Возможности влияния Константинополя на Русскую церковь и Белоруссия как точка роста напряжённости

0
198
Время на чтение 7 минут

https://www.google.ru/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fru.slovoidilo.ua%2F2018%2F10%2F19%2Fnovost%2Fobshhestvo%2Fkonstantinopol-reshil-ne-razryvat-otnosheniya

Источник: Наука Вера Культура

Имеет ли Константинополь силу в инициированном им противостоянии с Русской Православной Церковью? Имеет. Эту силу не стоит переоценивать, но и не нужно недооценивать. Сила Константинопольского патриархата состоит в том, что на всей канонической территории Русской церкви среди её мирян и духовенства имеются сторонники Фанара. Сложно дать точную оценку их численности. Все они выступают с критикой священноначалия Московского Патриархата и выражают недовольство сложившейся практикой церковной жизни. Чаще всего объектом недовольства становятся вопросы недостаточного участия белого духовенства и мирян в церковном управлении, его церковноправовые аспекты, а также вопросы материального обеспечения священнослужителей. Многие недовольные видят возможность исправления ситуации в подчинении Константинополю. Фанар представляется им идеалом церковного устройства, и его вмешательство во внутреннюю жизнь Русской церкви, согласно представлению этих людей, должно автоматически решить все её многочисленные проблемы.

По сути, речь идёт об отказе от собственных усилий по исправлению недостатков в жизни своей Матери-Церкви. Эти недостатки каким-то мистическим образом должны исчезнуть с распространением на канонической территории Русской церкви власти Фанара. На вопрос, почему так должно случиться, как правило даются многословные ответы, которые, в конечном итоге сводятся не столько к разумному обоснованию подобных мнений, сколько к вере в то, что так обязательно должно случиться. Такое мировоззрение подозрительно напоминает настроения советской интеллигенции во второй половине 1980-х годов. Советская интеллигенция тогда свято верила в то, что живёт в отвратительной и отсталой стране, и что, отказавшись от социализма и подчинившись доминированию Запада, СССР сразу же получит от Запада огромную всестороннюю помощь, и превратится в скором времени в преуспевающее государство, обеспечивающее своим гражданам свободную и богатую жизнь. Итог известен, и говорить о нём лишний раз не хочется.

В связи темой настоящей статьи можно сказать, что общественные настроения в позднем СССР были не единственным в истории и не последним свидетельством странной склонности многих наших соотечественников к самоуничижению, неуёмной критике всего самобытного русского и вере в благотворное внешнее вмешательство. Представляется, что распространение в наши дни профанарских настроений среди части духовенства Русской церкви вполне соответствуют этой склонности. Однако такие исторические предпосылки не могут служить оправданием для поклонников Фанара, поскольку духовенство призвано быть хранителем веры и культурного кода народа, а не стоять в рядах тех, кто стремится их разрушить.

Профанарские настроения некоторой части духовенства и мирян Русской православной церкви представляют собой мягкую силу Константинопольской патриархии на постсоветском пространстве. В исследовании Русской экспертной школы эта тема частично затрагивается в § 2.5. «Либерал-православное сообщество в России, продвигающее повестку США». Она особенно продвижение проконстантинопольской (а, значит, и проамериканской) повестки для тех частей Русской церкви, которые расположены вне границ Российской Федерации. В них число сторонников Фанара в процентном отношении значительно выше, чем в российских епархиях, и общественно-политические обстоятельства не столь благоприятны для сохранения целостности Русской церкви. Подтверждение тому мы видим сегодня.

Белоруссиия как точка роста напряжённости

С одной стороны, внимание всего православного мира приковано к трагической судьбе Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Эпические картины гонений на иерархов, священников и мирян УПЦ МП действительно впечатляют, напоминая времена гонений на первых христиан. Между тем в последнее время нарастает напряжённость вокруг Белорусского Экзархата, которая угрожает дестабилизировать духовную жизнь белорусского народа и наносит очередной удар по каноническому единству Русской Церкви.

Прежде всего нужно обратить внимание на события, которые произошли в Литве в конце марта 2023 года. 20 марта Константинопольский патриарх Варфоломей прибыл с визитом в Литву. На следующий день – 21 марта – он провёл встречи с представителями литовского правительства, руководством Католической Церкви в Литве, а также с бывшими священниками Литовской епархии Русской Православной Церкви, в начале 2023 года перешедшими в Константинопольский патриархат, с членами литовской, украинской, белорусской и греческой православных общин, которые проживают в Литве. Патриарх Варфоломей подписал с премьер-министром Литовского правительства Ингридой Шимоните соглашение о создании в этой стране новой структуры Константинопольского патриархата – епархии. Соглашение предусматривает строительство и безвозмездную аренду у государства храмовых помещений, осуществление миссионерской, просветительской и благотворительной деятельности. Согласно этому соглашению, клирики Константинопольского патриархата получат такой же правовой статус, как и священнослужители других традиционных для Литвы христианских конфессий.

На первый взгляд это событие не имеет отношения к Белоруссии. Но ряд обстоятельств говорят об обратном. Во время подписания соглашения Ингрида Шимоните, помимо прочего, заявила, что епархия Константинопольского патриархата позволит белорусам, «которые переехали в Литву из-за репрессий на родине», «исповедовать православную веру без конфликта с совестью». Без сомнения, речь идёт о формировании в новосоздаваемой епархии, так сказать, белорусского отделения, призванного стать проводником фанарского влияния на Белорусскую Православную Церковь. В долгосрочной перспективе такое влияние будет иметь глубокие канонические, духовные и политические последствия, способные привести к расколу православной церкви на территории Белоруссии.

Первые плоды действий патриарха Варфоломея в Литве уже появились. Два священника Белорусского Экзархата – Александр Кухта (Минская епархия) и Георгий Рой (Гродненская епархия) – объявили о своём переходе во Вселенский патриархат, мотивировав этот поступок неудовлетворённостью церковной жизнью в Русской Православной Церкви и несогласием с деятельностью ее священноначалия.

Если оценивать визит патриарха Варфоломея в Литву в исторической перспективе, то он означает возвращение в эту страну Константинопольского патриархата впервые после 1686 года, а значит и претензию распространить свою власть на все бывшие земли Великого Княжества Литовского, включая и территорию нынешней Белоруссии. Стремление вытеснить Русскую Православную Церковь с территорий, до 1686 года входивших в состав Киевской митрополии Константинопольского патриархата, было обозначено фанариотами ещё в конце XVIII столетия. Оно заметно усилилось в начале 1920-х годов в условиях антирелигиозной кампании, проводимой правительством СССР. В наши дни дестабилизация геополитической ситуации в мире способствует реализации этих амбиций.

По итогам визита патриарха Варфоломея в Литву приходится ожидать создания Литовским правительством условий, при которых продолжение деятельности Литовской епархии Русской Православной Церкви станет невозможным. Вероятно, недвижимость, находящаяся в её пользовании, будет постепенно передаваться в ведение Фанара, часть православных священнослужителей перейдет в юрисдикцию Константинополя, а те, кто останутся верными Русской Церкви, при сохранении нынешних тенденций, скорее всего, будут изгнаны из Литвы. Для Белорусской Православной Церкви события в Литве будут иметь негативные последствия. Под омофор патриарха Варфоломея может перейти некоторое число её клириков (Г. Рой и А. Кухта – это лишь начало этого процесса), среди белорусского духовенства усилится пропаганда, направленная против Русской Церкви.

Нужно иметь в виду, что белорусское отделение Литовской епархии Константинопольского патриархата станет центром притяжения оппозиционных священноначалию клириков и мирян Белорусского Экзархата, у которых недовольство Русской Церковью обязательно неразрывно соединяется с недовольством строительством Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Кроме того, белорусские приходы в Литве, подчинённые Константинополю, станут площадками, на которых враждебные существующему белорусскому правительству политические силы, мечтающие о геополитической переориентации Республики Беларусь на Запад, постараются преодолевать разногласия и консолидировать свои силы. События белорусского майдана 2020 года продемонстрировали, что такая околорелигиозно-политическая смесь весьма эффективна для дестабилизации духовной и политической жизни белорусского общества.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Экклесиология Фанара, стремящаяся закрепить за Константинопольским патриархом статус «первого без равных» и позволяющая ему вмешиваться во внутренние дела других поместных православных церквей не является современным изобретением, она формировалась на протяжении столетий, поэтому ожидать быстрых изменений в отношениях Русской церкви и Константинопольского патриархата в случае изменения политической конъюнктуры не следует, напротив, противоречия будут нарастать. Преимуществом Константинополя в его противостоянии с Русской церковью является прозападная и профанарская ориентация некоторой части мирян и клира Русской церкви. Одной из наиболее уязвимых частей Русской церкви, наряду с Украинской православной церковью, является Белорусский Экзархат. Создание Литовской епархии Константинопольского патриархата может иметь далекоидущие негативные последствия для церковного единства не только внутри самой Литвы, но и для Белоруссии, подготовить почву для будущего церковного раскола.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

“Врачу, исцелися сам” (Лук 4. 23). Профессор С. В. Троицкий против “восточного папизма” Константинополя. Кострюков А. А. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: история. история Русской православной церкви. — 2019. — № 87. — С. 141-148.

Ермилов П. В. Полемика вокруг юрисдикции Константинопольского патриархата над православной диаспорой в первой половине XX века и её итоги // Религиоведение. — 2019. — № 1. — С. 16-28.

Маслов А. А. Восточный папизм: сущность и предпосылки возникновения // Труды Саратовской православной духовной семинарии. — 2023. — №1 (20). — С. 42-58.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Романчук
Все статьи Священник Александр Романчук
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05