Известно ли вам, что гений немецкой и мировой философии – Георг Гегель в очередной раз абстрагируясь от действительности, среди прочего, изрек известную фразу: «Существование государства, – это шествие Бога на земле»? Авторитет вышеназванного мыслителя столь высок и незыблем, что данное высказывание можно считать аксиомой, сомневаться в истинности которой было бы крайне неразумно для каждого хоть немного уважающего себя дилетанта. Смысл этого тезиса раскрывается в другом фундаментальном афоризме именитого мыслителя, а именно: «Всё действительное разумно, все разумное действительно». Переведя всю эту «заумь» на язык среднестатистического россиянина можно констатировать очевидную истину, которую выразил философ – мы живем в самом совершенном из всех возможных миров и другого быть не может. Одним словом, сам факт существования (в том числе и государства под именем Россия) есть констатация предельной безупречности и другого не дано. Подобные сложно постижимые изыскания вдруг нахлынули на меня, когда я обнаружил на страницах российских интернет-изданий очередную порцию абсолютно убийственной для российских властей данных экономической статистики, а именно: «Реальные денежные доходы россиян в первом полугодии 2019 года снизились на 1,3%, отчитался Росстат. С небольшим перерывом доходы населения падают с 2014 года. Выйти на рост по итогам текущего года не удастся, считают эксперты» (по данным РБК).
Последний раз подобное происходило в т.н. «лихие 90-е», о которых теперь вспоминают как о позорном периоде современной российской истории. И вообще, по мнению многих экспертов российская экономика не способна обеспечить прирост ВВП даже на уровне среднемировых показателей, а это приводит к хроническому отставанию РФ от стран-конкурентов. Если вдруг случится что эти прогнозы окажутся верными, то в «сухом остатке» будет только то, что уровень жизни подавляющей части населения России вероятно будет уподобляться жителям стран т.н. «третьего мира» со всеми вытекающими последствиями и перспективами. Мы всё больше будем превращаться в отсталую провинциальную страну, т.е. цивилизационная привлекательность России как державы или геополитического проекта будет стремиться к нулю в силу её неприглядной социальной архаики, экономической отсталости и отсутствия новых, религиозно-мессианских доктрин, претендующих на глобальность.
Сегодня, наша страна мало что может предложить человечеству кроме былого культурно-исторического величия подаренного миру нашими славными предками, современной разветвленной сети трубопроводов, качающих за границу углеводороды и ядерной триады, стоящей на страже нашего бесценного суверенитета. Другими очевидными конкурентными преимуществами постсоветская Россия к сожалению, не располагает. Мы уверенно шагаем на задворки человечества под «сурковские» заклинания про «Одиночество полукровки» и «Долгое государство
Путина». Аналогии грустные если не сказать обескураживающие. Между тем, не стоит считать, что нарастающая отечественная безнадёга в том числе по качеству жизни – это исключительно примета нашего времени. «Если сравнивать потребление у нас и в Европе, то средний размер его на душу составит в России четвертую или пятую часть того, что в других странах признается необходимым для обычного существования», – констатировал в 1899 году министр финансов России Сергей Витте. Согласитесь, традиция налицо. Возможно в этом беспросветном человеческом неблагополучии, игнорировании элементарных людских потребностей стоит искать определенные предпосылки всех революционных потрясений минувшего столетия таких как октябрь 1917 и август 1991 годов.
Однако причём тут один из творцов немецкой классической философии? Не спешите. Мне вновь хочется вернуться к Гегелю и сделать определённый вывод из его блестящего прозрения о сути предназначения государства. Я позволю взять на себя дерзость трактовать немецкого классика. Так вот, если он (Гегель) прав, и государственность в своей основе явление сакральное, то по воле или по милости Божьей нашему народу не дано естественного права или предназначения на простое человеческое, личное или если угодно мещанское жизнесуществование, – пребывать в материальном достатке, спокойствии и благоденствии, иначе он не создавал бы страну имеющую за плечами тысячелетнюю историю и занимающую одну шестую часть суши.
Вглядитесь в русскую хронологию, два самых ярких периода её истории это возвышение Московского государства как будущего центра Российской империи и Советская Россия были взращены на мессианских теориях старца Филофея и на адаптированном к российским реалиям марксизме. В основе первого представления лежала идея православного царства как последнего сосредоточения истинного христианства (царства Божьего на земле), второе – это доктрина коммунистического государства как воплощения всеобщей справедливости, основанной на отсутствии частной собственности и эксплуатации человека человеком. Обе эти эпохи основывались на концепции исключительного могущества государства как гаранта достижения заявленных целей. Людская индивидуальность, человеческая жизнь и достоинство рассматривалась только с точки зрения прикладных, утилитарных нужд очередного идеологического проекта. Сами по себе они малоценны в силу порочности и несовершенства самого человека. Помните: «Жила бы страна родная, и нету других забот», – слова очень популярной советской песни, отражавшей суть мировоззренческих ориентиров людей нашего поколения, успевших поносить пионерские галстуки, поездить в стройотрядах по бескрайней Родине и послушать по ночам такие глуповато лживые, но интимно вкрадчивые «вражьи голоса».
Наш удел это нечто другое. Россия на протяжении всех своих исторических эпох и воплощений никогда не создавалась просто для счастья и благополучия своих подданных или граждан. Увы, но это слишком узко и примитивно – топорно для русского сознания (понимания). В этом мало духовной свободы, мессианского мироощущения, подлинной религиозности, в этом нет справедливости для всех, как проявления высшей божественной правды. Об этом говорили многие наши великие соотечественники. К примеру, русский гений Лев Толстой писал: «Всякий человек, если только подумает, увидит, что все его наслаждения покупаются страданиями других существ…». Философ Иван Ильин утверждал: «Страдания есть цена духовности». Список цитат на вышеназванную тематику можно продолжать до бесконечности. Эти слова, ведь они как приговор самовлюбленному равнодушию и нарочитому самодовольству человеческой натуры. Это ли не ответ на феномен загадочной «русской души»? Следовательно, быть просто счастливым, фартовым, успешным – это невозможно, аморально, если не преступно среди мира, открытого настежь ужасу человеческого горя и трагизма. Русское сознание на протяжении всех исторических эпох воспринимает окружающую действительность как фатальную ошибку, которая требует радикального вмешательства, именно вмешательства, а не гармоничного усвоения. Наш современник писатель Александр Проханов выразил эту мысль гениально просто: «… мне кажется, что главным содержанием русской идеологии, может быть даже русской идеи является её асимметричность миру, её альтернатива миру, её утопическое несогласие с тем, как устроен мир, её инобытие. Это стремление формулировать инобытие… вот это и составляет, на мой взгляд, содержание русской идеологии или русской идеи».
Подлинное «инобытие» есть бунт против примирения с обывательской, радикально соглашательской позицией по отношению к окружающей реальности, которая лежит в основе современного мира. Мира где потребительство или материальное стяжательство (кто бы спорил, такое приятное и увлекательное) превратилось в сакральное таинство, в новую религиозную культуру в основе которой «тлеет» гуманистический атеизм или человекобожие. «Инобытие» - это попытка воскресить Бога и провести подлинную «евангелизацию» среди преступно развращенных и омерзительно равнодушных человеческих индивидуумов.
Однако пора вернуться к Гегелю. Можно предположить, что российская действительность, со всеми своими пороками о которых упоминалось выше, есть всего лишь определенный атрибут, один из родовых признаков нашей главной исторической ипостаси. «Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать», - эта цитата объявленного сумасшедшим русского мыслителя П.Я. Чаадаева. На первый взгляд, данная выдержка кажется глубоко оскорбительной и выглядит как проявление крайней русофобии. Однако, в ней есть другой, «глубинный» смысл. Ценность России в том, чтобы не уподобится мещанскому рационализму, обывательской сущности, заходящего в тупик откровенного индивидуализма человечества. Именно этот категорический императив - «как не надо жить …», наставление для всех тех, кто беззаветно желает бытового комфорта, безмерной корысти и душевного уюта, для тех, кто пытается скинуть с алтаря, старых уже порядком поднадоевших демиургов и прославить нового и единственного – человеческого индивидуума.
Россия – это страна вечного конфликта, если хотите бунта против несовершенства сотворенного миропорядка, его аморальной избирательности. В известном смысле – это бунт против Бога (если считать его создателем всего сущего) но, в том числе, под знаменем Бога, как высшей правды, как абсолютной справедливости. Противоречиво – бесспорно, но Россию по-другому невозможно охарактеризовать. Меньше всего мне хотелось бы выступать апологетом современного российского политического режима, но Гегель, его фривольная интерпретация завела меня в непроходимые «дебри» метафизики и привела к неоднозначным выводам.
Россия действительно творит будущее, отрицая настоящее. Рационализм западной цивилизации ей неприемлем и даже смертелен. Примирение с окружающей действительностью пусть даже путем приобретения естественных выгод (рост благосостояния, качества жизни и т.д.) означало бы потерю устрашающей привлекательности русской идеи – этой трудно постижимой духовной матрицы нашего мировоззрения. Одним словом, «умом Россию не понять…», не стоит и пытаться, но положа руку на сердце иногда, вдруг хочется поверить, а вдруг Гегель все-таки ошибался?
Рыбаков Владимир Андреевич, аналитический центр «Копьё Пересвета», Брянск
4. Re: Внимайте великим!
3. Ответ на 1., Николаев.:
2. Re: Внимайте великим!
1. Re: Внимайте великим!