Социокультурная и политическая легитимация патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества

0
980
Время на чтение 6 минут

Патриотизм как интеграционное основание идентичности российского общества переходного периода органично связан с приоритетным типом идентичности, социокультурными формами конструирования доминирующей идентичности (гражданской, национальной, конфессиональной), политическими технологиями разрешения конфликтов этнонациональных интересов и ценностей в рамках искусственного формирования государственно-управленческими и властными структурами социума новых типов идентификации конкурирующих в рамках знаково-символической реальности идентичностей.

Патриотизм в конфликтных условиях российского переходного общества приобретает разные формы выражения и определенную специфику.

Во-первых, актуален тезис о многоликости, многоуровневости, многоаспектности патриотизма. Чувственная форма патриотизма, содержащаяся во всех понятийных формулировках, является одним из уровней осмысления ценностной значимости патриотизма и не отражает его целостного содержания. В этой связи заслуживает внимания определение патриотизма через установление его связи с государством как политической формой отечества (И.А. Ильин), что обычно не вызывает критики в рамках других интерпретаций. Подобное восприятие государства означает изменение смыслового содержания патриотизма, дополняет его чувственный уровень политическим образом родины в государственной форме.

В качестве одной из форм государственного патриотизма выступает советский патриотизм, возникший путем целенаправленного идеологического формирования сверху и отразивший определенный интеграционный запрос общества, приобретая наднациональное значение с собственной спецификой.

Чувственная и государственная формы патриотизма находят свое выражение в трактовках этнофилического и гражданского патриотизма, которые обозначают сменяющиеся и дополняющие друг друга качественные уровни патриотизма в его национальной и космополитической субъектности.

Во-вторых, понятие «национальный патриотизм» используется для обозначения характера конкретной направленности любви к родине и ее религиозного, духовного и иных аспектов освоения. Взаимодействие национального патриотизма с государственным отражает способность гармоничного сочетания чувственной значимости патриотизма с его формируемым государственным (советским, российским и т.д.) и политическим (коммунистическим, либерально-демократическим, социал-демократическим, национал-патриотическим и т.д.) содержанием.

Сложность взаимодействия государственной и национальной форм патриотизма состоит в том, что они могут совпадать друг с другом или находиться в противоречивых отношениях, это зависит от способа их социокультурной легитимации.

В таком контексте эвристично понятие «конституционного патриотизма», предложенное Ю.Хабермасом и обозначающее готовность субъекта идентифицировать себя с политическим порядком и принципами Основного закона с одновременным расширением содержания патриотизма и изменением форм национальной идентичности.

Отсюда все попытки определить сущностные признаки патриотизма в пределах его государственного, политического и национального измерений односторонни и антиномичны.

В-третьих, одной из самых спорных перманентных тем российских научных дискуссий стало обсуждение иррациональной природы патриотизма, обоснование происхождения патриотизма вне этики. Детальное исследование основных субъективно определенных составляющих патриотизма в форме национального эроса, его религиозных, этических и эстетических параметров приводит к разному содержательному и функциональному значению патриотизма.

В целом патриотизм представляет собой форму этического и эстетического самоопределения личности в рамках духовного опыта и национально-культурного единения народа, осваивающего самобытные формы его жизнедеятельности в границах единого государства.

В-четвертых, российский патриотизм в рамках его социально-философской реконструкции за десятилетний период (1993-2003 гг.) включает в себя специфику и партийную структуру национально-патриотического измерения российского политического процесса, которая адекватно институционализируется на основе следующих критериев: самоназвание, национальная идеократичность программных документов, организационное самовыражение и электоральная эффективность деятельности партии или движения.

Электоральная эффективность патриотизма определяется не столько итогами выборов, сколько спецификой каждой избирательной кампании: неожиданный результат, новая политическая технология, поведение временно созданных бутафорских патриотических структур, сочетание безликой идеологии с патриотическими лозунгами и т.д. Политические модификации патриотизма в современном избирательном процессе оформляют его идеологическую востребованность при  построении предвыборных платформ, а также инструментальную направленность в конкретных политических действиях.

В-пятых, социально-философский анализ показывает, что институционализация российского патриотизма в политике выражает:

- народные интересы как безусловный приоритет общественных обязанностей человека - такую позицию занимают сторонники партий коммунистической и социалистической направленности;

- национальные интересы, которые первичны, отражают позицию этнокультурной основы российского общества (нация создает государство, а не наоборот), - такова позиция классических национал-патриотов;

- личностные интересы как доминанта в осознании своего единства с Отечеством, которое происходит путем духовно-творческого возвышения личности. Служение государству - это необходимость, в которой первостепенная роль отводится субъекту патриотизма (личности) и второстепенная - объекту (государству). Данная позиция характерна для представителей либеральных партий в различных трансформациях.

В-шестых, современное партийно-программное выражение русского вопроса различно. Политическое измерение русского вопроса в современной России включает в себя, кроме незначительных попыток его адекватной постановки, огромную степень декларативности, мистифицирования и спекуляций. Преодоление существующего политического негатива по русской проблематике возможно лишь при более пристальном внимании и научном изучении рассматриваемого вопроса, поскольку одной из главных причин такого положения дел является ослабление властного центра и отсутствие последовательной национальной политики, учитывающей интересы русского народа.

Новое законодательное оформление политических партий игнорирует этнокультурное измерение политического процесса, т.к. запрещает указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политических партий.

В целом, специфика патриотизма в современном российском политическом процессе сводится к противоборству его либеральных, социалистических (коммунистических) и национальных форм, институционализирующих индивидуальные, народные и национальные политические процессы.

В-седьмых, русская национально-патриотическая идентичность традиционно обеспечивалась сильной государственностью (прежде всего самодержавной и имперской), ее социокультурная и политическая легитимация как государственного патриотизма отличается особым цивилизационным статусом (наднациональной государственностью, межконфессиональной диалогичностью и суперэтничностью, объединяющей универсальность межкультурного дискурса с уникальностью этнонационального культурного разнообразия), не допускающим политизации этничности и отчасти реализующим свой интеграционный потенциал путем встраивания в общий социокультурный контекст различной степени развитости самобытных культур и их ценностных ориентаций.

В-восьмых, суверенная демократия как альтернативная модель государственного патриотизма базируется на принципе согражданства в широком культурно-цивилизационном контексте (приоритет ценности прав человека, свободы творчества, равенства перед законом, гражданского общества) и реализует модернизационную версию российской самоидентификации в противовес неоимперской (возвращение к традиционной государственности) и этнократической (создание государственности на основе ведущего этноса) моделям преодоления советской согражданственности путем строительства российской гражданско-политической общности нового типа, лишенной конфликтогенного потенциала и сохраняющей национально-культурный плюрализм.

В-девятых, евразийский патриотизм в интеграции этнонациональных интересов утверждает консервативно-революционную парадигму социокультурной и политической легитимации русского национализма в формате новой империи, конкретная государственно-правовая форма которой может быть любой, но воспроизводящей и укрепляющей субстанциональные признаки русской нации: служение мессианской идее, выстраивание адекватной модели взаимоотношения русских с другими этническими группами (ротация элит, этнонацональная иерархия и мобилизация, геополитическая статусность, идеократический тип взаимоотношений в обществе и т.п.).

При этом имперский патриотизм реализует свою консолидирующую природу на основе принципа евразийского согражданства, решающего две важнейшие задачи: сохранение и приумножение территориальности, отличающейся поликультурностью и поликонфессиональностью, и нейтрализация русского и нерусского вариантов национализма на идеологически-цивилизационном уровне.

Таким образом, патриотизм обнаруживает антиномическую природу в конфликтных условиях российского переходного общества, связанную с балансом этнонациональной и гражданской идентичности различных антропологических сообществ, социокультурной легитимацией форм разрешения конфликта национальных интересов и ценностей в рамках сохранения традиционной национально-государственной идентичности.

Татьяна Викторовна Беспалова, доктор философских наук, кандидат политологических наук, профессор Южного федерального университета (Ростов-на-Дону)

книга Беспаловой

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Re: Социокультурная и политическая легитимация патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества

«… Политическое измерение русского вопроса в современной России включает в себя, кроме незначительных попыток его адекватной постановки, огромную степень декларативности, мистифицирования и спекуляций…одной из главных причин такого положения дел является ослабление властного центра и отсутствие последовательной национальной политики, учитывающей интересы русского народа. Новое законодательное оформление политических партий игнорирует этнокультурное измерение политического процесса, т.к. запрещает указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политических партий…» (с) Становится понятным благосклонное отношение власть имущих к декоративным, ни к чему толком не обязывающим пиар-Конгрессам, Симпозиумам, круглым столам и т.п. И полное игнорирование деятельных инициатив, как в случае с Обращением к Федеральному Собранию РФ лидеров Новороссии А.Б.Мозгового и П.Л.Дремова. «…русская национально-патриотическая идентичность традиционно обеспечивалась сильной государственностью (прежде всего самодержавной и имперской…. отличается особым цивилизационным статусом (наднациональной государственностью, межконфессиональной диалогичностью и суперэтничностью…), не допускающим политизации этничности и отчасти реализующим свой интеграционный потенциал путем встраивания в общий социокультурный контекст различной степени развитости самобытных культур и их ценностных ориентаций…» (с) Так следует восстановить эту драгоценную традицию всеобщего благоденствия в многонациональной и многоконфессиональной державе под сенью безусловного авторитета государствообразующего народа во ВСЕХ сферах жизни страны. «…суверенная демократия как альтернативная модель государственного патриотизма базируется на принципе согражданства в широком культурно-цивилизационном контексте (приоритет ценности прав человека, свободы творчества, равенства перед законом, гражданского общества) и реализует модернизационную версию российской самоидентификации в противовес неоимперской (возвращение к традиционной государственности) и этнократической (создание государственности на основе ведущего этноса) моделям преодоления советской согражданственности путем строительства российской гражданско-политической общности нового типа, лишенной конфликтогенного потенциала и сохраняющей национально-культурный плюрализм…) (с) Очевидно, что изобретение суркова, не имеющего такого блестящего научного багажа, как у уважаемого автора статьи, тем не менее оказалось наиболее выгодной моделью для космополитов, полностью вытеснивших «ведущий этнос» из всех важнейших областей принадлежавшей им страны. «Противовес» низвел Россию до положения колонии. «…вразийский патриотизм в интеграции этнонациональных интересов утверждает консервативно-революционную парадигму социокультурной и политической легитимации русского национализма в формате новой империи, … служение мессианской идее, выстраивание адекватной модели взаимоотношения русских с другими этническими группами … …имперский патриотизм реализует свою консолидирующую природу на основе принципа евразийского согражданства, решающего две важнейшие задачи: сохранение и приумножение территориальности…и нейтрализация русского и нерусского вариантов национализма на идеологически-цивилизационном уровне…» (с) В качестве иллюстрации : https://youtu.be/qkzZWgX7QaA Достаточно уже кабинетных размышлений, на которые никто из «элиты» внимания не обращает, а под успокаивающие разглагольствования русский народ «политкорректно» лишается всего своего достояния, в Новороссии же самым трагическим образом оказался жертвой геноцида со стороны особей, начавших с технологии «поликультурности и поликонфессиональности», а закончивших провозглашением фашизма. Нужно поддержать и развить принципы, указанные в Обращении Мозгового-Дремова!
зиф / 14.06.2015, 14:06

12. Ответ на 4., Лебядкин:

" Татьяна Викторовна Беспалова, доктор философских наук, кандидат политологических наук, профессор Южного федерального университета (Ростов-на-Дону)" - СТЫД ЗА РОСТОВ-НА-ДОНУ И ГУМАНИТАРИЕВ.

... а ещё за докторов, кандидатов, профессоров и всю науку РФ.
Иванович Михаил / 14.06.2015, 08:16

11. Ответ на 3., В.Е.Семёнов:

Подобные тексты на РУССКОЙ народной линии -это катастрофа. Это текст для злой сатиры на русскую философию в стиле М.Задорнова. Иван Ильин, Константин Леонтьев и Василий Розанов содрогаются от этой пародии на язык русской гуманитарной науки. Редакторы РНЛ не надо такзло шутить.

Если бы это было шуткой, даже злой, то это не катастрофа. (вот такая тавтология)
Иванович Михаил / 14.06.2015, 08:13

10. Социокультурная и политическая легитимация патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества

Патриотизм. Легко понять его сердцем, каждому из нас. Трудно выразить его рационально. Большое спасибо за качественный, чёткий научный анализ такого сложного с позиции науки явления. Успехов и побед замечательному автору и всем патриотам России!
Николай Романов / 13.06.2015, 22:03

9. Ответ на 7., Лебядкин:

Публикацией этой «нечитабельной» статьи нас призвали к грубому препарированию сущности патриотизма, что, как Вы справедливо заметили, вызывает чувство стыда и сожаления, когда индивидуальное, дорогое и возвышенное чувство любви подменяется псевдоучеными на комплекс био-химических реакций, а понятие патриотизма усложняется для затуманивания мозгов или иных целей, вплоть до истребления самого понятия, как такового. Цитата из Иоанна Кронштадтского о том, что любовь проста, имеет глубокий смысл и вносит ясность, как эталон, как точка отсчета, как факел освещающий тьму словоблудия.
Из народа / 13.06.2015, 08:10

8. Re: Социокультурная и политическая легитимация патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества

Если уж идти автору, то до конца. Автор просто обязан привести парочку интегро-дифференциальных уравнений для вычисления патриотизма. Да, без них статья просто недостаточна! :)

7. Ответ на 6., Из народа:

Пришло на ум: …Люби без размышления: любовь проста – Иоанн Кронштадтский. За что мы любим Родину? По мнению доктора философских наук, профессора университета все гораздо сложнее…

Простите, наверное, невнимательно вычитал текст (такой текст ещё попробуй вычитать!), но слова "любовь" я нигде не узрел .... Зато отловил такой перл, как "чувственный патриотизм". Похоже, тут всё "по-взрослому", всё "по-современному". Видать, со словом "патриотизм" так же сложилось, как и со словом "любовь" - теперь нет любви, но есть "занятие любовью" и "секс". Так и с патриотизмом - нет любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам, но есть чувственный патриотизм. Лично я - пас, лучше останусь без-чувственным патриотом.
Лебядкин / 12.06.2015, 20:02

6. Re: Социокультурная и политическая легитимация патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества

Пришло на ум: …Люби без размышления: любовь проста – Иоанн Кронштадтский. За что мы любим Родину? По мнению доктора философских наук, профессора университета все гораздо сложнее…
Из народа / 12.06.2015, 13:55

5. Re: Социокультурная и политическая легитимация патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества

Патриотизм как интеграционное основание идентичности российского общества переходного периода органично связан с приоритетным типом идентичности, социокультурными формами конструирования доминирующей идентичности (гражданской, национальной, конфессиональной), политическими технологиями разрешения конфликтов этнонациональных интересов и ценностей в рамках искусственного формирования государственно-управленческими и властными структурами социума новых типов идентификации конкурирующих в рамках знаково-символической реальности идентичностей. (c) Чё?.. Это нарочитый канцеляризм со скрытой сатирой, отрывок из диссера начала нулевых (тогда такое было в моде) или же это то, о чем подумал я и предыдущие комментаторы?..
рудовский / 12.06.2015, 07:40

4. Re: Социокультурная и политическая легитимация патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества

" Татьяна Викторовна Беспалова, доктор философских наук, кандидат политологических наук, профессор Южного федерального университета (Ростов-на-Дону)" - СТЫД ЗА РОСТОВ-НА-ДОНУ И ГУМАНИТАРИЕВ.
Лебядкин / 12.06.2015, 07:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Викторовна Беспалова
Все статьи Татьяна Викторовна Беспалова
Последние комментарии
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.09.2024 13:38
Не «Россия» – «Азиопа»?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.09.2024 13:20
Франциск – это вор и разбойник, по слову Христа
Новый комментарий от Константин В.
18.09.2024 11:40
«Нам нужно "изобретать" новую модель русской семьи»
Новый комментарий от РомКа
18.09.2024 10:31
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Ладога
18.09.2024 10:31
«Украина: инструмент не может выиграть или проиграть»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.09.2024 08:18