«Музей-Пантеон» должен стать действующим храмом!

Александр Сергеевич Пушкин 
0
948
Время на чтение 8 минут
Ранее в официальном заявлении Пресс-центра Александро-Невской лавры среди доводов передачи храма Русской Православной Церкви прозвучала мысль о том, что, в случае такой передачи, вход в Благовещенский храм будет свободный - без оплаты. Важно, что Церковь дает такое обещание всем людям, а не только православным. Такой порядок впрочем существует и для прохода, например, в  действующий Свято-Троицкий собор лавры. Посещение возможно ежедневно с 5 часов 45 минут до 20 часов для всех желающих (в праздничные дни проходят и ночные Богослужения). Это серьезное обязательство.

Сегодня дело обстоит иначе. Вход в Благовещенский храм-музей только 5 дней в неделю, в остальные дни храм закрыт. Время работы, мягко скажем, ограничено с 11.00 до 17.00. Без кассового билета в 100 рублей для взрослых и 50 рублей для льготных категорий граждан посетить церковь невозможно. На действующие лаврские православные кладбища — Тихвинское и Лазаревское, которые являются на сегодня владением Музея городской скульптуры, вход осуществляется за плату (каждое в отдельности по 150 рублей с человека, льготные категории граждан - 50 рублей). Таким образом, для того, чтобы посетить два кладбища и Благовещенский храм необходимо заплатить музею 400 рублей. Скажите, много ли сограждан, которые могут себе это позволить? Поэтому большую часть времени Благовещенская церковь, расположенная в центре Санкт-Петербурга, стоит пустая.

Тихвинская церковь, занимаемая музеем, используется не по назначению, как обычное здание, полностью утратила свой первоначальный вид, и я не слышал, чтобы ее планировали восстановить (нет ни крестов, ни куполов, и полностью поруганное состояние).

Для проведения панихиды на Тихвинском и Лазаревском кладбищах и в Благовещенском храме частным порядком существуют ограничения. Только представители организаций после согласования с директором могут получить его разрешение на совершение поминовения. То есть, Владимир Николаевич Тимофеев определяет, кому молиться в церкви, а кому можно отказать.

Довод музейных работников о том, что нижний храм Благовещенской церкви строился прежде всего как усыпальница, не соответствует действительности. Благовещенская церковь была возведена как храм Божий для совершения Богослужений. Богослужения совершались в ней регулярно. Даже после закрытия монастыря в 1933 году в Благовещенской церкви существовал приход. 

Музейные работники придумали для Благовещенской церкви звучное, но, к сожалению, неуместное название «Пантеон», то есть в переводе с др.-греч. «храм всех богов». Это явно неудачное, в данном случае, название для нашего храма, ведь он строился, как православный храм, а не как языческая усыпальница или капище.  

Отметим, что по традиции на территории православных монастырей и внутри храмов принято захоранивать видных православных людей, благотворителей и др. Так у алтарной части Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря похоронен Александр Сергеевич Пушкин, и никому из сотрудников Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Михайловское» не пришло в голову переносить прах А.С.Пушкина куда-нибудь в с. Михайловское или перевозить надгробие поэта в с. Тригорское после передачи музеем Святогорского монастыря Русской Православной Церкви. 

Господин Тимофеев В.Н. в одной из публикаций говорит: «Ну как можно перенести в другое место захоронение Суворова с могильной плитой, скульптурной группой, фамильным гербом и знаменами? Мало кто знает, что в здании покоятся останки десяти членов дома Романовых, среди них сестра Петра I Наталья Алексеевна, цесаревич Петр Петрович, дети Александра I и Павла I. Также в усыпальнице погребены выдающиеся деятели России: к примеру, знаменитые Орловы, Ягужинские». 

На мой взгляд, никуда и ничего не нужно перемещать. Пускай наши земляки сами оценят этот пассаж, и если допустить то, о чем восклицает директор Музея городской скульптуры, то это, скорее, будет кощунство. Гораздо проще следовать здравому смыслу. 

Ведь, по логике музейщиков, могильный крест священномученика протоиерея Петра Скипетрова, положившего голову в 1918 году за сохранение лавры (захоронение вблизи алтаря поруганной и оскверненной Тихвинской церкви), тоже может быть перенесен вместе с мощами святого в Уткину дачу (будущее место базирования Музея городской скульптуры). Нет, этого не произойдет, проще закрыть или перепрофилировать музей, чтобы это был не единственный в мире музей надгробных памятников, а действительно, Музей городской скульптуры. Сколько на балансе города памятников и скульптурных объектов? Им нужен уход и внимание научных работников!

Почему мы помним о надгробных памятниках, кладбищенских скульптурах  (материальных объектах) и забываем, что они установлены на месте захоронений православных людей? Памятник — это лишь символ нашей памяти.

19 января (1 февраля н.с.) 1918 года при вооруженной попытке захвата Александро-Невской лавры был злодейски убит священномученик протоиерей Петр Скипетров. В этот же день Святейший Патриарх Тихон пишет послание, в котором заявляет: «Власть, обещавшая водворить порядок на Руси, право и правду, обеспечить свободу и порядок,  проявляет всюду только разнузданное своеволие и сплошное насилие над Святой Церковью Православной. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви. Встаньте на защиту оскорбленной и угнетенной ныне Святой Матери нашей....А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви. Зовем вас на эти страдания вместе с собой...». [1]  21 января (3 февраля н.с.)  1918 года к Александро-Невской лавре потянулся 500-тысячный Крестный ход (всего слилось около 200 крестных шествий, лаврская площадь не могла вместить всех верующих и они заполнили все ближайшие улицы). Крестный ход возглавлял священномученик митрополит Вениамин. После чего был совершен молебен об умиротворении и спасении богохранимой Державы Российской. После молебна было объявлено о создании Александро-Невского Братства. Таким вот образом православные отстаивали свои ценности в начале ХХ века. 1 февраля 2018 года мы будем отмечать 100-летие со дня образования Александро-Невского Братства. Этот день братчики считали днем основания братства, об этом есть письменные свидетельства. [1] 

В 1922 году на судебном процессе по делу священномученика Вениамина было репрессировано большое количество православных, в том числе и братчиков, за то, что они пытались сохранить церковные святыни. Осужденные по этому процессу были реабилитированы, но, к сожалению, идеология убийц священномученика Вениамина, сохраняется в наше время. До сих пор не восстановлена историческая справедливость и не все храмы возвращены Русской Православной Церкви и стоят в поруганном состоянии. Таким храмом является старейший каменный храм лавры — Благовещенская церковь, что не может не вызывать слезы и негодование у православных людей «не ведают, что творят». (Лука, гл.23, ст.34). 

К сожалению, и в нашем роду один из родственников был приговорен тройкой и расстрелян в г. Вольске в 30-е годы за «сбор пожертвований на храм». Именно такая формулировка значилась в приговоре. В то время репрессировали не только отдельных людей, но и целые народы (крымские татары, чеченцы и др.). Большинство людей было в наше время реабилитировано и восстановлено в правах, часто уже после их смерти. Репрессированный православный народ заслуживает не меньшего внимания властей. Миллионы православных мирян и священников были замучены и убиты, тысячи церквей разграблены и разрушены в советские годы, и власть несет за это ответственность. 
 
Необходимо донести озабоченность православных людей до Санкт-Петербургских властей (администрации и депутатов) о недопустимости поддержки кощунства и святотатства в центре Санкт-Петербурга. Нельзя потворствовать сохранению богоборческой идеологии сегодня в действии, тем самым, продолжая гражданскую войну, начатую богоборцами в начале ХХ века. Светские музейные объекты не должны базироваться в православных монастырях, кладбищах и храмах, на это есть в городе огромное количество обычных музеев, галерей, выставочных залов и рекреационных территорий. Такое светское музейное соседство может быть только с разрешения Русской Православной Церкви. 

Нашей Церкви необходимо готовить и подбирать достойных людей и специалистов для организации и поддержания церковных музеев, чтобы не давать повода для обвинений в ее адрес по ненадлежащему сохранению культурных ценностей.

В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре планируется и ведется работа по созданию и восстановлению лаврского музея, руководителем назначен архимандрит Нектарий (Головкин). Известно, что уже подготовлена часть лаврских помещений под эти цели. Таким образом, начало положено.
 
В Федоровской церкви лавры заканчиваются реставрационные работы (по архитектурному проекту эта церковь похожа на Благовещенский храм). За последние годы лаврскими реставраторами найдены и восстановлены надгробные памятники и захоронения на первом этаже Федоровской церкви. Монастырю удалось установить имена 130 человек, погребенных в усыпальнице и восстановить надгробные плиты. Поэтому заявления противников передачи Благовещенской церкви о том, что Церковь не в состоянии заниматься реставрационными работами и сохранять архитектурные памятники, предметы искусства,  тают как дым.

Нам, православным людям, необходимо добиваться исполнения федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», а власть должна обеспечить выполнение этого законодательного акта, а не идти на поводу музейных работников, именно тех, кто материально заинтересован в сохранении этой ситуации.

По церковной традиции захоронения и могильные плиты иногда располагаются в стенах и на полу действующих храмов, а входящие, вставая на могильные плиты, поминают усопших братьев и сестер. Также могильные камни под ногами напоминают живущим о бренности нашего мира. 

Православные по вероисповеданию национальные герои, ктиторы, меценаты, видные деятели, которые были захоронены в лавре, не могут обратиться сами к местной власти, но мы-то, многочисленные жители города, можем и должны требовать восстановления православных объектов и достойного их содержания, создания условий для поминовения усопших.

В официальном заявлении Пресс-центра лавры говорится, что музейные объекты в случае передачи останутся на своих местах без изменения их внешнего вида и все желающие смогут производить их осмотр. В договорах о передаче религиозной организации в пользование надгробных памятников предусматривается невозможность перемещения, изменения внешнего вида переданных объектов.

Объективных доводов против передачи Благовещенского храма лавре — нет. Действия, препятствующие этому, могут расцениваться, к сожалению, как завуалированное противодействие Русской Православной Церкви.
 
Если на минуту отвлечься от высоких материй, то стоит заметить, что обещание Церкви о свободном проходе в Благовещенский храм радует не только православных людей. Поэтому обеими руками голосуем за передачу храма лавре. Нет доводов, почему этого не делать, кроме различных уловок «хранителей надгробных памятников». Всю энергию лучше потратить не на противодействие, а на то, чтобы эту передачу осуществить как можно быстрее. 
 
Именно в действующем храме, а не в музее происходит живая молитвенная связь между предками и современниками, они для нас не «мертвые» объекты музейного учета. Мы приходим к ним: обратиться за помощью, помянуть, почтить. Действующий храм — это живой организм, а не заглаженный «мертвый» музейный объект. В церкви нас посещают духовная радость, слезы скорби, помощь духовника, а не научная лупа, экскурсоводы и буклеты. 
 
Пока в России есть православные люди, а их по некоторым подсчетам около 80%, Благовещенская церковь должна быть действующим православным храмом, но никак ни «Музеем-Пантеоном», а для этого власть должна проявить волю и выполнить свое публичное обещание, данное нашим согражданам в год 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в 2013 году. 

Список литературы:

 [1] Зегжда С.А. Александро-Невское Братство. - Издательский дом «Новости МИРА». 2009

Борис Борисович Сергуненков, братчик Александро-Невского Братства
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Борисович Сергуненков
«Надо показать, что Петербург – православный город»
Один из организаторов Крестного хода по Невскому проспекту Борис Сергуненков призывает петербуржцев продемонстрировать силу Православия, соединившись в молитвенном шествии
11.09.2015
Долго ли быть Благовещенской церкви музеем?
Борис Сергуненков о забытом обещании петербургских властей вернуть старейший храм Лавре
20.07.2015
Предпринимательство - русская сказка и зловещая быль
Некоторые практические советы молодым предпринимателям
12.06.2015
Все статьи Борис Борисович Сергуненков
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 19:56
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 19:51
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41