29 апреля в Омске состоялось заседание Омского отделения Изборского клуба. Темой первого заседания стала повестка, заданная известным писателем, главным редактором газеты «Завтра», председателем Изборского клуба Александром Андреевичем Прохановым: «Генерал Д.М.Карбышев, как новый русский святой». Образ героического генерала, масштаб личности которого заслуживает глубокого изучения, является неким символом региона. В этот день в заседании приняли участие московские эксперты: член Изборского клуба Владислав Шурыгин, политический и общественный деятель Сергей Бабурин, омские интеллектуалы, профессоры, депутаты. Принял участие в мероприятии член Изборского клуба, руководитель Брянского отделения Владимир Рыбаков. В своём выступлении он предлагает поразмышлять, что такое гражданское мужество и патриотизм, императив или пережиток?
Жизнь и судьба генерала Д.М.Карбышева в контексте современной российской действительности представляются мне явлением исключительным и знаковым. Это обусловлено, прежде всего, тем, что с точки зрения сегодняшнего обывателя, воспитанного на ценностях потребительского общества, подвиг генерала Карбышева является проявлением иррационального начала, неподдающегося пониманию. Генерал Карбышев как бы представитель иного мира, иных систем ценностей. Родившийся в Российской империи в семье военного чиновника он навсегда связал свою судьбу с делом служения Отечеству, не разделяя его на «красное» и «белое», на имперское и советское.
Талант молодого офицера впервые ярко проявился уже в русско-японскую кампанию - Карбышев укреплял позиции, наводил мосты через реки, устанавливал средства связи и проводил разведку боем. Но за свободомыслие в 1906 году поручика Карбышева уволили со службы. Правда, ненадолго - командованию хватило ума понять, что специалистами такого уровня разбрасываться не стоит. Впоследствии, он опубликовал более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству и военной истории.
Во время революции подполковник Карбышев не метался, а сразу вступил в Красную Гвардию. Он всю жизнь был верен своим взглядам и убеждениям, от которых не отрекался. Знания Карбышева были востребованы и в совестко - финской войне, где он в составе группы заместителя начальника Главного военно-инженерного управления по оборонительному строительству вырабатывал рекомендации войскам по инженерному обеспечению прорыва линии Маннергейма.
Блестящая карьера кадрового офицера героически прервалась во время Великой Отечественной войны, когда его мужество и гражданская позиция стали предметом восхищения и глубочайшего уважения всех патриотов нашей Родины. В августе 1941 года, будучи контуженым, он попадает в плен, немецкое командование было убеждено: Карбышев среди большевиков - человек случайный. Дворянин, офицер царской армии, он с лёгкостью согласится перейти на их сторону. В конце концов, он и ВКП(б) вступил только в 1940 году, видимо, по принуждению. Однако очень скоро нацисты обнаружили, что Карбышев - крепкий орешек. 60-летний генерал служить Третьему Рейху отказывался, выражал уверенность в конечной победе Советского Союза и ничем не напоминал человека, сломленного пленом. Скоро убедившись, в бесперспективности своих попыток, немецкое командование решилось на более «изысканный» способ склонения к сотрудничеству. Генералу предлагалось освобождение из лагеря, возможность переезда на частную квартиру, а также полная материальная обеспеченность. Ему будет открыт доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии, предоставлена возможность знакомиться с другими материалами в интересующих его областях военно-инженерного дела. При необходимости гарантировалось любое число помощников для обустройства лаборатории, выполнения опытно-конструкторских работ и обеспечения иных мероприятий научно-исследовательского характера. Результаты работ должны стать достоянием немецких специалистов. Все чины германской армии будут относиться к Карбышеву как к генерал-лейтенанту инженерных войск германского рейха.
Дмитрий Михайлович отлично понимал, что это, скорее всего последнее предложение. Понимал он и то, что последует за этим отказом. И тем не менее он заявил: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».
После этого отказа гитлеровцы поставили на генерале крест, определив его как «убеждённого, фанатичного большевика, использование которого на службе Рейху невозможно». Карбышева отправили в концентрационный лагерь Флоссенбюрг, где стали использовать на каторжных работах особой тяжести. Один из советских пленных потом вспоминал, что Карбышев умел поднять настроение даже в самые тяжёлые минуты. Когда пленные трудились над изготовлением могильных плит, генерал заметил: «Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше надмогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте».
И наконец, последние слова генерала, в минуту приближающейся гибели, были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную участь: «Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!».
Эти слова истинного патриота и человека преисполненного мужества вызывают восторг и глубочайшее уважение. В этом поступке есть высшая степень благородства и нравственной чистоты, которая соседствует с элементами святости. Нечто подобное было продемонстрировано героем Куликовской битвы - Александром Пересветом, который снял с себя доспехи и остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.
Сегодня Россия «задыхается» без таких людей. Людей такого духа, как генерал Дмитрий Михайлович Карбышев. Любовь к своему Отечеству, к народу для него была решающим фактом. И здесь я хочу вернуться к той мысли, которую я высказал в начале выступления. Является ли патриотизм, гражданское мужество, самопожертвование с точки зрения нынешнего состояния общества приемлемым императивом или это все больше понимается как пережиток прошлого, воплощение архаики?
Отсутствие государственной идеологии, закрепленной статьей конституции РФ, приводит к тому, что превалирующей формой сознание становится культ безудержного материального стяжательства и духовной распущенности часто именуемое «правами человека». Ценность человеческой личности сегодня определяется не поступком, не заслугами, не творческим статусом, а количеством финансовых возможностей и имущества. Происходит «монетизация» человеческой личности. Деградация современного мира приводит еще и к тому, что поборники толерантности и гендерного равенства принуждают общество принять и признать все аномальное как равное. Растабуировать все сакральное, запустить технологию внедрения в общество любой неприемлемой идеи, через стадию ее общественной нормализации, а впоследствии, запрещения любого ее осуждения на уровне закона. Именно это и происходит на наших глазах с подачи либеральных адептов. Права человека гипертрофируются и превращаются порой в низменные желания индивида со всеми вытекающими последствиями. На этом фоне жертвенность ради высоких идеалов таких личностей как Карбышев это вызов современному конформистскому сознанию с его культом равнодушия и эгоизма. Карбышев, безусловно, обладал признаками пассионарной личностью, смог преодолеть порабощающий инстинкт самосохранения и совершить акт беспримерного мужества и героизма.
Сложно судить, был ли генерал Карбышев «святым», с точки зрения религиозных канонов, об этом более определенно могут высказаться служители культа, но с точки зрения гражданственности и патриотизма, Дмитрий Михайлович, безусловно, святой мученик, положивший жизнь на алтарь Отечества. Возможно, когда-нибудь будет создан пантеон всех героев, мучеников и святых в земле Российской просиявшей, и там, я уверен, имя генерала Карбышева займет достойное его жизни и поступков место.