itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Архитектор №1

К 150-летию А.В. Щусева

Российская Империя  Бывший СССР  Русская школа  Русская цивилизация 
0
319
Время на чтение 9 минут
Фото: предоставлено автором

150 лет назад, 26 сентября (ст. ст.) 1873 года, в Кишинёве в семье надворного советника родился будущий действительный член Императорской академии художеств, Академии архитектуры СССР и Академии наук СССР, четырежды лауреат Сталинской премии, кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени Алексей Викторович Щусев.

Ни один советский архитектор не имел столько званий и наград. Он по праву носил неофициальный титул «Архитектора №1». За десятилетия его творческой деятельности сменились разные архитектурные эпохи – новорусский стиль, модерн, конструктивизм, «сталинский классицизм», и в каждой из них он оставил свои шедевры. Ни у одного советского архитектора не было столько творений, которые сегодня отнесены к памятникам архитектуры или к памятникам культурного наследия.

Православные церкви Почаевской лавры, на Куликовом поле, в Натальевке, в селе Кутерешты (Молдавия), на Московском городском братском кладбище, в Бари и в Сан-Ремо (Италия); Марфо-Мариинская обитель в Москве, Василиевский женский монастырь в Овруче, часовни в Пскове и близ Зеленодольска, типовые вокзалы для небольших станций и Казанский вокзал в Москве. Все они – вершина дореволюционного новорусского стиля с элементами модерна, основоположником которого был великий художник В.М. Васнецов (о нём см. здесь). По мнению искусствоведов, поставить здесь рядом со Щусевым некого.

Здания Наркомзема и Военно-транспортной академии, дом артистов МХАТ в Москве, гостиницы в Мацесте, Баку и Батуми и др. Это – одни из лучших творений эпохи конструктивизма 1920-х – начала 1930-х гг.

Гостиница «Москва», фасады и интерьеры Новосибирского оперного театра, Большой театр им. А.Навои в Ташкенте, Институт Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина в Тбилиси, Академия наук в Алма-Ате, жилые дома в Москве на Ростовской набережной, на Смоленской площади и на Калужской ул. (Ленинском проспекте), здания Академии наук на Калужской ул., здание органов госбезопасности на пл. Дзержинского (Лубянской), станция метро «Комсомольская-кольцевая» и мн. др. Это – жемчужины модернизированного («сталинского») классицизма 1930-х – 1940-х гг., одним из родоначальников которого был сам Щусев.

И, конечно, уникальный, не имеющий аналогов по объёмной композиции, идеальным пропорциям и цветовой гамме Мавзолей Ленина, органично вписанный в Красную площадь. Одним только этим творением Щусев уже обессмертил своё имя. (Как бы ни относиться к деяниям Ленина, но без него Мавзолей потеряет смысл и изумительное сооружение будет обречено на снос, да и ансамбль Красной площади понесёт большой урон, поэтому автор настоящего очерка – противник захоронения тела большевистского вождя в земле.)

К дореволюционному периоду творчества Щусева следует добавить восстановление церкви в Овруче, построенной в 1190-м и разрушенной литовцами в 1321-м году, где он первым в России показал пример настоящей научной реставрации. По остаткам частей здания и обломкам архитектурных деталей и, конечно, после глубокого и тщательного изучения русской храмовой архитектуры древней эпохи церковь была воссоздана в первозданном виде, а автор получил публичную славу, избрание академиком Императорской академии художеств и орден св. Анны. По существу, он стал основателем русской школы научной архитектурной реставрации.

Художник и искусствовед И.Э. Грабарь писал, что эта работа Щусева «…представляет совершенно исключительный интерес, как по приёмам, впервые в этой области применённым, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших ещё древних стен, но все те конструктивные части их — арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине».

С советской властью Щусев, признанный уже одним из лучших архитекторов России, ссориться не стал (ему приписывают слова: «Если я с попами мог договориться, то с большевиками как-нибудь договорюсь») и сразу включился в работу. Вместе с другим видным архитектором И.В. Жолтовским в 1918 г. он возглавил работу над генеральным планом «Новой Москвы». Участниками работы были молодые архитекторы и студенты, стремившиеся воплотить в плане свои авангардно-революционные идеи, однако в окончательном плане был принят щусевский вариант с сохранением исторического ядра города в пределах Садового кольца.

Отстаивая сохранение памятников архитектуры и, прежде всего, старинных церквей, он часто вступал в конфликт с московскими властями, что в 1925 году привело к его отстранению от работы над генпланом. Обладавший превосходным художественным вкусом, он был убеждён, что при правильном проектировании новое строительство может гармонично соседствовать со старым. Однако на почтительном отношении к нему властей конфликт не отразился. Именно Щусеву, персонально, было поручено проектирование Мавзолея Ленина.

В 1926 – 1928 гг. зодчий возглавлял Третьяковскую галерею, проявив кипучую деятельность: организовал выставки, составление каталогов фонда, выпуск открыток и альбомов, закупку новых картин, электрификацию помещений, замену отопления и вентиляции. При нём началось расширение галереи пристройкой 16-ти дополнительных зданий в центральной части (завершены в 1932 г.), запроектированных лично директором.

В конце 1920-х Щусев возглавлял большую архитектурную мастерскую, а с 1933 года – 2-ю мастерскую «Моспроекта». Фактически это был проектный институт, в котором работали не только архитекторы, но и инженеры-конструкторы, технологи, сантехники, электрики и т. д., проектировавшие объекты от «А» до «Я». Человеком он был честолюбивым, энергичным, напористым, властным, и цену себе знал. Эти качества вскоре доставили ему неприятности (помимо того, что некоторые коллеги, завидуя его таланту и успехам, распускали о нём всевозможные сплетни и слухи).

В августе 1937 года (в разгар политических процессов!) «Правда» опубликовала статью архитекторов Савельева и Стапрана с обвинениями Щусева в плагиате, моральной нечистоплотности, контрреволюционных настроениях и покровительстве арестованным художникам. Эти архитекторы работали в мастерской Щусева как самостоятельная бригада и были авторами первоначального (авангардистского) проекта гостиницы «Москва», который, уже в ходе строительства, властям не понравился, и те потребовали от Щусева срочно переделать проект. В новом, принятом и осуществлённом проекте Щусев оставил только своё имя.

По поводу обвинения в плагиате Алексей Викторович сказал: «Как я мог украсть пиджак у голого?», а «покровительство арестованным» действительно было. Ещё в 1924 году он вступился за своего арестованного друга, выдающегося художника М.В. Нестерова и добился его освобождения, в 1925 г. успешно ходатайствовал за иконописца и реставратора В.А. Комаровксого, художника В.М. Голицына и искусствоведа Ю.А. Олсуфьева (двое последних всё-таки погибли в 1937-м). Даже находясь в опале, он продолжал рискованное для себя заступничество, а если своих сил было недостаточно, подключал других сильных духом людей: архитекторов И.В. Жолтовского и В.А. Веснина, композитора Б.А. Асафьева, искусствоведа И.Э. Грабаря.

После публикации статьи началась травля. В чем только его не обвиняли – и в «антисоветской физиономии», и во «вредительстве», и в «преступных отношениях» с расстрелянным Тухачевским. Вскоре его исключили из Союза советских архитекторов (ССА) и лишили работы; даже начатые им проекты передали другим. Защитили тогда Щусева только двое: художник Е.Е. Лансере и архитектор В.А. Веснин. По обоснованному утверждению ряда исследователей, организатором травли был секретарь ССА архитектор Алабян, не блиставший особым талантом, но цепко державшийся за своё «полуправительственное» кресло и опасавшийся даже тени крупнейшего архитектора страны.

Однако арестовать Щусева всё же не решились и на следующий год его назначили главным архитектором Академии наук. На этой должности он проработал до начала войны и создал ещё несколько архитектурных шедевров. Со второй половины войны он занимался проектами восстановления Сталинграда, Новгорода, Кишинёва, Истры, Иерусалимского монастыря. В 1946 году по его инициативе был создан Музей архитектуры, который, по его замыслу, занимался исследованием и сохранением архитектурного наследия и в котором он до конца жизни занимал пост директора (ныне этот крупнейший в мире научно-исследовательский и экспозиционный центр носит его имя).

Последней работой Щусева был проект станции метро «Комсомольская-кольцевая», за который он был награждён четвёртой и последней Сталинской премией – посмертно.

Умер Алексей Викторович после сердечного приступа 24 мая 1949 года 75-ти лет от роду, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Через шесть лет после смерти великого зодчего было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и эпоха «сталинского классицизма» закончилась. Архитекторам нового поколения, создававшим унылые коробки, и верноподданным искусствоведам оставалось только подвергать остракизму минувшую эпоху, а вместе с ней и её родоначальника.

Время, однако, всё ставит на свои места. Сегодня именно «сталинские» (а где сохранились – и дореволюционные) здания являются украшениями наших городов. Как сказала одна искусствовед, «Неоклассицизм даже в обшарпанном виде выглядит элегантно».

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Фото предоставлено автором

Слева: Восстановленный храм в Овруче (Житомирская обл.), 1908 – 1912 гг.

Справа: Храм-памятник на Куликовом поле, проект 1912 г., строительство в 1913 – 1918 гг. Новорусский стиль с элементами модерна.

Слева: Казанский вокзал, 1913 – 1940 гг. Мотивы русского («московское барокко») и восточного зодчества. Центральная башня напоминает одновременно башню Сююмбике Казанского кремля и Боровицкую башню Московского кремля.

Справа: Здание Наркомзема на ул. Садовая-Спасская, 1928 – 1933 гг. Выдающийся памятник архитектуры эпохи конструктивизма. Ныне в здании находится Минсельхоз РФ.

Слева: Гостиница «Москва» в Охотном ряду. Окончательный проект 1935 г., строительство первой очереди завершено в 1935 г. Один из лучших образцов эпохи «сталинского классицизма». Проект в дальнейшем послужил поводом для травли А.В. Щусева.

Справа: Большой Москворецкий мост. Проект 1935 г. (автор несущих конструкций инженер В.С. Кириллов), построен в 1938 г. Отличается одновременно изяществом и свойственной классицизму монументальностью.

Слева: Оперный театр в Новосибирске. Проект фасада переделан в 1935 г., строительство в целом завершено в 1941 г., в годы войны в здании хранились коллекции «Эрмитажа» и еще 20 музеев страны и работал оборонный завод, открытие оперой «Иван Сусанин» состоялось 12 мая 1945 г.

Справа: Здание НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ на Лубянской площади. Проект 1939 г., строительство полностью завершено в начале 1980-х.

Слева: Ансамбль Института металлургии АН СССР на Ленинском пр., 47. Проект 1947 г., строительство завершено в 1951 г.

Справа: Станция метро «Комсомольская-кольцевая», 1949 – 1952 гг., расположена на «площади трёх вокзалов», самая загруженная и самая большая в Московском метро. Интерьер выполнен в стиле московского барокко и отображает триумф нашей победы в Великой Отечественной войне. В шести мозаичных вставках (автор – знаменитый художник П.Д. Корин) изображены великие русские полководцы от Александра Невского до Михаила Кутузова. Ещё два панно были связаны с И. Сталиным, но при Хрущёве их заменили.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Габрусенко
Десять сталинских ударов
Навстречу 80-летию Победы
23.02.2024
К 190-летию Василия Григорьевича Перова
Бриллианты русской культуры
03.01.2024
И на Тихом океане свой закончили поход
Памяти отважных русских землепроходцев
20.12.2023
«Я прожил красивую жизнь»
Памяти ракетчика Петра Дмитриевича Грушина (1906 – 1993)
29.11.2023
Богатырский композитор
К 190-летию Александра Порфирьевича Бородина
13.11.2023
Все статьи Валерий Габрусенко
Российская Империя
День памяти священномученика Сильвестра (Ольшевского)
Сегодня мы также вспоминаем сенатора, поэта, князя Ю.А.Нелединского-Мелецкого, Великого Князя Александра Михайловича и Петра Бернгардовича Струве
26.02.2024
День памяти первого русского генералиссимуса А.С. Шеина
Сегодня мы также вспоминаем математика Н.И.Лобачевского, композитора А.С.Аренского и историка И.Ф.Масанова
25.02.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
День памяти святого благоверного князя Всеволода (Гавриила) Псковского
Сегодня мы также вспоминаем генерала кн. В.В.Долгорукова, государственного деятеля М.М.Сперанского, писательницу М.А.Корсини, поэта и публициста Ф.Н.Глинку, ученого-артиллериста Н.В.Маиевского и генерала В.Ф.Сергацкова
24.02.2024
День защитника Отечества
Сегодня мы вспоминаем русского патриота Г.Н.Луженовского, актрису В.Ф.Комиссаржевскую, воина-героя А.М.Матросова и писателя А.Н.Толстого
23.02.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Истощённую корову надо было немного подкормить, а потом доить»
«План Дауэса» предполагал восстановление экономики Германии в той мере, которая необходима для того, чтобы она могла выполнять свои репарационные обязательства
24.02.2024
23 февраля – красный день календаря
Как восстанавливалась наша армия в 1918 году
23.02.2024
Немного о Сталине
Часть четвёртая: высказывания и истории о вожде
23.02.2024
Все статьи темы
Русская школа
«Перестать восхищаться всем новым как якобы однозначно хорошим»
Внедряя любое техническое новшество, надо проанализировать возможные последствия его внедрения, вычленить негативные, попытаться их максимально обезопасить
21.02.2024
Из блокнота украинского «иноземца»
О книге Валерия Громака «Южный рубеж»
14.02.2024
С днём гордости и печали Вас, дорогие мои «шурави»!
К 35-летию вывода войск из Афганистана
14.02.2024
Русская научная революция
О генеральном ориентире разумного будущего России
14.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Как «Американский мыслитель» воспринимает проблему исламизации Европы
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.02.2024 10:00
Новые люди и мировой товновперлид
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2024 22:59
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2024 22:55
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от С. Югов
25.02.2024 22:54
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2024 22:48
23 февраля – красный день календаря
Новый комментарий от С. Югов
25.02.2024 17:54
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
25.02.2024 12:39