Достоевский как духовный ориентир выбора белорусского народа после украинского «евромайдана»

Бывший СССР 
0
636
Время на чтение 8 минут

Стремительное ухудшение ситуации на Украине, обусловленное событиями, происходящими в Новороссии после евромайдана, заставляет подумать о будущих перспективах и геополитическом выборе Беларуси. Выражаясь языком Ф.М.Достоевского, снова назрел так называемый восточный вопрос.

Беларусь - это страна, границы которой, как и Украины, в современном представлении были сформированы также совсем недавно - сначала 25 марта 1918 года в результате образования БНР (Белоруской Народной Республики), а затем в 1939 году наряду с присоединением к Советскому Союзу Прибалтики, Западной Украины и Бессарабии в результате знаменитого пакта Молотова-Риббентропа. В качестве независимого государства Республика Беларусь появилась на европейской карте только в 1991 году после распада СССР. На протяжении веков Беларусь всегда существовала в составе какого-нибудь государства - сначала Киевской Руси (IX-XIII вв.), потом Великого княжества Литовского (XIII - XVI вв.), затем Речи Посполитой (XVI - XVIII вв.), Российской Империи (XVIII - XX вв.) и СССР (1919 - 1991 гг.). Ментальность белорусов оказалось сформированной под влиянием двух культурно-исторических типов, двух дихотомичных цивилизаций, испокон веков противопоставленных друг другу - Западной Европы с влиянием протестантско-католической и униатской религиозными традициями и России с влиянием исихастско-православной религиозной традиции.

Белорусские земли есть исконная часть исторической Руси. Об этом писал еще известный историк В.О.Ключевский, когда говорил о так называемых князьях-изгоях, которые образовывались в древнерусской княжеской цепи, когда отец-князь умирал раньше деда, и княжеский род оставался без прямого наследника. Внук «становился князем-сиротой, изгоем». «Такими князьями-изгоями ещё в XI в. стали дети Ярославова внука Ростислава Володарь и Василько, отнявшие у Польши города Червонной Руси и основавшие из них особое княжество» (Ключевский, В О. Сочинения: В 9-ти т. Т. I. Курс русской истории. Ч. I / Под ред. В.Янина; Предисл. В.Янина, В. А. Александрова; Послесл. и коммент. Составили В. А. Александров, В. Г. Зимина.- М.: Мысль, 1987.- С. 196).

Однако я предлагаю взглянуть на выбор Беларуси не с исторической точки зрения, а с религиозно- философской. Если на мгновение предположить, что Беларусь сделает выбор в сторону западноевропейской цивилизации, что с ней произойдет?

Давайте посмотрим и проанализируем то, что подарила миру западноевропейская цивилизация. На этот вопрос хорошо ответил Ф.М.Достоевский, который в своем Дневнике писателя за 1877 год упоминает два фактора западноевропейской цивилизации - католичество и протестантизм.

«Древний Рим первый родил идею всемирного единения людей и первый думал (и твердо верил) практически ее выполнить в форме всемирной монархии. Но эта формула пала пред христианством, - формула, а не идея. Ибо идея эта есть идея европейского человечества, из нее составилась его цивилизация, для нее одной лишь оно и живет. Пала лишь идея всемирной римской монархии и заменилась новым идеалом всемирного же единения во Христе. Этот новый идеал раздвоился на восточный, то есть идеал совершенно духовного единения людей, и на западноевропейский, римско-католический, папский, совершенно обратный восточному. Это западное римско-католическое воплощение идеи и совершилось по-своему, но утратив свое христианское, духовное начало и поделившись им с древнеримским наследством. Римским папством было провозглашено, что христианство и идея его, без всемирного владения землями и народами, - не духовно, а государственно». [Т. 22, с. 151-152]. Так, по мнению Достоевского, раскол церкви произошел по причине начала Западной церкви пути земного устроения жизни.

В XIX веке это земное устроение жизни Западной церкви ознаменовалось тем, что римский папа Пий IX на Первом Ватиканском Соборе «провозгласил свою непогрешимость, а вместе с тем и тезис: что без земного владения христианство не может уцелеть на земле, - то есть, в сущности, провозгласил себя владыкой мира, а пред католичеством поставил, уже догматически, прямую цель всемирной монархии, к которой и повелел стремиться во славу божию и Христа на земле» [Т. 25, с. 158]. Так римский папа, по сути, стал наместником Бога на Земле.

Продолжением этого земного устроения бытия является зарождение протестантизма - конфессии, сформированной у германского народа, суть которого «с самой первой минуты его появления в историческом мире, состояла в том, что он никогда не хотел соединиться, в призвании своем и в началах своих, с крайнезападным европейским миром, то есть со всеми преемниками древнеримского призвания» [Т. 25, с. 153]. Итак, по словам Достоевского главной особенностью немецкого народа является дух протеста, который пришел очень кстати, когда «крайнезападный мир под влиянием открытия Америки, новой науки и новых начал искал переродиться в новую истину, в новый фазис. Когда наступила первая попытка этого перевоплощения во время французской революции, германский дух был в большом смущении и на время потерял было самость свою и веру в себя. Он ничего не мог сказать против новых идей крайнезападного европейского мира. Лютерово протестантство уже отжило свое время давно, идея же свободного исследования давно уже принята была всемирной наукой» [Т. 25, с. 153]. Крайнезападный мир, о котором говорит Достоевский, пошел по пути развития науки и технологии жизни, где абсолютно ненужной оказывается религия с ее духовно-созерцательной установкой бытия. Именно поэтому четвертое никогда не работающее сословие «всем неимущим, всем рабочим, всем нищим, и, уже устроив это соединение», понуждает «поднять знамя новой и неслыханной еще всемирной революции» [Т. 25, с. 154] в 1789 году. И неважно для Запада, в какой ситуации окажется простой народ, главное - возможность получения максимальной прибыли теперь стала вседоступной. И теперь те, кто ничего не имел, вдруг стали капиталистами и частными собственниками, а те, кто честно живут и работают, не имеют ничего. Такая хищническая идея требует огромных затрат и природных ресурсов. Поэтому западная цивилизация теперь навязывает эту идею другим цивилизациям, стремясь ко владычеству над всем миром, в том числе и над русской цивилизацией. Именно поэтому религия в западной цивилизации оказывается невостребованной, поскольку любая религия изначально призывает человека, прежде всего, к духовному созиданию, аскетизму, а не к экономическому господству. В этой безрелигиозной атеистической бездуховной и рациональной идее, на мой взгляд, кроется корень экспансии Западного мира на Восток, который продолжается по сей день и который охватил сегодня Украину.

Но Россия - это цивилизация особого рода. И дело даже не в том, что территория юго-востока Украины, за которую начали войну украинские власти, является исконно русской, (так называемой Новороссией), а дело в совершенно иной специфике, как писал Н.Я. Данилевский, культурно-историческом типе русской цивилизации.

Русская цивилизация - это цивилизация духа христианского покаяния и братского единения, т.е. соборности. В основе русского духа лежит православная вера, которая, по словам И.В. Киреевского с одной стороны, «держится границы между Божественным Откровением и человеческим разумом», сохраняя и не изменяя догматы Божественного Откровения, утвержденных посредством Семи Вселенских Соборов с другой - «не стесняет разум в его естественной деятельности и в его свободном стремлении к отысканию истин, не сообщенных ему Откровением» (Киреевский, И. В. Духовные  основы русской  жизни. / И.В. Киреевский -  М.: Институт русской цивилизации, 2007. - С. 80-81). Именно духовная свобода стала основой русской православной цивилизации. Об этом писал Ф.М. Достоевский еще в «Записках из мертвого дома», где каторжники, несмотря на тяжелые условия жизни в остроге, сохраняли любовь к Богу и людям: «вследствие мечтательности и долгой отвычки свобода казалась у нас в остроге как-то свободнее настоящей свободы, то есть той, которая есть в самом деле, в действительности» [Т. 4, с. 230]. Русский православный дух свободы в Боге не требует от человека петь «поэтический гимн золоту» (Шарапов С. Ф. Россия будущего / С.Ф. Шарапов - Сост., предисл., примеч., именной словарь А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - С. 71) , поэтому русской цивилизации чужда установка на грубое материальное владычество над всем миром. Отсюда модель финансово-экономического господства западноевропейской цивилизации оказывается совсем недееспособной на русском цивилизационном ареале. Выход из данной ситуации заключается в построении собственной экономической модели, сопутствующей духу русской свободы.

Русский дух свободы заразителен. Именно поэтому Достоевский, увидев этот дух свободы в душах казалось бы арестантов и беззаконников, стал верить в то, что русский народ положит начало братскому единению всего мира, в том числе и Западной Европы в некую православную цивилизацию «золотого века», о чем писатель сообщает в своей знаменитой пушкинской речи 1880 года: «О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» [Т. 25, с. 148].

Но именно этот дух свободы другие цивилизации пытаются отнять у русской цивилизации на протяжении веков и от того непрерывно ведут с Россией воины. Итак, Беларусь сегодня, как и Украина, становится перед выбором - или она выбирает духовную свободу русской православной цивилизации, во главе которой стоит Божественная Истина, или же она выбирает постоянное рабство под началом западноевропейской цивилизации.

И.А.Ильин писал, что далеко не всякому народу удается выносить самостоятельный духовный акт и создать самобытную духовную культуру. Народы, которым это удалось, суть духовно ведущие народы; народы, которым это не удалось, становятся духовно ведомыми народами (Ильин И. А. Путь  духовного  обновления / Сост., авт.  предисл.,  отв.  ред. О. А. Платонов.  -  М.: Институт  русской  цивилизации, 2011  - С. 206).

Белорусский или украинский народы нельзя вынести в отдельные цивилизации. Если следовать терминологии И.А. Ильина, это народы ведомые, поэтому им следует примыкать к части какой-то цивилизации. Исторически они являются частью русского культурно-исторического типа, о чем свидетельствует духовная история русского и украинского народов.

Однако не стоит рассматривать единение с Россией как просто объединение с государством Российской Федерации. Самой России сегодня нужно выйти из геополитических границ Российской Федерации, преодолеть все те катаклизмы, которые охватили и охватывают ее больше двадцати лет после распада ССС, т.е. изменить нравственное состояние русского общества и тогда Россия сможет обрести границы духовные, в рамках которых и созидается духовная свобода.

Но помочь в этом как раз и смогут белорусский и украинский народы, являющиеся частью исторической Руси. Однако сам народ должен поставить этот вопрос ребром, чтобы совершить духовный выбор - или я выбираю рабство и тогда становлюсь частью европейского содома с его безбожной жаждой мирового владычества, или же идти по тому пути, по которому шел Ф.М.Достоевский, выбрав духовную свободу. Выбирать предстоит уже прямо сейчас.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Достоевский как духовный ориентир выбора белорусского народа после украинского «евромайдана»

Выход из данной ситуации заключается в построении собственной экономической модели, сопутствующей духу русской свободы

Очень важная и своевременная статья. О том же и М.Хазин: "возникает главный вопрос. Можно ли отбиться? Не в смысле, Путину от Обамы, а России от США. И ответ здесь абсолютно понятный: пока мы находимся в рамках «западной» цивилизационной парадигмы - нельзя. Невозможно. Правила игры здесь пишем не мы, а значит - если мы отбиваемся по сегодняшним правилам, их быстро перепишут не в нашу пользу. И что тогда делать? И здесь ответ понятен: нужно искать другую модель. Причем - быстро". Искать эту модель не нужно. Она у нас в крови. Нужно, чтобы правительство услышало голос крови, если оно русское. И быстро! Тут Хазин прав. Времени нет! "Выбирать предстоит уже прямо сейчас", как правильно пишет автор статьи.
Адриан Роум / 07.08.2014, 00:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Вадимович Бабук
Толкин и христианство
К 130-летию со дня рождения писателя
01.01.2022
Достоевский и Беларусь
К 200-летию со Дня рождения писателя
15.11.2021
Святорусское единство Достоевского
Писатель почитал Христа даже выше Истины
12.11.2020
Все статьи Александр Вадимович Бабук
Бывший СССР
День памяти священномученика Иоанна Владимирского
Также сегодня мы вспоминаем священника Павла Флоренского, академиков В.Н. Челомея, А.П. Ершова
08.12.2024
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Размышления по поводу заметки Александра Дугина
07.12.2024
Реформа языка в начале ХХ века стала диверсией против Великорусской культуры
Стоит ставить вопрос о законодательной охране Церковнославянского языка
07.12.2024
День памяти священника-героя Василия Васильковского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора И.С.Богомолова, академика Н.Н.Аничкова, писателя А.А.Ананьева
07.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
08.12.2024 19:07
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Валерий
08.12.2024 18:53
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Константин В.
08.12.2024 18:15
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от С. Югов
08.12.2024 17:55
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.12.2024 16:58
Халява скоро закончится, сэр!
Новый комментарий от учитель
08.12.2024 16:30
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
08.12.2024 16:12