От редакции: Мы продолжаем публиковать труды недавно ушедшего выдающегося русского мыслителя и общественного деятеля Сергея Антоновича Шатохина (1939-2014). Сегодня мы предлагаем вниманию читателей статью, написанную в 1993 году и посвященную «примечательному» заявлению Р.Рейгана 23 марта 1983 года.
23 марта 1993 года исполняется 10 лет с того памятного дня, когда президент США Рейган возвестил миру о начале развертывания американской стратегической оборонной инициативы.
В преддверии же 80-х годов в США развернулась полемика о роли в политике национальной безопасности контроля над вооружениями. Она была вызвана дебатами в конгрессе США в связи с подписанием договора ОСВ-2 летом и осенью 1979 года. Что бы усилить ряды противников ОСВ-2, американские фонды «Форд фаундейшн» и «Карнеги эндоумент» инициировали на страницах журнала «Дедалус» дискуссию о военной политике США в 80-х годах. Она открылась статьями Р. Пайпса и Д. Холлоуэя, лейтмотив которых - «все на борьбу с советской военной угрозой».
Эстафету подхватил Дж. Квестер: «...сейчас русские, вероятно, выходят на позиции превосходства». К. Грей доказывал, что доктрину стратегической стабильности США необходимо приспосабливать к реальностям сомой ядерной войны. Договор ОСВ-2 служил лишь формальным поводом для дискуссии. Глубинные причины были связаны с возможностями, которые, по мнению участников дискуссии, открывала «новая технологическая революция» для обретения стратегического превосходства над Советским Союзом.
Еще в середине 70-х годов в США был создан Комитет по существующей опасности. Цель комитета - пересмотреть политику США в отношении СССР и переговоров об ограничении вооружений. В него входили будущие «звезды» американской администрации: Р. Рейган, Ю. Ростоу, П. Нитце, военный аналитик Р. Спид, генерал Д. Грехем и будущий госсекретарь А. Хейг. Летом и осенью 1980 года Комитет по существующей опасности развернул бурную деятельность по дискредитации оборонной политики Дж. Картера. Председатель же исполкома комитета Ю. Ростоу еще в 1979 году подверг резкой критике договоры ОСВ-1 и ОСВ-2, заявив, что при нынешнем развитии техники «вообще невозможно (выделено мною. - С.Ш.) регулировать ядерные вооружения с помощью поддающихся проверке договоров о контроле над вооружениями».
Осенью 1980 года П. Нитце на страницах журнала «Форин афферс» представил обширную программу наращивания стратегических сил США, а также обеспечения «выживаемости и надежности средств управления, командования и связи, а также сбора разведданных в условиях войны». Для этой цели П. Нитце предлагал увеличить военный бюджет США на 40-50 миллиардов долларов. Так были обоснованы материальные предпосылки для будущей СОИ. Переговоры по контролю над вооружениями вообще стали «второстепенным элементом советско-американских отношений». И пока советское руководство с тупой маниакальностью цеплялось за «переговорный процесс», американцы совершенно открыто готовили базовые элементы будущей СОИ, а после победы Рейгана приступили к ее практической реализации.
Американский физик Э.Теллер, «отец СОИ», сделал ставку на рентгеновский лазер: пучок рентгеновских лучей должен оставаться узкосфокусированным и, пройдя сотни километров, поразить летящую баллистическую ракету.
Ноябрь 1980 года - первое экспериментальное подтверждение, что рентгеновский лазер возможен. Декабрь 1983 года - первое подтверждение генерирующего эффекта, хотя серия дальнейших опытов показала, что сфокусированной энергии недостаточно для поражения отдельных целей. Декабрь 1985 года - первое достоверное измерение яркости рентгеновского лазера. Обнаружилось, что устройство гораздо слабее, чем показывали первые, ложно истолкованные опыты. И, наконец, 1987 год - все попытки сфокусировать лазерный пучок не удались.
Выяснилось, что потребуются многие годы экспериментальных исследований, гигантские расходы, прежде чем удастся выяснить, будет ли рентгеновский лазер в принципе эффективным оружием против баллистических ракет.
Однако 23 марта 1983 года - еще до первого подтверждения генерирующего эффекта (декабрь 1983 года) рентгеновского лазера, президент Р. Рейган громогласно объявил о программе СОИ. Более того. В октябре 1986 года президент сорвал встречу в верхах в Рейкьявике, квалифицируя советские предложения о резком сокращении ядерных потенциалов двух стран как признак слабости и деморализации советского руководства...
Лассо СОИ было наброшено. Известно, что произошло с СССР потом. Политическое руководство страны удавку не сбросило, а стало само стягивать её. Тут уместно вспомнить уже упомянутого нами дальновидного американского аналитика К. Грея (кстати, также и Ю. Ростоу). В 1980-м в журнале «Форин полиси» в соавторстве с К. Пейном К. Грей предлагал интересные психологические рецепты. «Западу нужно разработать способы применения стратегического оружия в целях угрозы, одновременно сведя до минимума потенциально парализующее воздействие собственного страха. Стратегическое планирование США должно использовать советские опасения (выделено мною. - С.Ш.), как они реально представляются с советской точки зрения».
После крушения Советского Союза и технологического фиаско американской СОИ проамериканское руководство России безропотно выполняет новый проект - глобальной системы защиты мирового сообщества (ГСЗМС). Основа его - «переориентация американской СОИ с использованием высоких технологий, разработанных в оборонном комплексе России». Какие аргументы у адептов ГСЗМС?
1) Россия получит средства для существования своего ВПК;
2) Россия получит доступ к высоким технологиям США;
3) Участие России в совместной СОИ позволит обуздать американскую СОИ.
Когда и где американцы делились своими технологическими новинками даже с союзниками по НАТО? Спонсировали чужие ВПК?
Вашингтон выступил с проектом приобретения высоких технологий в области ПРО. Он включает в себя 50 программ. Стоимость его - всего 50 миллионов долларов! Это меньше 1 процента от суммы, запрошенной администрацией на реализацию программы СОИ в 1993 году (5,2 миллиарда долларов). Кто обуздает СОИ? Против кого планируется ГСЗМС?
Сергей Антонович Шатохин, директор Международного института геополитики