоящего в начале нравственного миропорядка. К.Маркс считал, что «Прометей - самый благородный святой и мученик в философском календаре».
Метаязык мифологии сцементирован с религиозными воззрениями. Миф как эмоциональная трактовка событий или персонажей не терпит однообразия бухгалтерского баланса. В миф (от греч. mithos - предание, сказание) верят, от мифологических героев зависит судьба человека. В гомеровской «Илиаде» все решения людей были подсказаны богами. Миф налагает обязанность на верующих и, в отличие от сказки, есть иллюзия, имеющая судьбоносный характер.
Понятия «идеал» и «дух» не следует синонимизировать. Дух без одышки, пьющий на брудершафт со звенящей вечностью, является средством сотворения и материализации идеала. Духовность - это не только воцерковленность и ведение полуночных кухонных бесед. Истая сердцевина семени духа рождается в социальном смятении и трудах.
Суверенитет Ватикана как вселенского центра католичества держится не на военной силе, а на суверенитете духа. Платон определял духовное развитие как ступени постижения прекрасного, оно же овладение таинством любви. К.Маркс был атеистом и полагал, что духовность дает возможность «самое свое бытие делать предметом своей воли и своего сознания».
В архетипах православия и русском чувстве понятие «духа» сопряжено со стихией воз - духа, а также ощущением, что «мы - кузнецы, и дух наш - молот». Понятие «духовность» обширно востребовано в современном мире, но нередко подменяется категорией «модного». Достаточно сказать, что в англоязычной версии поисковой системы Google свыше 60 млн. ссылок на «Spirituality», а в русскоязычной версии - на «духовность» - свыше 2 млн.
Несмотря на множество определений, понятие духа остается трудно уловимым, но вполне осязаемым. Очевидно, что без материальных сил и ресурсов общество не может превозмочь рамки абстрактных мечтаний. Однако и без мыслящего духа социум утрачивает созидательную энергетику и осмысленную динамику.
Некогда афиняне на просьбу спартанцев о военной помощи прислали двух музыкантов. Воодушевленные музыкой, спартанцы победили. Именно дух и гуманитарное превосходство обеспечили древней Греции победу над Персией. Греческих дух был катализатором боевых побед Александра Македонского.
Размножающийся половым способом человек демонстрирует предначертанную амбивалентность. В одних ситуациях он приравнивается к функциям организма. В других выявляется совершенно иной образ и представитель Homo sapiens является как безграничное поле творческого и преобразующего духа.
Для «бюджетного» сознания почти непостижимо, что не всякое существительное надо представлять себе существом. Однако, опираясь именно на прямоходящий дух и веру, богомольная Россия выходила из таких катаклизмов, из которых, если рассуждать чисто материалистически, физически и умственно, выбраться было невозможно.
Дефиниция «дух» является более объемным понятием, чем «общественное сознание», «общественная психология» и «идеология», представляя собой самую просторную дефиницию форм культурной активности. В данном масштабе общественная жизнь отливается в духовную культуру. Культура ассоциируется с философией надежды.
Постоянно недофинансируемая культура расширяет субъективный мир потребителя. Данный элемент бытия оптимизирует отношения человека с природой, обществом и самим собой. Не всегда политкорректный человек создает культуру. В свою очередь, культура как интеллектуальный аспект искусственной среды созидает человека.
Культура как способ порождения, хранения и трансляции внегенетически наследуемого социального опыта есть самоорганизующаяся система мыслящего духа.
Проблемы современной культуры проистекают из ее подчиненности бизнес- интенциям. Не находя опоры в Вечном, она падает под напором перемен.
Для съеживающейся как шагреневая кожа культуры особо значимо искусство, которое всегда духовно по содержанию и материально по форме. Искусство есть утверждение иллюзии в ущерб действительности и прыжок через пропасть бессилия. Искусство является духовным удвоением реальности и материальность мира покрывается блистательным, многоцветным покровом.
Истинное искусство есть средство собирания Духа с творческим началом Прометея. Слово «искусство» стоит в ряду родственных понятий «искус», «искусный», «искуситель». И- связано с родовым значением «раскусить» - познать, понять, испытать, разгадать. Искусство есть сфера действия талантов и гениев. Оно означает владение и высшее творческое умение, приобретенное тяжелым трудом и опытом.
Дорога может вести не только к храму, но и к Дворцу культуры. Как «пиршество духа» даже «низкое небо искусства» возносится над «философией успеха» и желудочными потребностями. Благодаря лукавым струнам искусства человек приобрел ошеломительную способность жить одновременно материально-практической и иллюзорной жизнью в царстве «чистого духа».
Взаимодействие идеалов с действительностью имеет ментальные и политические ракурсы. В отдельные времена политическая воля загоняла идеало- искателей и смысло- проходцев в прокрустово ложе «методологии» и «теории систем». Духовный русский смысл облекался в европейские одежды.
Конфуций и Платон учили, что любое дело надо начинать с «исправления имен» - уточнения содержания применяемых терминов и основных понятий. Термин «система» (от греч. «systema» - целое) означает объединение предначертанного разнообразия в нечто единое.
Дефиниция «система» впервые встречается у стоиков, толковавших ее как мировой порядок. Аристотель писал о необходимости объединенного подхода к явлениям и полагал, что целое - это нечто большее, чем простая совокупность компонентов. Древние греки мыслили, что система - это понятие, тождественное терминам «гармония», «качество», «космос». Основа многих систем - принцип пирамиды.
Система - это взаимодействие и взаимосвязь чего-то с чем-то, кого-то с кем-то и ‒ в итоге ‒ возвышенный взаимный результат. Всякий раб божий соприкасается с системами в земной жизни или хотя бы слышал данное Слово: автоматизированная система управления, система противовоздушной обороны, банковская система, системы Станиславского и Мейерхольда, система ценностей, центральная нервная система, навигационная система, система координат, геополитическая система, галактическая система. И т. д.
Существует реальная угроза так называемого «системосозидающего мышления». Она заключается в непреодолимом тяготении не адекватно познавать действительность, а сначала создать абстрактную систему. Этой опасности не избежали и такие полновесные мыслители, как Кант и Гегель. В целом справедливо парадоксальное замечание о том, что наиболее ценными в философии великих системщиков являются элементы, выходящие за пределы их систем.
Для вечного искусства и эстетических кристаллов нет ничего вреднее, чем система ради самой системы. Общая теория систем может быть востребована в ситуациях, когда проблема имеет разветвленные связи, инициирующие отдаленные следствия в многообразных сферах, кругах и квадратах.
Становлению системного подхода содействовало развитие кибернетики, теории информации и теории принятия решений. Системный метод предполагает объединение идей и эйдосов с миром действий и поступков. Он не враждебен диалектике античного Гераклита, считавшего протовеществом природы вечно изменчивый огонь. Целостный подход сочетается и со «зрелой» диалектикой идеалиста Гегеля.
«Капитал» К.Маркса представляет собой образец системного подхода к насущным проблемам. К.Маркс анализировал социум как сложную систему с множеством подсистем, связей и функций, в которой «каждое отношение предполагает другое... Эта органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы».
Теория систем есть часть науки и только тогда способна к прогрессу, когда оставляет все самые сложные вопросы идеалу и духу.
1. Re: Идеал, духовность и системность