Модуль «Основы российской государственности»

Проблемы включения в образовательный процесс

Русская школа 
0
650
Время на чтение 3 минуты
Фото: delo.ranepa.ru

В материалах, спущенных в ВУЗы, на 60-70 % курс повторяет содержание школьного курса обществознания и истории.

Главная цель введения этого модуля — дать молодежи знание, которое сформирует представление о самобытности российской цивилизации, создаст ощущение вечности русской национальной идеи.

Курс не имеет отношения к идеологии, цивилизационная теория разработана в рамках русской философской школы, как и аксиология, поэтому дискуссии по поводу кадрового обеспечения модуля (между историками и философами) не имеет смысла, и те, и другие должны быть задействованы в пределах своей компетенции.

Однако вопросы по содержанию курса, даже после прослушивания видеолекций и тестирования преподавателей, не сняты.

1. По содержанию есть 2 пути. 1) Метапрограмма (сложный, но эффективный путь) — предполагает включение в уже читаемые дисциплины (история, философия, политология, социология и др.) цивилизационное и аксиологическое содержание.

2). Отдельная дисциплина «Основы российской государственности» распределяется по кафедрам (философии, истории, политологии и др.), на усмотрение руководства ВУЗа с учётом кадров. Читать этот курс должны яркие спикеры, имеющие уважение и признание в коллективах и молодежных аудиториях.

Сейчас в некоторых ВУЗах происходит сокращение нагрузки на философию, политологию с целью «вместить» в освобождаемые часы новую дисциплину, хотя Министерство образования и науки РФ должно было предусмотреть эту проблему.

2. Кадровая проблема. Очень мало учёных работает в цивилизационной парадигме. Сформировать кадры за лето (период отпусков) было практически невыполнимой задачей. Восприятие цивилизационного подхода как альтернативы формационному подходу связывают с изменением мировоззренческой парадигмы. Возникают никому не нужные научные дискуссии о соотнесении научных подходов, которые в пространстве науки паритетны, но с точки зрения их использования в сфере государственного и политического управления — не равны. Вопрос — как эта проблема будет решаться в молодежных аудиториях? Какое знание о российской цивилизации будет актуализировано? Россия — самобытная православная цивилизация? Россия — европейская цивилизация? Россия — евразийская цивилизация? И так далее…

Мировоззренческие основания цивилизационного подхода не учтены, а кадры разнообразны по политическим убеждениям (либералы, консерваторы, социалисты и др.), что означает различную трактовку и ценностей, и цивилизационного будущего России.

Содержательная проблематика курса напрямую связана с кадровой проблемой.

3. Дополнительная учебная нагрузка не выделена на эту дисциплину, её включение в образовательной процесс за счёт философии и других дисциплин уже вызвало протест и отторжение среди преподавателей.

4. Политические риски связаны с региональной спецификой («красные» регионы, либеральные, приграничные и т.д.). Понятие «российская цивилизация», «Русский мир» по-разному осмысливаются в регионах и преодолеть какие-то уже сложившиеся традиции — задача неблагодарная. Как с этим быть?

5. Мировоззренческая проблема. Курс претендует на формирование национального мировоззрения молодежи? Какого? В рамках какой идеологической парадигмы будет транслироваться знание о ценностях российской цивилизации? Кто просчитал риски чтения этой дисциплины? О чём читать? О какой национальной идее? Дискуссии не прекращаются между богословскими и светскими, философскими и историческими, научными и политическими дискурсами.

С учётом того, что через образовательные практики сейчас происходит запуск деструктивных процессов, необходимо серьёзно продумать содержание курса, иначе 2 года хватит для формирования протестного потенциала молодежи в отдельных регионах страны… Как? Через аксиологию — через формирование доверия к власти в условиях его отсутствия, через формирование справедливости в ситуации колоссального социального неравенства, через формирование патриотизма в условиях мировоззренческого раскола молодежи по поводу отношения к СВО, мобилизации, разделению Родины и власти и т.д.

Сценарии, которые сейчас запускаются в России (через патриотику, безопасность, идеологию, аксиологию) кажутся безобидными, а на самом деле несут серьёзную угрозу общественной и национальной безопасности страны.

Считаю, что без серьёзной доработки содержания курса «Основы российской государственности», без решения мировоззренческой(?) и кадровой проблемы, прогнозирования и учёта рисков — он не просто не будет формировать национальное мировоззрение молодежи, а может нести деструктивную функцию. А с учётом уже потраченных немалых бюджетных средств на эту инициативу остаётся не ясным — почему преподаватели должны были во время своих отпусков бесплатно дорабатывать то, что не предусмотрели авторы инициативы?!

Беспалова Татьяна Викторовна, доктор философских наук, кандидат политических наук, доцент

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Беспалова
Патриотизм как образовательная и политическая задача
В условиях современных внутренних и внешних угроз Российской цивилизации
19.09.2023
«Русское как советское и советское как русское»
В процессах возрождения Союзного государства в новом идеологическом измерении
02.05.2023
Цивилизационная тема взята на уровне государственной политики
К осмыслению итогов юбилейного Всемирного Русского Народного Собора
05.11.2018
Все статьи Татьяна Беспалова
Русская школа
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 03:02
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.04.2024 01:54
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56