Практически каждый мальчишка играл в детстве в «войнушку» и солдатиков. Во времена нашего советского детства ассортимент последних был, к сожалению, относительно невелик, однако в любом «Детском мире» на прилавке лежали солдатики, изображавшие воинов нашей Родины ‒ русских витязей, воинов времен Отечественной войны 1812 года, красноармейцев и революционных матросов, солдат Великой Отечественной и современной нам Советской армии. Поэтому наши мальчишеские игры, как правило, были посвящены страницам из российской истории - мы громили тевтонских рыцарей, гнали полчища Наполеона, побеждали фашистов. И это было не просто забавой, ведь разыгрывание сюжетов из военной истории России и СССР заставляло нас приобщаться к подвигам наших предков, сопереживать им, читать книги, смотреть фильмы, расспрашивать о войнах отцов и дедов. Игра в солдатиков, таким образом, была важной составляющей патриотического воспитания и отличным стимулом к изучению истории родной страны.
Конечно, нам тогда многого не хватало для наших игр. Мы мечтали о наборах суворовских чудо-богатырей и триумфаторов Полтавы, которых советская промышленность почему-то не выпускала, не меньше хотелось и врагов (тех же фашистов, например), за неимением которых в разыгрываемых на столах и на полу баталиях в роли вермахта выступали те же советские воины, как правило ‒ довольно абстрактные металлические «столбики».
Но в целом, вектор, выбранный Советским Союзом при изготовлении военной игрушки, был правильным. Наверное, не будет преувеличением сказать, что игрушечные солдатики были мощным пропагандистским оружием, нацеленным на формирование у мальчишек гордости за свою страну и армию. Чего стоила хотя бы продукция Ленинградского Карбюраторного завода, выпускавшего замечательные наборы, созданный скульптором Львом Разумовским! Это и интересный набор революционных матросов, который был, практически у каждого мальчишки, и, конечно же, «Ледовое побоище», витязи и рыцари из которого стали настоящим шедевром металлической миниатюры. Последний набор солдатиков пользовался таким успехом, что руководство Карбюраторного завода попросило скульптора придумать для них еще один набор. И в 1986 году появилась замечательная «Куликовская битва», правда, из-за желания завода сэкономить, фигурки уже были выполнены в пластике.
Но времена менялись.
В позднесоветский период национальных солдатиков стали выдавливать сделанные на донецкой фабрике игрушек по американским лекалам пластиковые фигурки ковбоев, пиратов, викингов и римлян, а также ГДР-овские резиновые индейцы и папуасы. Сделанные гораздо качественнее отечественных плоских «буденовцев» и металлических «столбиков», они крайне высоко ценились в мальчишеской среде еще и потому, что позволяли разыгрывать сюжеты из любимых книг Роберта Льюиса Стивенсона, Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.
В этом, наверное, не было ничего страшного если бы параллельно с перевыпуском и закупками этих фигурок за рубежом СССР начал бы выпускать на новом качественном уровне русских солдатиков, однако этого, увы, не произошло ‒ отечественная военная игрушка деградировала и за исключением, разве что набора иллюстрировавшего начальный период Великой Отечественной войны «Солдаты в бою» (тоже, кстати, сильно уступавшего качеством ковбоям и индейцам), ограничивалась перепечатками уже ранее выпущенных наборов.
А затем наступила «перестройка», которая фактически вынесла смертный приговор отечественной военной игрушке. Журналы «Юность», «Огонек» и другие издания, являвшиеся проводниками «нового мышления», обрушились с суровой критикой солдатиков и других «милитаристских игрушек». Так, например, в 1989 году журнал «Юность» писал:
«Тяжело видеть, как в конце 80-х годов XX века дети играют в войну, а государство поощряет их в этом. Зайдите в любой магазин, продающий детские игрушки, половина из них ‒ всевозможные автоматы, пистолеты, пушки, танки, пулеметы, бронетранспортеры и даже пусковые установки для ракет. (...)
В наших школах, как, может быть, нигде в мире, ученики, начиная с девятого класса, 2 часа в неделю тратят на военную подготовку (столько же часов уходит на физкультуру или биологию). Их заставляют заниматься строевой, учат стрелять, собирать и разбирать стрелковое оружие Моего сына-десятиклассника в прошлом учебном году дважды снимали с занятий из-за стрельб в тире. В пионерлагерях дети участвуют в военной игре "Зарница". Зачем мы все это делаем? Как совмещается подобное всеобщее военное обучение с декларациями о разоружении и мирных намерениях? Поймут ли нас? Да и можно ли понять? (...)
Но вернемся к военным игрушкам. (...)
Прекрасно, что благодаря предложениям М.С.Горбачева и политических деятелей некоторых других стран наконец осуществляется сокращение и частичное уничтожение ракет среднего радиуса действия и некоторых видов обычных вооружений, обсуждается запрещение атомных испытаний и др. Но сколько лет уйдет на это? А о полном запрещении любого (кроме легкого стрелкового) оружия пока и не говорят, не думают даже. А дети во всем мире по-прежнему играют в войну! Сейчас, когда само существование рода человеческого и без войны поставлено под угрозу, не пора ли всем странам планеты изменить политику в области воспитания детей? В силу многих причин людям трудно сразу отказаться от оружия атомного, да и обычного, но ОТ ОРУЖИЯ ДЕТСКОГО ОТКАЗАТЬСЯ МОЖНО И НУЖНО. От этого выиграют все, кто желает человечеству в перспективе мира. (...)
Было бы разумно, если Советский комитет защиты мира или Детский фонд обратились бы, скажем, через ЮНЕСКО или другую международную организацию ко всем странам и народам с предложением: ПРЕКРАТИТЬ В 1990 ГОДУ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖУ МИЛИТАРИСТСКИХ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК И В ТОМ ЖЕ ГОДУ ЛИКВИДИРОВАТЬ ИХ ЗАПАСЫ».
И из детей стали воспитывать космополитов и пацифистов. «Взрослые дяди» доказывали детям, что защищать свою страну «не современно», а служба в армии, бывшая еще недавно почетной обязанностью, вскоре стала восприниматься как бессмысленное занятие и удел неудачников. На смену солдатикам, прославляющим славные страницы русской истории, пришли выпущенные из токсичных пластмасс всевозможные фантастические монструозные уроды или отвратительного качества, выпущенные в Китае бойцы США и НАТО, представляющие собой крайне скверные копии наборов, выпущенных в различные годы известными европейскими фирмами (при этом, несмотря на постоянное воспроизводство низкокачественных копий наборов по Второй мировой войне известной британской фирмы Airfix, игнорируются именно красноармейцы). Очевидно, что желание получать максимальную прибыль толкает продавцов «втюхивать» нашим детям самую дешевую, некачественную, да и просто опасную, учитывая качество материалов, из которых она производится, продукцию. И вместо того, чтобы разыгрывать исторические баталии, в которых побеждают наши воины, дети обречены играть за войска потенциального противника (а значит и героизировать их!), привыкая к его образу и воспринимая НАТОвцев как «своих». В итоге вместо «демилитаризации» детского сознания произошла замена смыслов ‒ большинство компьютерных игр, фильмов и военных игрушек вместо пропаганды своего агрессивно навязывает чужое.
Что же касается заполонивших прилавки детских магазинов всевозможных киборгов, монстров и прочей нечисти, то это тоже далеко не случайность. Прикрываясь благими намерениями пресечения самой возможности взращивания национальной нетерпимости, из детского сознания вытравливается какая бы то ни было связь с реальной историей. Нечто подобное уже было. В свое время ГДР выпускала замечательные серии солдатиков на тему Дикого Запада. Это и понятно: выпускать бойцов Вермахта или даже Тевтонского ордена было просто немыслимо, в результате - творческая энергия, жестко зажатая в строго очерченных рамках (как сейчас бы сказали политкорректности), воплотилась в подлинных шедеврах игровой миниатюры. Но сейчас ситуация несравненно хуже. Нашим детям фактически рекомендуют воспроизводить в играх - а, значит, и в сознании, ‒ не сражения русских против немцев или французов, но склоки скелетов против зомби или разборки орков с какими-нибудь эльфами. И мы видим, что существует целая индустрия, фабрикующая именно такое мировосприятие - тонны макулатуры на тему фэнтези, кинофильмы, компьютерные игры и атрибутика. Все это - ни много ни мало ‒ работает на размывание ощущения связи времен.
Ситуация медленно стала меняться в лучшую сторону лишь последние полтора десятка лет. Сначала появились наборы «Звезды» (которые, в своем большинстве, все же приходится отнести либо к военно-исторической миниатюре, а не игровым солдатикам, либо к «варгейму», т. е. настольным стратегическим играм, а не к солдатикам как таковым), какое-то время интересные сюжеты из истории Русской армии выпускались «Оритетом» и «Технологом». Но после скандала с выпуском набора казаков и горцев, в котором «правозащитники» усмотрели «разжигание межнациональной розни», «Технолог», к сожалению, снова стал тиражировать мифических уродцев. В настоящее время отличных русских игровых солдатиков делают фирмы «Ура!» и «Инженеръ Басевичъ».
Но проблема по-прежнему не решена, так как выпущенные двумя последними фирмами русские солдатики хотя качественно не уступают ведущим мировым производителям военной игрушки, из-за малых тиражей, во-первых, имеют достаточно высокую цену (далеко не каждый родитель может позволить купить своим детям игровой набор стоимостью в 1500‒2000 рублей), а во-вторых, их не найдешь ни в одном магазине детской игрушки, которые, по-прежнему, продолжают пичкать нас дешевыми китайскими поделками. А много ли в России найдется родителей, которые будут заниматься заказом солдатиков через интернет и почту? Пока что это понимают лишь некоторые частники, занимающиеся игрушкой. Так, в Луганске перевыпустили некоторые советские наборы солдатиков. Конечно, они заметно уступают по качеству работам современных мастеров, но зато дешевы. Кроме того, какие-то умельцы наладили выпуск плоских «буденовцев», которые, как ни странно весьма хорошо воспринимаются современными мальчишками.
А между тем, сегодня, в условиях усиления противостояния между Западом и Россией, массовый выпуск российских солдатиков, снова является делом государственной важности. И ведь недавно выпущенные фирмой «Ура!» солдатики Новороссии, вызвавшие бурную реакцию в либеральных СМИ, наглядное тому подтверждение.
Андрей Иванов, Павел Тихомиров, «Русская народная линия»
10. Игрушки государственной важности
9. Ответ на 8., Юрьич:
8. Андрею и Павлу
7. Андрею
6. Юрьичу
5. Ответ на 4., Юрьич:
4. За "Звезду" обидно!
3. Re: Игрушки государственной важности
2. Ответ на 1., Андрей Карпов:
1. Re: Игрушки государственной важности