23 сентября 2023 года исполнилось 100 лет Нине Васильевне Кузьминой, которая с 2012 года входит в группу самых известных признанных психологов России по рейтингу «Психологической газеты». Почему-то эту замечательную группу назвали «Патриархи российской психологии»? Видимо, всё-таки, атавизм мужской гордыни. А к сегодняшнему дню более третьей части патриархов составляют дамы, то есть всё же матриархи. Тем более, что исторически сначала был матриархат, а уже потом патриархат. Простите, не мог удержаться от этой реплики.
Мне очень радостно, что я более полувека знаком с Ниной Васильевной, что она жена моего учителя и соавтора, одного из создателей отечественной социальной психологии, Евгения Сергеевича Кузьмина, и что именно я, будучи тогда членом Большого жюри «Золотой Психеи» (Премия ежегодного всероссийского конкурса психологов в различных номинациях), предложил в 2012 году выбрать Нину Васильевну в группу патриархов российской психологической науки. И она была выбрана!
Н.В. Кузьмина, как все незаурядные люди, человек интересной, непростой и трагической судьбы. Она родилась на Кавказе в 1923 году, в семье с казачьими корнями, вместе с тем, родственница писателя Всеволода Гаршина, который воевал добровольцем за освобождение болгарского народа от турецкого ига. И поэтому в советское время, когда болгары ещё называли себя нашими «братушками», Нину Васильевну постоянно приглашали на исторический праздник освобождения Болгарии. Родственные связи соединяют её и с адмиралом, командующим Северным флотом во время Великой Отечественной войны А.Г. Головко (её девичья фамилия), а впоследствии первым зам. главнокомандующего ВМФ. Закончив в 1947 г. Педагогический институт им. Герцена в Ленинграде, Нина Васильевна стала учиться здесь в аспирантуре у замечательного психолога академика Б.Г. Ананьева, немного позднее аспирантом у него стал и Е.С. Кузьмин. Получилось, что благодаря почитаемому ими Ананьеву они познакомились, а потом и поженились. Причем Кузьмин был инвалидом Великой Отечественной войны, совсем молодым командиром взвода разведки, потерявшим ногу, подорвавшись на немецкой мине. Но он проявил большое мужество и сумел найти себе достойное место в жизни. Именно за это, за его разносторонние способности, волю и чувство юмора, Нина Васильевна и полюбила Евгения Сергеевича. Это была удивительная пара: громадный, сумевший на протезе играть в настоящий волейбол как член команды Ленинградского университета, муж и маленькая обаятельная супруга. У них родились дочери Вера и Любовь, названные так, конечно, не случайно.
Нина Васильевна увлеклась педагогической психологией, защитила кандидатскую, а затем и докторскую диссертации, руководила кафедрами педагогики и педагогической психологии в ЛГУ и в других ВУЗах страны. После этого сосредоточилась на акмеологии и её применении в педагогической психологии, основала общественную Академию акмеологических наук в Петербурге и стала её президентом. Такие её книги как «Формирование педагогических способностей», «Очерки психологии труда учителя», «Предмет акмеологии» и др. были широко востребованы на родине и переводились за рубежом. Вся её научная работа была тесно связана с практикой. Учителя школ её просто обожали. Под её руководством было защищено буквально более трёхсот диссертаций по педагогике и психологии (!), включая консультирование докторантов. Однажды Нина Васильевна попросила меня прочесть курс лекций по социальной психологии в Шуйском государственном педагогическом университете, считавшимся одним из лучших провинциальных ВУЗов. И там я мог наблюдать её популярность. А когда как-то мы вместе с ней после лекций подымались на пятый этаж, где были квартиры специально для проживания приглашенных преподавателей, я был поражен, как совершенно свободно и энергично она поднялась на свой этаж, будучи в весьма солидном возрасте.
Супруги Кузьмины очень любили друг друга. Дочери продолжили их профессию, став докторами психологических наук и создав семьи, одна работая в Питере, а другая – в Москве. И вдруг наступила какая-то продолжительная темная жизненная полоса. Тяжело заболел Евгений Сергеевич и скончался летом 1993 года. Отпевали его в той же церкви, в городке Луга, где и крестили, а хоронили на лужском кладбище с военными почестями. Через несколько лет в автоаварии погибла дочь Любовь Евгеньевна, хотя водителем она была опытным… А спустя, хотя и немало лет, безвременно умерла вторая дочь Вера Евгеньевна… И всё это надо было пережить… Нина Васильевна продолжала трудиться, преподавать и писать книги, руководить диссертантами. Конечно, очень позитивное значение здесь имела внучка Евгения Николаевна, дочь Любы, названная Евгенией в честь Евгения Сергеевича (кстати, рослая и похожая на него) и в семье которой и живет Нина Васильевна. Евгения Николаевна – кандидат психологических наук, доцент, это уже третье поколение психологической семьи. А у Евгении ведь подрастают дочь Люба (18 лет) и сын Вячеслав (15 лет), и вроде бы можно надеяться на продолжение династии. Кстати, в Москве тоже есть продолжатель – сын Веры Евгеньевны!
Время от времени я говорю с Ниной Васильевной по телефону. И каждый раз поражаюсь ясности памяти и мышления, а главное доброжелательности моей собеседницы. В то время как мои коллеги-ровесники всё чаще забывают, как звали академиков Павлова или Бехтерева, а я, заполняя клетки кроссворда, не могу вспомнить автора «Моби Дика».
От всей души ещё раз поздравляю Вас, дорогая Нина Васильевна, с Вашим великим Днем рождения! С Новым выдающимся юбилеем- достижением! Поздравить Вас пришло много учеников и коллег. Большое спасибо Вам за Ваше КРЕДО, о котором Вы сказали в одном из интервью: «Нужно делать добро для собственной радости, совершенно не ожидая никакой отдачи! Те, кто бескорыстно делает добро – счастливые люди! Любовь – это помощь другим людям. Умей понять! Умей помочь! Поддержать!»
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, действительный член Петровской академии наук и искусств
1.
Психология инструмент, на службе заказчика. Заказчики чаще денежные, с меркантильными целями.