itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Отклик на статью иерея Александра Шумского «Не надо путать поэзию с публицистикой»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
747
Время на чтение 5 минут

«Для поэзии необходима молодость...»
Иерей Александр Шумский

В пору журналистской молодости был у меня в приятелях один коллега, забавно склонный к цветистой, заковыристой фразе. А поскольку строгая и суховатая советская пресса не давала ему возможности отразить фразёрские замашки на бумаге, то он частенько проявлял их в устной речи. К примеру, подходя к кружку беседующих сослуживцев, с показной серьёзностью изрекал: «Разрешите вплести маленький прутик в большую корзину вашего разговора!». И вплетал в схожем стиле... Вот и я, значит, прочитав на сайте РНЛ реплику о. Александра Шумского на новое стихотворение иеромонаха Романа и предвидя интересную дискуссию, решил предложить уважаемой редакции свои скромные заметки на созвучную тему, вплести, так сказать, маленький прутик в общую корзину разговора.

...Помню, я немало удивился, когда впервые встретил в опубликованном письме Варлама Шаламова к Борису Пастернаку такие слова: «Поэзия - дело седых, не мальчиков, а мужчин...» Тотчас невольно пришли на ум строки другого российского пиита советских времён, умершего, правда, в Израиле: «До тридцати поэтом быть почётно, и срам кромешный - после тридцати...».

И ведь, кажется, он был намного ближе к истине. Поэзия привычно сочетается в нашем сердце со светом, молодостью, с мечтами и надеждами, и с любовью, конечно. Ведь именно в юности, молодости почти все поголовно увлекаются поэзией, заучивают наизусть, переписывают в заветные тетрадки полюбившиеся строки из поэтических томиков и сами тайно или явно сочиняют стихи.

Да и наши первостатейные поэты, по крайней мере, большинство из них, были молодыми и красивыми, а многие таковыми остались навек - от Пушкина и Лермонтова до Есенина и Маяковского, Павла Васильева и Николая Рубцова. Рано уходя, они словно бы уже этим фактом подчёркивали, что поэзия - исключительное состояние и достояние молодости. И если молодость увядает, уходит, то незачем жить и творцу поэтических строк.

Да, всё вроде бы так. Но в чём-то важном всё-таки более правым подспудно чувствуется Варлам Шаламов. В чём же? А послушайте, что он далее пишет в том же письме: «Для меня никогда стихи не были игрой и забавой. Я считал стихи беседой человека с миром. На каком-то третьем языке, хорошо понятном и человеку, и миру, хотя родные-то языки у них разные...».

Вот в этом-то и суть дела. Конечно, далеко не все «молодые» стихи являются игрой и забавой, но всё-таки в них, рождаемых «пламенем уст», заведомо превалируют «буйство глаз и половодье чувств». И, уж простите, но кажется даже, не случайно в метафоре с «половодьем» по созвучию исподволь слышится нечто «половое». Это если грубо и приземлённо. А если возвышенно - то сердечное, страстное, нежное...

Большинство «молодых» поэтических строк пишется о любви. И среди них немало достойных, высоких по духу и мысли, многое говорящих и уму и сердцу и не страдающих недостатком выразительного авторского мастерства. Более того, любовь была, пожалуй, главной темой поэзии всех времён и народов и остаётся таковой до сего дня. И творцами «любовной лирики» выступают преимущественно молодые поэты, как водилось всегда. Исключения редки. Наподобие, скажем, 74-летнего Гёте с его «Мариенбадской элегией», полной «страсти нежной», или Петрарки с его посланиями возлюбленной Лауре, которую он пылко воспевал до конца своих дней, далеко не юношеских. Правда, образ её всё же представляется нереалистичным, романтически условным и чрезмерно опоэтизированным. Особенно в наши прагматические времена.

Впрочем, не только в наши. Старческая песнь любви и прежде, пожалуй, воспринималась как немножко оксюморон и жаркий холодок. Не зря когда-то Лев Толстой подшучивал над Афанасием Фетом, седобородым лириком, который такие сентиментальные стихи, как «Шёпот, робкое дыханье, трели сословья», написал на... керосиновом счёте. Яснополянский мудрец явно намекал своему старшему другу и соседу по поместью, что почтенный возраст требует иных слов и чувств, более «серьёзных» тем и размышлений. Года всех «к суровой прозе клонят», включая тех, кто продолжает говорить на «третьем языке», таинственном, но всем «понятном». Должны клонить...

Варлам Шаламов называет подобные «поздние» стихи «беседой с миром». Но я бы дерзнул на первое место поставить «беседу» с небом, с миром горним (с Богом, то есть!), а уж потом - с миром дольним. Конечно, и здесь найдутся исключения. Первым на память приходит уже помянутый Михаил Лермонтов, в своём, по сути, юношеском возрасте уловивший и передавший, как «пустыня внемлет Богу» и «звезда с звездою говорит». Но чаще всё-таки «беседа» с Богом и миром слышится в стихах поэтов, убелённых сединами. Тут примеры бесчисленны и бесконечны. От, положим, Гаврилы Державина, автора хрестоматийной оды «Бог», до нашего современника Юрия Кузнецов с его поэмою «Путь Христа» и неоконченным «Раем». Но мне хочется напомнить строки, может быть, не самые известные, однако весьма характерные тем, что они были написаны если не последними, то одними из последних глубоко «седым» поэтом - Иваном Буниным, одиноко доживавшим свои дни на чужбине, в Приморских Альпах, в тихом французском городке Грассе:

НОЧЬ

Ледяная ночь, мистраль

(Он ещё не стих).

Вижу в окнах блеск и даль

Гор, холмов нагих.

Золотой недвижный свет

До постели лёг.

Никого на свете нет,

Только я да Бог.

Знает только Он мою

Мёртвую печаль,

Ту, что я от всех таю...

Холод. Блеск. Мистраль.

И уж такой вот «разговор», такая поэзия в её «неслыханной простоте» и обнажённой правде есть действительно «дело седых, не мальчиков, а мужчин», чьи виски посыпаны порошею прожитых лет и солью нажитого опыта, мучительных поисков и размышлений, которые зовутся мудростью.

Отнюдь не претендуя на эту самую мудрость, могу в заключение предложить и свои строчки из числа последних, тоже невольно посыпанных крупицами соли пролетевших годочков.

***

Я уже не бунтую,

Я смирился со всем.

Даже с тем, что бытую

До поры в мире сем.

А поскольку навряд ли

Долго мне бытовать,

На земные порядки

Глупо негодовать.

Чту законы и догмы,

Не перечу судьбе.

Верю Господу Богу...

И немного - себе.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Мне кажется

тут нет никакой закономерности. Рембо, как известно, к двадцати годам уже перестал писать стихи, а Мелвилл только под конец жизни начал.
Анна де Бейль / 16.07.2015 20:55

2. Re: Отклик на статью иерея Александра Шумского «Не надо путать поэзию с публицистикой»

Позицию и мысли, изложенные здесь Александром Щербаковым убеждают и побеждают неверие в творчество "немолодых". Настоящее творчество, а дар Творения мы имеем от Творца, вообще не имеет возрастного измерения. И в поэзии, и в музыке, и в живописи мы знаем массу примеров, когда немолодые творили чудеса. Верди писал свои гениальные оперы до 87-летнего возраста, в отличной творческой форме сегодня немолодые гениальные София Губайдулина, Сергей Слонимс-кий, Валентин Сильверстов и многие-многие из пушущей музыкальной братии, которых я знаю илично знаком. Тоже и в поэзии, и в живописи. и вообще в искусстве...
Николаев. / 16.07.2015 17:59

1. Согласен с А.И. Щербаковым

Поэту должно долго жить, чтоб дань, отдавши пустословью, Отцу Небесному служить и страсть не называть любовью. Среди орущих толп молчать, но в тайный миг – вперёд за бруствер – пороки в душах обличать и грех не возвышать искусством. Деньгу и славу презирать, ни крови не щадить, ни крова и лишь как милостыню брать от Слова слово. +++ Бог мою память чистит – меньше замет пустых. Для выражений истых приготовляю стих. Гаснут земные очи – зорче очи души; слух замыкает Отче – чётче звучат в тиши отзвуки ритмов горних, звуки молитв иных. От наслоений чёрных освобождаю стих. Буду, во тьме кочуя, (глуше и слепше всех), сердцем учиться чуять вектор незримых вех. *** Тонко брезжит свет вечерний... Ещё час до звёздной зерни. Гаснут краски, глохнут речи... Ещё час до тайной встречи. Крик тревожный поздней птицы... Ещё час - и всё решится. Ещё час и я воскресну - новым словом, новой песней! Это недавние стихотворения. Мне 65. Душа не старится.
Насонов В.И. / 16.07.2015 14:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Щербаков
На осеннем закате
Рассказ
14.09.2022
Тайна «Конька-Горбунка»
Ко Дню памяти свв. Равноап.Кирилла и Мефодия
24.05.2022
Девятого мая…
Рассказ о том, как за одно утро написать стихотворение о войне
06.05.2022
Все статьи Александр Щербаков
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти святителя Киприана Московского
Сегодня мы также вспоминаем героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского, книгоиздателя А.Ф.Смирдина, религиозного философа, математика В.Н.Тростникова и чтим память павших во время штурма турецкой крепости Бендеры
29.09.2022
День памяти философа и поэта князя Д.Н.Цертелева
Сегодня мы также вспоминаем астронома, академика Алексея Николаевича Савича
28.08.2022
Митрополит Филарет (Дроздов)
Святитель много сделал для воцерковления русской культуры и обращения ко Господу многих колеблющихся умов
21.08.2022
День памяти святого Великого Князя Владимира
Сегодня мы также вспоминаем невинно осужденных малороссийских деятелей И.И.Искру и В.Л.Кочубея, и отмечаем день памяти поэтов Ф.И.Тютчева и М.Ю.Лермонтова, историка В.Н.Татищева, министра В.К.Плеве и журналиста К.П.Степанова
28.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.10.2022 21:52
В защиту генерала Александра Лапина. И не только…
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.10.2022 21:23
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.10.2022 20:59
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от SV131166
04.10.2022 20:17
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Сергей Швецов
04.10.2022 20:16
Что не так со специальной военной операцией?
Новый комментарий от Владимир22
04.10.2022 19:43
Эсхатологические заметки на злобу дня
Новый комментарий от Адриан Послушник
04.10.2022 19:12