Архитектор №1

К 150-летию А.В. Щусева

Российская Империя  Бывший СССР  Русская школа  Русская цивилизация 
0
330
Время на чтение 9 минут
Фото: предоставлено автором

150 лет назад, 26 сентября (ст. ст.) 1873 года, в Кишинёве в семье надворного советника родился будущий действительный член Императорской академии художеств, Академии архитектуры СССР и Академии наук СССР, четырежды лауреат Сталинской премии, кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени Алексей Викторович Щусев.

Ни один советский архитектор не имел столько званий и наград. Он по праву носил неофициальный титул «Архитектора №1». За десятилетия его творческой деятельности сменились разные архитектурные эпохи – новорусский стиль, модерн, конструктивизм, «сталинский классицизм», и в каждой из них он оставил свои шедевры. Ни у одного советского архитектора не было столько творений, которые сегодня отнесены к памятникам архитектуры или к памятникам культурного наследия.

Православные церкви Почаевской лавры, на Куликовом поле, в Натальевке, в селе Кутерешты (Молдавия), на Московском городском братском кладбище, в Бари и в Сан-Ремо (Италия); Марфо-Мариинская обитель в Москве, Василиевский женский монастырь в Овруче, часовни в Пскове и близ Зеленодольска, типовые вокзалы для небольших станций и Казанский вокзал в Москве. Все они – вершина дореволюционного новорусского стиля с элементами модерна, основоположником которого был великий художник В.М. Васнецов (о нём см. здесь). По мнению искусствоведов, поставить здесь рядом со Щусевым некого.

Здания Наркомзема и Военно-транспортной академии, дом артистов МХАТ в Москве, гостиницы в Мацесте, Баку и Батуми и др. Это – одни из лучших творений эпохи конструктивизма 1920-х – начала 1930-х гг.

Гостиница «Москва», фасады и интерьеры Новосибирского оперного театра, Большой театр им. А.Навои в Ташкенте, Институт Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина в Тбилиси, Академия наук в Алма-Ате, жилые дома в Москве на Ростовской набережной, на Смоленской площади и на Калужской ул. (Ленинском проспекте), здания Академии наук на Калужской ул., здание органов госбезопасности на пл. Дзержинского (Лубянской), станция метро «Комсомольская-кольцевая» и мн. др. Это – жемчужины модернизированного («сталинского») классицизма 1930-х – 1940-х гг., одним из родоначальников которого был сам Щусев.

И, конечно, уникальный, не имеющий аналогов по объёмной композиции, идеальным пропорциям и цветовой гамме Мавзолей Ленина, органично вписанный в Красную площадь. Одним только этим творением Щусев уже обессмертил своё имя. (Как бы ни относиться к деяниям Ленина, но без него Мавзолей потеряет смысл и изумительное сооружение будет обречено на снос, да и ансамбль Красной площади понесёт большой урон, поэтому автор настоящего очерка – противник захоронения тела большевистского вождя в земле.)

К дореволюционному периоду творчества Щусева следует добавить восстановление церкви в Овруче, построенной в 1190-м и разрушенной литовцами в 1321-м году, где он первым в России показал пример настоящей научной реставрации. По остаткам частей здания и обломкам архитектурных деталей и, конечно, после глубокого и тщательного изучения русской храмовой архитектуры древней эпохи церковь была воссоздана в первозданном виде, а автор получил публичную славу, избрание академиком Императорской академии художеств и орден св. Анны. По существу, он стал основателем русской школы научной архитектурной реставрации.

Художник и искусствовед И.Э. Грабарь писал, что эта работа Щусева «…представляет совершенно исключительный интерес, как по приёмам, впервые в этой области применённым, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших ещё древних стен, но все те конструктивные части их — арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине».

С советской властью Щусев, признанный уже одним из лучших архитекторов России, ссориться не стал (ему приписывают слова: «Если я с попами мог договориться, то с большевиками как-нибудь договорюсь») и сразу включился в работу. Вместе с другим видным архитектором И.В. Жолтовским в 1918 г. он возглавил работу над генеральным планом «Новой Москвы». Участниками работы были молодые архитекторы и студенты, стремившиеся воплотить в плане свои авангардно-революционные идеи, однако в окончательном плане был принят щусевский вариант с сохранением исторического ядра города в пределах Садового кольца.

Отстаивая сохранение памятников архитектуры и, прежде всего, старинных церквей, он часто вступал в конфликт с московскими властями, что в 1925 году привело к его отстранению от работы над генпланом. Обладавший превосходным художественным вкусом, он был убеждён, что при правильном проектировании новое строительство может гармонично соседствовать со старым. Однако на почтительном отношении к нему властей конфликт не отразился. Именно Щусеву, персонально, было поручено проектирование Мавзолея Ленина.

В 1926 – 1928 гг. зодчий возглавлял Третьяковскую галерею, проявив кипучую деятельность: организовал выставки, составление каталогов фонда, выпуск открыток и альбомов, закупку новых картин, электрификацию помещений, замену отопления и вентиляции. При нём началось расширение галереи пристройкой 16-ти дополнительных зданий в центральной части (завершены в 1932 г.), запроектированных лично директором.

В конце 1920-х Щусев возглавлял большую архитектурную мастерскую, а с 1933 года – 2-ю мастерскую «Моспроекта». Фактически это был проектный институт, в котором работали не только архитекторы, но и инженеры-конструкторы, технологи, сантехники, электрики и т. д., проектировавшие объекты от «А» до «Я». Человеком он был честолюбивым, энергичным, напористым, властным, и цену себе знал. Эти качества вскоре доставили ему неприятности (помимо того, что некоторые коллеги, завидуя его таланту и успехам, распускали о нём всевозможные сплетни и слухи).

В августе 1937 года (в разгар политических процессов!) «Правда» опубликовала статью архитекторов Савельева и Стапрана с обвинениями Щусева в плагиате, моральной нечистоплотности, контрреволюционных настроениях и покровительстве арестованным художникам. Эти архитекторы работали в мастерской Щусева как самостоятельная бригада и были авторами первоначального (авангардистского) проекта гостиницы «Москва», который, уже в ходе строительства, властям не понравился, и те потребовали от Щусева срочно переделать проект. В новом, принятом и осуществлённом проекте Щусев оставил только своё имя.

По поводу обвинения в плагиате Алексей Викторович сказал: «Как я мог украсть пиджак у голого?», а «покровительство арестованным» действительно было. Ещё в 1924 году он вступился за своего арестованного друга, выдающегося художника М.В. Нестерова и добился его освобождения, в 1925 г. успешно ходатайствовал за иконописца и реставратора В.А. Комаровксого, художника В.М. Голицына и искусствоведа Ю.А. Олсуфьева (двое последних всё-таки погибли в 1937-м). Даже находясь в опале, он продолжал рискованное для себя заступничество, а если своих сил было недостаточно, подключал других сильных духом людей: архитекторов И.В. Жолтовского и В.А. Веснина, композитора Б.А. Асафьева, искусствоведа И.Э. Грабаря.

После публикации статьи началась травля. В чем только его не обвиняли – и в «антисоветской физиономии», и во «вредительстве», и в «преступных отношениях» с расстрелянным Тухачевским. Вскоре его исключили из Союза советских архитекторов (ССА) и лишили работы; даже начатые им проекты передали другим. Защитили тогда Щусева только двое: художник Е.Е. Лансере и архитектор В.А. Веснин. По обоснованному утверждению ряда исследователей, организатором травли был секретарь ССА архитектор Алабян, не блиставший особым талантом, но цепко державшийся за своё «полуправительственное» кресло и опасавшийся даже тени крупнейшего архитектора страны.

Однако арестовать Щусева всё же не решились и на следующий год его назначили главным архитектором Академии наук. На этой должности он проработал до начала войны и создал ещё несколько архитектурных шедевров. Со второй половины войны он занимался проектами восстановления Сталинграда, Новгорода, Кишинёва, Истры, Иерусалимского монастыря. В 1946 году по его инициативе был создан Музей архитектуры, который, по его замыслу, занимался исследованием и сохранением архитектурного наследия и в котором он до конца жизни занимал пост директора (ныне этот крупнейший в мире научно-исследовательский и экспозиционный центр носит его имя).

Последней работой Щусева был проект станции метро «Комсомольская-кольцевая», за который он был награждён четвёртой и последней Сталинской премией – посмертно.

Умер Алексей Викторович после сердечного приступа 24 мая 1949 года 75-ти лет от роду, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Через шесть лет после смерти великого зодчего было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и эпоха «сталинского классицизма» закончилась. Архитекторам нового поколения, создававшим унылые коробки, и верноподданным искусствоведам оставалось только подвергать остракизму минувшую эпоху, а вместе с ней и её родоначальника.

Время, однако, всё ставит на свои места. Сегодня именно «сталинские» (а где сохранились – и дореволюционные) здания являются украшениями наших городов. Как сказала одна искусствовед, «Неоклассицизм даже в обшарпанном виде выглядит элегантно».

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Фото предоставлено автором

Слева: Восстановленный храм в Овруче (Житомирская обл.), 1908 – 1912 гг.

Справа: Храм-памятник на Куликовом поле, проект 1912 г., строительство в 1913 – 1918 гг. Новорусский стиль с элементами модерна.

Слева: Казанский вокзал, 1913 – 1940 гг. Мотивы русского («московское барокко») и восточного зодчества. Центральная башня напоминает одновременно башню Сююмбике Казанского кремля и Боровицкую башню Московского кремля.

Справа: Здание Наркомзема на ул. Садовая-Спасская, 1928 – 1933 гг. Выдающийся памятник архитектуры эпохи конструктивизма. Ныне в здании находится Минсельхоз РФ.

Слева: Гостиница «Москва» в Охотном ряду. Окончательный проект 1935 г., строительство первой очереди завершено в 1935 г. Один из лучших образцов эпохи «сталинского классицизма». Проект в дальнейшем послужил поводом для травли А.В. Щусева.

Справа: Большой Москворецкий мост. Проект 1935 г. (автор несущих конструкций инженер В.С. Кириллов), построен в 1938 г. Отличается одновременно изяществом и свойственной классицизму монументальностью.

Слева: Оперный театр в Новосибирске. Проект фасада переделан в 1935 г., строительство в целом завершено в 1941 г., в годы войны в здании хранились коллекции «Эрмитажа» и еще 20 музеев страны и работал оборонный завод, открытие оперой «Иван Сусанин» состоялось 12 мая 1945 г.

Справа: Здание НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ на Лубянской площади. Проект 1939 г., строительство полностью завершено в начале 1980-х.

Слева: Ансамбль Института металлургии АН СССР на Ленинском пр., 47. Проект 1947 г., строительство завершено в 1951 г.

Справа: Станция метро «Комсомольская-кольцевая», 1949 – 1952 гг., расположена на «площади трёх вокзалов», самая загруженная и самая большая в Московском метро. Интерьер выполнен в стиле московского барокко и отображает триумф нашей победы в Великой Отечественной войне. В шести мозаичных вставках (автор – знаменитый художник П.Д. Корин) изображены великие русские полководцы от Александра Невского до Михаила Кутузова. Ещё два панно были связаны с И. Сталиным, но при Хрущёве их заменили.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
Маршал Победы
50 лет назад, 18 июня 1974 года, скончался Георгий Константинович Жуков
11.07.2024
«Я служил и служу России»
Забытые полководцы Великой войны
13.06.2024
«Его деятельность была исключительно многогранной»
Русские гении: Академик Анатолий Благонравов
01.06.2024
Советский блицкриг
К 85-летию начала боёв на Халхин-Голе
10.05.2024
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
История и современное состояние
07.05.2024
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Российская Империя
Полочанам из Беларуси вручили медали Графа Витгенштейна
Теперь в Беларуси три человека награждены этими медалями
25.07.2024
«Сегодня жизненно важно помнить уроки русско-японской войны»
Причины так называемой «русской» революции 1905-07 гг. были не внутри страны, а вовне
25.07.2024
День памяти одного из идеологов русского национализма профессора Тимофея Локотя
Сегодня мы также вспоминаем художника А.И.Иванова, зоолога М.К.Сидорова, педагога К.П.Яновского, оптика А.А.Чикина, ученого-растениевода А.М.Дмитриева, Героя Советского Союза И.М.Яроцкого и поэта В.Д.Цыбина
25.07.2024
О действии Промысла Божия в русской истории
Господь нас не оставляет Своей любовью и Своим вразумлением
24.07.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
«Начальница веры» в Русской земле
Сегодня, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, мы вспоминаем генерала Д.В.Пассека, врача А.А.Остроумова, литературоведа И.Н.Жданова, художника А.И.Куинджи, художника Б.В.Щербакова и адмирала В.Н.Алексеева
24.07.2024
День памяти преподобного Антония Киево-Печерского
Сегодня мы вспоминаем генерала М.А.Шкапского, писателя М.М.Достоевского, певца и дирижера Д.А.Агренева-Славянского, князя В.П.Мещерского, художника В.М.Васнецова, Героя Советского Союза В.Е.Шалимова, ученых А.Н.Заварицкого и Г.И.Галазия
23.07.2024
День памяти участника Приамурского Земского собора епископа Михаила (Богданова)
Сегодня мы также вспоминаем князя Андрея Дмитриевича Можайского, моряка П.Я.Гамалею, писателя А.Погорельского, вице-адмирала Л.А.Брусилова, Героев Советского Союза М.И.Яковлева и В.В.Порика, писателей М.М.Зощенко и В.Д.Дудинцева, поэта С.С.Наровчатова
22.07.2024
День явления Казанской иконы Божией Матери
Также сегодня мы вспоминаем поэта А.И.Тургенева, генерала В.П.Мусина-Пушкина, поэта Г.Р.Державина, врача М.Я.Мудрова, писателя Я.К.Амфитеатрова, антрополога М.М.Герасимова, геолога П.И.Мельникова
21.07.2024
Все статьи темы
Русская школа
Про школу и про детей
Нужно вернуться к присущим нашему народу традиционным методам обучения и воспитания
17.07.2024
«Ребенка и подростка надо чем-то занимать»
Иначе он совершенно точно будет идти по пути наименьшего сопротивления – по пути развлечений, телефонов, безделья, дальше – больше
15.07.2024
Зачем возвращают роман «Как закалялась сталь» в школьную программу: Гимн труду или "апофеоз идиотизма"
Перечисляем все "за" и против" возвращения романа «Как закалялась сталь» в школьную программу через 30 с лишним лет
05.07.2024
Современное Образование: Потерянное Поколение?
Матрицы общественного сознания
04.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новые гримасы польщизны. Окончание
Новый комментарий от Владимир С.М.
25.07.2024 12:39
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Валерий
25.07.2024 12:05
Кто и как спасёт Православие в Малороссии?
Новый комментарий от Игорь Ал
25.07.2024 11:40
О действии Промысла Божия в русской истории
Новый комментарий от С. Югов
25.07.2024 11:29
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от учитель
25.07.2024 10:45
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от kuzanez
25.07.2024 08:16
В Москве открылось сатанинское кафе
Новый комментарий от Александр Волков
25.07.2024 08:15