Вологодский странник Александр Крайнев
Бездумно, без рассуждения брать на себя чей-то христианский подвиг, как давно замечено, крайне вредно – что для души, что для физического здоровья. Мы знали парня, который никак не давал опытным умным людям стянуть себя, рвущегося в небеса, обратно на землю: ринулся «преподобничать» в вологодские леса. С рюкзаком ушел, спичками и консервами. Вологодские комары взяли на себя бремя вразумления и вернули юного подвижника восвояси – даже консервы не все доел, хоть и постные. Умные опытные люди строго-настрого запретили нам смеяться: «У самих поводов для позора будет еще предостаточно, уж поверьте». Что да, то да. И не в комарах дело.
Кто-то потом, повзрослев (но не духом), решил последовать подвигу преподобного Алексия, человека Божия, и решил оставить семью «ради Бога». К счастью, вернули на место, но позора, говорит, было ничуть не меньше. Шутки ради я спросил свою тещу, что она сделает, если ее любимый зять двинет по этой же стезе. «Двину видишь? – не оценила юмора бабушка (она на правом берегу реки живет). – Северную. Вот туда тебе и дорога. Шутник, тоже мне. Иди работай, ботало». Доходчивая у нее пастырская педагогика.
Примеров нерассудительности, думаю, каждый может привести много: кто-то сам набил себе шишки, кто-то знает таких людей. Так что осторожность, правильная оценка своих далеко не подвижнических сил очень важны. Только при наличии рассуждения мы можем поступить правильно, разумно, по-божески.
Крест, подвиг – очень личные, сокровенные вещи. У каждого своя мера, всегда удивительная.
Недавно в Заоникиевой Богородице-Владимирской пустыни, бедном монастыре под Вологдой, рассказали историю жизни человека из этих мест – Александра Крайнева, он блаженный и тоже нищий.
В часовне Митрофаньевского кладбища в Санкт-Петербурге, где он был похоронен, на надгробии была краткая надпись: «Странник Александр Крайнев, скончался 10 декабря 1889 года, на 71 году жизни» – часовня, как и само кладбище, были разрушены большевиками в конце 20-х годов прошлого века, и только несколько лет назад ее фундамент был обнаружен археологами СПбГУ. Одним из подвигов, который взял на себя странник Александр (или, как он сам себя называл, «Александрушко»), была помощь бедным храмам и монастырям – ходил по Руси, собирал милостыню и отдавал ее нуждающимся.
Будущий подвижник родился в деревне Ерденеве Вологодского уезда, близ одного из известных монастырей Русского Севера того времени – Заоникиевской Владимирской мужской пустыни, в 15-ти верстах от Вологды. Судьба тяжелая, даже страшная.
С 15-ти лет Александр работал землекопом, а когда ему исполнилось 20, женился на бедной деревенской девушке Ольге Соколовой. Молодая семья жила вместе с сестрами мужа, которые невзлюбили новую родственницу: «Лучше деверя четыре, чем одна золовушка» – со стороны вроде бы смешно, а сам окажешься в таком аду, взвоешь. Что Александр и сделал: часто уходил на заработки подольше и подальше, а потом начались выпивки, которые довели до эпилептических припадков. Появление детей не помогло: скандалы, визги, крики, запои, отлучки – весь набор, в общем. Прошло лет двадцать, и Александр воочию увидел, к чему ведет такая страшная жизнь. Жуткий страх за посмертную участь, вероятно, и способствовал тому, что бедолага принял окончательное решение: оставить дом, семью, надеть вериги и странствовать по святым местам, собирая пожертвования на украшения бедных храмов.
Из жизнеописания блаженного странника мы узнаем о его встрече со святителем Филаретом (Дроздовым): перед митрополитом
«…предстал сухощавый странник среднего роста, со смуглым лицом, черными волосами, в довольно поношенном крестьянском зипуне. Он был похож на нищего, прошедшего не одну сотню верст. Александр испросил у митрополита благословения на странничество и ношение вериг. Владыка митрополит предупредил странника о том, что подвиг, на который вологжанин отважился, потребует от него долготерпения и кротости. Падая в ноги митрополиту, странник обещал стараться пребывать в кротости и нести крест терпеливо и испросил молитв о рабе Божьем Александре».
Вериги, которые надел на себя странник, были весом в пуд и три фунта – 17 кило по новому стилю.
Александр начал свои странствия по свету – из родных вологодских мест в Киев, Москву, Петербург, Почаев, Ростов, Кавказ, Иерусалим, на Соловки, Святую Гору… Зной, холод, голод (питался только хлебом и водой), лохмотья – сравнишь с нынешними нашими комфортабельными паломническими поездками, и почему-то пропадет желание осуждать «слабака, который не смог справиться с трудностями семейной жизни и разобраться со своим пьянством». Добавим неизбежную подозрительность, неприветливость, насмешки, лишения, болезни, ругань, издевательства, а порой и побои – «сказка странствий» окажется лишенной всякой романтики и луговых цветочков. Некоторые паломники, говорят, и в удобных автобусах-самолетах умудряются собачиться – а ты попробуй сохранить душевный мир и доброе отношение к людям, когда на тебя в буквальном смысле помои выливают. Так ведь сохранял: по словам жителей Санкт-Петербурга, незлобие было одним из отличительных его качеств.
Тем, кто просил помолиться за них, отвечал: «Где мне Богу молиться за других? Это вы помолитесь за дурачка-Александрушку». Когда предложили ему принять монашество в родной Заоникиевской пустыни, ответил: «Недостоин дурачок ангельского чина». Говорил просто, искренне, от сердца, чем исправлял многих. Увидит пьяницу, вздохнет, что-то вспомнит и скажет: «Брат мой, родимый мой, я тебе в ножки поклонюсь, ради Христа не пей ты вина!» И кланялся. Кто сможет от сердца назвать пьяницу братом? Ох.
Особая его забота – помощь бедным приходам. Есть свидетельства о средствах, собранных странником на ремонт, новый иконостас, крыши, утварь для храмов, особенно вологодских. Подавляющее большинство из этих церквей, правда, разрушены во времена гонений.
Однажды Александр пришел в родную деревню. Местные думали, навсегда. Нет: пришел проститься с супругой. Попросили прощения за боль, которую причинили друг другу: «Прости меня, что я роптала на тебя, когда ты ушел в странствие. Помолись, родимый, о моей грешной душе». – «И ты меня прости, моя горемыка, не красна твоя жизнь была, много горя ты вытерпела в своем одиночестве», – читаем в жизнеописании странника последний разговор жены и мужа. Способны ли мы хотя бы на пороге перехода в вечность простить друг друга сегодня? Чтоб без колких слов-фразочек, поджатых в обиде губ и вздохов? Точно способны?
Скончался блаженный странник Александр Крайнев в Санкт-Петербурге, отпевали его в Спасской церкви на Сенной. Очевидцы сообщали, что до Митрофаниевского кладбища его провожали толпы народа, тысячи людей, видевших в нем молитвенника, друга, помощника.
Часовня над могилой Александра Крайнева. Рисунок опубликован в журнале «Русский паломник» за 1911 год
По словам Елены Михайловой, заведующей лабораторией археологии, исторической социологии и культурного наследия имени Г. С. Лебедева СПбГУ, кандидата исторических наук, «вологодского странника Александра Крайнева почитали в Петербурге практически так же, как и Ксению Блаженную. До революции его собирались канонизировать, но не успели».
«Позже над его могилой благочестивые почитатели выстроили часовню. Внутри нее был поставлен крест, у которого теплилась неугасимая лампада. Висевшая рядом кружка, как и во времена земной жизни странника, наполнялась пожертвованиями. Здесь можно было видеть бедных старушек и нарядных дам, простых мужиков и знатных вельмож. У кого горе или нужда, болезнь или скорбь, тот шел на могилу странника помолиться, проникнуться здесь, у тихой пристани земного упокоения, кротостью, смирением, терпением, любовью к Богу и ближним. И страждущий получал мир в душе, облегчение на сердце. Вериги его и тяжеловесный посошок, который покойный имел всегда с собою, хранятся теперь в ризнице кладбищенской церкви», – читаем в старых газетах.
В 1927 году властями было принято решение «о немедленном закрытии Митрофаниевского кладбища». Спустя два года были закрыты и снесены четыре кладбищенских храма и три часовни, среди них и часовня на могиле странника Александра Крайнева. После разрушения храмов на Митрофаниевском кладбище исчезли и книги, где велись записи о многочисленных чудесах по молитвам странника и на его могиле.
В 1930–1950-х годах были разрушены все надгробия некрополя. В 1980–1990-х годах на месте могилы странника располагались склады фирмы «Интурист», затем – свалка мусора, листьев, грунта.
С 2006 года на месте погребения странника Александра Крайнева совершается его заупокойное поминовение.
В 2010 году на месте могилы Александра Михайловича был установлен поклонный крест по благословению протоиерея Владимира Сорокина.
Крест на могиле Александра Крайнева
А на месте деревни Ерденево под Вологдой – поле. Рядом возрождается Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь. Где помнят о блаженном и молятся о всех, кому тяжело на сердце, по примеру странника Александра. Всегда напоминая: крест, подвиг – очень личные, сокровенные вещи. У каждого своя мера, всегда удивительная.
Петр Давыдов
P.S.: Дорогие братья и сестры!
Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь возрождается и нуждается в помощи. Вы можете внести посильную лепту в возрождение святыни.
Номер карты Сбербанка: 2202203292479690. Получатель: иеромонах Лавр (Максим Иванович Архипов).
Пожалуйста, пишите: «Пожертвование на храм»
Контакты Заоникиевой Богородице-Владимирской пустыни:
- Телефон: +7 911 442 90 53
- E-mail: zaonikieva@mail.ru
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/zaonikieva