Не так давно на РНЛ шли споры по поводу православного учения о догмате Искупления, которое современные модернисты называют «юридической теорией спасения». В свое время, обучаясь в духовных семинарии и академии, я читал достаточно много творений святых отцов и заметил, что практически все они говорили об этом догмате. Причем, как правило, говорили в таких выражениях, которые наш модернист опять же назвал бы «юридической теорией». Но мы-то, православные прекрасно понимаем, что это никакая не теория, а самое настоящее святоотеческое учение о догмате Искупления!
Так вот мне тогда хотелось собрать цитаты свв.отцов о сем догмате, начиная с древних святых и заканчивая святым праведным Иоанном Кронштадтским, у которого я, помню, где-то читал о сем, но тогда не смог найти это место в его поучениях и проповедях. И вот удача! Смотрю на РНЛ в разделе «Рекомендуем прочитать» за 2 апреля с.г. «Поучение в третью, Крестопоклонную, неделю Великого поста» св.праведного отца Иоанна Кронштадтского. Процитирую то место из сего Поучения святого отца, где говорится о догмате Искупления в таких выражениях, которые модернист назвал бы «юридической теорией», выделив важное полужирным, а самое важное полужирным курсивом.
Цитирую: «Так как Крест сам собой вызывает слово о любви, то мы ныне скажем о величии к нам Божьей любви, явленной на Кресте, чтобы возбудить в хладных сердцах христиан любовь к Богу и к жизни, достойной христианина. В самом деле, какая бездна любви Бога Творца выразилась на Кресте к твари Своей, человеку. Творец неба и земли; всего видимого и невидимого, Тот, Кто засветил на небе солнце, месяц и бесчисленное множество звезд; Тот, Кто разлил воздух для дыхания всего живущего, Кто разлил воды по лицу земли, Кто покрывает растительностью всю землю и плодит, растит и питает всех живых тварей, единородный Сын Бога изволил сделаться человеком для спасения падшего по своей воле от жизни в смерть человека; терпит за него страдания на Кресте самые мучительные, и смерть самую поносную - чтобы Его страдания вменены были правосудным Отцом небесным, как бы собственные страдания всего человечества всех времен и мест, и чтобы, таким образом, преданное Ему верой и любовью человечество избавилось от невообразимых вечных мучений во аде, и от смерти второй».
От сей души благодарю редакцию РНЛ за такую помощь в нашей богословской работе. Кстати сказать, благодарю и еще за одну недавнюю публикацию, которая вполне могла быть сценарием прекрасного фильма. События, описанные в сей публикации мне были известны ранее, но ее название заставило задуматься о иногда странных, зачастую не до конца понятных, но всегда полезных и спасительных действиях Промысла Божия. Спаси Господи!