Память о Великой Отечественной войне в процессах обеспечения национальной безопасности России

Великая Отечественная война (1941-1945) 
0
2
Время на чтение 13 минут

 

Хуже, чем воевать вместе с союзниками может быть только одно – воевать без союзников (У.Черчилль)

 

Изменение памяти о войне и Победе – историческая неизбежность, однако как у любого феномена, определяющего суть национального мировоззрения, есть границы (пределы) изменения памяти о прошлом. Пределы трансформации памяти о Великой Отечественной войне, на наш взгляд, определяются не только противодействием фальсификации истории, но и проблемой соотношения трагизма и героизма в оформлении коллективных воспоминаний о Великой Победе, противодействием в использовании символического ресурса подвига советского народа в Великой Отечественной войне в антинациональных целях.

«Ловушки истории» и «времени», в которые погружено наше общество в последние десятилетия несопоставимы ни с одним из известных человечеству масштабных социокультурных процессов. Управляемый хаос и круговорот в сфере мемориальной политики длится несколько десятилетий, при чем в нем сходятся самые различные направления драматичных перемен финансово-экономические, экологические, политические, демографические и другие.[1] Можно констатировать, что этот управляемый хаос связан с военно-политическими целями и не сводим к обычной трансформации памяти народа. В таком ключе, особенно важным представляется обозначение национальной специфики оформления воспоминаний и умолчаний, в том числе особенностей коллективных воспоминаний о войне.

Важно отметить, что в условиях «битвы» политических проектов в современной России прошлое используется как мощнейший символический ресурс в целях создания иного будущего. Например, после революции 1917 года происходит кардинальный пересмотр героики и предательства, событийный исторический ряд выстраивается по-новому, прошлое «работает» на создание наиболее «выгодного» мифа. Аналогичные процессы происходят и в 90-е годы, с той лишь разницей, что положительная акцентировка исторического внимания касается теперь дореволюционного периода, а советская эпоха подвергается тотальной критике. Изменение памяти о Великой Отечественной войне происходит незаметно – меняется образ войны в соответствии с политической конъюнктурой, например оформление памяти о Великой Отечественной войне в отечественном постсоветском кинематографе связано с актуализацией неизвестных (иногда вымышленных) страниц истории («Штрафбаты», «Сволочи»), что приводит к девальвации героики и частичной подмене привычных смыслов.

Память о любой войне во многом обусловлена её образом. В ряде работ, уже фиксируется различие советского и белорусского образов Великой Отечественной войны.[3] С чем это связано – с трансформацией исторической памяти, когда реже говорят о вкладе советского народа в достижении Великой Победы, а чаще о вкладе народОВ и конфессий в победу над фашизмом или о формировании белорусской национальной альтернативы в русле конструирования «нового прошлого»? В Директиве Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2025 года обоснована необходимость реализации идеологии белорусского государства, суть которой в уникальности белорусской модели общественного развития, в противодействии обесцениванию роли белорусского народа в достижении Победы в Великой Отечественной войне, его вклада в общий результат труда советских поколений.[2] В культурно-историческом аспекте, особо обозначается происхождение белорусского народа от самобытной этнической общности до нации, осознающей свою принадлежность к восточнославянской цивилизации. Анализ этого документа требует отдельного исследования (вопросов по тексту много – ключевой – идеология не названа, а сведена к самобытности национального пути Белоруссии), однако, первым государством, которое признаёт необходимость идеологического обоснования государственной политики и принимает соответствующий документ – стала Республика Беларусь. Вне рефлексии в отношении новых типов войн и выстраивания соответствующего, в том числе, идеологического ответа, преодоление новых военных и политических вызовов не представляется возможным.

«Образ войны» обычно возникает «до» её начала, поддерживается во время войны и после Победы обретает довольно устойчивые культурные формы (мифы, стереотипы, «символические фигуры» памяти). Образ войны представляется серьёзной мировоззренческой основой в процессах создания нового формата мироустройства. Память войны проявляется в рамках дихотомии «добра» и «зла» (духовно-нравственный подход), так называемая метафизика войны, когда победитель представляющий безусловное добро устанавливает новый формат политических взаимоотношений.

Применим ли подобный подход к современным типам войн (гибридным, прокси-войнам, войнам в «серой зоне», ментальным, когнитивным, информационно-психологическим и др.) и как изменилась в условиях современных политических угроз память о Великой Отечественной войне? Почему «память о войне» и «память войны» связаны с совершенно различными пластами знаний? Можно ли вести речь о создании в 21 веке на основе «памяти войны» «нового прошлого» или битва за прежнее прошлое ещё не завершена и никогда не завершится? Приемлемы ли аналогии между современными политическими событиями и событиями Великой Отечественной войны? Как оформляется память о войне в сферах культуры и образования во время военного конфликта, после его завершения и после очередного переосмысления через десятки-сотни лет в русле создания «нового прошлого»? Почему формирование памяти о ближайшем прошлом наиболее трудная и одновременно приоритетная задача? В каких формах следует оформлять воспоминания/умолчания о незавершённых военно-политических конфликтах?

Память о войне представляет особый вид исторической памяти, памяти о роковом событии, которое разворачивает ход истории. Война (речь о священной справедливой войне) – это духовная мобилизация, когда «ангельские воинства приходят на помощь миру человеческому» (о.С.Булгаков), это проверка народного духа и одновременно величайшее бедствие. Сразу возникает вопрос: что понимать под священной справедливой битвой в условиях новых типов войн? Память войны – это философское измерение проблемы войны, это память о настоящем и будущем на основе прошлого. Память отечественных войн – особый вид памяти, позволяющий избежать роковых событий, при условии согласования содержания государственной политики с внешними угрозами в современном отражении их потенциального деструктивного воздействия.[4]

Память о Великой Отечественной войне для поколений, рождённых в Советском Союзе, не подлежит пересмотру, в отличии от поколений, рождённых в постсоветский период. Изменение памяти о Великой Победе происходило постепенно - через кинематограф (шире, культурные практики), через формирование исторического самосознания, в котором стала возможной ротация «добра» и «зла», через инструментальное использование патриотизма в политике и запуск дискурсивных технологий когнитивной войны. Первоочередная угроза когнитивной войны заключена в том, что её невозможно рассмотреть, она становится «видимой» в момент проявления последствий, в связи с чем политическая элита вынуждена «работать» уже с последствиями, пребывая в ситуации неучтённого научного прогноза. Когнитивная война направлена на изменение чувственного и теоретического уровня познания прошлого, ментальная война использует прагматизм, конформизм, индивидуализм человека потребительского общества и воздействует на культурную идентичность общества через подмену научных фактов и информационный гипноз. Информационно-психологическое воздействие представляет собой применение разнообразных технологий, основанных на манипуляции информацией и влиянии на психоэмоциональное состояние людей, на «пробуждении» совести, стыда, страха, ненависти и других самых ярких иррациональных мотиваций человека и их использовании в политических интересах. Таким образом, через образовательные и культурные практики подрывается вера нации (сначала вера человека) в собственные возможности, ломается воля, разного рода заблуждения становятся устойчивыми убеждениями.

Создание обширной нормативно-правовой базы, связанной с включением аксиологического и цивилизационного компонента в сферу государственного управления происходит в условиях жёсткой политической борьбы за каждое слово в документе, что приводит к принятию «сырых» по содержанию документов. Например, Указ № 314 «Об утверждении основ государственной политики в области исторического просвещения» (пункт 3 б)) не учитывает, например научную обоснованность и «красной», и «белой» версий истории (советской и эмигрантской историографии), да и в целом, несводимость памяти о прошлом к научной истории. При выстраивании патриотической континуальной истории народа важны не только история, но и философия, идеология, религия, искусство, повседневное знание с целью достижения единства российского общества и обеспечения национальной безопасности России.

Одной из определяющих причин изменения и образа Великой Отечественной войны, и Победы для ряда стран и народов стал антисоветизм (антикоммунизм), вообще любые проявления деструктивного отношения к советскому прошлому. В период Великой Отечественной войны помимо реального военного конфликта шла битва идей, битва политических проектов, идеологий. Коммунистическая идеология задавала и образ войны, и образ великой Победы, а СССР удерживал весь мир от развязывания новой гонки вооружений, ценой невероятных усилий граждан страны, подвига советского народа. Размывание статуса Великой Победы началось прежде всего в постсоветской России и до сих пор до конца не преодолено. Процесс размывания великого советского (неоднозначного сложного) прошлого коснулся не только интерпретации основных исторических событий, но и «символических фигур» памяти (Ленин, Сталин), что привело к очередному пересмотру героики и предательства, к созданию, по сути иного прошлого с целью конструирования нового будущего. Интерпретация революции 1917 года тоже изменилась - от великого исторического события, изменившего мир до национальной катастрофы и требования покаяния за причастность к революционным идеям. Пересмотру подвергаются причины начала Великой Отечественной войны, её ход, кардинально пересматривается роль личности в истории, происходит отказ от объективности в сторону оценочных суждений, создаются «чёрные» мифы о политиках, государственных деятелях советской эпохи. Антисоветизм становится не просто модой, а «билетом» для выстраивания стремительных карьер, в целом будущего народа и страны. Однако ускользает от общего внимания невозможность формирования патриотического мировоззрения в условиях такого пренебрежительного отношения к прошлому, когда вместо политики памяти и забвения (забвение неотъемлемое свойство памяти) предлагается «помнить всё».[1] Противоречие двух тенденций по вопросу оформления коллективной памяти о прошлом в культурном и образовательном пространстве – «помнить всё» и «помнить избирательно» – решается ситуативно на основе субъективации исторического прошлого, когда становится возможной подмена «героики» и «предательства» через актуализацию различного символического прошлого.

Более того, противостояние политических идеологий «коммунизм» – «фашизм» вообще «сброшено со щитов», новая политическая элита пытается сконструировать будущее, борясь и с теми, и с другими идеологическими проявлениями, вообще с идеологией как таковой, предавая забвению идеологическое измерение Великой Победы – советское, социалистическое, коммунистическое. Победа над фашизмом (национал-социализмом) 80 лет назад стала возможной, в известной степени, благодаря противостоянию политических идеологий «коммунизм» – «фашизм», поэтому битва с современными формами проявления неонацизма вне идеологического обоснования не представляется эффективной. Хотя эта тема, конечно, не сводима только к идеологическому измерению.

Стереотипность мышления, связанная с ошибочным сведением идеологии к узкому набору партийных принципов привела к отказу от неё в образовательном и культурном процессах. Формирование значимых ценностей в сферах культуры и образования полностью определяется мировоззрением кадрового потенциала, поэтому общего культурного и образовательного пространства не возникает. Особенности формирования патриотического мировоззрения, исторической памяти и героики в России не учитываются.

Смещение акцентов в оформлении памяти о Великой Отечественной войне с героики на трагизм происходит и в образовательном, и в культурном процессах – условно, при сохранении такой тенденции – «праздник со слезами на глазах» рискует превратиться в день памяти и скорби по погибшим в годы войны. Трансформация памяти о Великой Отечественной войне, безусловно, норма политического времени, однако существуют пределы трансформации памяти, не позволяющие подменить главную сущность значимого исторического события – Великой Победы советского народа.

В результате подмены исторических смыслов Победа присваивается союзниками, а преемница Советского Союза – Россия оказывается втянутой в «локальные» конфликты на территории постсоветского пространства.

 Инструментальное использование патриотизма в политике (и на Украине, и в России создана мощная патриотичная пропаганда борьбы за интересы Родины, подкрепленная соответствующими нормативно-правовыми документами об измене Родине – максимальный срок за измену России до 20 лет, за измену Украине до 15 лет) приводит к столкновению братских народов в чуждых политических интересах.

Оформление памяти о ближайшем военно-политическом прошлом в культурном и образовательном пространстве создаёт комплекс рисков, требующих их минимизации или устранения:

 - незавершённость военно-политического процесса;

 - ведение «новых» типов войн – гибридных, войн в «серой» зоне, ментальных, информационно-психологических, когнитивных и др., требующих использования нового научного и политического языка (разработан) в объяснении современной политической реальности;

 - противоречие между содержанием «организованной» исторической памяти и «живой» народной памятью;

 - отсутствие научной истории СВО;

 - активность памяти очевидцев современных событий (миллионы людей владеют информацией и знанием, которое кардинально отличается от содержания конструируемой версии исторической памяти);

- обладание русским (российским) народом особой памятью о трагизме братоубийственной гражданской;

- отсутствие документальной истории за частью экспонатов (музейные практики) отражает сущность современной войны;

- проведение «грубых» аналогий между современными политическими событиями и событиями Великой Отечественной войны.

Ведение информационно-психологической, ментальной, когнитивной войны приводит к формированию ненависти между братскими народами и закреплению конфликта в памяти поколений уже не на десятилетия, а на столетия, а возможно и навсегда, поэтому фиксация исторической памяти в культурном и образовательном пространстве о происходящих событиях требует особой деликатности, осторожности, научной дипломатии и своевременности.

Как в этих условиях сохранить единство российской (русской, славянской, советской) цивилизации, как не допустить исчезновение объединяющего советского прошлого? Как вернуть «братские» народы в единое поле истории и культуры? Каким образом оформлять память о ближайшем военно-политическом прошлом с учетом желаемого великого будущего российской цивилизации, Союзного государства? Как избежать «большой» войны, которая начнется ориентировочно к 2030 году (и российский, и американский прогнозы совпадают) [5]и продлится около 30 лет с выходом на новый технологический уровень?

Нельзя не учитывать крайне спорную позицию ряда ученых, которые уже проанализировали возможность «пирровой Победы» для России (связанной с длительным восстановлением новых территорий) и считают, что остановить Третью мировую войну может только возможное применение ядерного оружия – «…в целом потенциально гораздо более справедливом мире останется необходимость усиления «предохранителя», опоры на ядерное сдерживание-устрашение. На сцену выйдут новые гиганты, которые неизбежно будут соперничать. Активизация ядерного фактора с вселяемым им ужасом необходима для предотвращения перерастания неизбежного соперничества в войны. Поэтому, если ядерное оружие и придётся (не дай Бог!) применить, нужно чтобы удар был достаточно массированным».[6]

Постановкой этих вопросов, на которые безусловно, есть ответы, мы хотим завершить данную статью, ввиду ограниченности объёма и оставить пространство для дальнейших научных исследований.

Татьяна Викторовна Беспалова, доктор философских наук, кандидат политических наук, доцент

 

Литература

  1. Национальная память в эпоху перемен. Монография/ Т.В.Беспалова, С.П.Поцелуев, В.Н.Расторгуев; отв.ред. Т.В.Беспалова. – М., 2021 – 208 с.
  2. Директива Президента Республики Беларусь. О реализации основ идеологии белорусского государства. Минск, 9 апреля, 2025. URL: 64630.1744203438.7b044f240f.pdf Дата обращения 13.04.2025
  3. Ластовский А. Специфика исторической памяти в Беларуси: между советским прошлым и национальной перспективой. URL: Специфика исторической памяти в Беларуси: между советским прошлым и национальной перспективой Дата обращения 10.04.2025.
  4. Беспалова Т.В. Память русского народа о войне 1812 года и память «отечественных войн» в XXI веке//Война 1812 года через призму столетий: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 210-летию Отечественной войны 1812 года и 210 –летию первой победы российских войск под Кобрином над войсками Наполеона (18 ноября 2022 г., г.Кобрин)/ Учреждение культуры «Кобринский военно-исторический музей имени А.В.Суворова; (редкол.: Е.В. Бабенко)». – Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2024. – С.46-51.
  5. Беспалова Т.В. «Знание-власть» в контексте идеологического обоснования управленческих процессов и будущего России/Союзного государства. URL: «Знание-власть» в контексте идеологического обоснования управленческих процессов и будущего России / Союзного государства
  6. Караганов С. Как не допустить Третьей мировой// Россия в глобальной политике. 2023 № URL: Как не допустить Третьей мировой - Сергей Караганов Дата обращения 14.04.2025.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Викторовна Беспалова
Все статьи Татьяна Викторовна Беспалова
Великая Отечественная война (1941-1945)
Украина будет терять территорию за территорией
Боевые действия постепенно распространяются на Харьковскую и Сумскую области, потому что украинское руководство в поисках выхода из военного кризиса попыталось совершить глубокие набеговые операции
07.06.2025
Подлинного братства связующая нить...
Об аналитическом сборнике «Победили вместе: советская Средняя Азия в годы Великой Отечественной войны»
07.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Чтобы мы не вымирали»
Новый комментарий от РОНОЛ
11.06.2025 19:58
Годовщина падения Константинополя
Новый комментарий от Русский Иван
11.06.2025 19:51
Провокация разыграна словно по нотам
Новый комментарий от С. Югов
11.06.2025 19:36
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Константин В.
11.06.2025 19:25
Женихи перевелись?
Новый комментарий от Алекс
11.06.2025 17:10
Для Масков «Москва – Третий Рим» может стать их выбором
Новый комментарий от Русский Иван
11.06.2025 14:27