Внимайте великим!

О загадке предназначения России

0
936
Время на чтение 6 минут
Известно ли вам, что гений немецкой и мировой философии – Георг Гегель в очередной раз абстрагируясь от действительности, среди прочего, изрек известную фразу: «Существование государства, – это шествие Бога на земле»? Авторитет вышеназванного мыслителя столь высок и незыблем, что данное высказывание можно считать аксиомой, сомневаться в истинности которой было бы крайне неразумно для каждого хоть немного уважающего себя дилетанта. Смысл этого тезиса раскрывается в другом фундаментальном афоризме именитого мыслителя, а именно: «Всё действительное разумно, все разумное действительно». Переведя всю эту «заумь» на язык среднестатистического россиянина можно констатировать очевидную истину, которую выразил философ – мы живем в самом совершенном из всех возможных миров и другого быть не может. Одним словом, сам факт существования (в том числе и государства под именем Россия) есть констатация предельной безупречности и другого не дано. Подобные сложно постижимые изыскания вдруг нахлынули на меня, когда я обнаружил на страницах российских интернет-изданий очередную порцию абсолютно убийственной для российских властей данных экономической статистики, а именно: «Реальные денежные доходы россиян в первом полугодии 2019 года снизились на 1,3%, отчитался Росстат. С небольшим перерывом доходы населения падают с 2014 года. Выйти на рост по итогам текущего года не удастся, считают эксперты» (по данным РБК). 

Последний раз подобное происходило в т.н. «лихие 90-е», о которых теперь вспоминают как о позорном периоде современной российской истории. И вообще, по мнению многих экспертов российская экономика не способна обеспечить прирост ВВП даже на уровне среднемировых показателей, а это приводит к хроническому отставанию РФ от стран-конкурентов. Если вдруг случится что эти прогнозы окажутся верными, то в «сухом остатке» будет только то, что уровень жизни подавляющей части населения России вероятно будет уподобляться жителям стран т.н. «третьего мира» со всеми вытекающими последствиями и перспективами. Мы всё больше будем превращаться в отсталую провинциальную страну, т.е. цивилизационная привлекательность России как державы или геополитического проекта будет стремиться к нулю в силу её неприглядной социальной архаики, экономической отсталости и отсутствия новых, религиозно-мессианских доктрин, претендующих на глобальность. 

Сегодня, наша страна мало что может предложить человечеству кроме былого культурно-исторического величия подаренного миру нашими славными предками, современной разветвленной сети трубопроводов, качающих за границу углеводороды и ядерной триады, стоящей на страже нашего бесценного суверенитета. Другими очевидными конкурентными преимуществами постсоветская Россия к сожалению, не располагает. Мы уверенно шагаем на задворки человечества под «сурковские» заклинания про «Одиночество полукровки» и «Долгое государство Путина». Аналогии грустные если не сказать обескураживающие. Между тем, не стоит считать, что нарастающая отечественная безнадёга в том числе по качеству жизни – это исключительно примета нашего времени. «Если сравнивать потребление у нас и в Европе, то средний размер его на душу составит в России четвертую или пятую часть того, что в других странах признается необходимым для обычного существования», – констатировал в 1899 году министр финансов России Сергей Витте. Согласитесь, традиция налицо. Возможно в этом беспросветном человеческом неблагополучии, игнорировании элементарных людских потребностей стоит искать определенные предпосылки всех революционных потрясений минувшего столетия таких как октябрь 1917 и август 1991 годов. 

Однако причём тут один из творцов немецкой классической философии? Не спешите. Мне вновь хочется вернуться к Гегелю и сделать определённый вывод из его блестящего прозрения о сути предназначения государства. Я позволю взять на себя дерзость трактовать немецкого классика. Так вот, если он (Гегель) прав, и государственность в своей основе явление сакральное, то по воле или по милости Божьей нашему народу не дано естественного права или предназначения на простое человеческое, личное или если угодно мещанское жизнесуществование, – пребывать в материальном достатке, спокойствии и благоденствии, иначе он не создавал бы страну имеющую за плечами тысячелетнюю историю и занимающую одну шестую часть суши. 

Вглядитесь в русскую хронологию, два самых ярких периода её истории это возвышение Московского государства как будущего центра Российской империи и Советская Россия были взращены на мессианских теориях старца Филофея и на адаптированном к российским реалиям марксизме. В основе первого представления лежала идея православного царства как последнего сосредоточения истинного христианства (царства Божьего на земле), второе – это доктрина коммунистического государства как воплощения всеобщей справедливости, основанной на отсутствии частной собственности и эксплуатации человека человеком. Обе эти эпохи основывались на концепции исключительного могущества государства как гаранта достижения заявленных целей. Людская индивидуальность, человеческая жизнь и достоинство рассматривалась только с точки зрения прикладных, утилитарных нужд очередного идеологического проекта. Сами по себе они малоценны в силу порочности и несовершенства самого человека. Помните: «Жила бы страна родная, и нету других забот», – слова очень популярной советской песни, отражавшей суть мировоззренческих ориентиров людей нашего поколения, успевших поносить пионерские галстуки, поездить в стройотрядах по бескрайней Родине и послушать по ночам такие глуповато лживые, но интимно вкрадчивые «вражьи голоса». 

Наш удел это нечто другое. Россия на протяжении всех своих исторических эпох и воплощений никогда не создавалась просто для счастья и благополучия своих подданных или граждан. Увы, но это слишком узко и примитивно – топорно для русского сознания (понимания). В этом мало духовной свободы, мессианского мироощущения, подлинной религиозности, в этом нет справедливости для всех, как проявления высшей божественной правды. Об этом говорили многие наши великие соотечественники. К примеру, русский гений Лев Толстой писал: «Всякий человек, если только подумает, увидит, что все его наслаждения покупаются страданиями других существ…». Философ Иван Ильин утверждал: «Страдания есть цена духовности». Список цитат на вышеназванную тематику можно продолжать до бесконечности. Эти слова, ведь они как приговор самовлюбленному равнодушию и нарочитому самодовольству человеческой натуры. Это ли не ответ на феномен загадочной «русской души»? Следовательно, быть просто счастливым, фартовым, успешным – это невозможно, аморально, если не преступно среди мира, открытого настежь ужасу человеческого горя и трагизма. Русское сознание на протяжении всех исторических эпох воспринимает окружающую действительность как фатальную ошибку, которая требует радикального вмешательства, именно вмешательства, а не гармоничного усвоения. Наш современник писатель Александр Проханов выразил эту мысль гениально просто: «… мне кажется, что главным содержанием русской идеологии, может быть даже русской идеи является её асимметричность миру, её альтернатива миру, её утопическое несогласие с тем, как устроен мир, её инобытие. Это стремление формулировать инобытие… вот это и составляет, на мой взгляд, содержание русской идеологии или русской идеи». 

Подлинное «инобытие» есть бунт против примирения с обывательской, радикально соглашательской позицией по отношению к окружающей реальности, которая лежит в основе современного мира. Мира где потребительство или материальное стяжательство (кто бы спорил, такое приятное и увлекательное) превратилось в сакральное таинство, в новую религиозную культуру в основе которой «тлеет» гуманистический атеизм или человекобожие. «Инобытие» - это попытка воскресить Бога и провести подлинную «евангелизацию» среди преступно развращенных и омерзительно равнодушных человеческих индивидуумов. 

Однако пора вернуться к Гегелю. Можно предположить, что российская действительность, со всеми своими пороками о которых упоминалось выше, есть всего лишь определенный атрибут, один из родовых признаков нашей главной исторической ипостаси. «Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать», - эта цитата объявленного сумасшедшим русского мыслителя П.Я. Чаадаева. На первый взгляд, данная выдержка кажется глубоко оскорбительной и выглядит как проявление крайней русофобии. Однако, в ней есть другой, «глубинный» смысл. Ценность России в том, чтобы не уподобится мещанскому рационализму, обывательской сущности, заходящего в тупик откровенного индивидуализма человечества. Именно этот категорический императив - «как не надо жить …», наставление для всех тех, кто беззаветно желает бытового комфорта, безмерной корысти и душевного уюта, для тех, кто пытается скинуть с алтаря, старых уже порядком поднадоевших демиургов и прославить нового и единственного – человеческого индивидуума. 

Россия – это страна вечного конфликта, если хотите бунта против несовершенства сотворенного миропорядка, его аморальной избирательности. В известном смысле – это бунт против Бога (если считать его создателем всего сущего) но, в том числе, под знаменем Бога, как высшей правды, как абсолютной справедливости. Противоречиво – бесспорно, но Россию по-другому невозможно охарактеризовать. Меньше всего мне хотелось бы выступать апологетом современного российского политического режима, но Гегель, его фривольная интерпретация завела меня в непроходимые «дебри» метафизики и привела к неоднозначным выводам. 

Россия действительно творит будущее, отрицая настоящее. Рационализм западной цивилизации ей неприемлем и даже смертелен. Примирение с окружающей действительностью пусть даже путем приобретения естественных выгод (рост благосостояния, качества жизни и т.д.) означало бы потерю устрашающей привлекательности русской идеи – этой трудно постижимой духовной матрицы нашего мировоззрения. Одним словом, «умом Россию не понять…», не стоит и пытаться, но положа руку на сердце иногда, вдруг хочется поверить, а вдруг Гегель все-таки ошибался? 

Рыбаков Владимир Андреевич, аналитический центр «Копьё Пересвета», Брянск
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Внимайте великим!

Про Гегеля не скажу, но с вами, Владимир Андреевич, согласен.))
sergsmir / 29.07.2019, 19:20

3. Ответ на 1., Николаев.:

" Да, но "примире-ние с окружающей действительностью" ни есть СМИРЕНИЕ, а потому никогда не было характере-но для русской ментальности. Гегель же творил свои философские мысли-тезисы применительно к европейскому мышлению, но его вывод о сакральной сущности государства можно отнести и к России, если не пытаться за этим тезисом оправдать ту жуткую ситуацию, что сложилась сегодня вопреки нашей замечательной истории и вопреки нашему правосланому укладу, нашей исторической предназначености, которая полностью игнорируется либеральной властью имущих и властью олигархов-миллардеров, что сегодня лишь потирают руки и посмеиваются и над Гегелем, и над нашей всепоглощающей бедностью...

Христианин, не примиряющийся с окружающейся действительностью смирения не достигнет. Ибо сначала он признает, что по делам приемлет. А когда это признает, начинается борьба против окружающей его жуткой действительности. Но в себе! И даже если он не предпринимает никаких действий, слов и мыслей, именно его борьба против себя плохого даёт наилучший результат. Ибо тогда Бог с ним и Он даёт возможность изменить жуткую действительность у других христиан. Сначала примириться с Богом, а потом очерёдность уже не так важна.
sergsmir / 29.07.2019, 19:16

2. Re: Внимайте великим!

"У человека есть одна цель, одна задача, одно предназначение — это в смерти блаженной и искупительной обрести Духа Святого".
Сант / 29.07.2019, 14:07

1. Re: Внимайте великим!

"...по мнению многих экспертов нынешняя российская экономика не способна обеспечить прирост ВВП даже на уровне среднемировых показателей..." Это мнение не только научных экспертов и большинства экономистов, но это непридуманная реальность, подтверждённая 30-ю безнадёжно, бесцельно, и бездарно растраченными годами... По этому поводу у Гегеля ничего не пред- сказано. В тоже время идея же особой предназначенности России не нова, и её подтверждали многие философы, писатели, поэты и неординарные деятели. Мысли же о том, что удел БЕДНОСТИИ и есть прерогатива всей судьбы России верна лишь в той части, если игнорировать вечный принцип СПРАВЕДЛИВОСТИ, который в России всегда существовал и обеспечивал динамику внутренних отношений и определял то противоречие. что формировало всегда и сегодня дисбаланс сил властных и управляемых низов. "Россия – это страна вечного конфликта, если хотите бунта против несовершенства сотворенного миропорядка, его аморальной избирательности". Да, но "примире-ние с окружающей действительностью" ни есть СМИРЕНИЕ, а потому никогда не было характере-но для русской ментальности. Гегель же творил свои философские мысли-тезисы применительно к европейскому мышлению, но его вывод о сакральной сущности государства можно отнести и к России, если не пытаться за этим тезисом оправдать ту жуткую ситуацию, что сложилась сегодня вопреки нашей замечательной истории и вопреки нашему правосланому укладу, нашей исторической предназначености, которая полностью игнорируется либеральной властью имущих и властью олигархов-миллардеров, что сегодня лишь потирают руки и посмеиваются и над Гегелем, и над нашей всепоглощающей бедностью...
Николаев. / 29.07.2019, 12:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Андреевич Рыбаков
Политический режим в России является вполне оправданным
Мысли, навеянные осенней хандрой и коронавирусным психозом (Россия. Провинция. 2020)
25.05.2021
И снова про Русскую мечту
Размышление о современной идеологии
11.01.2020
Пророки и Отечество, или Сурковские чтения
Владимир Рыбаков предлагает свою интерпретацию известной статьи бывшего главного идеолога Кремля
01.10.2018
И невозможное возможно
Владимир Рыбаков о загадке русской души
14.04.2018
«Русский крест» — попытка нового прочтения
Вся история нашей страны от «третьего Рима» до «красной Москвы» пронизана поиском и воплощением богоискательства
03.01.2018
Все статьи Владимир Андреевич Рыбаков
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41