Pendrecima na građane, FOTO: ATAimages
В ночь с 7 на 8 июля Белград сотрясали беспорядки уже подзабытого масштаба. В ходе столкновений в самом центре города пострадали десятки полицейских и демонстрантов. Правоохранители возлагают ответственность за инцидент на оппозицию. И о причинах беспорядков высказываются туманно.
Известно, что накануне президент Сербии Александар Вучич под предлогом ухудшения ситуации с коронавирусом ввёл в столице комендантский час и запретил собираться более чем впятером.
Оппозиционно настроенные жители государства восприняли факт введения комендантского часа с неприкрытым скепсисом, ибо было ясно и понятно, что представители государственного управления подстраховываются накануне переговоров Вучича по вопросу статуса «Республики Косова».
Вучич планировал встречу с премьером «Республики Косова» в Париже, где посредниками должны были выступить Макрон и Меркель.
Сербские аналитики отметили, что Вучичу психологически проще было бы закрыть вопрос Косова в компании Меркель, будучи подальше от Путина. Днако, за такого рода психологический комфорт пришлось бы заплатить: Меркель могла бы и не согласиться на компенсацию в виде трёх муниципалитетов Северного Косова, присоединение которых к Сербии (в обмен на признание «Республики Косова») стал бы своего рода «фиговым листочком». Преподносимым, по словам Драганы Трифкович, в качестве «исторической победы дипломатии Белграда».
Итак, перегретое сербское общество накануне неминуемых потрясений посадили на самоизляцию, и ответ не замедлил.
Директор полиции Белграда Владимир Ребич сообщил о 43 раненых полицейских и 17 пострадавших демонстрантах в результате массовых протестов, охвативших сербскую столицу в ночь на 8 июля. По словам Ребича, когда протестующие попытались прорваться в здание Скупщины, полиции пришлось прибегнуть к задержаниям и использованию слезоточивого газа. Как сообщает сербское национальное телевидение RTS, полицмейстер считает, что число пострадавших с легкими травмами может быть ещё больше: «Вероятно, их число значительно выше, потому что люди с легкими травмами не обращались за помощью. Есть данные и о 17 пострадавших демонстрантах».
По словам Ребича, протест начался «стихийно», полиция была не готова к такому развитию событий и «проявлению агрессии со стороны протестующих». ответственность за столкновения и попытку вторжения в здание парламента Сербии он возложил на лидеров оппозиции Даниела Кнежевича и Срджана Ного.
Движение в защиту Косово и Метохии «понимает причины народного гнева, вызванного вчерашним скандальным публичным выступлением Александра Вучича. Движение поддерживает патриотическую волю демонстрантов, в основном студенческой молодёжи, которые протестовали против непрозрачных решений президента по решению проблемы Косова и Метохии.
Меры, объявленные вчера вечером в области политики здравоохранения, некоторые из которых вызывают обоснованную обеспокоенность, были лишь причиной стихийного, беспартийного восстания против произвола президента в отношении государства».
Однако, мы являемся свидетелями манипуляции: повод преподносится в качестве причины.
Впрочем, не исключена и более тонкая игра: вместо протестов против сдачи Косова спровоцирован протест, связанный с Ковид-эпопеей. Причём тут уже в поле протестного электората могут попасть как ковид-диссиденты, протестующие против комендантского часа и всей этой темы с самоизляцией, так и граждане, возмущённые низким уровнем медицины в некогда развитой стране.