О многогрешном рабе Божием Василии

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1410
Время на чтение 5 минут
Вот уж не думал, что мне придется еще писать о Розанове. Многолетний «роман» у нас с Василием Васильевичем был трудным, а порой и мучительным, и я вздохнул год назад с облегчением, считая, что он благополучно завершился навсегда изданием пухлой монографии. А тут вдруг жена сообщает мне, – надо сказать, не без смеха, – что на «Русской народной линии» «твоего» Розанова как следует отделали

Прочел я бойкую статейку не знающего сомнений Александра Буздалова, должно быть, очень молодого, и стало мне очень грустно. Да уж, совсем «не по-европейски» обошлись с Василием Васильевичем, изучению которого аз грешный отдал столько лет. Какие же мы всё-таки в России неисправимые радикалы, фундаменталисты и нигилисты! Одних «долой с корабля современности», другим руби головы, как в семнадцатом. И потом, как говаривал Розанов, «построяем всё сначала». И снова рушим (в девяностые), и новые авторитеты… И всегда во имя благих намерений и благородных принципов. Так вот, одним махом, рубим с плеча, р-р-раз – и «во имя Православия» приравняли большого писателя к «прости-Господи». Взмах сабли – и валится с плеч голова известного мыслителя и художника слова, с клеймом: «манихеец», еретик», «обновленец». И не выдержала душа: кому как не мне за Василия Васильевича замолвить словечко!?

Василий Васильевич, конечно, великий грешник, и порицания за свои безумно смелые вопрошания заслуживает. Но в жизни всё сложнее прописной морали, и настоящий судья ему Господь. А наше дело «судить» по справедливости, не забывая и о заслугах. Не стоит разбрасываться такими талантами, тем более консервативной (пусть и с оговорками) направленности. Этого писателя, между прочим, не отрицая его грехов, очень многие, от о. Павла Флоренского до Горького называли выдающимся талантом, а то и гением русской литературы. К нему присматривался, пусть и настороженно, сам Константин Победоносцев. А в последний путь этого одаренного бунтаря провожал, наряду с его другом, о. Павлом Флоренским, и архимандрит Иларион (Троицкий), прославленный позже в лике святых. Так что в категоричности этой «строго православной», казалось бы, статьи с оттенком начетничества сказывается явная наша бесшабашность или даже бескультурность, нигилизм наоборот. Будем все-таки беречь наше национальное достояние. Подумайте, ведь тридцать огромных томов написал Розанов – сколько в них вложено его труда! И энтузиасты сумели их издать – наверно, не только за то, что он гностик и предтеча «Пусси райот»? А вот собрание сочинений почтенного либерала, настоящего «гностика» Владимира Соловьева застопорилось на четвертом, кажется, томе, хотя, казалось бы, изыскать средства и увлеченных специалистов для либерального, да еще такого именитого философа несравненно легче.

Да, действительно было такое дело – наша интеллектуальная богема серебряного века совершила однажды позорное коллективное «радение» на квартире у поэта Николая Минского, и немало такого рода декадентских грехов у той предреволюционной творческой интеллигенции. Но все-таки не стоило бы ее, при всех прегрешениях, сопоставлять хотя бы с нынешней либеральной псевдоэлитой и тем более приравнивать к ищущим дешевой популярности девицам… Нехорошо, несерьезно это.

Для автора, похоже, что Мережковский, что Розанов, что Бердяев – все на одно лицо: все модернисты, еретики и гностики. А то, что Розанов с Мережковским после периода сближения были злейшими идейными врагами, и один печатался в консервативном «Новом времени», болел душой за Россию и мучительно искал путь к Церкви, а другой в либеральных «Речи» и «Русском слове» исподволь готовил с масонами революцию – это уже «мелочи». Мне лично не очень понятно, какую цель ставил перед собой автор своим «разоблачительным» сближением писателя с вульгарными кощунницами.

Ведь так можно набрать компромат и на Пушкина с его донжуанским списком, и на Достоевского – добрался ведь до него и почерневший от ненависти к Православию Невзоров, на радость Чубайсу. И что же, если к концу жизни Толстой-публицист действительно проявил себя как еретик по отношению к Церкви, то и «Война и мир» уже не великий русский роман?

Вообще-то я не против ультраконсервативных оценок наших мыслителей. Очень полезно, бывает почитать такую очистительную литературу, как сайт «Антимодернизм» Романа Вершилло, где представлен своего рода «черный список» философов – отступников от подлинного Православия. Среди них тоже, конечно, есть и Розанов, но компания у него более достойная – входят в нее даже… Достоевский с о. Павлом Флоренским. Но там серьезная аргументация, основательные критерии, и хотя не во всем с автором соглашаешься, многое можно с пользой принять к размышлению. А здесь если не ерничество, то какой-то дешевый публицистический эпатаж.

Розанов, несмотря на все свои грехи, перепады в настроениях и идеях, – не холодный аналитик или теоретик, а писатель с болью в сердце, и через эту боль он входит в соприкосновение с душой чуткого читателя. Конечно, есть в нем соблазн для неискушенной православной души, но если подойти к нему вдумчиво, с разбором, то очень много может он дать современному русскому человеку. Не думаю, например, что без Розанова можно по-настоящему разобраться в такой болезненной проблеме, как еврейский вопрос. А сколько прекрасных, верных слов сказал он о нашей многострадальной матушке-России! К сожалению, много богохульного написал мятущийся Розанов о Церкви, и страшный приговор ему св. праведного Иоанна Кронштадтского нельзя обойти вниманием. Но и о Церкви Розанов проронил немало драгоценных, горячих слов, искренняя тональность которых так важна для тех, кто не терпит формализма в духовных вопросах. Вспомнил бы автор, например, статью Розанова «О свободе и вере», направленную против веротерпимости, то есть нынешней пресловутой толерантности. Или, например, «Не нужно давать амнистию эмигрантам» об опасности для будущего России леворадикальной интеллигенции…

Но, на мой вкус, не стоит подлавливать Розанова на еретических высказываниях или искать у него «правильных» идей. Того и другого у этого острого и смелого парадоксалиста в избытке, но это никак не дает полного его понимания и охвата. Розанов прежде всего – художник слова, тонкий писатель, оригинальнейший стилист, и искать суть его несравненного дара следует именно в богатом оттенками интонаций и ритма слове, в котором проявляется нежная, прихотливая и любящая, истинно русская душа. И прочувствовав это, вы наверняка примете его в свое сердце, моля Господа о прощении его кощунственных грехов.

Вот что, например, писал Розанов среди прочего о Церкви: «Почему церковь так консервативна? Она действительно консервативна. Но не учением, программой и требованием, а веянием. Я не очень часто бываю в церкви: но всякий раз, именно стоя в церкви, переживаю прямо “пламя поднимающихся консервативных чувств” Отчего это? От великой стройности церкви. Столь глубоко расходящейся с расстройством вообще нашей жизни, теперешней жизни, “нашей цивилизации”… “Церковь – строительница, построительница… Всё закруглено и никакого шипа. Роза без шипа. Церковь вас отговаривает от всякого гнева тяжбы душевной с чем-либо: она точно берет вас за руку и проводит среди ветров, непогоды, пожаров, крушений куда-то по улицам, куда-то вдаль. – Куда? К вечной жизни, упокоению и встрече с Богом. В ней всё закончено и закруглено. Она есть миросозерцание, в котором всё отвечено… И она непобедима. Церковь, конечно, непобедима».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: О многогрешном рабе Божием Василии

Но в жизни всё сложнее прописной морали

люблю такое:) - Скажите, вы жене изменяете? - Знаете ли, в жизни все сложнее прописной морали.
vlad7 / 03.12.2014, 14:00

1. Re: О многогрешном рабе Божием Василии

В Церкви ценится не величие чьего-то греха, а величие покаяния в нем. Покажите мне покаяние Розанова – и я прославлю его вместе с Вами. Но, к сожалению, Вы пошли по другому, нехристианскому пути, но по пути «высококультурного» лукавства, постоянной подмены понятий. Вместо терпимости к грешнику Розанову (чего в моей статье больше, чем в Вашей), Вы «в нагрузку» проводите терпимость к его «многогрешному» творчеству. Это только лишний раз подтверждает мою мысль о том, что это насквозь лживое, отравленное «явными ересями» (что засвидетельствовано святыми Церкви того периода) творчество не проходит бесследно для читателей (Н.Толоконникова – яркий пример). Так что могу здесь только повторить уже сказанное другому своему оппоненту, написавшему: «Это всё понятно, но Розанов, всё же, часть русской культуры. В отличие от ПР. Вы пытаетесь представить его каким-то дарт вейдером, но реальная жизнь всегда сложнее любых схем. Розанов плохо укладывается в то прокрустово ложе, куда Вы его пытаетесь уложить» (Коротков А.В.). На что был ответ: «”…прилагать к Розанову общечеловеческие мерки и обычные требования по меньшей степени неразумно. Он есть редкая личность, но, чтобы увидеть это, надо переменить точку зрения… Бесполезно упрекать Розанова во «лжи», в «безнравственности», в «легкомыслии». Это все наши понятия" (З. Гиппиус). “Они [Карпократ и его последователи] <...> в своем безумии дошли до того, что говорят, что им позволительно делать все безбожное и нечестивое, потому что, говорят они, только для человеческого мнения есть добрые и худые дела” (св. Ириней Лионский. Против ересей). Аналогии не улавливаете?» И никому не советую слушать Вас с Коротковым и Гиппиус более, чем святых Отцов Церкви, и учиться искусству тонкой лжи под соусом «высокой культуры слова» у ее «многогрешных» гениев. Но можете утешиться: Ваша статья больше лайков соберет, чем моя, потому что люди вообще к «высокой русской культуре» более наклонны, чем к Русской Церкви и слову Божию.
Буздалов А. / 03.12.2014, 10:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Александрович Фатеев
«Наша вера радостная!»
Памяти священника Михаила Женочина, построившего в советское время первый храм в честь «Державной» иконы
28.06.2011
Все статьи Валерий Александрович Фатеев
Александр Сергеевич Пушкин
«Образы казачества в чеканке»
В Самаре открылась выставка декоративно-прикладного искусства, посвящённая казакам
08.10.2024
День памяти святого преподобномученика Галактиона Вологодского
Сегодня мы также вспоминаем поэта и критика А.А.Григорьева, министра гражданской авиации СССР Е.Ф.Логинова и поэта С.С.Орлова
07.10.2024
«У врат Небесного Чертога, над леденящей глубиной...»
Существует ли православная поэзия? О творчестве Сергея Поликарпова (10.07.1947 - 28.09.2014)
29.09.2024
Какова миссия русских во времена СВО?
Хочется верить, что далеко не всё потеряно, и теперь, во времена суровых испытаний, будущее зависит от каждого из нас
19.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О дарвинизме и эволюционной теории в школе
Новый комментарий от ОСт
09.10.2024 13:39
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от С. Югов
09.10.2024 12:35
Надежды на командира спецназа «Ахмат» обнулились
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.10.2024 11:17
Новое русское документальное кино
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.10.2024 10:49
Быть от Бога или быть от мира
Новый комментарий от РОНОЛ
09.10.2024 09:25
Вопрос жизни и смерти
Новый комментарий от Алексей Петрович
09.10.2024 09:23