Недавно журналистка спросила меня как эксперта-социолога о том, что нужно сделать, чтобы в нашем российском обществе с его своеобразным менталитетом людям стало лучше жить. И вместе с мнениями других экспертов опубликовала в своем издании. Тексты экспертов оказались очень лаконичными. Как постоянному автору РНЛ, мне хотелось бы сказать об этой проблеме нашим читателям немного подробнее.
Начну с того, что российское общество полиментально, то есть в нем одновременно существует по крайней мере четыре базовых менталитета: православный, просоциально-коллективистский (социалистический), либерально-индивидуалистский (капиталистический) и кланово-криминальный (мафиозный), а также мозаично-эклектический псевдоменталитет людей, не имеющих каких-то устойчивых ценностей и принципов. Конечно, есть и иные менталитеты (например, исламский), которые обязательно надо учитывать, но они не так широко распространены, как базовые (подробнее о типологии российских менталитетов и моей концепции российской полиментальности можно прочесть здесь, а также в публикации на РНЛ).
Ситуация в нашей стране становится всё сложнее. Усиливается поляризация в российском обществе, его разделение на, условно говоря, патриотов-почвенников (прежде всего, представителей социалистического и православного менталитетов) и либералов-западников ( включая ряд олигархов и богачей-коррупционеров). Противостояние на Украине стало наглядной моделью более скрытых процессов и в России: ущемленное неимущее большинство против олигархического сверхбогатого и коррумпированного меньшинства, к тому же и культурно чуждого. В российском обществе возросла ностальгия по советскому социализму 1960-70-х годов, по атмосфере равенства и доверия между людьми. Понятно, что они идеализируют то время по известному психологическому принципу «что пройдет, то станет мило» (А.С. Пушкин). Но даже более половины молодежи считают также, как большинство пожилых людей, исходя из реалий современного вопиющего неравенства и отчуждения.
Поэтому возникла странная ситуация, когда большинство граждан одобряет внешнюю политику государства в ценностно-нравственной сфере ( неприятие однополых браков, ювенальной юстиции, поддержание религиозных традиций ), но не понимает, почему в западных странах богатые платят гораздо большие налоги, чем бедные, а в нашей духовно-моральной стране на доходы богачей мораль почему-то не распространяется.
Что же необходимо сделать, чтобы в российском обществе было больше согласия, доверия, трудолюбия и благополучия? Анализ данных социологических исследований , в том числе выполненных автором, показывает, что ключевым понятием, если хотите, национальной идеей в современной России является социальная справедливость
Особенно она важна для представителей коллективистского и православного менталитетов. И гораздо менее значима для представителей либерально-индивидуалистского меньшинства.
Поэтому, в первую очередь, необходимо в соответствии с пожеланием большинства населения ввести прогрессивную шкалу налогов в зависимости от доходов граждан, как это практикуется в развитых странах Запада; преодолеть для начала хотя бы наиболее крупную коррупцию и неравенство граждан перед законом (феномен Сердюкова и Васильевой и т. п.); выстроить систему социализации, воспитания, СМИ и рекламы в соответствии с культурно-историческими традициями и нравственными принципами нашего народа и прекратить насаждать не лучшие, а наиболее вульгарные образцы западной массовой потребительской культуры (а теперь уже и её подражаний вроде «отечественных» вампиров, маньяков и извращенцев).
Следует вообще отказаться от модели общества потребления, как реакционного проекта манипуляции людьми и их эксплуатации. Замечательное сатирическое изображение подобного общества программируемых «весёлых желудков» дал Олдас Хаксли в своем фантастическом романе «О, дивный новый мир» ещё в 1932 году. России необходим проект общества социальной справедливости, ответственности и творчества. В частности, как свидетельствуют социологические исследования, выполненные под руководством автора, 45% петербуржцев хотят построить «общество честных людей труда», 31% - « общество веры и любви к ближним» и только 9% - «общество потребления и комфорта» (остальные затрудняются ответить или хотят построить что-то иное). Идеология социальной справедливости стучится во все двери. Пора услышать.
В.Е.Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России
3. "Двэри посэрэд стэпу".
2. Re: Ностальгия по социальной справедливости
1. Re: Ностальгия по социальной справедливости