Император Павел I. https://darminaopel.ru/library/izobrazhenie-pavla-1.html
Вторая волна воссоединения в 1794–1795 гг. представляла собой начало реализации широкомасштабного проекта упразднения унии, условия для которого сложились в ходе второго раздела Польши[1]. Этот проект был разработан архиепископом Евгением (Булгарисом) в трактате под названием «О лучшем способе воссоединения униатов с Православной Церковью»[2]. Трактат был написан накануне второго раздела Речи Посполитой в первой половине 1793 г. по инициированной императрицей просьбе обер-прокурора Святейшего Синода графа А.И. Мусина-Пушкина[3].
Архиепископ Евгений (Булгарис) описал семь способов воздействия на униатов с целью их возвращения в православие. По его замыслу государство должно было организовать православную церковную и просветительскую миссию среди униатского населения. Надо отметить, что проект Булгариса в полной мере отвечал требованию соблюдения принципов свободы совести и веротерпимости. Он не предусматривал насильственного разрыва Брестской унии, а также морального давления, правовой и экономической дискриминации пожелавших оставаться в унии людей[4].
Непосредственным поводом для второй волны воссоединения с целью полного искоренения унии в России послужили многочисленные обращения самих греко-католиков, письменно выражавших желание отказаться от унии[5]. 22 апреля 1794 г. по распоряжению Екатерины II от имени архиепископа Виктора (Садковского) в границах Минской епархии было опубликовано обращение, в котором униаты призывались безбоязненно присоединяться к православию[6]. 18 мая 1795 г., убедившись в том, что униаты в Минской епархии массово переходят в православие, императрица повелела распространить действие этого обращения на Могилевскую епархию[7]. Несколько позже был издан указ, запрещавший всякое насилие в делах веры и утверждавший неизменную приверженность правительства веротерпимости. В этом законодательном акте, помимо прочего, впервые однозначно раскрывалась цель правительственной политики в отношении униатов. В его тексте прямо говорилось, что воссоединение униатов с православными «наивяшще сближит их с Россиянами, и они ни мало не должны уже бояться, чтобы когда либо от Нашей Державы отторгнуты были»[8].
Действия правительства послужили возвращению к православному вероисповеданию 1 552 священнослужителей[9] и более 1 500 000 верующих. Большинство из этого числа пришлось на современные украинские территории. В Белоруссии унию в общей сложности оставили 221 000 верующих, объединенных в 229 приходов, что составляло небольшую часть униатского церковного объединения на современных белорусских землях[10].
Не во всех приходах униатские духовные лица соглашались присоединяться к Русской Православной Церкви. Для замещения возникавших вакансий Святейшим Синодом было постановлено из соседних с западными губерниями православных епархий – Киевской, Новгородской, Смоленской, Черниговской, Могилевской – присылать лучших священников, чтобы они стали достойными помощниками местному воссоединенному духовенству в деле возрождения православия. Например, из Черниговской епархии в западные губернии было отправлено 57 священнослужителей[11].
6 сентября 1795 г. Екатерина изменила иерархическую структуру униатского церковного объединения. Были уволены на покой униатский митрополит Феодосий (Ростоцкий) и все прочие униатские епископы. Учреждалась единственная епархия – Белорусская, управление которой поручалось архиепископу Ираклию (Лисовскому). Эта епархия простиралась от Киева до Каменец-Подольска на Юге и по Гродно, Курляндию, Вильно и Полоцк на Севере[12]. По мнению Лисовского она объединяла 2 500 000 верующих[13]. Монастыри ордена базилиан лишались орденского управления и переводились в подчинение преосвященному Ираклию. Та часть монастырей, в которых монахи не содержали школы и не занимались социальным служением, признавалась «обществу бесполезной» и подлежала закрытию[14].
Это было последнее действие императрицы Екатерины II в отношении унии. Оно ослабляло греко-католические церковные структуры, делало их малоспособными противодействовать православной миссии, которая должна была развернуться в ближайшее время. Однако со смертью императрицы Екатерины II в ноябре 1796 г. процесс упразднения унии застопорился.
Волна воссоединения в 1794–1795 гг. сопровождалась рядом негативных явлений, обусловленных историческими, конфессиональными и социально-экономическими факторами[15]. Главная проблема состояла в том, что она не получила предполагаемого императрицей продолжения. В результате в унии осталась значительная часть западнорусского населения, а в греко-католическом духовенстве усилилось враждебное отношение к России и православию, особенно в Полоцко-Витебском регионе, куда массово переселились оставшиеся верными Риму униатские священники[16].
Действия императрицы Екатерины II в последние годы ее правления дестабилизировали конфессиональную ситуацию в западных губерниях России. Общество с трудом усваивало резкое расширение позиций православия за счет унии. Во многих местностях, особенно на территориях современной Белоруссии, где уния в силу исторических обстоятельств пустила глубокие корни, бывшие униаты проявляли неустойчивость в православном вероисповедании[17]. Люди были недовольны возникшим конфессиональным разделением, разрушившим соседские и даже родственные связи[18]. Униатские духовные лица оказывали на перешедших в православие своих бывших прихожан моральное давление, что в некоторых случаях приводило к их возвращению в унию. Не оставались в стороне представители католического духовенства латинского обряда и помещики-католики. Они распространяли слухи о том, что уния в пределах России неизбежно будет упразднена, а потому не столько содействовали возвращению уже воссоединившихся с православием в унию, сколько переводили их в костелы, превращая их в католиков латинского обряда[19].
Учитывая сложившуюся неустойчивую ситуацию, император Павел I кардинально изменил конфессиональную политику в западных губерниях[20].
18 марта 1797 г. был опубликован манифест, согласно которому на бывших землях Речи Посполитой подтверждалась широкая веротерпимость, введенная Екатериной II сразу после первого раздела Польши[21]. Единственным ограничением веротерпимости оставалось запрещение под угрозой строгой ответственности католическому духовенству латинского и униатского обрядов переводить православных в латинство и унию[22]. В манифесте говорилось о том, что правительству известны факты совращения православных в унию, которыми занималось католическое духовенство и помещики-католики, но ничего не говорилось о переводах униатов в латинский обряд[23].
28 апреля 1798 г. вышел указ о расширении епархиальной структуры унии: дополнительно к уже существовавшей Полоцкой кафедре, управление которой сохранялось за архиепископом Ираклием (Лисовским), были открыты Брестская и Луцкая епископии. Помимо прочего в указе отмечалось: «Все, что относительно церковного управления, монашествующих школ, разных установлений и прочего, предписано в указе Нашем о Епархиях Римской веры, наблюдать и исполнять в самой точности и в рассуждении Униатов в Империи Нашей обитающих»[24]. Этим правовым актом была восстановлена разрушенная Екатериной II епархиальная структура униатского церковного объединения и подтверждено равноправие перед российским законодательством католичества латинского и восточного обрядов.
Того же 28 апреля 1798 г. был издан указ, в котором содержалось положение, подчинявшее униатов власти латинского митрополита[25]. Эта правовая норма противоречила предыдущей, т.к. согласно ей униатам не предоставлялось право на самостоятельное управление, а это принижало их в отношении католиков латинского обряда.
12 января 1799 г. вышел указ «О непривлекании в Римско-Католическую веру исповедующих другие Христианские законы»[26]. В нем римо-католические священники обвинялись в тайном склонении к латинству как православных, так и представителей других христианских конфессий. За это, согласно указу, ксендзы подлежали суду. Касательно же униатов, которых переводили в костелы, говорилось: «оставить сие без всякого следствия»[27].
1 февраля 1800 г. был обнародован указ, в котором запрещалось возвращать в унию присоединившихся к православию униатов[28]. В указе отмечалось, что наряду с многочисленными фактами такого рода имеют место и примеры массового перевода униатов в латинский обряд[29]. Предписывалось запретить вовлечение униатов в костелы[30].
11 октября 1800 г. увидел свет указ, в котором говорилось об избрании в Католический департамент Юстиц-Коллегии по одному заседателю из духовенства каждой католической епархии[31]. Однако, 29 декабря 1800 г. в результате рассмотрения Сенатом вопроса о назначении в Католический департамент Юстиц-Коллегии двух членов из числа светских лиц, было постановлено: «а Униаты, так как они присоединенные или к нам, или к Католикам, а не сами по себе, Членов (в Католическом департаменте – А. Р.) не могут иметь»[32]. Это положение было собственноручно внесено императором Павлом в постановление Сената в виде резолюции[33]. Оно лишало униатов представительства в Высшем церковном управлении Католической Церкви в России, что в еще большей степени закрепляло их второсортное положение по отношению к единоверцам латинского обряда.
Правительственная политика в отношении униатского церковного объединения в царствование императора Павла I негативно оценивается всеми без исключения православными историками. Отмечаются ее подверженность стороннему (католическому) влиянию, спонтанность, нелогичность, непоследовательность, основанные на личной неприязни к императора Павла Петровича к униатам, а также ее крайне вредные последствия, состоявшие в массовом оттоке униатского населения из унии в латинский обряд[34]. В то же время подобные оценки не учитывают мотивацию императора в каждом конкретном случае.
Продолжение следует…
[1] Об этом прямо говорится в «Записке об упразднении греко-униатских монастырей в Западной России», датированной 28 февраля 1828 г. и подготовленной в канцелярии министра народного просвещения А.С. Шишкова. Этот не подлежавший обнародованию документ был составлен в ходе подготовки реформирования унии согласно плану общего воссоединения униатов, предложенного прелатом Иосифом Семашко 5 ноября 1827 г. В нем сообщается о том, что Екатерина ІІ в 1795 г. предпринимала шаги по ослаблению церковно-административных структур унии, отстраняла от деятельности униатских епископов, ограждала униатов от влияния польского общества и латинского духовенства с целью полного искоренения унии в России (Записка об упразднении греко-униатских монастырей в Западной России 28 февраля 1828 года // Русская старина. 1870. 2 изд. Т. 1. С. 517–538. С. 524–525).
[2] Евгений (Булгарис), архиепископ. Записка архиепископа Евгения Булгариса о лучшем способе воссоединения униатов с православною церковью / архиепископ Евгений (Булгарис) // Христианское чтение. 1887. Ч. 2. С. 19–93.
[3] Batalden S.K. Catherine II’s Greek prelate: Eugenios Voulgaris in Russia. 1771–1806. East European Monographs, 1982. 197 p. Р. 85.
[4] Изначально речь шла о составлении такого проекта воссоединения униатов, в котором не предусматривалось нарушение принципов свободы совести и веротерпимости. Екатерина II дала распоряжение Мусину-Пушкину, чтобы Святейший Синод рассмотрел и составил развернутый ответ на вопрос: «Как лучше и пристойнее можно польских униатов обратить и соединить с Православной Греческой Церковью?» (Евгений Булгар, бывший Славенский и Херсонский архиепископ / Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина грекороссийской церкви : в 2 т. – 2-е изд. – СПб. : в типографии Ивана Глазунова и его попечением, 1827. Т. 1. С. 145–163. С. 155).
[5] Коялович М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. С. 340–348.
[6] В обязанность Минскому, Волынскому, Подольскому и Брацлавскому генерал-губернатору Т.И. Тутолмину всеми имеющимися в его распоряжении средствами предотвратить беспокойство среди местного населения и пресекать любые беспорядки. Тутолмин должен был наблюдать, чтобы никто из помещиков-католиков, чиновников, а также представителей духовенства униатского и латинского обрядов не препятствовал желающим оставлять унию. Всякое нарушение, как действие, направленное против государства и монаршей воли, должно было приравниваться к уголовному преступлению, подлежало суду и влекло за собой лишение имений. Гражданская власть освобождалась от введенной ранее обязанности проверять в каждом отдельном случае подлинность желания каждого униатского прихода присоединиться к православию. Прошения униатов должны были прямо поступать к архиепископу Виктору (Садковскому) для немедленного исполнения, а униатское священноначалие лишь ставилось в известность о случившемся (Об устранении всяких препятствий к обращению Униат к Православной Греческой Церкви // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 23. № 17199. С. 509–511).
[7] О публиковании в Губерниях Могилевской и Полоцкой Пастырской грамоты о восстановлении Православной Восточной веры и о причислении Полоцкой Губернии в число Епархии Могилевского Архиепископа // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 23. № 17333. С. 699–700.
[8] О неупотреблении никаких принуждений и насилий при обращении Униатов в Греческую веру // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 23. № 17290. С. 615–617. С. 617.
[9] Канфессійны фактар у сацыяльным развіцці Беларусі (канец XVIII – пачатак XIX ст.). С. 124.
[10] Рункевич С. История Минской Архиепископии (1793–1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединеня западнорусских униатов с Православною Церковью в 1794–1796 гг. СПб., 1893. С. 262–263 ; Горючко П. Материалы для истории церквей Белоруссии конца XVIII и начала ХIХ столетий. Могилев: тип. губ. правл., 1903. С. 8.
[11] Коялович М.О.История воссоединения западнорусских униатов старых времен. С. 354.
[12] О учреждении в Губерниях: Минской, Волынской, Подольской и Брацлавской Православной Епархии и об устройстве Униатских церквей // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 23. № 17391. С. 791–793
[13] Radwan M. Carat wobec kościola greckokatolickiego w zaborze Rosyjskim 1796–1839. S. 34.
[14] Именной, данный Минскому, Волынскому, Подольскому и Брацлавскому Генерал-Губернатору Тутолмину. – О приписании остающихся по сим Губерниям в Унии монастырей и церквей к Епархии Белорусской // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 23. № 17384. С. 772–773.
[15] Например : Рапорт Минского губернатора Корнеева имп. Павлу о Православии в Минской губернии. 6 июля 1797 г. // Русский архив. 1869. Т. 12. Стлб. 1559–1566 ; Добрынин Г. Истинное повествование или жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная в Могилеве и в Витебске. 1752–1823. 2-е изд. СПб., 1872. 380 с. С. 301–302 ; Марозава С.В.Уніяцкая царква ў этнакультурным развіцці Беларусі (1596-1839 гады). Гродна, 2001. 352 с. ; Галанов М.М. Политика российского самодержавия и позиция Русской Православной Церкви в отношении католиков и униатов в годы царствования Павла I : дисс…. доктора наук : 07. 00. 02 / М.М. Галанов. – Санкт-Петербург, 2014. 536 с.
[16] Шавельский Г., протопресвитер. Последнее возсоединение с православною церковию униатов Белорусской епархии (1833–1839 гг.). СПб., 1910. 380 с. С. 3–5.
[17] К примеру, в южных уездах Минской губернии из православных храмов в костелы в полном составе перешли прихожане 44 приходов (Записка об упразднение греко-униатских монастырей в Западной России 28 февраля 1828 года // Русская старина. 1870. 2 изд. Т.1. С. 517–538. С. 526), что, учитывая среднее количество прихожан в униатских приходах того времени – 821 человек (Radwan, M. Carat wobec kościola greckokatolickiego w zaborze Rosyjskim 1796–1839 / M. Radwan. – Roma; Lublin : Polski instytut kultury chrzescijanskiej. S. 68), превышало 36 000 верующих.
[18] Рапорт Минского губернатора Корнеева имп. Павлу о Православии в Минской губернии. 6 июля 1797 г. // Русский архив. 1869. Т. 12. Стлб. 1559–1566. Стлб. 1560.
[19] Например : Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов: в 2 т. / С.-Петербург : Синодальная типография, 1907. Т. 2. 1631 с. №2913. С. 544–548; №2926. С. 551; №2934. С. 552–554; №2935. С. 554; №2938. С. 555–556; №2965. С. 566–569. Одним из первых эту проблему в исторической науке раскрыл профессор М.О. Коялович (Коялович, М.О. Из истории воссоединения западнорусских униатов старых времен. С. 359–383).
[20] Трактат архиепископа Евгения (Булгариса) попал в руки Павла I в ходе разбора бумаг в кабинете покойной императрицы, но был оставлен без внимания и выброшен (Ридецкий, Д. Архиепископ Евгений (Булгарис) и его трактат «О лучшем способе воссоединения униатов с Православною Церковью» : ВКР… бакалавра богословия МДС / Д. Ридецкий. – Сергиев Посад, 2020. – 106 с. – С. 89–91).
[21] Трактат между Россиею и Польшею, – О восстановлении мира между обеими Державами, и о присоединении к России некоторых от Польши земель // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 19. № 14042. С. 827–833. С. 831
[22] О свободном вероисповедании, о непривлекании в присоединенных от Польши Губерниях людей из Грекороссийской веры в Католическую, и о не стеснении свободы тем, кои сами от других исповеданий к Православной Церкви присоединиться пожелают // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 24. С. 512–513.
[23] Там же. С. 513.
[24] Об оставлении из бывших в присоединенных к России Областях разных Униатских Епархий Архиепископства Полоцкого и Епископств Бржестского и Луцкого; и о распространении указа о Епархиях Римской веры и на Униатов // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 25. № 18503. С. 222.
[25] О бытии в России для исповедующих Римскую веру шести Диоцезиям; о содержании Архиепископа, Епископов и при них Суффраганов и Официалов Генеральных; о переносе на аппеляцию дел из Консисторий; о чинов и должностей церковных, а также Семинарий и школ от Архиереев; о запрещении принимать или помещать Иностранных Духовных; о именовании Архиепископа Могилевского Митрополитом; о пребывании его и о неимении ему сношений с Иностранными землями, без дозволения Верховной власти // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 25. № 18504. С. 222–224).
[26] О непривлекании в Римско-Католическую веру исповедующих другие Христианские законы // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 25. № 18818. С. 526.
[27] Там же.
[28] О невозвращении в Унию людей, присоединившихся к Православной Вере, и о непрепятствовании Униатам приступать к оной // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 26. № 19263. С. 24–31.
[29] Там же. С. 28.
[30] Там же. С. 30.
[31] ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 25. № 19595. С. 338.
[32] ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 25. № 19706. С. 486.
[33] ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 26. № 20053. С. 827.
[34] Например: Толстой, Д.А. Римский Католицизм в России. Историческое исследование графа Дмитрия А. Толстого : в 2 т. / – т. 2. – С.-Петербург : Издание и типография В.Ф. Демакова, 1876. – 438 с. – С. 354 ; Рункевич, С. История Минской Архипископии (1793–1832). С подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с православною церковью в 1794–1796 гг. / С.Г. Рункевич. – С.-Петербург : Типография А. Катанского и Ко, – 1893. – 572 с. – С. 386–387 ; Киприанович, Г.Я. Исторический очерк православия, Католичества и Унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени / Г.Я. Киприанович. – 2-е изд. – Вильна : Типография И. Блюмовича, 1899. – 236 с. – С. 197–198 ; Смолич, И.К. История Русской Церкви 1700–1917: в 2 ч. / И.К. Смолич. – Москва : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997. – Ч. 2. – 799 с. – С. 332 ; Коялович, М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен / М.О. Коялович. – Минск : Лучи Софии, 1999. – 400 с. – С. 383.