У святынь Косово и Метохии
Мы жили с жуткой мыслью, что мы оставлены, покинуты всеми на родной земле. Сегодня все по-другому: люди приезжают в Косово и Метохию, остаются, путешествуют, беседуют с нами, косовскими сербами. Жизнь, похоже, не закончилась.
Недавно косовские сербы обомлели – на сей раз от радости: маленький городок Ораховац на юге Косова и Метохии в течение одного лишь дня посетили сотни паломников. Случай для нашего времени и условий небывалый. Мало того: в городах и селах, где находятся православные святыни, где всё еще живут сербы, практически невозможно было найти номер в гостинице – приходилось проситься на ночлег к местным жителям. Который они, разумеется, с радостью предоставляли. В чем дело? А в том, что в последнее время святыни Косова и Метохии всё чаще становятся целью паломничества не только из самой Сербии, но и из других стран, даже дальних – количество паломников с каждым годом, слава Богу, растет. Что заставляет православных поехать (а иногда и пойти пешком!) туда, где страдания за Христа – не дань поэзии, а реальность; почему всё больше молодых сербов стремятся попасть в Призрен, Грачаницу, Высокие Дечаны и другие наши святые места; что есть в Косово и Метохии и чего нет в «благополучном» Белграде, – мне объясняет студент факультета политических наук Белградского университета Страхиня Ивлянин:
Паломники в Косово
– Когда вы поворачиваете с шоссе «Белград – Салоники» на запад, в сторону Косово, начинаете понимать, что въезжаете в другую реальность, совершенно другое измерение. Приезжаешь в Высокие Дечаны и чувствуешь, что вернулся на несколько столетий назад – здесь другое время. Или в Призрене: да, сербов здесь почти нет больше, но ты нутром чувствуешь, что город-то всё равно наш, православный, сербский. Это ощущение ты не можешь описать словами – его можно испытать, на мой взгляд, только в Косово и Метохии. С одной стороны, стыдно, с другой, удивительно и радостно: только здесь я понимаю, что я – серб, православный христианин. Я возвращаюсь к своему народу, начинаю понимать значение Церкви, священства, монашества. Настоящее, идущее от сердца гостеприимство, объятия, радостная благодарность за то, что не забываем, рассказы о том, что пережили в недавнем прошлом и что происходит сейчас… Убежден: каждый серб, если он считает себя сербом, обязан просто хотя бы один раз побывать в Дечанах, Печке Патриаршей, Грачанице. Хотя практика показывает, что, побывав один раз в Косово и Метохии, человек стремится вернуться к нашим святыням.
Страхиня Ивлянин с паломниками
Да, большинство возвращаются, многие приезжают в первый раз. Чувствуется какая-то потребность в Косово – в живой воде из святого сербского родника. Мария Нешич часто бывает в Косово, а сейчас приехала вместе с подругой Марией Джорджевич, она здесь впервые. Подруги рассказывают, что привело их сюда в первый раз и что заставляет возвращаться вновь и вновь.
– Это действительно какая-то внутренняя потребность, тяга к своим корням, стремление ощутить свет, даже святость. Здесь лучше понимаешь значение слов «Церковь зиждется на крови мучеников» – чего-чего, а страданий в Косово хватает. Но страданий особенных: за Христа – вот что ты здесь понимаешь. Конечно, и родная история, и культурное наследие своего народа ты начинаешь воспринимать уже не отстраненно, а всем существом. Да, здесь наша родина, наша колыбель. Никогда не забуду, как мы подъезжали к обители Высокие Дечаны, это очень мощное и светлое чувство. А приезжая в монастырь Печка Патриаршая, ты как будто после долгого отсутствия возвращаешься домой к маме. Да и само слово «святыня» ты и слышишь, и произносишь уже по-другому, более осознанно, что ли, – говорит Мария Джорджевич.
Две Марии – Нешич и Джорджевич
Мария Нешич родом из Белграда. В первый раз поехала в Косово по работе, но тот мир, особый дух святой земли и православные жители края буквально покорили ее навсегда. «Больше, – говорит, – без Косова не могу».
– У меня такое впечатление, что косовские сербы живут в мире с Богом. Каждый раз, когда приезжаю к вам, вижу что-то новое, светлое, доброе. Каждый раз, повторяю. Такое, знаете, настоящее христианское вдохновение. Перед последней поездкой меня мучил маловерный вопрос: «Если мы свою жизнь предадим в руки Богу, то будет ли всё в порядке? Точно будет?» Так вот, ответ, который я получила во время паломничества, убедил меня: «Успокойся, Бог уж точно разберется. Всё будет в порядке – просто верь Ему». Интересно, но я никогда, ни разу не чувствовала страха или тем более паники во время паломничества: Бог действительно всё управит. Может показаться странным: ты находишься на оккупированной земле, во враждебном окружении – поводов для страха сколько угодно. Однако в сердце мир и полное доверие Христу. Очень мощное чувство, которое, надеюсь, будет сопровождать меня всегда. Так что это насущная потребность – быть у наших святынь и молиться. Сначала я поехала в монастырь Драганац, затем в Грачаницу, а потом уже к святыням Метохии.
Милена Петрович
Велика Хоча – не просто село на юге края, сейчас это символ. Символ терпения, веры, сопротивления, красоты – красоты не только внешней. Поэтому и называют село Малый Хиландар. Или – жемчужина Метохии. Жемчужина и есть – не только из-за количества храмов, монастырей, памятников истории и культуры, но и из-за людей, чья доброта и любовь покоряют сердца всех, кто приходит с миром. Милена Петрович, магистр литературы из Великой Хочи, рассказывает:
– Здесь 12 церквей и монастырь, башня Лазаря Куюнджича, господский дом, древние фрески, песни со времен Средневековья, старые обычаи, традиции. Это не просто «культурное наследие», это самая настоящая жизнь, дышащая история – она продолжается, и ты это видишь, кожей чувствуешь. Край виноделов, знаменитые вина из Метохии. В каждом доме делают вино, но не по рецептам из специальных книг, а по рецептам из души и древних времен. Вино в этом случае не просто напиток, это своеобразное свидетельство единства времен, духа, борьбы. Каждый, кто пробует, чувствует солнце, радость молитвы и труда на родной земле. Писатель, нобелевский лауреат Петер Хандке сказал однажды, что люди приезжают сюда не только за внешней красотой, как туристы. Человек ощущает что-то гораздо более глубокое, важное: то, чего он и сам, может быть, не может объяснить, но без чего его жизнь теряет всякий смысл и радость.
Милена с гостями
Паломничества в Косово и Метохию греют теплом восковых свечей стены Высоких Дечан, орошают слезами чудотворные иконы в Печке Патриаршей, возвращают духовное зрение людям. Каждый день, каждый час Косово молится за всех православных, и сербам возвращается надежда. Это не метафора, это действительность, поверьте. Но для местных паломничества много значат и с материальной точки зрения. Вот что говорит Ката Бркич:
– Во-первых и в самых главных, по моим наблюдениям, местные жители перестают чувствовать себя в изоляции: постоянно приезжают новые люди, которые живо интересуются их делами, настроены радушно, любопытны. То есть ты уже не невольный затворник где-то за колючей проволокой, а достойный местный житель, хозяин, который с готовностью расскажет-покажет, поведает о житье-бытье, да просто перемолвится с соотечественниками на родном языке. А молодым историю-другую расскажет. Кроме того, появляется возможность сдать паломникам комнату или квартиру на время, продать сделанные своими руками сувениры или вино – честный заработок только на пользу. Пусть немного, но все-таки. Но главное, повторю, – возможность общаться.
Тем временем после воскресной литургии, когда последний автобус с паломниками выехал из Ораховца, здесь был сожжен флаг Сербской Православной Церкви. Это сообщение было следующим после радостного репортажа о растущем количестве православных паломников к святыням края. И затем: в Джаковице и Призрене были задержаны полицией «независимого Косова» 12 сербских паломников. Доказательства, мотивы? – какая глупость для нынешних властей! «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать». Серб? Православный? – Получай! Нас, живущих в оккупированном крае, это ничуть не удивляет. Мы, как страшно это ни звучит, уже привыкли к разрушениям, поджогам, беспределу. Как мы сопротивляемся? С молитвой восстанавливаем порушенное. Не только стены и крыши, но больше – души.
Наш край прошел через многие страдания. Столько ненависти, гонений… Казалось одно время, что замолкнут окончательно наши песни, иссякнет вино для литургии из Великой Хочи и Ораховца, погаснет свет надежды тех, кто здесь остался. Но, знаете, в последнее время что-то поменялось, несмотря ни на что: жизнь, похоже, возвращается. Приезжают паломники и возвращают нам самое главное – надежду. Наш писатель Живоин Ракочевич сказал однажды: «Никто не терпит и не ждет столько, сколько серб из Косово», – вот это правда, я считаю. То, что к нам в наш многострадальный край приезжает столько православных паломников, а в этот раз их были сотни, это не просто информация – это знак того, что сербы еще себя не позабыли. Я помню пустые улицы, потухший взгляд, уныние, почти отчаяние односельчан еще несколько лет назад – сейчас всё, слава Богу, меняется. Похоже, в наши края вернулась надежда. Да, враг пытается посеять страх – но что такое его попытки, когда Сам Христос говорит: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33). Так что нет – мы не боимся. Потому что знаем, почему, за Кого и с Кем страдаем. Когда ты со Христом, места для страха нет – проверьте сами.
P.S.: Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косова и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:
- по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747 (получатель: Петр Михайлович Д.);
- через PayPal: https://www.paypal.com/paypalme/kosovskopomoravlje
- Обязательна пометка: «Помощь Косово».