«Где просто, там ангелов до ста»

0
97
Время на чтение 14 минут

«Где просто, там ангелов до ста»Источник: Православное Чтение

Фото: Сергей Ефремов

Жизнь, отданная русскому слову, говорит сама за себя, и решение жюри Патриаршей премии лишь подтверждает его. В гостях у портала Правчтение – русский писатель, лауреат Патриаршей литературной премии (2025) Анатолий Байбородин


- Анатолий Григорьевич, позвольте поздравить с высокой наградой и вас, и тех ваших близких, и тех читателей, что верили в то, что выбор жюри будет к вам благосклонным. Можете ли вы назвать среди представленных на премию книг те, что наиболее точно рисуют ваш внутренний портрет?

- Литературное творчество моё разнородно: вначале – романы, повести, рассказы и сказки; затем –- фольклорно-этнографические, литературно-критические, публицистические очерки и статьи; и наконец – составительские книги: скажем, подарочные издания книг «Думы о русском с древнейших и до нынешних времён» и «Русский месяцеслов. Жития святых, обычай, обряды и приметы». Художественная проза моя биографична, и думаю, мой внутренний портрет более полно выражают книги, вышедшие в издательстве «Вече»: «Не родит сокола сова», «Озёрное чудо», «Деревенский бунт», «Боже мой».

- Душа человеческая изменчива, и только если подчиняет себя Вере, почти наверняка спасается, хоть и нет, и быть не может здесь никаких гарантий. Как вы спасаетесь Верой, и что для вас она? В каком примерно возрасте вы узнали её в себе?

– Чужая душа – потёмки, свою бы оглядеть, осмыслить; душа изменчива, да, и слава Богу, коли не мертва, коли в душе хотя бы поле брани, где сражаются божественное и демоническое. «В нашей жизни дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце человеческое» (Ф. Достоевский). А душевная борьба, воплощённая в прозе и поэзии, современна, пока жива земная юдоль.

Вхождение в Церковь моё и сверстных мне русских писателей изначально не из жажды покаяния, но из жажды познания русской истории, исконной русской мысли и русской этнографии, где от Крещения Руси царило православное христианство. Но до облачения во Христа меня, как и прочих русских гуманитариев, занесло в славянское язычество, искусившее песенной поэзией, буйной красотой обрядов, слитых с природой, с культом Отца Неба и Матери сырой земли (Макоши). Позже, постигая Благую Весть, облачаясь во Христа, осознали, что бесам жряху, отверглись язычества, и с верой в безсмертную душу, в блаженство вечное и вечные муки, с покаянной молитвой обретали веру.

Лет в сорок уверовал я во Христа, и потом тягостно воцерковлялся; но лишь благодаря православной вере хотя бы постиг, что, воспевая земные страсти, я, духовный слепец, влёк духовно слепых не к прозрению, но в пустоту, а то и в бездну. С верой во Христа, я, будучи и во грехах, яко во шелках, все же не живописал грешные утехи, но исподволь и прямо воспевал любовь ко Всевышнему и ближнему.

Здесь уместно привести выдержку из моего сочинения «О горнем и дольнем слове»: «Обезбоженная мирская литература вносила столь смуты в образованщину, что та впадала в бесовские наваждения, искушения, проповедуя в искусстве языческую «волю» – суть, вседозволенность в плотских страстях, а в России плоды «вольнолюбивых» проповедей – кровавая революция, братоубийственная война и миллионы погибших русских, сгубивших плоть и душу.

Эх, кабы смалу о грехе знатьё, доброе вышло б житьё… Прости Господи Милостивый, но и я, грешный, воспевал в сочинениях страсти земные, что на погибель души… Про эдаких, что в летах крестились, и до старости не остепенились, крестьяне говаривали: с лысиной родился, с лысиной помре... Теплится вялое утешеньице, что хоть не расписался на дюжину томов, как иные писучие собратья, что в зрелых сочинения не искус воспевал, но любовь к брату и сестре во Христе, любовь к чадам малым, яко ангелам, любовь к природе – Творению Божию, любовь к малой родине, предтечи любви к великой родине».

- «Без судьбы писательство – лукавое пустобайство», сказали вы. Правда. А где её взять, судьбу? В моём колене и строили (хоть и мало, недостаточно), и воевали (наводили конституционный порядок, а то и долг интернациональный исполняли, да всё не впрок), а судьбы почти ни у кого нет. В интеллигенции судьба – выехать за пределы Отчизны и начать учить оставшихся в нём, как и чем жить. Где же взять именно судьбу с большой прописной буквы?

- Для православного писателя судьба с большой буквы – жизнь, прожитая в семейном благочестии, в любви ко Всевышнему и ближнему, но я и прочие собратья по перу, что крестились даже не в зрелые, а в перезрелые лета, столь в богемных страстях нагрешили, что остатки жизнь биться бы покаянно в церковный пол. От убийственного отчаянья спасает лишь робкая надежда: милостив Господь, коль помиловал разбойника, что покаялся на кресте.

А нажитая грешная судьба – лишь глина, из которой лепится сочинение. Свою судьбу, свою душу писать надёжнее, чем судьбы и души других людей; ты сам себе яснее, а чужая душа потёмки. Потому я настороженно отношусь к художественно-исторической прозе, где литературные герои — реальные исторические лица. Читая подобные исторические сочинения, воображаю, как страдают души подобных героев в загробном мире, если ведают, что о них плетут небывальщины исторические сочинители, описывая сокровенные мысли и даже интимные желания, приписывая реальным людям поступки, о коих те ни сном, ни духом не ведали.

Писательская судьба с большой буквы, – исполнение духовно-творческого долга перед родом, а значит, и перед народом. Коль я вышел из крестьян, то мой сословный долг — поведать о судьбе крестьян, и скажем о судьбе деревенского парня, ввергнутого в братоубийственную войну. Поведать о том, как трагически отразилась гражданская война на русском крестьянстве, и особенно сибирском, не знавшем помещичьего гнёта.

Если императора Николая Второго, да и само русское самодержавие, предали великие князья, родичи царя, царские генералы и министры, не говоря уж об интеллигенции, то крестьяне царя-батюшку, помазанника Божия, не предали, поскольку, будучи набожными, почитали царя наместником Бога на земле. Хотя потом обезбожились и отвергли царя в душе, но это потом, а пока смута и страдания, о чем моё будущее повествование «Красная роса», фрагменты из которого в виде рассказов уже печатались. Сочинение войдёт книгу повестей и рассказов для издательства «Вече»; в книге более о старосельской сибирской жизни, что современно и злободневно.

Создав героя, созвучного мне характером и судьбой, я решил написать человечью судьбу от рассвета до заката, дерзнул живописать золотое кольцо человеческой жизни, которое завершается, когда счастливо смыкаются ангельское младенчество и ангельская старость, когда изживший век впадает в детство.

- Какова, на ваш взгляд, стилистическая судьба прозы в России? Будущее русской прозы – в чём? Быть ли ей при победе духа над плотью сказом, как часто у вас бывает, и только им? Или сказ всё-таки – стилизация, попытка приникнуть к великим мощам, напитаться их духом, чтобы не лгать ни себе, ни людям? Или есть пути другие, кроме сказа, к сегодняшнему русскому сердцу?

– На мутном рассвете нынешнего века мы, послевоенные писатели, в младые лета с нежданным и азартным интересом, с духовными озарением читали русскую святоотеческую литературу, так и новые поколения, думаю, для постижения родного русского народа проявят особый интерес к святоотеческой литературе, к исторической и художественной прозе, насыщенной историзмом, этнографизмом, фольклоризмом, словесным орнаментализмом. В подобных «грехах» осуждали мою прозу…

- О русском сердце: жаждет оно чего-то, то ли гармонии всеобщей, то ли падения всего в тартарары. Есть ли что-то устойчиво постоянное в нём? Представим: нет больше насилия над ним, и воцарилась в мире на минуту полная тишина. Что тогда русское сердце миру скажет? Что бы сказали – вы? Какие слова бы произнесли?

– Русское сердце скажет миру: мы, русские, даже будучи и многогрешными, спасли мир, стаявший на пороге Апокалипсиса; мы продлили миру век, и мы, согласно Святому Писанию, благодарности земной не ждём, а, подобно разбойнику на кресте, лишь уповаем на милость Божию.

- «Счастье: не выбился я в именитые писатели и с нуждой не разминулся», пишете вы, и снова – правда. Что же это за стержень, определяющий в писательстве буквально всё без исключения? Чем он питается, какой правотой? Как помогает ему укрепиться нужда?

– Моя судьба не столь блестяща с точки зрения славы и земных благ, но, видимо, здесь и таился Божий промысел: Бог миловал меня, и без сего многогрешного, от искушения славой и богатством. Со славой и богатством утонул бы в роскошных пороках… Хотя и у бедных уйма искушений, начиная от зависти богатым, завершая ненавистью к богатым.

– «А не искус ли грядущим читателям моё искусство?.. не от князя ли тьмы?» - сомневались вы как-то. А действительно, что писательство может сказать людям сверх церковного учения, которого в оны годы хватало для всякой жизни, а два века назад примерно будто бы хватать его перестало? Чего словесник исключительно светский не понимает и, может быть, никогда не поймёт?

– Светский словесник в отличие от церковного сплошь и рядом создаёт сочинения, опираясь на мудрость дольнюю (земную), что, по словам апостола Павла, безумие перед мудростью горней (божественной). «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор 3:18–19) Светский словесник в душе не соглашается, что земная жизнь человека – лишь временное обитание, лишь испытание перед вечным блаженством души либо вечными муками. Не соглашаясь с церковным словесником, воспевает земную жизнь, не заикаясь о загробной. Слава Боже, коли избранный мирской словесник озабочен тем, чтобы своими сочинениями не вымостить читателю широкую дорогу в бездну, где огнь, червь и срежет зубовный…

Русское писательство, даже и не воспевающее порочные страсти, но ярко и образно утверждающее «ветхозаветный» (безблагодатный) нравственный закон, писательство, порой и насыщенное христианской догматикой, — роковое испытание человеческой души: тьма сладостных соблазнов пасут художника. На своей судьбе испытал сполна. Художественное творчество — либо путь спасительный, либо гибельный, ибо художественное дарование может быть от Бога и от князя тьмы; может искренно воспеть жертвенную, сострадательную любовь к ближнему Христа ради, а может, живописуя и романтизируя дьявольские соблазны мира сего, увлечь души ближних в адскую бездну. Неслучайно в корне слова «искусство» — искус…

Священник ответит Богу со свою душу и за души прихожан, художник ответит за свою грешную душу и за души ближних, коих искусил «от человецев» дольней мудростью, что, повторю, безумие для мудрости горней. А скорбнее того, ежели писатель соблазнил книгочеев воспетыми грехами и пороками падшего мира сего. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит… лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской…» (Мф. 18:6–7). В поучении Иисуса Христа речь идёт о малых чадах, кои яко ангелы небесные, пока взрослые не искусят их порочным миром, но и простолюдье русское — дитя дитём, коему не устоять перед соблазнами без кнута и пряника, без сурового, но справедливого догляда Отца Небесного, отца народа, отца семейства.

Искушения в литературе бывают столь утончёнными, что уподобляются внешне и добродетели: кто полагает, что бес бродит по земле с рогами и копытами, будет его вечной жертвой. К тому ж даровитый, именитый художник должен еще и сам миновать огни, воды и медные трубы, не спалив душу искусом честолюбия, корыстолюбия и гордыни. Тяжко придётся душе знаменитого, всемирно славленого писателя, ежели, упаси Бог, по слову его тысячи читательских душ ушли за ним, слепым поводырём, в бездну кромешную…

 

- И о пророчествах: что вы видите во внутреннем противостоянии русских людей друг другу? Отчего такая вдруг неприязнь друг к другу и в городах, да и в деревнях? Что не сбылось, какая мечта, что такое разочарование проступает на лицах уже множество лет? Что ждёт нас, соблазнённых и праведных, в нынешнем столетии, и далее?

– Словно гигантские пауки, тридцать лет холопы князя тьмы в гибельном свечении «голубого экрана», опутав Россию «мировой паутиной», выгрызали из русских душ любовь к отчей земле, любовь к ближнему, братчинную, сострадательную и восхитительную, что воплощение земной любви ко Всевышнему. Выгрызая любовь, холопы князя тьмы заселяли души бесами алчности, блуда, чревоугодия, пьянства, скверномыслия, сквернословия, зависти, гневливой неприязни к ближним; а верховодили в бесовском шабаше демоны эгоцентризма, что и породило противостояние русских людей. Разумеется, бесы таили рога, копыта и хвосты, и чтобы искусить уйму душ, в «голубом экране» и «мировой паутине» выглядели искусительно ярко. А душеспасительное влияние Церкви на души уподобилось ручью с родникой водой среди могучих рек со сладостной отравой. Народ хлынул к преисподней, и лишь на краю бездны очнулся; и отныне долгое и мучительное исцеление и возрождение.

- Можно ли назвать нас, жителей мегаполисов, соблазнёнными? Не зря же язык маркировал крестьянина и горожанина по-разному: первый есть честный христианин, живущий под Богом, своим трудом, второй – уже непонятно, иной раз, чему и кому молится… Так ли?

– В девяностые годы рухнул крестьянский мир в общинно-колхозном обличии, и вчерашние ударники сельского труда, оставшись без работы, беспробудно запили, пропивая даже пенсии родителей. Миллионы вчерашних крестьян ушли в загробный мир, даже не очнувшись от хмельного дурмана; но уже и в девяностые годы, а потом и в нулевые часть крестьян крепко ухватилась за частные хозяйства, обзавелась крупным рогатым скотом, обширными покосами и пашнями. На русско-бурятской, малой родине моей, что на северо-востоке Забайкалья, по степи летом и зимой паслись табуны лошадей. От продажи мяса работящие скотоводы кормили, одевали, обували, обучали своих детей; и в отличие от горожан, чьи души искорёжили «голубой экран» и «мировая паутина», сельские жители …разумеется, трезвенные… менее подверглись бесовским порокам, ибо по-монастырски трудились от зари до зари и подолгу не сиживали возле телевизора, не шарились в интернете. Молитва и труд – всё перетрут.

- Старшие «деревенщики», отцы-основатели нового в двадцатом веке русского стиля, как вам кажется, всю правду сказали? Дали им её сказать, или осталось ещё не проговорённое и ими, и уже нами, тайное, мучительное и «последнее» слово о Руси?

- В нулевые годы я вчерне написал очерк о деревенской прозе, и на поставленный вопрос отвечу крупной выдержкой из сего очерка: «После крушения Народной Империи, либерально-космополитическая власть загнала в катакомбы русскую традиционную народную литературу, видя в ней оберег русского народного характера. Разумеется, власть, даже исподвольно русофобская, не смогла откреститься от выдающихся народных писателей, и здравствующих, и почивших в Бозе, ибо имена их рабоче-крестьянская власть прославила на весь белый свет. И лукавая власть вписывала их имена в премиальные списки, особо Астафьева и Распутина, дабы повысить авторитет премий. И в списках рядом с классиками «красовались» писатели, пусть и не графоманы, но чуждые, а то и враждебные русскому духу таких писателей, как Астафьев, не поздний, Белов, Распутин, Личутин, Лихоносов, Носов. Либерально-космополитическая власть уже в девяностые годы дала понять, что на прославленных именах народная литература завершилась, и приспело наше время, либерально-космополитическое, от коего за версту несло русофобией, словно гниющей человечьей плотью.

Ясно, когда властвующая нежить заживо погребала в родимой земле мало ведомых, но истинно народных писателей, словно полонённых и угнанных в чужедальние, неласковые земли, но и бывалые русские писатели, в томлении усталого духа изжившие творческий азарт, о ту пору стали прилюдно хоронить деревенскую прозу: дескать, выпало из наших утомлённых рук народное слово, некому подхватить, а значит, грядёт пустота на словесной русской ниве. Но, увы, не запустошить свято место – насеет анчутка беспятый чаровную разрыв-траву….

Когда матерые писатели и критики, что в их услужении, хоронили деревенскую прозу…, я слушал заупокойное слово с мертвящей душу печалью, словно мое писательское поколение, среди коего безымянно прозябают дивные дарования, без исповеди, святого причастия и соборования живьём увалили в топорно рубленую домовину, заколотили крышку гробовую и, несмотря на вопли: «отцы родимые, ведь мы живые!..», кинули в студёную яму, куда с обвальным грохотом полетели комья мёрзлой глины.

И уж, вроде, под кликушеские вопли плачеи похоронили русскую традиционную литературу, и уж, вроде, крест дубовый водрузили на могильном холме, но вдруг дивом дивным, чудом чудным, словно берёзы посреди чёрной гари, являлись русские писатели из поколения, идущего вослед Белову и Распутину, с мудрым и ярким народным словом, и думалось: ох, раненько мы понесли на погост традиционную русскую литературу, жить ей да жить… вопреки русскоязычной власти, во благо и славу русского народа».

– Но уходит в небытие великая крестьянская цивилизация, отвергнутая технократическим рыночным веком, а значат, повторюсь, время отвергнет и твоё творчество, воспевшее деревенский мир.

– Краеведческие музеи, запечатлевшие русский мир с древнейших времён, посещают тысячи грамотных и полуграмотных, юных, молодых и зрелых; вот и моя прозы – музей, запечатлевший мудрый и образный народный язык, обычаи, обряды, поверия.

А далее повторю сказанное ранее: «О том, что проза моя устарела, что она слабый отзвук отпевшей «деревенской» прозы, я слышу четверть века, от первых повестей и рассказов. Давно уж бойкие критики, хитрые сочинители, что держат нос по ветру, ставят могильный крест на «деревенской», «почвеннической» прозе и ожидают некую новую, по глупости и немощи уподобляя литературу журналистике: освятила злободневную тему человеческого бытия на одном историческом этапе, пора переходить и к новой злободневной теме. А если завтра молодой писатель напишет талантливый роман о гражданской войне или о коллективизации, как Лев Толстой описал отечественную войну через десятки лет, так что же критики его укорят: де, тема уже исчерпана писателями начала двадцатого века?! Беда новейшей российской прозы и критики – журнализм, а истинная художественная литература – не газета, освящающая социально-политические и хозяйственные компании и проблемы. Пути русской литературы неисповедимы критике, изъеденной журнализмом.

Говорить о том, что мои романы и повести, где живёт крестьянский мир прошлого века, не современны, это все равно, что говорить о несовременности Есенина, Клюева, Рубцова, Шукшина с их деревенской вселенной, Шолохова с его канувшим в лету казачьим миром. Упаси Бог равняться с помянутыми выдающимися писателями, я говорю лишь о современности в литературе… Время восстало не против моего природного и народного литературного творчества, – много чести смерду, – лихолетье глобального технократического космополитизма ополчилось против природы – Творения Божьего, а значит, и против слитого с природой крестьянского мира, да и ополчилось против человека – образа Божьего, который в природном крестьянском мире только и был истинно счастлив. Земля и небо, терпели человечество, тысячелетия живущее крестьянским и ремесленным трудом, но человечество сбилось с благословенного крестьянско-ремесленного пути, пошло по роковой и погибельной дороге научно-технического прогресса, задумав подчинить землю и небо порочным страстям. Земля и небо – кои уже не в силах выдержать человека, словно дуб свинью, выгрызающую его корни, – содрогаясь в муках, в яростном и праведном гневе обрушивают на человека природные стихии. Человечество, даже осознавая гибельность пути, разумеется, никогда уже не вернётся к спасительному крестьянско-ремесленному укладу, но стремительно будет лететь к Апокалипсису, словно ночные бабочки-метлики на огонь вселенского костра.

Но опустимся на грешную нынешнюю русскую землю, и вспомним, что в нынешней России к тому же космополиты – либеральные «мировые люди» – в невольном соратничестве с «асфальтовыми русскими националистами» – ополчились против исконного и вековечного русского духа, который во всей православно-детской искренности и природной мудрости, во всем двухтысячелетнем художественном гении испокон веку обретался лишь в крестьянской мире. А я, отвергнутый временем беса, лишь маловедомый певец крестьянского мира, который можно вечно осмыслять и вечно живописать, как Вселенную.

Впрочем, у меня немало и «городской» прозы – я уж лет тридцать житель городской, любящий и былую деревню, и величавые древнерусские и старорусские города, которые, кстати, как и деревни, не противостояли природному миру, но в каменной и особенно деревянной архитектуре своей подражали природе, а перво-наперво образу Божественной Вселенной».

- И о вас: жизнь ваша большая, но есть ещё у вас и слова, и образы, которые словами облекутся. Так – ждёте ли вы затаённо чего-то на земле, или поняли, что здесь ждать давно уже нечего? Может ли человек вообще надеяться на какую-то свою правоту, на её победу, или здесь всё будто бы заранее выстроено вкривь? В чём сегодня состоит ваша надежда?

– Где просто, там ангелов до ста, а посему скажу примитивно, хрестоматийно, повторю вновь и вновь: я, многогрешный раб Божий, надеюсь, что мои сочинения, иные даже и далёкие от церковного мира, всё же не увлекут читателей на широкий путь, ведущий души в погибель, но укажут узкую тропу к спасительному Храму Божию.

Беседовал Сергей Арутюнов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Арутюнов
Образ Будущего, христианство и современная
русская литература // Преображенский клуб
28.08.2025
Солярный принцип критики
Как должно рассматривать поэзию
17.07.2025
О вреде чтения
Ласковый голос Врага
24.06.2025
Стержень подвига
Мы пережили достаточно катастроф, чтобы допустить скатывание к бесчувственности и полной беззащитности перед неукротимой страстью стереть из истории любую память о нас
10.06.2025
Бумажное чтение против обезличивания
О манипуляциях, направленных в сторону тотального электронного рабства
06.06.2025
Все статьи Сергей Арутюнов
Анатолий Григорьевич Байбородин
Проблемы Шукшинского фестиваля
Шукшина – не пригласили...
28.07.2025
Александр Вампилов и «холодная война»
Размышления о выдающемся русском драматурге и эпохе
30.05.2025
В крестьянской вселенной
Деревенскую прозу вернее было бы назвать прозой русской народной
05.05.2025
Пустота
Язвительные заметки о «мыльных пузырях», «голых королях», хвастунах и пустобаях
18.04.2025
В крестьянской вселенной
Деревенскую прозу вернее было бы назвать прозой русской народной
10.04.2025
Все статьи Анатолий Григорьевич Байбородин
Последние комментарии
Украину россияне не понимают до сих пор
Новый комментарий от Русский Иван
11.09.2025 11:58
Россия на распутье
Новый комментарий от С. Югов
11.09.2025 11:52
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от учитель
11.09.2025 11:50
Главная историческая задача Сталина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.09.2025 11:32
«Мы восстанавливаем добрую традицию московских крестных ходов»
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.09.2025 10:43
Резонансное убийство в США
Новый комментарий от Vladislav
11.09.2025 10:20
Продолжение ликвидации России
Новый комментарий от Александр Волков
11.09.2025 07:51