Многое сказано после ухода Сергея Антоновича. Немного информации и несколько дополнительных штрихов.
Хорошо знавший С.А. Шатохина руководитель общественной организации «Союз Христианское Возрождение» Владимир Николаевич Осипов на годовщину ухода русского мыслителя, в 2015 году, точно
подметил, что Сергей Антонович, подобно великому русскому поэту Тютчеву, абсолютно не беспокоился об издании и сохранении своих работ. Практическая деятельность во благо России поглощала в нём всякое честолюбие. Осталось несоразмерно по сравнению с масштабом этого уникального человека мало его печатных работ. Большинство из них (но не все) собранны на его авторской страничке РНЛ.
Около года назад, его коллегами по межрегиональной общественной организации «Русский Мир», которая без Сергея Антоновича, по понятным объективным причинам, резко снизила свою активность, была издана книга сочинений Сергея Антоновича «Думы о России» (объем 400 стр.) тиражом всего 500 экземпляров (насколько хватило общественных средств).
А 28 января 2017 года Российское философское общество, МОО «Русский Мир» и философский клуб «Библио-Глобус» провели презентацию данной книги. На мероприятии выступили многие философы, известные общественные деятели, составители книги, просто люди, приехавшие из разных уголков России в
Москву, хорошо знавшие Сергея Антоновича. В относительно небольшом помещении, предоставленном для презентации книги, которая вылилась в вечер памяти русского мыслителя, присутствовало около 100 человек. А ведь никакой публичной информации о вечере, практически, не было.
«Вся практическая и публицистическая деятельность С.А. Шатохина была направлена на отстаивание интересов России в самых различных сферах: от экологии до государственного строительства и геополитики. Энциклопедические знания и выдающиеся аналитические способности позволяли С.А. Шатохину давать блестящий анализ самых разных проблем современности», - говорилось в объявлении о мероприятии, которое было вывешено на простом листочке в Институте философии.
Несколько мыслей из предисловия к вышедшей книге «Думы о России», написанной мною в соавторстве с Геннадием Николаевичем Мезенцевым, философом и сегодняшним руководителем МОО «Русский Мир». Большинство (не все) из упомянутых ниже работ С.А. Шатохина можно найти и на
страничке РНЛ.
Говоря о книге публикаций и выступлений замечательного русского мыслителя последней четверти 20 – начала 21 века, русиста Сергея Антоновича Шатохина (1939 – 2014), хочется отметить несколько принципиальных моментов, относящихся к его жизни и творчеству.
Трудно определить степень влияния Сергея Антоновича на апологетику и практику национально-консервативных сил (оппозиции) России, обусловленных его деятельностью в 1985 – 2014 годах. Если это влияние не столь зримо заметно, то в большей степени от того, что сам С.А. Шатохин в абсолютной степени не был озабочен популяризацией своих работ и действий. Ревностен был лишь в отстаивании национальных интересов России, в защите идей русских традиционалистов, классиков русской идеи. Одно лишь можно сказать определенно, что его влияние было безгранично на людей, общавшихся с ним, черпающих от него осмысление происходящих в политике и обществе процессов и получающих заряд к дальнейшим действиям.
Необходимо отметить, что колоссальное количество рукописных работ Шатохина, вероятно, утеряно безвозвратно в связи с частыми его переездами с одного места жительства на другое, которые он вынужден был терпеть из-за неустроенности бытовых условий своей жизни.
Многим его трудам по геополитике, государственному устройству, духовным и правовым основам обустройства России, экологии, климатическому и психотронному оружию, формированию интеллектуальных и морально-сильных личностей подрастающего поколения и многим, многим иным темам не повезло – большинство из них просто не сохранились. Но и из сохраненных работ на эти темы видны высокий уровень изученности, анализа и систематизации вопросов. Здесь и Дух, и право, и исторический аспект. Развитие событий после опубликования первой работы С.А. Шатохина, условно говоря, по теме «сектоведа» Дворкина укажет на то, что он совершенно верно уловил тогда искажение А.Л. Дворкиным традиционного православного святоотеческого понимания сектантства. Впоследствии, такого рода «понимание» привело к попыткам умалить истинное значение святых и добрых исторических имен России: Царя Иоанна 4 Васильевича (Грозного) и Григория Ефимовича Распутина. Учитывая серьезность и аргументированность выводов автора, изложенное актуально и сегодня.
Те, кто не имел возможности личного знакомства с Сергеем Антоновичем, по одной этой книге не смогут ощутить всей громадности, но всё же хоть вскользь прикоснутся к его уникальности и неповторимости, что, уже значимо. Значимо и в смысле увековечивания памяти о нём, и в части передачи будущим поколениям эстафеты русского образа мышления, истинных для России и мiра ценностей, которые так беззаветно, настойчиво и бескорыстно отстаивал Сергей Антонович.
Вся жизнь С.А. Шатохина, без остатка, отдана служению России. Будучи человеком академических знаний, он без труда оперировал философскими категориями и историческими фактами, мыслями наших великих предков – славянофилов, русских консерваторов, патриотов. Сергей Антонович – сторонник сильной верховной власти национальных интересов России, имперец, Патриот, русский националист. Понятие русского национализма сейчас неправомерно дискредитируется, ему придается вектор исключительности русской нации. Шатохин отстаивал истинный русский национализм – отстаивание интересов государсвообразующего русского народа не за счет интересов других народов, а в интересах всех народов России.
«Россия имеет беспрецедентное наследие. Русские наука, литература, история – что еще нужно для уверенного развития нашей Родины?! Своё развитие Россия должна черпать из своего великого прошлого», - не уставал повторять в частных беседах Сергей Антонович.
На фоне нынешней, так называемой, «войны смыслов», когда многие самопровозглашённые «теоретики» пытаются совершенно ясные для России категории представить в качестве замысловатых и «дискуссионных», Сергей Антонович отличался обратным подходом – самые сложные проблемы мог излагать понятным для всего общества языком. Он мог освещать абсолютно все историософские, мировые и текущие вопросы, которые только может себе задать мыслящий человек, желающий понять исторические судьбы человечества и России, и извлекать из них назидание для будущего.
Философ, геополитик, эколог, общественный деятель. Наследник, защитник и продолжатель святоотеческого учения, носитель чистой русской культуры. Беспощадный высокоинтеллектуальный и остроумный критик клеветников России и либеральных «политиков» перестройки, «реформ» и «демократии».
В своих трудах по геополитике, Сергеем Антоновичем отдельным аспектом рассматривается соотношение политики и морали. При внимательном прочтении обращают на себя внимание позитивная линия, которую Сергей Антонович придаёт геополитике в целом и рассматриваемым дефинициям и, в целом, его оптимистический взгляд на политику, не на ту, что реально существует сейчас (грязная, да «искусство возможного»), а на будущую, которая должна быть «синтезирована с нормами морали».
А приводимые Шатохиным слова 1966 года немецкого философа Карла Ясперса: «В будущем международное право должно быть таким, чтобы каждый знал: участвуя в убийствах, организуемых подобным государством (гитлеровской Германией), я буду уверен, что буду казнен, если это государство не захватит мировое господство и не разрушит человечество... Нет, только сохраняя абсолютную правдивость, мы сможем добиться поворота к лучшему и избежать окончательной гибели», - не относятся ли к осмыслению сегодняшних процессов в мире?
Шатохин резюмировал так: «Беглое, чисто фрагментарное знакомство с эмоциональной, яркой проповедью в пользу моральной политики показывает, насколько актуальной является выработка принципов современной политики, в основе которой отрицание двух фундаментальных элементов политики - насилия и лжи... Преодоление насилия и лжи - абсолютное требование современной политики».
В данном случае Шатохин – выразитель ильинского (И.А. Ильин) понимания политики, что называется, по-русски. И.А. Ильин отмечал: «Нет, человек есть существо сложное; заряженное страстями, но способное и к доброте; ... способное и к доблести, и к самому смрадному душевному «подполью» (см. у Достоевского)... Политика будущего… будет разуметь под свободой прежде всего свободу внутреннюю: духовное, нравственное и политическое самообладание человека; его способность распознать добро и зло, предпочитать добро и нести ответственность; его готовность - ставить интерес Родины и государства выше своего собственного. К этой внутренней свободе людей надо воспитывать, от молодых ногтей, из поколения в поколение: интеллигенцию, рабочих и крестьян, в народных школах, в гимназиях, в университетах, в армии, в общественной и политической жизни».
Именно такое воспитательное значение имеют работы С.А.Шатохина. Кстати, отдельный блок практической деятельности С.А. Шатохина был посвящен работе с одаренными детьми. Не говоря уже о его преподавательской деятельности в ВУЗах.
С.А.Шатохин акцентирует также внимание на понятиях «стойкости» и «постоянной твердости».
«Отказ от насилия не всегда базируется на соответствующих моральных убеждениях, он может быть продиктован и трусостью, - говорит Шатохин. - Неверно было бы трактовать ненасилие как призыв к примирению с противником на основе компромисса. Примирение возможно только на справедливой основе, при взаимном признании законных прав друг друга, а справедливость достигается в борьбе на основе «постоянной твердости»».
«Постоянная твердость». И в этом С.А. Шатохин. Это одна из его жизненных позиций.
Сохранились некоторые выступления Шатохина, записанные на аудионосители. Он выступал всегда «в живую», без бумажки. Мы специально не стали «шлифовать» его высказывания, сохранив особенности устной речи Сергея Антоновича.
Многие мысли работ, интервью и выступлений С.А. Шатохина пяти - десятилетней давности, через призму событий в Малороссии и Сирии, звучат как будто специально сказанные для сегодняшнего дня. Одно из названий доклада «Геополитическое прошлое и настоящее России» дано самим Сергеем Антоновичем. Мы же позволили себе дать второе название докладу - «Пять мировых войн против России». Шатохин здесь являет оригинальный взгляд на историю последних двух столетий, показывая, что Россия пережила за этот период практически пять мировых войн. «Мировые войны велись именно и только против России, никогда Россия не нападала сама, она всегда отвечала на вызовы», - один из выводов этой работы.
Нам, лично знавшим Сергея Антоновича, говорить о нём без содрогания невозможно. Перед глазами стоит образ доброго и сильного, закаленного морально и физически человека, личности жизнеутверждающей и печалящейся за судьбу России.
Название общественного объединения, которое было создано трудами последних его лет, тоже знаковое: «Русский Мир». Этим самым Сергей Антонович, как бы, поставил многоточие, предоставив нам возможность продолжить дело его жизни.
Андрей Сошенко, секретарь МОО «Русское Собрание»
г. Калязин. март 2014. Делегация МОО Русское Собрание