В праздник Вознесения Господня, 29 мая 2014 года, в городе Гдове у Свято-Державного Димитриевского собора на могиле его строителя и первого настоятеля протоиерея Михаила Женочина состоялось панихида. Священнослужители собора отслужили литию в память упокоившегося у алтарной стены храма батюшки, достойно исполнившего свой жизненный долг. О. Михаил скоропостижно скончался 5 лет назад, не дожив несколько дней до своего 50-летия. После его вневременной, потрясшей всех нас кончины многие вспоминали его предсмертную, всем запомнившуюся вдохновенную проповедь в праздник Вознесения Господня, с удивительными, приобретшими еще более глубокий, вечный смысл словами: «Наша вера радостная…»
Об эпопее воссоздания этого храма, одного из первых в России, после десятилетий безбожного запустения, увенчавшего подвижническую духовную деятельность о. Михаила Женочина, в свое время немало писали православные газеты и сайты. Поразительна сама жизненная история этого замечательного человека, воплотившего, по благословению старца Николая Гурьянова, казавшуюся невероятной мечту вернуть Гдов, землю своих предков, к молитвенной, церковной жизни и без каких-либо финансовых возможностей возродившего на прежнем месте в старинной крепости храм, выдержанный в древних псковских традициях. Этот собор сейчас является главной достопримечательностью Гдова.
Прихожане гдовского храма и его друзья, в том числе и ваш покорный слуга, кропотливо собирали печатные и устные выступления о. Михаила, отзывы различных людей об уважаемом батюшке и выходившие о нем в периодике статьи. Планировалось после обработки материалов издать скромную (из-за отсутствия средств) книгу памяти почитаемого всеми нами батюшки. Но нашелся человек, который добровольно взял на себя заботу по окончательной редакционной подготовке этой книги в расширенном виде, со своей статьей и с большим количеством фотографий, а, главное, по оплате расходов на ее издание. Однако наша радость была недолгой – продержав все материалы у себя в течение трех лет, этот человек, увы, так и не сдержал своего обещания.
И случилось так, что к 5-летию кончины строителя и настоятеля храма вышла не эта православная памятная книга, которой о. Михаил Женочин своими трудами был, вне всякого сомнения, достоин, а полухудожественное эссеистическое сочинение Сергея Ивановича Каширина, изданное им мизерным тиражом за свой счет.
Книга Каширина «Исповедь русского простофили» представляет сама по себе незаурядное явление. Сергей Иванович Каширин – талантливый и достаточно известный писатель и поэт, почетный гражданин Гдова. Как оказалось, он был дольше, чем кто-либо из писавших об о. Михаиле, знаком со священником. Их сближало патриотическое горение, желание споспешествовать делу возрождения России. Сам Каширин – бывший военный летчик, человек крепкий духом и мужественный, но в Бога не верующий. И история их взаимоотношений с о. Михаилом, положившим жизнь на строительство храма и на пастырское просвещение отпавших от Бога гдовчан, это скорее постоянный спор или даже духовная борьба двух сильных, активных личностей с совершенно разными взглядами. Их растянувшаяся на годы интереснейшая полемика составляет главную коллизию книги. Недаром Сергей Иванович первоначально назвал свое произведение «Поединок с попом. Божественный детектив». Несмотря на это грозное название и несколько вычурный подзаголовок, образ о. Михаила воссоздан писателем не только очень ярко, но и с уважением, даже с любовью, и за это мы все ему благодарны. Кроме того, из бесспорных достоинств книги следует отметить, что «богословские» прения происходят на фоне редких по достоверности и смелости описаний Кашириным первых лет катастрофической ломки устоявшегося советского уклада в маленьком тихом городке на Чудском озере. Да и интереснейшие, отражающие послевоенную эпоху автобиографические страницы книги говорят о незаурядном литературном таланте автора, выходца из народа.
Однако книга в целом оставляет, надо признать, ужасающее впечатление. Закончив собственно жизнеописание подвижнической деятельности священника, Каширин пустился вдруг во все тяжкие, написав как приложение к истории дружеской по большей части полемики с о. Михаилом, «теоретическую», так сказать, антихристианскую часть. Для «русского националиста», каковым себя именует Каширин, христианство является «еврейской» религией, навязанной нашему народу и ослабляющей его проповедью смирения. Призывая вернуться то к «отечественным» языческим богам, то к атеизму, Каширин на протяжении многих страниц неистово предается богохульству, собирая отовсюду антихристианские доводы. В ход идут, к месту и не к месту, и Лев Толстой, и Розанов, и памятные всем, кто постарше, изделия советского агитпропа…
Взгляды подобного рода всем известны и не представляют собой ничего оригинального, но Сергей Иванович с присущей ему страстностью вложил душу в свои обличения Христа и христианства. Уверен, что без этих богохульных «публицистических» глав жизненно правдивое произведение Каширина было бы достойно всяческого внимания. Однако сколько мы ни пытались уговорить автора отбросить эти последние главы, нарушающие, помимо прочего, органическую структуру сочинения, Сергей Иванович упорно отказывался прислушаться к нашим советам, заявив, что тогда бы он покривил душой. Единственное, что он позже изменил, это название. Уж и не знаю, что побудило Сергея Ивановича пойти на такой шаг, только поданная как «исповедь простофили» многостраничная греховная хула «довеска» к книге никуда не делась. Прежнее название представляется мне даже более честным и соответствующим содержанию произведения. Каширин не только чрезвычайно подпортил художественное впечатление от книги (основной ее части), но и, вложив талант и усердие в изыскание доказательств «вреда» христианских воззрений, сделал ее крайне опасной для неустойчивых душ. На словах Сергей Иванович радеет за правое дело и сетует, что русские люди, в отличие от наших идейных врагов, никак не могут договориться между собой. А на самом деле выступает против того единства русского православного мира, которое на протяжении веков ковалось в подвигах отечественных праведников, монархов, воинов, священнослужителей, в трудах философов, сочинениях писателей, и которое горячо и твердо отстаивал в спорах с ним воссоздатель гдовского храма протоиерей Михаил Женочин. Вот такая грустная, но поучительная история…
Валерий Александрович Фатеев, философ, литератор, деревня Дулево Гдовского района Псковской области, Санкт-Петербург
|
Служение о. Михаила в недавно открытом храме. Ок. 1990 |
|
Начало строительства храма |
|
О. Михаил Женочин у стен еще не оштукатуренного храма |
|
О. Михаил Женочин и писатель С. И. Каширин |