И снова про Русскую мечту

Размышление о современной идеологии

0
844
Время на чтение 5 минут

Новое интеллектуальное увлечение, если не сказать наваждение, овладевает умами российской нелиберальной общественности, уставшей от унылой серости официальной идеологической доктрины так талантливо просто сформулированной одним маститым политическим деятелем: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России». Согласитесь, тезис завораживает своей прямолинейной тождественностью и доходчивостью, но в то же время он так гадливо подобострастен и до неприличия услужлив. В самом деле, сводить существование тысячелетний страны, сумевшей пережить величайшие исторические катаклизмы и обогатившей мировую цивилизацию значительными культурными, техническими, социальными явлениями, к феномену жизнедеятельности к одной, может быть, даже незаурядной, личности было бы явным упрощением, если не сказать большего. А потому весь «русский мир», оставив нерешённые глобальные проблемы, неразгаданные смыслы и глубинные сакральные вопросы, кинулся искать или даже возрождать утраченную метафизическую «жар птицу» – Русскую мечту!

Само по себе это явление достаточно отрадное и позитивное, внушающее определённый оптимизм и веру в духовные силы русского народа, в его нерастраченный внутренний потенциал, в его высшее предназначение ещё нераскрытое историей и ожидающее своего часа. Все великие цивилизации и народы имеют в своей основе мифологию как фактор самоидентификации, как главный признак собственной значимости и исключительности. Что стоил бы еврейский народ, с его многовековой традицией и колоссальном влиянием на мировую историю, без основополагающей идеи о богоизбранности – главного принципа иудейской религии. Смог ли он не то что само реализоваться, а просто сохраниться, не исчезнув во мраке веков? Или наш великий восточный сосед – Китай, который иногда называют поэтичным термином «Поднебесная». Данное слово имеет не только художественный смысл, оно, согласно китайской философии, используется как синоним цивилизации и порядка, т.о. подчеркивая место и значение китайского социума в мире. Этот факт свидетельствует о явной претензии на китайскую неповторимость и уникальность, если не сказать большего.

Между тем, попытка обретения «Русской мечты» - это и очевидный признак кризиса современного русского сознания, его упадка, трагедии, вызванных бесплодным поиском (даже условных) основ национальной идеи, смысла существования, образа будущего. Мировоззренческая пустота российского социума, закреплённая статьёй Основного закона об отсутствии в стране официальной идеологии, превращает общество в пластичный материал, ждущий своего творца, способного создать новую российскую этнографическую реальность. Кто будет этот демиург? Каковы будут его намерения? Страшные, роковые вопросы, отдающие каким-то фатальным предопределением и зловещим предчувствием.

Причины очередного тупика русской мысли кроются в геополитической катастрофе минувшего столетия, вызванной распадом Советского Союза и повлекшей за собой смутное время духовной и нравственной капитуляции, рабствования, заискивания перед чуждыми моральными ценностями и авторитетами. Данная проблема и сегодня всё ещё не преодолена и вызывает явные интеллектуальные «метастазы». Россия в своей сути создавалась как государство или цивилизация, имеющая мессианское начало, устремленная в будущее, в мечту, нуждавшееся в чрезмерном человеческом напряжении, трагизме и жертвенности.

Московия, как единственное православное царство в мире («Третий Рим»), эволюционировала в Российскую империю и далее в Советский Союз – государство, устранившее эксплуатацию человека человеком и озвучившее почти евангельский «Моральный кодекс строителя коммунизма». По сути, это, прежде всего, мировоззренческие проекты, имеющие явное сходство с религиозными доктринами. Обе эти реальности конструировали виды исторической России, формировали её уникальную государственность и неповторимость.

При всей непохожести данных исторических форм в их основе лежали поиски «инобытия», божественной, абсолютной правды и попытка обрести её в действительности. В этом смысле легендарный, ушедший под воду, «град Китеж» и страна «Беловодье» являются отражением главной ментальной черты русского народа – надежды на изыскание скрытой, мистической гармонии, имеющей все атрибуты «земного рая», волшебного «Эдема».

Потуги отечественных либералов привить гражданам России т.н. нормы цивилизованного мира, основанного на принципах безусловного материального стяжательства, толерантной вседозволенности и, наконец, современного гуманизма в основе которого лежит принцип «религия человечества или без Бога, или против Бога» (С.Н.Булгаков), привели к имманентному народному протесту, апокалиптическому бунту выразившемуся в массовой депопуляции населения, в экономической разрухе, нравственном растлении и невиданной со времён революционных потрясений эмиграции активной части нации.

Но, отвергнув во многом ментально чуждую антинациональную доктрину, российское общество не сумело сформулировать иную идеологическую парадигму, которая смогла бы гарантировать ему духовную независимость и привлекательность будущего, т.е. «Русскую мечу». Необходимо отметить, что феномен «Русской мечты» как всеобъемлющий, всемирный, гуманитарный проект будущего глобального мироустройства, – это то немногое, что сегодня может еще предложить Россия человеческой цивилизации. Других конкурентных преимуществ в 21-м веке страна не имеет. Экономическая и технологическая отсталость, демографическая яма, социальная архаика делает наше Отечество крайне «немодной» и «нетрендовой» страной, застрявшей между двумя главными центрами притяжения и динамики современного мира – Западом и Китаем.

Сложно предугадать, овладеет ли данный процесс (обретение «Русской мечты») широкими слоями российской общественности, «зажжёт» ли он её или будет медленно «тлеть» пока совсем не зачахнет под порывами новых фундаментальных вызовов. Но, тем не менее, уже сегодня дискуссия началась и продолжается. Среди прочего, наиболее часто употребляется несколько терминов или определений, которые как кажется авторам имеют под собой характерные, родовые признаки «Русской мечты», среди них: общественная солидарность, соборность и даже революция. Однако, превалирует, и это очевидно, другое понятие – справедливость. Россия, по мнению многих авторов, должна открыть миру высшую справедливость, абсолютную правду которая и поднимет нашу Родину на невиданную доселе высоту.

Справедливость (или правда) - это морально-нравственная категория, имеющая в своей основе «нездешнюю» природу, включающая в себя множество ипостасей и толкований. Справедливость – это атрибут Бога, познать который удаётся, возможно, только узкому кругу избранных, посредством духовного подвига и отчаянного самопожертвования. В самом деле, что более справедливо – «каждому своё» или «от каждого по способностям, каждому по потребностям»? Не смущают ли вас однозначные ответы, на подобного рода вопросы? Более того, некоторые выдающиеся умы вообще указывали на определённую эфемерность, иллюзорность данного понятия и трактовали его как «модус мышления», который проявляет себя только в деятельности и существовании государства (Спиноза).

На протяжении веков, под знаменем справедливости, в том числе, творились преступления и совершались деяния, от которых современному человеку становится крайне неловко и даже омерзительно. В свою очередь, будущие поколения, возможно, крайне нелестно оценят сегодняшнюю справедливость человеческого общества, его деяния и мораль. Открыть миру подлинную справедливость – это значит, по большому счёту, совершить новый религиозный переворот, метафизическое потрясение, которое кардинально изменит облик всего человечества.

Но возможна ли такая духовно-нравственная революция, в реальном мире, учитывая крайне противоречивые «качества» человеческой субстанции вообще, её несовершенство и наконец «проклятие первородного греха» (если вы конечно не лишены религиозного опыта)? Высота поставленной проблемы (приобщение к истинной справедливости) требует соответствующих исполинов, пророков, гениально одержимых личностей, способных вызвать смятие, оторопь и любовь к своим идеалам. Но вот что беспокоит меня: «Найдутся ли они среди нас»?

Владимир Андреевич Рыбаков, аналитический центр «Копьё Пересвета», Брянск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Рыбаков
Политический режим в России является вполне оправданным
Мысли, навеянные осенней хандрой и коронавирусным психозом (Россия. Провинция. 2020)
25.05.2021
Внимайте великим!
О загадке предназначения России
29.07.2019
Пророки и Отечество, или Сурковские чтения
Владимир Рыбаков предлагает свою интерпретацию известной статьи бывшего главного идеолога Кремля
01.10.2018
И невозможное возможно
Владимир Рыбаков о загадке русской души
14.04.2018
«Русский крест» — попытка нового прочтения
Вся история нашей страны от «третьего Рима» до «красной Москвы» пронизана поиском и воплощением богоискательства
03.01.2018
Все статьи Владимир Рыбаков
Последние комментарии