Источник: Образование и Православие
В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского мыслителя и общественного деятеля, одного из лидеров т. н. славянофильства, Ивана Сергеевича Аксакова. Хотя тогда мною была написана статья « О великом русском мыслителе и патриоте Иване Сергеевиче Аксакове », в которой я вкратце рассказал о нем как мыслителе и общественном деятеле, все же следует еще добавить кое-что и обратиться к началу его славянофильской деятельности.
Как я уже сказал, И. Аксаков был гораздо более значим, как публицист, чем как поэт, но все же следует упомянуть и об этой стороне его таланта. Кроме того, интересно то, что он вполне мог сделать блестящую карьеру в качестве чиновника (он служил в министерстве внутренних дел), но дослужился лишь до чина надворного советника , что равнялось по табели о рангах званию подполковника. Как ни странно, но поэзия явилась поводом к его отставке от государственной службы. Аксаковым была написана поэма "Бродяга", герой которой был беглым крепостным. Из-за этой поэмы и произошла размолвка с начальством. Вот что сам поэт пишет в своей автобиографии:
« Вследствие доноса ярославского военного губернатора Ал. П. Бутурлина III Отделению, что Аксаков (с которым он находился в столкновении по службе) читает в обществе какую-то поэму противозаконного содержания под названием "Бродяга”, III Отделение сообщило о том графу Перовскому, который предписал официально Аксакову представить ему сего «Бродягу»; Аксаков и представил его, как следует, при рапорте. Министр скоро возвратил рукопись, не найдя в ней ничего предосудительного, но в предписании своем сделал Аксакову замечание и объявил, что занятие стихотворством неприлично человеку служащему, облеченному доверием правительства. Аксаков в ответ написал министру резкое письмо, вышел в отставку и возвратился к своему отцу в Москву, где и занялся литературой » [1].
После это было, в декабре 1851 года, Аксаковым написано стихотворение «Моим друзьям, немногим честным людям, состоящим на государственной службе», которое я не могу здесь не привести целиком:
В среде бездушной, где закон
Орудье лжи, где воздух смраден
И весь неправдой напоен, –
Один лишь ты мне был отраден,
Ты, малочисленный союз
Мужей без страха и без лести,
Себя добром взаимных
Скрепивший для добра и чести!
Досуга праздно не губя,
Вы чужды дерзких замышлений;
Вы не взложили на себя
Задачи целых поколений.
Скупой покорствуя судьбе,
Избравши путь, неяркий с виду,
Вы обрекли себя борьбе,
И слабых внемлете мольбе,
И мстите бедного обиду.
Я знаю – подвиг вам сужден
Докучный, тесный, ежедневный,
Но сколько раз прекрасней он
Печальной праздности душевной,
Бесплодным преданной мечтам!..
А вы, средь козней и проклятий,
Всё тот же пыл несли к трудам…
Мужайтесь! сил добудут вам
Благословенья меньших братии!
Я знаю – мелок ваш удел,
Но пышен плод усилий дружных:
Невинный в битве одолел –
Проснулась бодрость в безоружных!
И мог обиженный не раз
Изведать здесь, в среде разврата,
Что встретит в каждом он из вас,
На всякий день, на всякий час,
В делах добра слугу и брата!
Так пусть же дремлет в тишине
Тоска несбыточных желаний;
Зато, без праздных ожиданий,
Вы люди честные вполне.
Так жизнь скупа! предел так краток!
Надеждам смелым не созреть!
И благо всем, кому без взяток
Придется здесь разов десяток
Слезу вдовицы утереть,
Вновь возвратить стесненным грудям
Простор и воздух в душной мгле…
Так благо вам, хорошим людям,
За ваше дело на земле!
Начало Крымской войны в 1853 году вызвало у славянофилов надежду на то, что Россия окажет помощь страждущим от османского ига балканским славянам, как до этого она помогла восставшим грекам (в русско-турецкой войне 1828-29 гг.). Иван Аксаков отозвался на это событие стихотворением «На Дунай! туда, где новой славы...». Вот отрывок из него:
На Дунай! туда, где новой славы,
Славы чистой светит нам звезда,
Где на пир мы позваны кровавый,
Где, на спор взирая величавый,
Целый мир ждет Божьего суда!...
Однако поэт и мыслитель не ограничился лишь написанием стихов. Он, человек штатский, вступил в ополчение, в Серпуховскую дружину под началом князя Гагарина. Однако в боевых действиях Иван Аксаков поучаствовать не успел.
Тем не менее свою скрипку в этих событиях Иван Аксаков все же сыграл, в чем ему немало поспособствовал опыт чиновничьей службы. В дружине Аксаков занялся снаряжением и снабжением. Как пишет историк Сергей Лебедев в своей статье «Путь славянофила»: « Задача была невероятно трудной, поскольку ему приходилось иметь дело с несравненно более опасным неприятелем, чем англо-французы в Крыму. Казнокрадство в Крымскую войну приняло невероятные размеры, и именно в тылу Россия проиграла войну. Аксаков столкнулся с тем, что губернский комитет ополчения поставлял негодные вещи, больных лошадей, было украдено более половины отпущенных на ополчение денег. И все же Аксаков в таких условиях сумел все -таки снабдить и вооружить ополченцев. Его богатый опыт службы в судебном ведомстве позволял ему раскрывать все ухищрения казнокрадов. Аксаков со всей присущей ему работоспособностью проявил себя идеальным квартирмейстером. Этому он отдавался полностью. В одном из писем домой в мае 1855 года он писал: "Вчера целый день с утра до вечера...был посвящен сапогам и топорам" »[2].
Летом 1855 года Серпуховская дружина была подготовлена и двинулась на юг. Но пока она дошла до фронта, боевые действия прекратились. Однако для Аксакова война вовсе не закончилась.
Опыт чиновничьей службы и опыт, полученный Аксаковым в ходе подготовки ополчения пригодились ему в очень важном деле. Его пригласили в следственную комиссию князя В. И. Васильчикова, которая расследовала казнокрадства в Крымскую войну. В этой комиссии Аксаков играл очень важную роль. После окончания работы в комиссии Аксаков уже больше не возвращался к государственной службе, а занимался только литературной и общественной деятельностью, чем, конечно же, так же, и даже в большей степени, послужил России и Богу.
Хотя Иван Аксаков больше проявил себя в публицистике, чем в художественной литературе, нет никакого сомнения, что его поэзию, как и поэзию А.С. Хомякова , необходимо изучать в средних школах наряду с прочими классиками русской литературы.
Тимур (Сергий) Давлетшин
1. И.С. Аксаков. Автобиография. http://www.hrono.info/libris/lib_a/aks_is1862.php
2. С. В. Лебедев «Путь славянофила. Великий неизвестный» https://ruskline.ru/analitika/2008/07/24/put_slavyanofila
1.
Аксаковы (в старину Оксаковы) — древний русский дворянский род. Род внесён в Бархатную книгу. По сказкам XVII века, Аксаковы претендовали на происхождение от знатного варяга Шимона, прибывшего в Киев (1027). Фамильное прозвание Оксаковы впервые появляется в XV столетии.
Братья Аксаковы — основоположники и виднейшие идеологи славянофильства — сыновья русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791 — 1859), известного благодаря автобиографическому роману «Детские годы Багрова-внука» и сказке «Аленький цветочек».
У Сергея Тимофеевича Аксакова и его жены Ольги Семёновны Заплатиной родилось 11 детей.
Четверо из них умерли в младенчестве, а сын Михаил погиб в возрасте 17 лет.
Сергей и Ольга Аксаковы с большим уважением и трепетом относились к детям, воспитывая их свободными, трудолюбивыми и целеустремлёнными. В семье много читали вслух, устраивали детские костюмированные праздники и разыгрывали спектакли.
Братья Иван и Константин (ведущие славянофилы), и сестра Вера Аксаковы стали видными общественными деятелями и литераторами.
Другой сын великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова – Григорий Аксаков избрал в качестве своего жизненного пути не литературную стезю, а карьеру государственного чиновника. В разные годы Григорий Сергеевич занимал должности уфимского и самарского губернатора, тайного советника. Женой Гр. Аксакова стала уроженка Самарской губернии Софья Александровна Шишкова. В 1848 году у них родилась дочь Ольга, внучка Сергея Тим. Аксакова, посвятившего ей свою самую известную сказку — «Аленький цветочек».
Вот такие они русские Аксаковы!