К 5-летию кончины протоиерея Михаила Женочина

0
314
Время на чтение 5 минут

В праздник Вознесения Господня, 29 мая 2014 года, в городе Гдове у Свято-Державного Димитриевского собора на могиле его строителя и первого настоятеля протоиерея Михаила Женочина состоялось панихида. Священнослужители собора отслужили литию в память упокоившегося у алтарной стены храма батюшки, достойно исполнившего свой жизненный долг. О. Михаил скоропостижно скончался 5 лет назад, не дожив несколько дней до своего 50-летия. После его вневременной, потрясшей всех нас кончины многие вспоминали его предсмертную, всем запомнившуюся вдохновенную проповедь в праздник Вознесения Господня, с удивительными, приобретшими еще более глубокий, вечный смысл словами: «Наша вера радостная…»

Об эпопее воссоздания этого храма, одного из первых в России, после десятилетий безбожного запустения, увенчавшего подвижническую духовную деятельность о. Михаила Женочина, в свое время немало писали православные газеты и сайты. Поразительна сама жизненная история этого замечательного человека, воплотившего, по благословению старца Николая Гурьянова, казавшуюся невероятной мечту вернуть Гдов, землю своих предков, к молитвенной, церковной жизни и без каких-либо финансовых возможностей возродившего на прежнем месте в старинной крепости храм, выдержанный в древних псковских традициях. Этот собор сейчас является главной достопримечательностью Гдова.

Прихожане гдовского храма и его друзья, в том числе и ваш покорный слуга, кропотливо собирали печатные и устные выступления о. Михаила, отзывы различных людей об уважаемом батюшке и выходившие о нем в периодике статьи. Планировалось после обработки материалов издать скромную (из-за отсутствия средств) книгу памяти почитаемого всеми нами батюшки. Но нашелся человек, который добровольно взял на себя заботу по окончательной редакционной подготовке этой книги в расширенном виде, со своей статьей и с большим количеством фотографий, а, главное, по оплате расходов на ее издание. Однако наша радость была недолгой – продержав все материалы у себя в течение трех лет, этот человек, увы, так и не сдержал своего обещания.

И случилось так, что к 5-летию кончины строителя и настоятеля храма вышла не эта православная памятная книга, которой о. Михаил Женочин своими трудами был, вне всякого сомнения, достоин, а полухудожественное эссеистическое сочинение Сергея Ивановича Каширина, изданное им мизерным тиражом за свой счет.

Книга Каширина «Исповедь русского простофили» представляет сама по себе незаурядное явление. Сергей Иванович Каширин – талантливый и достаточно известный писатель и поэт, почетный гражданин Гдова. Как оказалось, он был дольше, чем кто-либо из писавших об о. Михаиле, знаком со священником. Их сближало патриотическое горение, желание споспешествовать делу возрождения России. Сам Каширин – бывший военный летчик, человек крепкий духом и мужественный, но в Бога не верующий. И история их взаимоотношений с о. Михаилом, положившим жизнь на строительство храма и на пастырское просвещение отпавших от Бога гдовчан, это скорее постоянный спор или даже духовная борьба двух сильных, активных личностей с совершенно разными взглядами. Их растянувшаяся на годы интереснейшая полемика составляет главную коллизию книги. Недаром Сергей Иванович первоначально назвал свое произведение «Поединок с попом. Божественный детектив». Несмотря на это грозное название и несколько вычурный подзаголовок, образ о. Михаила воссоздан писателем не только очень ярко, но и с уважением, даже с любовью, и за это мы все ему благодарны. Кроме того, из бесспорных достоинств книги следует отметить, что «богословские» прения происходят на фоне редких по достоверности и смелости описаний Кашириным первых лет катастрофической ломки устоявшегося советского уклада в маленьком тихом городке на Чудском озере. Да и интереснейшие, отражающие послевоенную эпоху автобиографические страницы книги говорят о незаурядном литературном таланте автора, выходца из народа.

Однако книга в целом оставляет, надо признать, ужасающее впечатление. Закончив собственно жизнеописание подвижнической деятельности священника, Каширин пустился вдруг во все тяжкие, написав как приложение к истории дружеской по большей части полемики с о. Михаилом, «теоретическую», так сказать, антихристианскую часть. Для «русского националиста», каковым себя именует Каширин, христианство является «еврейской» религией, навязанной нашему народу и ослабляющей его проповедью смирения. Призывая вернуться то к «отечественным» языческим богам, то к атеизму, Каширин на протяжении многих страниц неистово предается богохульству, собирая отовсюду антихристианские доводы. В ход идут, к месту и не к месту, и Лев Толстой, и Розанов, и памятные всем, кто постарше, изделия советского агитпропа…

Взгляды подобного рода всем известны и не представляют собой ничего оригинального, но Сергей Иванович с присущей ему страстностью вложил душу в свои обличения Христа и христианства. Уверен, что без этих богохульных «публицистических» глав жизненно правдивое произведение Каширина было бы достойно всяческого внимания. Однако сколько мы ни пытались уговорить автора отбросить эти последние главы, нарушающие, помимо прочего, органическую структуру сочинения, Сергей Иванович упорно отказывался прислушаться к нашим советам, заявив, что тогда бы он покривил душой. Единственное, что он позже изменил, это название. Уж и не знаю, что побудило Сергея Ивановича пойти на такой шаг, только поданная как «исповедь простофили» многостраничная греховная хула «довеска» к книге никуда не делась. Прежнее название представляется мне даже более честным и соответствующим содержанию произведения. Каширин не только чрезвычайно подпортил художественное впечатление от книги (основной ее части), но и, вложив талант и усердие в изыскание доказательств «вреда» христианских воззрений, сделал ее крайне опасной для неустойчивых душ. На словах Сергей Иванович радеет за правое дело и сетует, что русские люди, в отличие от наших идейных врагов, никак не могут договориться между собой. А на самом деле выступает против того единства русского православного мира, которое на протяжении веков ковалось в подвигах отечественных праведников, монархов, воинов, священнослужителей, в трудах философов, сочинениях писателей, и которое горячо и твердо отстаивал в спорах с ним воссоздатель гдовского храма протоиерей Михаил Женочин. Вот такая грустная, но поучительная история…

Валерий Александрович Фатеев, философ, литератор, деревня Дулево Гдовского района Псковской области, Санкт-Петербург

 

Служение о. Михаила в недавно открытом храме. Ок. 1990
Служение о. Михаила в недавно открытом храме. Ок. 1990
Начало строительства храма
Начало строительства храма
О. Михаил Женочин у стен еще не оштукатуренного храма
О. Михаил Женочин у стен еще не оштукатуренного храма
О. Михаил Женочин и писатель С. И. Каширин
О. Михаил Женочин и писатель С. И. Каширин
Книга Каширина :Исповедь русского простофили:
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Александрович Фатеев
«Наша вера радостная!»
Памяти священника Михаила Женочина, построившего в советское время первый храм в честь «Державной» иконы
28.06.2011
Все статьи Валерий Александрович Фатеев
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08