7 декабря исполнилось ровно 75 лет с момента вступления Японии в войну против США и Великобритании. Которая началась ударом японских авианосцев по базе американского флота в Пирл-Харборе. Можно, конечно, много чего сказать по этому поводу, но меня преимущественно интересует такой вопрос: а могли ли, в принципе, японцы победить своих противников, в первую очередь, - США?
Конечно, последние обладали колоссальным военно-техническим и общим материальным перевесом над Японией. Однако военные специалисты оной даже после своего сокрушительного поражения у атолла Мидуэй считали, что шансы на победу у них есть. Да, рассуждали они, на стороне американцев громадный материальный перевес, но японцы несомненно превосходят своих противников по степени мобилизации. Которая включает в себя общеизвестный героизм японского солдата, да и вообще способность японцев к самопожертвованию. Так что еще неизвестно, кто победит, - думали они.
Но, как известно, победили американцы. Причем, победили, образно выражаясь, «с разгромным счетом», буквально стерев Японию в порошок. Почему? Почему не сыграли свою роль вышеупомянутая способность японцев к мобилизации и их героизм? Которые во время войны наглядно проявились, например, в многочисленных атаках их камикадзе.
Однако по мере знакомства с историей войны на Тихом океане начинаешь понимать, что по поводу японского героизма, как говорится, «бабушка надвое сказала». Удивительная вещь, но оказывается, что целый ряд сражений, причем, практически выигранных, японцы проиграли именно из-за этого самого своего самурайского героизма.
В частности, во время того же удара по Пирл-Харбору они потопили или повредили ряд крупных американских кораблей. Большинство которых, однако, затем были подняты из воды, отремонтированы и введены в строй. Но, как пишет адмирал Ч.Нимиц: «Сосредоточив внимание на боевых кораблях, японцы... упустили из виду склады топлива, расположенные рядом с гаванью, где находилось 400000 т мазута. Эти накапливавшиеся из года в год запасы было бы очень трудно возместить, ввиду того что США приняли обязательство поставлять топливо прежде всего в Европу». Это же отмечают и другие военные историки и специалисты.
Таким образом, нанеся удар по этим складам, можно было бы создать гораздо больше проблем для американского флота, чем потопление и повреждение нескольких его устаревших кораблей. Которые и после ремонта никакой особой роли в дальнейшей войне на Тихом океане не сыграли. Однако командующий японской авианосной эскадрой адмирал Нагумо, несмотря на настойчивые просьбы своих офицеров, отказался нанести повторный удар по Пирл-Харбору, в частности, с целью уничтожения этих складов топлива. Хотя более чем тремстам его самолетам американцы могли противопоставить лишь менее ста своих. Почему же он так поступил?
Думаю потому, что удачное уничтожение боевых кораблей противника адмирал Нагумо в рамках своего горделивого самурайского кодекса чести считал достойным и даже героическим деянием. За которое было не жалко пожертвовать частью своей авиагруппы (29 самолетов). А вот разгром каких-то прозаических складов явно не вписывался в этот его кодекс чести, и ничего героического он в этом не видел. Поэтому и не захотел жертвовать за это даже несколькими своими самолетами. Упустив таким образом шанс одержать реальную и крупную победу над американским флотом, которую практически уже держал в своих руках.
И это отнюдь не мои фантазии. Дело в том, что и в дальнейшем эта же история с японско-самурайским героизмом, о котором «бабушка надвое сказала», с завидной периодичностью повторяется на всем протяжении войны. Так после 7 декабря 1941 года США объявили войну фашистской Германии, которая могла в то время воевать с американцами лишь своими подводными лодками. Однако несмотря на то, что к восточному побережью Америки немцы смогли отправить лишь несколько своих субмарин, они почти без потерь со своей стороны устроили там настоящую резню, отправив на дно кучу судов противника.
Как пишет Ф.Руге: «Количество потопленного тоннажа молниеносно возросло со 116000 бртв декабре до свыше 328000 брт в январе и 470000 в феврале, а в июне достигло 700000 брт. За первые три месяца не погибло ни одной подводной лодки, да и в дальнейшем потери оставались небольшими». И это при том, что, по данным этого же военного историка, у американского восточного побережья в марте-апреле 1942-го года находилось в среднем лишь 6-8 немецких подлодок.
А чем же занимались в это время аж 64 подводные лодки ВМФ Японии? Которая к тому же из-за своего выгодного географического положения могла весьма удачно дополнить немецкий подводный «Удар рапирой», действуя против американских транспортных судов на западном побережье США, недоступном для немцев. Но, как пишет тот же Руге: «Японцы принимали лишь незначительное участие в войне против судоходства. Несколько подводных лодок, которые они послали к западному побережью США, обстреливали там маяки, но почти не топили судов. Главной целью японских подводных лодок являлись вражеские боевые корабли», - заметим, как и в Пирл-Харборе.
И, думаю, все из-за той же самурайской гордости. Считающей потопление боевого корабля противника героическим деянием, а на их транспорты даже не стоило тратить драгоценные японские торпеды. Что, в частности, выразилось в соответствующем приказе по японскому подводному флоту: тратить не более одной торпеды на транспортное судно противника. И, как видим, предпочитали вообще не тратить. В результате чего японцы вместе с немцами потеряли возможность одержать совместную крупную тактическую победу в подводной войне, которая вполне могла перерасти в стратегическое поражение США и, особенно, Великобритании. У коей из-за нехватки общего тоннажа могли возникнуть неразрешимые проблемы с поддержанием в жизнеспособном состоянии собственной метрополии...
И это указание на ряд проигранных из-за своего своеобразного героизма японцами почти выигранных сражений можно было бы продолжить. Впрочем, достаточно указать лишь на стратегическое поражение вследствие этого же самой Японии, затеявшей войну преимущественно из-за нефти. Которую японцы надеялись получить, оккупировав Голландскую Ост-Индию (нынешняя Индонезия). Где имелись большие запасы этого важнейшего сырья, крупные нефтепромыслы и большие нефтеперерабатывающие заводы.
Оккупировать-то все это они сумели быстро, в самом начале войны. А вот организовать бесперебойную доставку горючего в собственную метрополию не смогли, точнее, не захотели. Относительно немногочисленные американские подводные лодки почти беспрепятственно топили японские танкеры и другие суда. А какие-то зачатки конвоев у японцев начали появляться лишь в 43-м. Да и действительно, что героического для самурая в том, чтобы конвоировать какие-то транспортные «черепахи»?! Вот сражаться с боевыми кораблями противника - это да!
В результате чего, т.е. сего сомнительного «героизма», к 45-му году японский боевой флот остался практически без горючего. Поэтому когда в апреле этого года шли бои за о.Окинаву и на помощь обороняющимся японцам был направлен их линкор «Ямато» в сопровождении нескольких других кораблей, то эта эскадра имела весьма оригинальное задание. Как пишет Ч.Нимиц: «Используя последние запасы горючего (его хватало только на переход до Окинавы(!), японцы рассчитывали подойти к острову... выброситься на берег и вести огонь по американским войскам до тех пор, пока не кончатся боеприпасы или пока они сами не будут уничтожены».
Какой героизм и... какая глупость! Особенно учитывая значение для японцев их суперлинкора «Ямато». Которому по его размерам, водоизмещению и вооружению не было равных в мире. И на постройку которого японцы потратили громадные средства, в частности, даже специально для него создав целые отрасли промышленности. Поэтому сей корабль олицетворял всю военно-промышленную мощь Японии, отнюдь не случайно, но символически нося древнее название этой страны - Ямато. И все это так героически-глупо - насмарку!
Впрочем, достаточно примеров. Зададимся однако таким вопросом: почему же Япония, несмотря на свою большую способность к мобилизации и героизм, с треском войну проиграла; а СССР, наоборот, благодаря именно этому же, т.е. большей способности к мобилизации у русского народа и героизму русского солдата, - победил? Думаю потому, что героизм и даже самопожертвование японца-язычника проистекает из его гордыни, боязни потерять честь и лицо, что, как мы видели на вышеприведенных примерах, в войне вещь весьма обоюдоострая. От этого может быть и польза, а может быть и существенный вред.
Героизм же и самопожертвование русского солдата, в конечном счете, проистекает из заповеди Христовой, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15: 13). А эта заповедь всегда и везде и на все полезна. В частности, она делает героизм и самопожертвование русского солдата плодотворным и победоносным, а не так, как у японцев - бесполезным и, зачастую, даже вредным.
Это прекрасно понимают наши противники, которые в рамках информационно-психологической войны и пытаются навязать нам японско-языческое понимание героизма и самопожертвования. В частности, пытаясь утверждать, что Великая Отечественная война была выиграна потому, что «наши забросали немцев трупами». Что, собственно, и представляет собой один из видов японский героической глупости; и что у них также было в наличие.
Ибо когда японцы, находясь в обороне, видели, что проигрывают сражение, то вместо того, чтобы продолжать обороняться до конца, дорого продавая свою жизнь, как неоднократно делали в такой же ситуации русские, японские солдаты, наоборот, очень часто начинали предпринимать героические, но совершенно бессмысленные и самоубийственные контратаки: массами погибая, и при этом... не нанося противники почти никаких потерь.
Так что такое «забрасывание врага трупами», вопреки вышеуказанной дезе информационно-психологической войны, прямой путь не к победе, а к сокрушительному поражению. К коему, в конечном счете, ведут и многие другие варианты японско-языческого героизма и самопожертвования. Что «блестяще» и продемонстрировали на практике сами японцы в период с 7 декабря 1941 по 2 сентября 1945 годов.
9. Re: Героическая… глупость
8. Re: Героическая… глупость
7. Ответ на 6., СТРОИТЕЛЬ:
6. Re: Героическая… глупость
5. Ответ на 2., Апографъ:
4. Re: Героическая… глупость
3. Re: Героическая… глупость
2. Ответ на 1., Сергей Абачиев:
1. Re: Героическая… глупость