В ночь на 17 августа в нескольких городах Сербии начались массовые беспорядки: протестующие атаковали полицейских, поджигали помещения государственных органов и политических партий, пишут «Известия».
В городе Валево противники властей подожгли здания городской администрации, суда и прокуратуры, а также офис правящей Сербской прогрессивной партии, сообщил глава МВД страны Ивица Дачич.
«К счастью, внутри никого не оказалось. Учитывая, что это жилое и офисное здание, где проживают люди, пожар мог поставить под угрозу их жизнь», — отметил министр.
В Валево, по оценке полиции, в беспорядках участвовало около 4 тыс. человек, в Белграде — около 1,3 тыс., которые забрасывали правоохранителей бутылками с зажигательной смесью. В Нови-Саде собралось около 500 протестующих. В течение этой ночи было задержано 18 человек. В итоге силы правопорядка смогли восстановить общественный порядок, заявили власти Сербии.
В последние дни ситуация резко обострилась. Оппозиция от митингов и блокирования дорог перешла к атакам на административные здания. В городе Нови-Сад 14 августа протестующие попытались сжечь офис Сербской прогрессивной партии вместе с ее сторонниками. В МВД республики констатировали: участники протестов выходят на улицы, имея при себе оружие и четкий план по нападению на полицейских. За последние четыре дня пострадали 127 сотрудников полиции, сообщил министр Ивица Дачич.
«Мы всё восстановим вместе с народом. При всём плохом, что беспорядки несут нашей стране, есть один плюс — все маски сброшены! Люди всё видят, и нервозность протестующих растет, их истерика растет, их агрессия становится всё более выраженной, потому что им больше нечего предложить, — сказал президент Сербии Александр Вучич.
Радикализация протестов была одним из возможных сценариев начавшихся волнений. И сейчас события разворачиваются именно по нему — радикализация действительно есть, причем резкая. Вероятно, ее главная цель — вынудить власти пойти на жесткие меры, чего до этого не делалось, заявил «Известиям» программный менеджер РСМД Милан Лазович.
«В таком случае их можно будет обвинить в авторитаризме и нарушении свобод, сразу появится нужная картинка. То есть главная цель — спровоцировать и скомпрометировать власти», — отметил эксперт.
В МИД России подчеркнули: новая волна уличных беспорядков в крупных городах Сербии переходит грань цивилизованного поведения. Как сообщили на Смоленской площади, «Россия не может оставаться равнодушной к тому, что происходит в братской Сербии», которая в непростых условиях «находит в себе силы сохранять самостоятельность, защищать суверенитет».
Протестами охвачены практически все крупные населенные пункты Сербии. Вероятно, радикализация связана с тем, что Александр Вучич отказался следовать своей традиционной тактике ответов на подобную активность — проводить досрочные выборы, заявила «Известиям» директор Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерина Энтина.
«Протестующие делают ставку на дестабилизацию ситуации, чтобы в нее вмешалось мировое сообщество, увидев акты подавления протестов. Оно может призвать к проведению внеочередных парламентских выборов, либо, что более вероятно, новых президентских выборов. Вучич пока отказывается и от того, и от другого», — сказала эксперт.
Власти Сербии считают, что протесты организованы из-за границы. В частности, бывший замглавы сербского правительства Александр Вулин заявил, что митинги подогреваются по причине отказа Белграда присоединяться к антироссийским санкциям. Президент Александр Вучич обвинил Запад в попытках устроить в республике цветную революцию — в это, по его словам, «были вложены миллиарды евро». Премьер Сербии Джуро Мацут в интервью «Известиям» также подчеркнул, что над дестабилизацией ситуации в стране работают западные спецслужбы.
Непосредственное западное вмешательство пока носит минимальный характер, потому что сам Вучич — далеко не самая неприятная фигура для западных стран. Кроме того, сегодняшнее политическое и гражданское поле в Сербии таково, что пока сформировать лидеров новой оппозиции не удается, считает Энтина.
«Иностранный фактор в протестах будет расширяться за счет того, что западные фонды и страны возьмутся, если еще не взялись, за формирование лидерского политического звена в этих протестах», — подчеркнула политолог.
«Я политический ветеран, не могу больше выдвигать свою кандидатуру, мне не приходит в голову менять конституцию. Поскольку я не диктатор, каким вы меня представляете, я свою президентскую карьеру завершаю через полтора года. Горжусь сделанным», — подчеркнул сербский лидер.
Однако это заявление, если оно было направлено на успокоение политической ситуации, своей цели не достигло. Накал конфронтации не снизился, поскольку теперь протестующие требуют смены всей политической элиты страны.
Протесты будут носить все более и более насильственный характер, и, скорее всего, Александр Вучич будет вынужден объявить об отставке либо провести новые выборы всех уровней власти, прогнозирует Екатерина Энтина.
«Принципиально важно, кто будет формировать политические списки новых партийных движений, в том числе общественно-политическое движение протестующих. Пока его ядро составляют граждане патриотической ориентации, но смогут ли они сохранить заложенный в протесты дух в условиях большого внешнего интереса, пока не ясно», — обратила внимание эксперт.
С тем, что о перспективах нормализации говорить пока сложно, согласен и Милан Лазович. Он обращает внимание на то, что митингующие сузили поле для маневра и буквально поставили себе цель — отстранить от власти президента Вучича. На это сербские власти пойти не готовы. Следовательно, демонстрации, блокады и погромы будут продолжаться. Властям, вероятно, нужно искать компромиссные решения, при этом адекватно реагируя на нарушения общественного порядка.