Бриллианты русской культуры

170 лет назад родился великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов

Новости Москвы 
0
555
Время на чтение 6 минут

170 лет назад, 3 мая (ст.ст.) 1848 года, в с. Лопьял Вятской губ. в семье потомственного священника родился Виктор Михайлович Васнецов - великий художник, график и выдающийся архитектор, автор знаменитых полотен «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Снегурочка» и др.; росписей Владимирского собора в Киеве и архитектуры ряда зданий (Третьяковская галерея, Спасская церковь в с. Абрамцево, часовня над могилой А.С.Мамонтова и др.).

Вначале он пошёл по стопам отца: учился в вятском духовном училище, затем в духовной семинарии. Рано обнаружив художественные наклонности, учился у местного гимназического учителя рисования. По благословению отца напредпоследнем курсе оставил семинарию и уехал в Петербург. Перед поступлением в Академию художеств год учился в рисовальной школе у знаменитого И.Н.Крамского. Во время учёбы в Академии (1868 -73) познакомился с Суриковым, Репиным, Куинджи, Поленовым, с которыми на долгие годы сохранил дружеские отношения.

Начинал Виктор Михайлович творческую деятельность как художник-передвижник, но распространённый тогда среди передвижников бытовой жанр - иногда с юмором, иногда с состраданием, а чаще с сатирой на «язвы общества» - пришёлся ему не по душе. В 1878 г. он переехал из Петербурга в более близкую ему по духу Москву. С этого события начинается новый этапего творчества, связанного отныне с русской национальной тематикой. Это не было случайностью, ибо в те годы поворот к русской истории, к русским культурным корням произошёл в сознании всей русской патриотической интеллигенции - как реакция на господствовавшее в высшем свете западничество. (Патриотическое умонастроение общества, кстати, чутко уловил молодой император Александр III, который во внешней и внутренней политике жёстко следовал национальным интересам России. Сам он был горячим поклонником русского искусства и собрал большую коллекцию произведений, которая стала основой всемирно знаменитого Русского музея.)

В Москве и были созданы все лучшие полотна Васнецова. Там он стал основоположником «русского (или «новорусского») стиля» внутри общеевропейского течения модерна. Там же, под крылом крупного предпринимателя, мецената и благороднейшей души человека Саввы Ивановича Мамонтова (1841 - 1918), нашлись и единомышленники («Мамонтовский кружок», 1873 - 1893): В.Д.Поленов, И.Е.Репин, М.В.Врубель, В.А.Серов, М.В.Нестеров, К.А.Коровин, младший брат Васнецова художник Аполлинарий (мастер исторической живописи), артисты и музыканты. Все они стали открывателями новых страниц в русской живописи, театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, опере и театральной режиссуре. Собирался кружок зимой в Москве, а летом - в имении Мамонтова в с. Абрамцево близ Сергиева Посада.

Русский мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки драматурга А.Н. Островского «Снегурочка» (1881-1882) и одноименной оперы композитора Н.А. Римского-Корсакова, поставленной в Московской частной русской опере С.И. Мамонтова (1885). Там же впервые проявился и архитектурный талант Васнецова. И в этой области он развивал принципы «русского стиля»: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и Избушка на курьих ножках (1883, не сохранилась), а в Москве - памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1903).

В 1885 г. Виктор Михайлович, уже признанный художник, был приглашён выполнять росписи киевского Владимирского собора (1885-1896). Эта работа стала вершиной его монументально-декоративного творчества.

Будучи убеждённым русским патриотом, Васнецов в период антигосударственной вакханалии 1905-1907гг. поддерживал «Союз Русского Народа», финансировал и оформлял монархические издания. После 1917-го остался в России, продолжал писать картины на народные былинные темы («Бой Добрыни Никитича», «Кощей Бессмертный») и портреты.

Умер Виктор Михайлович 23 июля 1926 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище. Улицы Васнецова есть в Новосибирске, Красноярске, Уржуме. В переулке Васнецова в Москве в доме, где он прожил более 30 лет, существует его дом-музей, а в Кирове перед зданием Вятского художественного музея установлен памятник братьям Васнецовым «от благодарных земляков».

«Книжная лавочка», 1876. Третьяковская галерея.

Это одна из его картин «бытового» жанра, которыйисповедовали художники-передвижники. Относится к раннему периоду творчества художника. Написана она в типичной («натуральной») манере того времени, с прорисовкой деталей по всему полотну. В этом же жанре В.М.Васнецов написал и ряд других известных картин: «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Преферанс» (1879).

«После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880. Третьяковская галерея.

Фактически с этой картины начинается новый, глубоко национальныйпериод творчества Васнецова, посвящённого русскому величественному эпосу, героям русских народных сказок, которым автор придавал былинный размах, - период, продолжавшийся до конца его жизни. Именно здесь во всём блеске проявился неповторимый художественный дар живописца. В этом жанре написаны все его знаменитые картины.

«Витязь на распутье», 1882. Русский музей. Отличительной особенностью былинно-сказочных полотен В.М.Васнецова является графически чёткая прорисовка линий главных деталей, уходящая своими корнями в древнерусскую иконопись.

Критик В.В.Стасов о полотнах Васнецова писал: «Гусляры», «Три витязя» Васнецова, даже его «Богатырь на распутье» (молодого времени художника) и его изумительные по народному духу и вместе по творческой фантазии декорации и костюмы для постановки оперы «Снегурочки» Римского-Корсакова на сцене у Саввы Ивановича Мамонтова - всё это настоящая русская, оригинальная, самостоятельная, ни откуда не заимствованная, историческая национальная живопись. Эти, покуда еще немногочисленные, но крупные и превосходные образчики, заставляют ожидать в нашем будущем многих столько же важных и драгоценных продолжателей этого дела».

«Иван-царевич на Сером Волке», 1889. Третьяковская галерея.

«Царь Иван Васильевич Грозный», 1897. Третьяковская галерея.

В отличие от картины И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», где герой выглядит жалким полупомешанным стариком, Иван IV Васнецова - сильный и действительно грозный властитель. Взгляд его тяжёл, суров, но болезненной жестокости в нём нет; это образ умного царя, твёрдого государственного деятеля. В правой его руке - чётки, символ глубокой веры. Интуитивно художник придал Ивану Васильевичу черты лица, близкие реальному портрету (по скульптурной реконструкции гениального антрополога ХХ века М.М.Герасимова).

«Богоматерь с младенцем», 1885 - 1893. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.

Художественный критик С.К. Маковский писал об иконописи Виктора Михайловича: «Вас­нецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ - сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением к чудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой».

«Единородный сын Слово Божие», 1885 - 86. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Третьяковская галерея.

«Христос Вседержитель», 1885 - 86. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Третьяковская галерея.

Третьяковская галерея, 1900 - 1903. Проект архитектора В.Н.Башкирова по рисункам В.М.Васнецова.

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево, 1881.

Один из первых образцов новорусского стиля в архитектуре. Это была попытка преодолеть узкие рамки стиля модерн, принесённого с Запада, и найти свой новый стиль, обладающий национальными чертами. Обращение к мотивам национального зодчества тесно связано с возросшим в последней четверти XIX в. интересом к формам русского народного творчества. В создании новорусского стиля большую роль сыграло оживление русской художественной промышленности, обязанное усилиям С.И. Мамонтова, К.А. Коровина, В.М. Васнецова, Е.Д. Поленовой и др. «Возрождение русского стиля применительно к требованиям жизни и в связи с усовершенствованиями, которые достигнуты современной техникой», было основной задачей этого течения. Продолжателями новорусского стиля стали знаменитые впоследствии архитекторы Ф.О.Шехтель, И.П.Ропет (Петров), А.В.Щусев.

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Габрусенко
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
Художник, воин, странник, мыслитель
Бриллианты русской культуры: Василий Верещагин
13.04.2024
«Отец» транспортной авиации
Памяти Олега Константиновича Антонова
04.04.2024
Забытые полководцы Великой войны
Генерал Георгий Захаров (1897 –1957)
19.03.2024
Великий крепостной
Бриллианты русской культуры
06.03.2024
Все статьи Валерий Габрусенко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 08:33
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44