Северная Фиваида и «православный банкинг»

0
1148
Время на чтение 16 минут

От редакции: В начале октября в Краснодарском крае прошел Международный инвестиционный форум «Сочи-2015». В интервью ТАСС в рамках форума президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин заявил, что кредитные ресурсы при текущем уровне ставок в нашей стране недоступны для малого и среднего бизнеса. «На сегодня стоимость кредитов такова, что можно сказать об их недоступности для малого и среднего бизнеса в условиях отсутствия льгот или субсидирования ставки», - считает он. По его мнению, необходимо подумать над созданием новых инструментов, которые могли бы в массовом порядке открыть для бизнеса доступ к кредитованию. Катырин выразил надежду, что создание Корпорации по поддержке малого и среднего предпринимательства внесет существенный положительный вклад развитие этого сегмента.

Эта проблема затрагивалась в выступлениях практически всех участников Инвестиционного форума в Сочи.

Православное предпринимательское сообщество уже несколько лет говорит о необходимости коренного изменения сложившейся в России экономической системы и ухода от ростовщичества. В январе 2011 года один из организаторов круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты», состоявшегося в рамках XIX Международных Рождественских чтений, генеральный директор Института экономических стратегий РАН, президент Клуба православных предпринимателей, доктор экономических наук, профессор Александр Агеев в интервью «Русской народной линии» заявил: «Когда мы говорим о православном банкинге, православных финансовых инструментах, то мы ставим вопрос о распространении на регуляторы и практику финансовой деятельности нравственного самоограничения, нравственного самовозвышения».

В начале  2015 года председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал руководителей ряда регионов России принять участие в формировании православной финансовой системы и православного банка. Предложение отца Всеволода вызвало общественный резонанс.

Сегодня предлагаем вниманию читателей «Русской народной линии» статью нашего постоянного автора, предпринимателя Бориса Борисовича Сергуненкова, который делится своим видением данной проблемы.

Идея «православного банкинга» много раз обсуждалась на ежегодных конференциях сообщества «Делорус», которые проводились во время паломнических поездок на теплоходах с 2006 года. Паломники следовали «по местам Северной Фиваиды», молились в православных монастырях и храмах, вели деловое обсуждение вопросов, связанных с хозяйством России, наслаждались прекрасными видами. Во время соборной работы участники конференции делились своими достижениями и бедами, знакомили друг друга на многочисленных семинарах и круглых столах с реализацией своих планов и проектов, направленных на возрождение России. Встречи проходили под звучным лозунгом «Следуя отечественным традициям предпринимательства».

Много было высказано идей, сомнений и доводов в пользу «православного банкинга», представлялись новые научные работы по духовно-нравственной экономике (монографии, научные сборники и др.).

Во-первых, у некоторых участников обсуждения были сомнения по использованию названия - «православный банкинг». Главный довод: «Таковым он станет, когда себя зарекомендует, т.е. как минимум состоится и завоюет доверие!». Поэтому сошлись на том, что вначале - дело, а потом - по заслугам подберем громкое название. Были и другие мнения, но осторожность победила, ведь, по словам одного из докладчиков, «православный банк» уже был создан, например, на Украине, но имелись негативные отзывы по результатам реальной деятельности и, конечно, не потому, что принципы и поведение учредителей этого банка были православными. Во время обсуждения вспомнили, конечно, и опыт «исламского банкинга», и обсуждали то, что известно о нем.

С чего начинать «православный банкинг»? Такой вопрос возник неслучайно, так как, если бы собравшиеся владели миллиардом долларов, может быть, и не задумывались над этим. Но решили разобраться: с чего же начинать? Важно было на этот вопрос ответить, не потому, что хотели открыть «православный» банк сегодня, а по другой причине - вдруг, будет полезно тем, кто соберется и отважится на это.

Пришли к неожиданному выводу - «православный банкинг» начинать надо с языка (с терминологии и языка). Да, да, без русского языка нам в этом вопросе не обойтись. Как же можно обсуждать идею «банкинга» - если само название русского человека раздражает? Не разберемся мы в этой проблеме, если не попытаемся перевести все иностранные слова на русские, коренные и близкие нам. В этом случае излишнее наукообразие («иностранщина» без нужды) только во вред.

Таким образом, для начала необходимо назвать по-русски наше дело и общаться между собой по-русски, чтобы лучше понимать друг друга. Несколько статей и докладов делорусовцев было посвящено анализу сложной и неблагоприятной ситуации с чрезмерным использованием нашими соотечественниками чужеродных слов и понятий в деловой переписке и жизни.  Отметили, что мы дошли до того, что русских слов остается 10-20%, а остальное - малопонятные большинству чужеземные заимствования. Пропадают русские корневые слова из делового общения, которые раньше обеспечивали полное взаимопонимание, а на их место вводятся иностранные, вероятно, чтобы легче было «ловить рыбку в мутной воде».

Раздражают русского не только иноземные слова, такие как «банкинг», а то, что они олицетворяются с ростовщиками, спекулянтами, монополистами и мошенниками в этой сфере. Поэтому для пользы дела, назовем такие организации не банками и банкингом, а например, «ссудо-сберегательными кассами», «заемными обществами», «сберегательными товариществами» или «обществами взаимного кредита и взаимопомощи» - к ним, на наш взгляд, больше доверия и меньше предубеждений. Есть и другие предложения по названиям, так как это не просто названия и слова, а за словами, как известно, прячется понятие, смысл и образ.

Если речь идет о реальной смене «кредитно-денежной системы» в России, а тем более, поступает заявка на открытие новой «православной экономической системы», то иностранные слова из лексикона в этой области должны быть заменены на отечественные, иначе это будет не смена, а подмена, то есть, что-то неполноценное и ущербное.

Тем не менее, так как мы все несовершенные и только стремимся к идеалу, и не было во время обсуждения среди нас «суперправославных», решили, что, вероятно, по нашей немощи и «православный банкинг» и «бизнес» мы поймем, так как сегодня мы переживаем переходный период - а это прелюдия и подготовка к следующему шагу. Этот этап мы понимаем, как подготовку к серьезным преобразованиям. В наших умах, сердцах и делах «импортозамещение» приходит на смену иностраннобесия, а переход на отечественные рельсы ожидаем и возможен.

Нужна ли спешка в этом деле? С одной стороны, слышим, «плач Земли Русской», десятки предпринимателей говорили, что так продолжаться дальше не может - нет доступного кредитования, нет оборотных средств, соответственно, неравные условия с иностранцами, которые ведут свое дело в России, или нашими соотечественниками, продвигающими импортные товары и услуги. Иностранцам за рубежом дают дотации и ссуды, чтобы развивались, а мы все эти годы под ростовщическим и монополистским кабальным игом - нас доят и доят.

Во время обсуждения, ясности, а можно ли веру православную и банки как-то «сблизить», не было. Пригласили православных богословов - священников и попросили их этот сложный вопрос разъяснить. Возникло еще больше сомнений. Скорее нет - решили они, чем да!

А православные миряне - предприниматели из года в год твердили на встречах об одном: ростовщичество, спекуляция, монополизм, мошенничество -  главные наши враги сегодня, не дают развиваться, губят российское хозяйство. И, главное, нам не понятно было, почему власть поддерживает это положение, и ничего существенно не меняется в стране в плане «кредитно-денежной политики». А без государственной власти и ее реального участия в этом благом деле, даже в отдельно взятом регионе или местечке, полноценный «православный банкинг», вряд ли, получится организовать. А при активном руководстве государственных структур в системном оздоровлении нашего хозяйства может появиться и «православный банкинг», который вдруг станет ожидаемым «РУССКИМ БАНКОМ» или «РОССИЙСКИМ БАНКОМ» для всех наших граждан, отечественных организаций и предприятий.

На наш взгляд, необходимо создать полноценное «ОБЩЕСТВО РУССКОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА» (РУССКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО). Мы радуемся успехам Русского географического общества, Председателем Попечительского Совета которого является наш президент Владимир Владимирович Путин, Российского исторического общества, которое возглавляет председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Евгеньевич Нарышкин. Более пристального внимания требуют и проблемы Домостроительства и обустройства России со стороны наших властей и общества. Если «РУССКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО» возглавит президент страны, то всем будет понятно, что финансовые и другие вопросы, связанные с Домостроительством в России, будут решены.

Стоит заметить, что не только православным хочется успешно вести свои  дела в России, а это, действительно, невозможно без краткосрочных и долгосрочных заемных средств, без программ поддержки, субсидирования и прочее. «Проектное финансирование» может лишь на время, точечно, оздоровить систему, но исправить ее полностью не в силах. А ведь именно на проектное финансирование делается сегодня главная ставка.

Предприниматели поделились мыслями о том, что в наших российских условиях до последнего времени «успешным» удавалось лишь выживать. Слово «выживать» отражает успешность предпринимательского дела в современной России.

После длительных обсуждений на тему сложности финансирования малого и среднего бизнеса и целесообразности создания «православного банкинга» выяснилось, что участников сообщества, занимающихся предпринимательским делом в реальном секторе экономики, становится с каждым годом все меньше и меньше, а из успешных они, говоря «иноземным языком», стали банкротами (по-русски - разорились), либо были вынуждены оставить свое дело в силу его угасания и невозможности развития.

За последние 10 лет я не знал ни одного предпринимателя-производственника из знакомых мне, кто значительно улучшил свое положение и развил производство в материальном смысле, а разорившихся, к сожалению, много.

Правда, для большинства это прискорбное и неудобное положение с лихвой «окупилось» их духовным преображением. Многие деловые люди пересмотрели или, по крайней мере, задумались о том, что православные духовно-нравственные принципы необходимо на деле, а не в теории, пытаться претворять в свою жизнь. От слов необходимо перейти к делу. Стали более спокойно и философски относиться к внешним потрясениям, например, «рейдерским захватам» (довольно часто обсуждаемая на теплоходе тема), банкротствам и т.п.

В приветственном слове организаторам, участникам и гостям III Международной конференции сообщества «ДелоРус» «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности», посвященной 100-летию со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в частности сказал: «...Несомненно, главное богатство любой страны - это человек, нравственный и творческий потенциал народа. Для его сохранения и приумножения, необходимо не только создание экономически развитого социально ориентированного государства, но и возрождение традиций благотворительности, ответственного отношения каждого члена общества к своим ближним. Нужно позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше бедных и отчаявшихся людей, чтобы наши сограждане стимулировались к активному созиданию духовных и материальных благ, исполняя тем самым свое призвание деятельного служения Богу и Отечеству...»

На некоторых заседаниях поднимался вопрос о кодексе православного предпринимателя. Говорили о том, что пример надо брать с православных святых.  Для нас близок и для многих покровителем в предпринимательском труде является   преподобный Серафим Вырицкий (в миру - купец Василий Муравьев), именно к нему с молитвой о помощи обращаются тысячи людей дела.

Обсуждали, какая ситуация с финансами и ростовщиками сложилась до революции, известно, что наши предки законодательно вводили запрет на ростовщичество, и это правонарушение преследовалось по закону. Обсуждение современной ситуации в хозяйстве не обошлось и без подробного разбора различий между позитивным предпринимательством и паразитическим, то есть, давалась оценка, кто на самом деле приумножает богатства страны, а кто ее нещадно грабит.

Подробно обсуждались вопросы благотворительности с исторической и современной точек зрения. Это имело и практический смысл, так как на конференции большинство составляли не предприниматели - хозяйственники (в узком смысле слова), а руководители общественных организаций, ученые, деятели культуры и искусства, представители правоохранительных органов и Министерства Обороны России, системы здравоохранения и образования, священнослужители, члены и руководители приходских организаций и т.д. То есть, больше тех, кому необходима материальная помощь для осуществления своей деятельности.

Выяснилось, что несмотря на то, что на теплоход попали и современные благотворители - меценаты, они не в силах в настоящее время удовлетворить потребности даже небольшого сообщества, т.к. материальных средств не достаточно, именно для этого и нужны предприниматели-хозяйственники. Лепта упомянутых господ часто не ограничивается десятиной.

Вопрос «размера» десятины вообще оказался спорным и вызвал бурное обсуждение. Как же ее рассчитать? Решили: не создавать ограничений для благих помыслов деловых людей. Пускай действуют по принципу: «сколько можешь - в такой мере и помогай нуждающимся (по силам)». Во время обсуждения вопросов благотворительности в России вспомнили о том, что такое «общественное призрение» и государственная благотворительность, которая является основным и главным делом государства, о чем наши «мужи во власти» часто забывают.

Тема благотворительности была освящена на отдельной конференции, где возник вопрос о том, кто же мешает благотворительной деятельности в России. Докладчики в который раз отмечали, что в нашей стране все и вся облагается кабальным ростовщическим налогом, который не дает жить нормально всем без исключения. Т.е. каждый раз делорусовцы подходили к необходимости организации чего-то более родного - «православного» - кассы, банкинга, банка, фонда, товарищества, общества и т.п. И возникал еще один вопрос: почему русские в России должны организовывать параллельные «православные» структуры (хотя в России по некоторым оценкам православных около 80%)? У ряда участников зародилось сомнение, а в России ли мы живем, или в Хазарии? Все присутствующие отмечали, что к России ближе то сообщество, которое нас объединило на теплоходе, следующем по рекам «Северной Фиваиды».

С молитвы начиналось наше плавание и сопровождалось молитвой.            Скажу прямо, из рационального наше «многолетнее» хождение по водам плавно переросло, переродилось в сакральное. Это зримое преображение отметили все участники. К сожалению или к счастью, не было среди нас очень материально богатых людей, и, в том числе, банкиров. Более того, вряд ли, они выдержали бы законную критику собравшихся: «Как сегодня ты молишься рядом с нами и говоришь о высоких материях, а завтра даешь своему православному собрату под 20-30% деньги в рост? Помолился в Лавре, перешел через дорогу и на работу в банк! Но мы-то современные предприниматели ничем не лучше. Как мы относимся к своим работникам? Задавайте этот вопрос себе почаще и попытайтесь православное отношение к делу применить на практике» - взывал один из батюшек, ранее подвизавшийся на ниве предпринимательства.

Мне запомнился один молодой человек, который спросил: а что значит для отечественного предпринимателя-хозяйственника отсутствие заемных средств? В ответ он услышал: что кабальный процент, который выше или сопоставим с прибылью производственной компании, не позволяет привлекать заемные средства в кредитных организациях и создает неравные условия с иностранными фирмами, которые выходят на наши рынки. По этой же причине у наших предприятий нет средств на оптимальную закупку по оптовым ценам сырья для своего производства (покупают они сырье и товары не один, а десять раз, доставляют они соответственно также - 10 раз). То есть, наши хозяйства несут многократно неоправданные расходы. Поэтому иностранцы в нашей стране имеют более выгодные условия ведения своей предпринимательской деятельности. Им отдаются почему-то лучшие земли под строительство, и с ними носятся наши чиновники, как с «писаной торбой».

Отсутствие доступного и справедливого кредитования не дает возможности предпринимателям делать продукцию на склад оптимальными партиями и с конкурентными ценами, давать отсрочку платежа на производимую продукцию потребителю и вкладывать средства в переоснащение производственных линий. По этой же причине в наших компаниях отсутствуют вложения в науку и новые технологии, нет средств для подготовки специалистов и т.п. То есть, мы имеем «букет невозможных условий» для ведения предпринимательской деятельности в России, и все это происходит на негативном фоне несправедливого отношения общества и власти к отечественному предпринимательству и отечественным хозяйственникам.             На протяжении многих лет ведутся пустые разговоры и даются несбыточные обещания о финансовой поддержке малого и среднего бизнеса, а рецепт прост: умерить аппетиты банкиров. России необходимо обрести реальный финансовый суверенитет.

Один пожилой и заслуженный человек (Герой России) горько пошутил: «В современной России невыгодно заниматься предпринимательской научно-производственной и производственной деятельностью ни в моральном ни в материальном смысле! Многих на этом поприще держит только чувство долга».

Мы часто слышим: «Глупые, жадные, неразумные, не умеете ничего делать - вот иностранцы все умеют и успешнее вас!». Кое-кому обидно это слушать. Есть подозрение, что иностранцы и им подобные в таких «прекрасных» условиях ведения предпринимательской деятельности давно бы сошли с ума.

Можно услышать возражение, что поддержка государственной властью все-таки осуществляется, правда, помощь дается не всем, а выборочно, исходя из целесообразности. Главным потребителем такой помощи оказываются крупные предприятия - флагманы отраслей и банки. Именно им даются средства поддержки на льготных условиях. Но, в связи с этим, возникает справедливый вопрос: «Что остальным-то делать? Считать долги? Постоянно выкручиваться и слушать глупые нравоучения?».

Есть два выхода из этой ситуации: первое - узаконить это несправедливое состояние и мириться с естественной отрицательной реакцией людей. Можно усилить этот тезис, утвердив: «С такого-то по такой-то год выкручиваться могут и должны все как угодно и им за это ничего не будет!»

Наше сообщество видит другой выход - в создании новой справедливой финансовой системы и развитии духовно-нравственной экономики России (Домостроительство России).

Строительство новой экономической и финансовой системы России - это сложная и многоэтапная задача, которая встречает сопротивление враждебных сил, препятствующих преобразованию хозяйства России. Такие силы внутри России и за ее пределами известны всем. Наивно полагать, что в гнилую несправедливую ростовщически-спекулятивную систему можно встроить параллельно «православные» ростки, и этого будет достаточно для нашего Домостроительства. Новое хозяйство России должно строиться на крепком материальном и идейном фундаменте. Еще более наивно полагать, что, например, проектное финансирование (частный случай современной финансовой системы) может стать основой справедливого финансирования и кредитования наших граждан, организаций и предприятий. Это лишь удачный прием, но никак не идея и основная суть ожидаемых преобразований.

Можно ли ожидать, что банкиры и финансисты в России сами будут обсуждать кодекс своего поведения? Наверное, их нужно понуждать к этому, раз вся финансовая жизнь разболталась и пошла вразнос, а ростовщичество в современном мире и в России становится нормой.

Обратим внимание еще на одну особенность. Частным проявлением русской соборности, точнее сказать, русской общинности является землячество. Молодым людям всегда помогали встать на ноги не только родные, но и близкие люди - земляки, живущие с ними на одной земле. Особенно это актуально, когда нашим согражданам приходится по необходимости переезжать в другие города и районы. Не случайно, конечно, такие люди лучше доверяют и понимают друг друга. Раньше, до революции, существовала система поручительства, которая работала неформально. Отношения строились на доверии, взаимовыручке и взаимопомощи и даже не всегда закреплялись на бумаге (юридически), достаточно было рукопожатия или слова.

Если бы землячества, общины и местные общества были восстановлены в России, то и Русское Хозяйство развивалось бы быстрее. Для этого каждому нужно чувствовать себя не человеком Мира - космополитом, а представителем местного самородного и самобытного общества и российского общества в целом. Чем сильнее и многолюднее землячество, тем большему количеству людей в силах оно помочь. Каждый хозяин может поддерживать своих земляков и сегодня, в первую очередь, давая им работу (при всех равных условиях с другими кандидатами). Есть понимание, что поддерживая своих земляков, мы поддерживаем и свой род в широком смысле слова и свою веру. Поэтому мало среди православных людей говорить о нецелесообразности использования труда гастарбайтеров. Русским необходимо объединиться и отстаивать свои интересы всеми законными способами. Особенно это важно на фоне усиливающегося роста влияния инородных диаспор. Для того чтобы понять, кто «правит бал» на местах, достаточно зайти в любую местную государственную структуру и посмотреть, чьи интересы там отстаиваются.

Может ли быть создана финансово-кредитная организация для местного общества? На это историки ответили: «Конечно да, наряду с другими, ведь до революции такие организации - банки, кассы, общества, товарищества были!». Этот же вопрос адресуем современным финансистам. Им же хочется задать еще один вопрос: «Причисляют ли они себя к местному обществу и российскому обществу или сознательно дистанцируются, добровольно навлекая на себя негативное отношение со стороны людей?». Если «банкир» и заемщики реально входят в единое общество, то условия и правила ведения финансовой деятельности проходят под общественным контролем и особо зарвавшихся «банкиров», даже их родственники будут презирать. На наш взгляд, кредитная организация, опирающаяся на представителей местных обществ и общин, будет более стабильная, чем созданная для всех желающих.

Православный «банкинг» не превратится в одночасье в «РУССКОЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ОБЩЕСТВО», для этого необходимы перемены не только в названии, но и в мировоззрении участников этого дела. Требуется явное преображение душ и сердец. И нам, простым представителям российского общества, остается терпеливо ждать, когда необходимые перемены и преобразования свершаться. Многие православные люди готовы благосклонно и доброжелательно относиться к добрым делам в строительстве новой «православной экономической системы». Положительным итогом для нас может быть возможность реального делового участия в ней.

Остров Коневец, 3 октября 2015 года
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Борисович Сергуненков
«Надо показать, что Петербург – православный город»
Один из организаторов Крестного хода по Невскому проспекту Борис Сергуненков призывает петербуржцев продемонстрировать силу Православия, соединившись в молитвенном шествии
11.09.2015
Долго ли быть Благовещенской церкви музеем?
Борис Сергуненков о забытом обещании петербургских властей вернуть старейший храм Лавре
20.07.2015
Предпринимательство - русская сказка и зловещая быль
Некоторые практические советы молодым предпринимателям
12.06.2015
Все статьи Борис Борисович Сергуненков
Последние комментарии
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 19:56
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 19:51
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41