Как связано формирование патриотического мировоззрения с реализацией государственной культурной, образовательной и национальной политики? Почему приоритеты культурной и образовательной политики всегда определяли и будут определять в России социальный статус тех, кто служит Отечеству? Каким должно быть содержание молодежной политики, чтобы воспитать подлинного патриота России?
В настоящее время девальвация патриотизма как ценности в молодежной среде во многом связана с формализованным подходом к проведению мероприятий патриотической направленности, что отчасти обусловлено отсутствием межведомственного взаимодействия в сферах образования, культуры, национальной и молодежной политики, политики просвещения. В этой связи возникает необходимость выработки ряда предложений с целью повышения значимости ценности понятия «родина» для граждан России, развенчания «черных мифов» о России, создания условий для обеспечения преемственности эпох и поколений. Формирование патриотического мировоззрения напрямую связано с возрождением общей исторической памяти российского народа, культурных и образовательных традиций с учетом современных внешних внутренних угроз в отношении России.
Использование манипулятивных технологий в отношении молодежи, политическое разыгрывание «трудных вопросов» и «болевых точек» отечественной истории в антинациональных интересах, отсутствие единой государственной политики по формированию общей исторической памяти российского народа обусловлено межцивилизационным противоборством в поле культурных и образовательных смыслов. Эти проблемы в разной степени касаются всех регионов России, а их решение напрямую связано с обеспечением национальной безопасности России.
На момент написания данной статьи находится на стадии завершения научно-экспертная работа в Сибирском Федеральном округе (далее СФО), целью которой является повышение эффективности работы, направленной на формирование патриотического мировоззрения и укрепление межведомственного взаимодействия в указанных сферах. СФО выбран в качестве пилотного региона не случайно, Сибирь сильна своими традициями.
Исследование затрагивало следующие вопросы:
- культура – театры, музеи, кинематограф, библиотеки и т.д. (интерпретация значимых для патриотического мировоззрения исторических событий в рамках реализуемых культурных мероприятий);
- школьное и высшее образование (единая трактовка истории Российского государства, перечень «проблемных вопросов» истории);
- национальная политика (формирование культурно-исторических смыслов гражданской идентичности, проблема соотношения этнокультурной, национальной в гражданском понимании и цивилизационной идентичности);
- молодежная политика (формирование конструктивного мировоззрения без упрощения картины исторического прошлого, использование новейших информационных технологий, выработка «иммунитета» к манипулятивным технологиям);
- политика просвещения (качественная пропаганда актуального знания в сферах культуры, образования, национальной, молодежной и информационной политики);
- патриотическое воспитание (системная работа по согласованию содержаний культурной, образовательной, просветительской, национальной, молодежной и информационной политики).
Каждый регион должен был обозначить перечень предпринятых мер и мероприятий в регионе в указанных сферах за последние 5 лет – название мероприятий, их содержание и достигнутый результат. Какие проблемы возникали в процессе достижения поставленного результата? Какие мероприятия вызвали наибольший общественный резонанс, почему? Какие мероприятия наиболее близки для культуры нашего народа, почему? Какие мероприятия были разрушительными для общей исторической памяти, солидарности и единства народа? Какие мероприятия направлены на формирование цивилизационной/гражданской/этнокультурной идентичности и чему отдается приоритет в регионе? Какова региональная специфика формирования патриотического мировоззрения?
Следующим этапом работы было обозначение перечня проблем патриотического воспитания в указанных сферах и механизмов их решения: Формулировки проблем должны были быть проиллюстрированы эмпирическим материалом. Насколько нижеперечисленные проблемы актуальны для каждого региона?
- формализация патриотического воспитания в регионе;
- неприятие официальных государственных форм проявления патриотизма;
- политическое противоречие и некорректное восприятие понятий «родина», «власть», «страна», «государство»;
- распространение «черных» мифов о России;
- решение «трудных вопросов» истории (гражданская война, Гулаг, репрессии и др.)
- формирование общей исторической памяти;
- интерпретация отечественной истории в указанных сферах и русской, российской (в том числе советской) культуры (театральные постановки, выставки, музейные композиции, праздники и памятные даты и др.);
- соотношение регионального и государственного патриотизма («малой» и «большой» родины);
- привлекательность региона как «малой родины»;
- коррупция в регионе как причина девальвации ценности служения;
- доступность культурных благ (социальные, экономические);
- привлечение молодежи к культурным благам;
- проблема получения качественного фундаментального образования;
- проблема трудоустройства, приобретения жилья, в целом социальной защиты жителей в регионе как определяющая причина протестных настроений в молодежной среде («я люблю свою родину, но должен признаться, что толку в ней никакого нет»);
- проблема по организации досуга в молодежной среде (спорт, научные и культурные центры и т.д.);
- недостаточная профилактика экстремистких (неоязычески и пр.) движений;
- использование патриотической лексики в политических целях (организация протестов и пр.);
- пропаганда сепаратизма, этнического превосходства; религиозного фундаментализма;
- проявление русофобии (в том числе и к советскому прошлому) в самых различных формах – религиозных, культурных, политических;
- проблема отсутствия межведомственного взаимодействия в сферах культуры, образования, национальной, молодежной политики, политики просвещения.
Итогом этой работы будет формирование единой концепции патриотического воспитания, требующей вернуть ценности служения достойный статус. В условиях межцивилизационного противостояния на исторической территории России, гибели людей за право на культурно-историческую близость к России, ценность служения приобретает особый исторический смысл.
Парадоксом постсоветской эпохи становится активизация деятельности государства по формированию патриотического мировоззрения, традиционных нравственных ценностей в условиях их тотального разрушения на уровне культурных и образовательных практик, наличия серьезных противоречий в процессах формирования и укрепления российской гражданской идентичности и гражданского единства российского общества. Огромное значение в данном контексте приобретает соотношение цивилизационной, национальной (в гражданском смысле) и этнокультурной идентичности и обеспечение их гармонизации. Цивилизационная идентичность практически утеряна на уровне повседневного сознания, а ее возрождение (или обретение) представляется сложной политической задачей, требующей не только воли национальной элиты, но и последовательных действий на уровне реализации нового содержания государственной политики.
Патриотизм не сводим только к служению Отечеству и защите государства, но и требует отстаивания исторически сложившегося духовного и нравственного уклада русской, российской жизни. Служение России предполагает защиту на уровне государственной политики исторически сложившегося представления о социальной справедливости.
Патриотизм как образовательная задача требует возрождения отечественных образовательных практик во взаимосвязи с повышением роли русской культуры (российской, советской) и русского языка как важнейших условий активизации интегративных процессов культурно-цивилизационного пространства России. Нельзя забывать, что сочетание российской государственной мощи с доминированием западных идей в сферах образования и воспитания, в конце концов, приводит к подрыву цивилизационных основ российской государственности.
Патриотизм как политическая задача требует коллективного признания национального предательства (подписание Беловежских соглашений) и как его следствия – последующий раскол русского народа, конфликты на границах бывших советских республик. Возрождение общей исторической памяти, возвращение в мировую историю субъекта политики, истории и культуры; проведение исторической политики, соответствующей системному вызову в отношении российской цивилизации; разработка идейно-теоретического обоснования интеграции народов, культур и государств с целью снижения конфликтности и возвращения смыла национальному бытию русского (российского) и других народов России и постсоветского пространства.
Идея Русского мира может стать определяющей в процессах постепенного добровольного объединения потерявших свою целостность земель, частей большого целого. Речь о мирном восстановлении общего культурно-цивилизационного пространства, о культурно-историческом единстве славян (русских, украинцев, белорусов или великороссов, малороссов, белорусов).
По словам президента России «русские оказались самой большой разделенной нацией в мире сегодня»[1], это необходимо учесть и суметь выразить национальную идею России, не умалчивая о масштабах произошедшей цивилизационной катастрофы и не игнорируя собственную национальную и этнокультурную идентичность.
В свое время в одном из обращений к Бенкедорфу Уваров писал: «Будем надеяться, что высокая мудрость Монарха просвещенного, справедливого и патриотичного облегчит его стране путь развития в форме, наиболее соответствующей ее природе. Будем надеяться, что люди, призванные ему помочь, поймут, наконец, положение государства, которое своей политической формой, своей организацией, своим положением опровергает все теории и для которого неприменимо почти ничего из того, что делается или задумывается в Европе».[2] Просвещенность, справедливость и патриотизм — важнейшие сущностные характеристики русской власти, определяющие специфику государственного и политического устройства России во все времена.
Государственный патриотизм — это деятельность органов государственной власти по осуществлению культурной, образовательной, национальной, информационной и внешней политики России, соотносимой по содержанию с социокультурным запросом народа, историческими традициями и политическими вызовами; это реализация политики, которая будет близка к подлинному предназначению государства, целью которого является реальное народосбережение и сохранение российской цивилизационной идентичности, политики, которая четко обозначит ориентиры нового фундаментального интегративного политического проекта(в том числе включающего Евразийский проект, проект воссоединения славянских народов в рамках Союзного государства или идейно-теоретического обоснования интеграции народов постсоветского пространства на основе общей исторической памяти и пр.), в реализации которого будет задействован весь народ.
Список литературы: 1. Интервью В.В. Путина Оливеру Стоуну 13 июня 2017 года [Электрон. ресурс]. URL (дата обращения: 11.04.2018); 2. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 25.
Беспалова Татьяна Викторовна, доктор философских наук, кандидат политических наук, доцент