На Украине, судя по всем основным признакам, идёт Гражданская война, а вовсе не «АТО» и не какая-то сепаратистская возня за самоопределение. Одним из основных, но скрытых особенностей этой войны, является её духовно-религиозный характер. Например, в сравнении с Гражданской войной в России (1918-1922 гг.), когда кровавый водораздел проходил часто даже через семьи, он мало затрагивал религиозные взгляды братьев или отца с сыном, воевавших, кто за «красных», кто за «белых». Если не касаться носящей откровенно богоборческий характер верхушки советской власти, то, надо признать, что среди среднего и младшего командного состава, нижних чинов Красной Армии было немало верующих, так же как и среди белых, включая генералитет, хватало атеистов, сектантов, масонов…
Между тем, воспитанные в одном культурном, информационном и духовно-этическом пространстве, в своём большинстве, они всё равно принадлежали к одному - Русскому миру. Трагедия состояла в том, что видя его устройство по-разному, свои разногласия и противоречия, они, с подачи враждебных этому миру сил, начали устранять их с помощью оружия.
В случае с Украиной, на первый взгляд каких-то духовных и религиозных противоречий между противоборствующими сторонами тоже нет. По обе стороны баррикад в своём большинстве воюют крещёные в одной купели православные люди, которые молят, порой на одном и том же - русском языке, одного Бога о помощи и спасении. И президент Украины, и лидеры проекта «Новороссия» позируют на фоне икон, готовы истово на них перекреститься… Вопрос, очевидно, нужно ставить так: «какому богу» или какому миру принадлежат стороны этого вооруженного конфликта? Очевидно, что ключом к проблеме понимания противостояния, является отношение граждан и властей Украины к Русскому миру.
Что такое Русский мир? Это совокупный комплекс мировоззрений, взглядов, объединяющих людей на основе единого духовно-религиозного, лингвистического, исторического цивилизационного, социокультурного и наднационального пространства. Русский мир охватывает около трети миллиарда людей или почти каждого двадцатого жителя планеты, которые обладают духовными и ментальными признаками русскости, неравнодушны к судьбе России, которая и является центром этого мира.
Если русские, живущие в России, как бы автоматически становятся подданными «Русского мира», то для таких же русских, живущих на Украине, это вопрос – вопрос жизни. Или смерти. Киевские власти неоднократно заявляли, что «Украина – цэ нэ Россия»! Позже, выяснилось, что «Украина – цэ Эвропа!» За этими географическими «открытиями» прослеживается чёткая позиция отрыва Украины и ее граждан от России, проводившаяся более 20 лет. По мнению большинства украинских политиков, продвижение принципов «русского мира» в пределах нэзалэжной, способствует дальнейшей дезинтеграции и расколу украинского общества! Достаточно неоднозначна позиция и украинского духовенства, среди которого уже давно нет единства на почве раскола. Если епископат и клирики УПЦ Московского Патриархата, с некоторыми оговорками признают коренное единство с Великороссией, её народом, РПЦ, поддерживая концепцию Русского мира, то самопровозглашенный «Киевский Патриарх» Филарет, сторонники т.н. Украинской автокефальной православной церкви и особенно униаты (греко-католики), прилагают все усилия по отрыву своей паствы от «Российского имперского влияния».
Миной замедленного действа в едином Русском геополитическом и духовно-религиозном пространстве, его червоточиной, стала, появившаяся в XVII веке, в противовес русскости (малоросскости), идея украинства. Именно на этой почве и стало возможно появление унии – т.н. греко-католиков из числа замороченных православных малороссов - галичан, перешедших под окормление «наместника Христа на земле» - Римского папы, и ставших первыми украинцами.
«Быть русским – значит быть православным!» - это выверенная временем формулировка Ф.М. Достоевского служила долгое время универсальной системой идентификации для представителей Русского мира, разбросанных по всему белому свету, имеющих разное возрастное, социальное, этнокультурное проявление. Именно подмена Православия на лже и псевдокульты и стало «троянским конем» для Русского мира, который вне Общей и единой Веры, вне корневой и духовной культуры, не может оставаться уже собственно Русским.
В результате ослабления его позиций на Украине, которую мы всегда считали братской, стало возможным, когда единоверцы и единокровники со всё большим ожесточением убивают друг-друга. Конечно, в украинской армии воюют не только галичане – греко-католики, но и жители остальной Украины, крещёные в Православии, мыслящие и говорящие по-русски. Абсурдность ситуации ещё и в том, что на бой друг против друга, бойцов благословляют часто священники одной и той же епархии…
Самое время задать участникам этой бойни вопрос: «Во имя какого «бога» и с какой целью вы подняли оружие»? Вспомните Священное писание - Евангелие, где рассказывается, как «патриоты» Израиля – члены Синедриона, действуя в «интересах народа» и от имени «бога», искушали Христа, предлагая возглавить их «майдан», обещая сделать за это Царя Царей своим князьком. Спаситель отказался сворачивать свою всемирную миссию и идти вопреки воле Отца на поводу у национал-шовинистов, за что и был приговорён местными «патриотами» к смерти.
Искренний ответ каждого на этот вопрос - и станет тестом на истинность его целей в этой войне.
Роман Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, бакалавр религиоведения